Направленность и последствия конфликта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Позитивные Негативные Интеграция персонала Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявление недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии Активизация социальных связей Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей; функционального и социального партнерства Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству Сигнализация об очагах социальной напряженности Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатком в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом Инновация, содействие творческой инициативе Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений Функции конфликта Позитивные Негативные Трансформация (преобразование) деловых отношений Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия Ухудшение морально-психологической атмосферы; усложнение процесса восстановления деловых отношений и партнерского сотрудничества Информация об организации и ее персонале Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение «общего языка» Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями Профилактика противоборств Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур

 

Однако профилактика, как и улаживание конфликта, не могут его отменить. Но практически всегда есть возможность воздействовать на конфликтную ситуацию, влиять на поведение его участников с тем, чтобы снизить накал напряженности и ограничить масштабы противоборства.

Среди эффективных методов преодоления конфликтного противостояния выделяют социально-психологические методы – это правила, соблюдение которых дает возможность направить течение конфликта в умиротворяющее русло. К ним относятся:

- достижение определенного уровня культуры общения;

- использование необходимых и приемлемых примирительных процедур;

- соблюдение общезначимых принципов ведения переговоров;

 

Одной из важнейших особенностей управления организационными конфликтами является то, что их регулирование и разрешение основывается на прочной правовой базе (от Конституции РФ до отдельных приказов и распоряжений руководства организации). Одним из основных правовых документов, регламентирующих отношения в системе «работник-работодатель», является Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а для отдельных организаций – коллективный договор, в котором, как правило, оговариваются возможные варианты урегулирования трудовых споров и конфликтов.

При разрешении коллективных трудовых споров практически на всех уровнях управления осуществляется переговорный процесс. Это одна из основных и эффективных форм участия третьего лица (посредника) в разрешении конфликтов. Этот процесс в конфликтологии называют медиацией, а профессионального посредника – медиатором.

 

Этапы переговорного процесса:

1. подготовительный этап (сбор информации о содержании конфликта, об участниках, анализ причин, последствий конфликта, вариантов решения и т. п.);

2. начало переговоров (взаимный обмен информацией между участниками);

3. поиск приемлемого решения (обсуждение вариантов решения проблемы, уточнение позиций и мотивов субъектов конфликта, выработка компромиссного решения и др.);

4. завершение переговоров (уточнение деталей договора, определение сроков выполнения обязательств, распределение обязанностей, установление форм контроля и т. п.).

 

Социально-психологические методы пригодны в условиях любого конфликтного противоборства. Они в большинстве случаев открывают возможность снимать напряженность в отношениях и выбирать такой образ действий, который учитывает интересы различных сторон, вовлеченных в конфликт.

 

 

Вопросы для повторения:

 

1. Назовите основные признаки организации.

2. Что составляет внешнюю и внутреннюю среду организации?

3. Перечислите основные типы конфликтов в организации. Дайте им характеристику и опишите возможные причины их возникновения.

4. От чего зависит содержание управления конфликтами в организации?

5. Охарактеризуйте основные методы профилактики и урегулирования конфликтов.

 

 

Литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М., 1999. – Гл. 26, 28, 29, 37, 38.

2. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология. – М., 2001.

3. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

4. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М., 1999. – Гл. 7.

5. Конфликтология / под редакцией А. С. Кармина. – СПб., 1999. – Гл. 6, 13-15.

6. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.

7. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. – М., 1992.

8. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1990.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 237.