А.Ф. Лосев и учение о мифе. Переживания человека как опыт самого себя. Сфера мифа как сфера выстраданных и пережитых смыслов (Рогалевич Е.Г.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Под мифом жизни А.Ф. Лосев понимает саму реальность и конкретность бытия («Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизненен»). Миф жизни человека – это некая глобальная его установка на способ понимания мира, способ бытия. Сфера мифа – это сфера выстраданных и пережитых смыслов, которые вновь и вновь человек стремится переживать, и оттого она неизмеримо более сильна, нежели реальность как таковая, фактическая. И далеко не случайно то, что внимание многих исследователей вновь и вновь обращается к мифу.

По А.Ф. Лосеву любое реальное переживание всегда характеризуется бесконечной сложностью и противоречивостью, оно всегда мифично. А само выразительное бытие есть всегда синтез двух планов, одного – наиболее внешнего, очевидного, и другого – внутреннего, осмысляющего и подразумеваемого. Миф, как и переживание – наиболее чувственная, дышащая жизненной теплотой и энергией реальность. Поэтому миф говорит не о механизмах, но об организмах и даже больше того – о личностях. «В мифе, – пишет А.Ф. Лосев, – личность старается проявиться, высказать себя, иметь какую-то свою историю». Анализ личности через миф её жизни, через её стремление к проявлению в своей истории напрямую подводит нас к нарративной психологии, возникшей несколько десятилетий спустя в западной психологии. Бытие личностное обретает своё становление только в истории. Поэтому одно из определений мифа по Лосеву выглядит так: «…миф есть личностное бытие, данное исторически». Если на место слова «миф» мы поставим слово «переживание», то получим очень важную и точную характеристику последнего: переживание есть личностное бытие, данное исторически.

И даже наука не существует без мифа. Но, к сожалению, отмечает   А.Ф. Лосев, во многих учениях «нет теплоты и жизни, а есть канцелярская книга на производство тепла и жизни…». И далее: «Миф знания и миф веры – вот где подлинная человеческая, а не учебно-кабинетная реальность».

Миф выступает общим замыслом жизни, который начинает формироваться вместе с первыми представлениями о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое справедливость, красота, свобода и т.п. «В каждом человеке можно заметить, как бы ни была богата его психика, эту одну общую линию понимания вещей и обращения с ними. Такая линия свойственна только ему и никому больше». И поэтому важной особенностью мифа выступает то, что он «есть бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик личности».

В мифе отражено наиболее значимое для человека. Благодаря мифу возможно простраивание, «выверение» своей линии жизни в соответствии с ценностно-смысловыми образованиями. И поэтому переживания можно уподобить своеобразному «гирокомпасу» (метафора А.С. Шарова), который в изменяющихся социокультурных условиях позволяет человеку реализовать его жизненную стратегию.

Миф тоже перестраивается в событиях жизни, т.к. человек изменяет себя, он самоорганизуется именно через переживания, через рефлексивные переживания. Хотя миф, конечно же, имеет и неосознаваемый, непонятный для субъекта аспект. В основе мифа лежит эмоциональный корень, т.к. он всегда есть выражение жизненных и насущных стремлений. Он не только личностен, но и социален. Здесь опять мы можем обратиться к М.М. Бахтину, отмечавшему, что «принципы оформления души суть принципы оформления внутренней жизни извне, из другого сознания».

Социальная, социокультурная определённость мифа и переживания редко осознаётся человеком, но в моменты «прозрений» определенный порядок вещей, жизненный уклад и сама жизнь предстаёт как чудо (ещё одна характеристика мифа по А.Ф. Лосеву): «Всякий переживал это странное чувство, когда вдруг становится странным, что люди ходят, едят, спят, родятся, умирают, ссорятся, любят и пр., когда вдруг всё это оценивается с точки зрения какого-то другого, забытого и поруганного бытия, когда вся жизнь предстаёт вдруг как бесконечный символ, как сложнейший миф, как поразительное чудо». И поэтому определение мифа А.Ф. Лосев конкретизирует так: «Миф есть в словах данная чудесная личностная история». Таким образом, миф есть слово о личности, о её внутреннем бытии, о её переживаниях.

Вера и знание сходятся у Лосева в мифе. Поэтому миф – это оформленное переживание, переживание, которое выражено, которое этим выражением своим и живо. Переживание (в этом смысле) рождается в способе выражения. Переживание есть не только есть единство аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский), но он есть также и единство веры и знания. Вера есть воля, эмоционально заряженная. «…Я глубоко убеждён, – отмечает Лосев, – что чистое мышление играет весьма незначительную роль в жизни» [5].

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 289.