Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучая какую-либо психолого-педагогическую реальность, в большинстве случаев исследуется определенная выборка людей, которая всегда отбирается из большей по численности группы. Такая объемлющая группа называется генеральной совокупностью. Генеральная совокупность – это множество элементов, объединенных общей характеристикой, указывающей на их принадлежность к определенной системе. Выборкой называется любая подгруппа испытуемых, респондентов, выделенная из генеральной совокупности для проведения эксперимента.

Объем выборки обозначается буквой N, (N=25), может быть любым, но не меньше, чем 2. Различают выборки зависимые (связные) и независимые (несвязные). Выборки называются независимыми, если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияния на испытуемых другой выборки (например: педагоги и врачи). И напротив, выборки называются зависимыми, если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенные на одной выборке, оказывают влияние на другую (например, педагоги и учащиеся).

Планирование исследования должно включать в себя учет, как объема выборки, так и ряда ее особенностей. Так, в психолого-педагогических исследованиях важно требование однородности выборки по возрасту, профессии, и т.д., в зависимости от целей исследования. Другое требование – выборка должна как можно более полно отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности. Данное свойство выборки называется репрезентативностью.

Выделенное методологическое основание определяет требования к построению исследования и методам исследования, отвечающим методологическим принципам. Под методами понимаются разнообразные инструменты проникновения исследователя в суть явления и процессов [6, с. 143]. Вопросы выбора, классификации и систематизации методов всегда дискуссионны, так как они обусловлены выбором критерия их систематизации. Методы исследования конкретизируются в методиках, являющихся конкретным воплощением метода. Методы должны соответствовать целям исследования, требованиям валидности и надежности, характеристикам выборки (особенно возрастным характеристикам) и измерять предмет исследования. При выборе методов исследования можно столкнуться с ограниченными возможностями конкретного измерительного инструментария. Для выхода из такой ситуации необходимо детализировать представления о природе изучаемого явления и выбрать такие его проявления, которые доступны фиксации или измерению.

В настоящее время выделяются различные типы организации и построения исследования. В частности, С.А. Белановский [2] описывает количественный и качественный методологические подходы в организации исследования, которые дают основание выделить количественные и качественные методы исследования. Измерение в самом широком смысле может быть определено как приписывание числовых форм объектам или событиям, которое осуществляется по определенным правилам. Согласно С. Стивенсу (1960), существует четыре типа измерительных шкал (или способов измерения):

1) Номинативная, номинальная, или шкала наименований (качественные измерения). Номинальная шкала позволяет распределять объекты или субъекты их по ячейкам классификации. Например: дети из полной семьи – из неполной семьи. Количество оснований классификации может быть несколько, что позволяет подсчитать частоту встречаемого признака. Единица измерения, которой исследователь оперирует в случае номинативной шкалы, – это количество наблюдений (испытуемых, свойств, реакций и т. п.), которое может быть переведено в процентные доли.

 2) Порядковая, ординарная, или ранговая шкала (качественные измерения). Порядковая шкала – это шкала, классифицирующая свойства по принципу «больше – меньше», образуя последовательность от самого малого значения к самому большому значению (или наоборот). В порядковой шкале должно быть не менее трех уровней, например, «низкий уровень потребности в общении – средний уровень потребности в общении – высокий уровень потребности в общении». От уровней легко перейти к числам: низший уровень получает ранг 1, средний – ранг 2, а высший – ранг 3, или наоборот. Например, необходимо обозначить уровень компетенции по пяти градациям. Это можно осуществить следующим образом: очень низкий уровень – 1, низкий – 2, средний – 3, высокий – 4, очень высокий – 5.  Чем больше уровней в шкале, тем больше у нас возможностей для математической обработки полученных данных и проверки статистических гипотез. Все психолого-педагогические методы, использующие ранжирование, построены на применении порядковой шкалы. Если испытуемому предлагается проранжировать 18 терминальных ценностей по степени их значимости для него, или список личностных качеств педагога по степени привлекательности, то во всех этих случаях испытуемый совершает ранжирование, при котором количество рангов соответствует количеству ранжируемых субъектов или объектов (ценностей, качеств и т. п.).

3) Интервальная, или шкала равных интервалов (количественные измерения) – это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц», например, измерение времени решения задачи учащимися в секундах.

Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии. Размер интервала – величина фиксированная и постоянная на всех участках шкалы. Для измерения посредством шкалы интервалов устанавливаются специальные единицы измерения; в психологической диагностике − это стены и стенайны. Только измерение по строго стандартизированной тестовой методике может считаться измерением в интервальной шкале. Примером последней могут служить стандартизованные тесты интеллекта, личностный опросник профессионала (ЛОП) И.Г. Сенина, В.Е. Орла.

4) Шкала равных отношений, или шкала отношений (количественные измерения) – это шкала, классифицирующая объекты или субъекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. Особенностью этой шкалы является наличие твердо фиксированного нуля, который означает полное отсутствие какого-либо свойства или признака. Шкала отношений является наиболее информативной шкалой, допускающей любые математические операции и использование разнообразных статистических методов. Шкала отношений по сути очень близка интервальной: если строго фиксировать начало отсчета, то любая интервальная шкала превращается в шкалу отношений.  В качестве примера приводим шкалу оценки степени удовлетворенности условиями обучения в вузе: 0%__10%__20%__30%__40%__50%__60%__70%__80%__90%__100%.

Наблюдение как способ получения эмпирических данных. Наблюдение – это планомерное восприятие исследуемых явлений, обусловленное задачей наблюдателя. Оно требует выполнения ряда требований:

- компетентности наблюдателя в данном аспекте исследования;

- опыта аналогичных наблюдений;

- четкого понимания цели наблюдения, которая определяет предмет наблюдения;

- ситуацию наблюдения и программу;

- систему единиц или категорий наблюдения;

- выбор способа наблюдения.

В соответствии с этими параметрами осуществляется процедура наблюдения и протоколирования его результатов, позволяющая получить наблюдаемые факты. Протоколы наблюдения помещают в выпускной работе в раздел «Приложения». Данные наблюдения могут быть обработаны как качественным, так и количественным способом. Количественные данные наблюдения фиксируются либо количеством реакций определенной категории (шкалирование), либо измерением длительности наблюдаемого события (хронометраж). Полученные количественные данные могут подвергаться обработке и использоваться для подтверждения выдвинутой гипотезы.

Анкетирование - метод сбора данных, основанный на опросе при помощи анкет, которые представляют собой систему вопросов, объединенных единым замыслом. В содержание анкеты входят вопросы о замеряемых фактах и отношениях к ним личности. Часть вопросов – основные, отражают информацию об изучаемом явлении, другие являются вопросами-фильтрами и контрольными вопросами, оценивающими отношение респондента и искренность ответов. Достаточно часто анкетирование включает различные шкалы, в которых содержание ответа соответствует определенному баллу шкалы, что облегчает количественную обработку результатов.

Обработка результатов анкетирования осуществляется, как правило, в процентном отношении к количеству респондентов, участвующих в анкетировании. Например, подсчитывая количество положительных и отрицательных ответов на вопрос «Вам нравятся условия работы в школе?»,  можно получить процентное количество педагогов, которым эти условия подходят (65 %) или не подходят (35%). Возможна и качественная обработка результатов, при которой сравниваются различные тенденции в ответах.

    Тестирование - стандартизированное испытание, предназначенное для измерения индивидуально-психологических различий. Тест позволяет выявить актуальный уровень развития качеств или свойств личности и оценить их уровень в соответствии со стандартами (нормами) к данному тесту. Тест должен соответствовать предмету, целям и задачам исследования и исследуемой группе (по полу, возрасту, социальному положению и другим). Также тест должен быть психометрически обоснован и содержать стандартные нормы. Количественная обработка результатов тестирования проводится либо в первичных показателях (сырых баллах), либо в оценках стандартных шкал (стенах, IQ и других, представленных в методическом руководстве к использованию теста).

    Метод экспертной оценки - метод, основанный на возможностях, знаниях и навыках специалистов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку, сделать заключение и выводы относительно свойств объекта путем его прямого изучения и восприятия. Метод предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. Широко применяется в психолого-педагогических исследованиях личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов и другие специалисты. Экспертные оценки целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это лучше сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки выраженности этих свойств или элементов поведения.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных, плохо формализуемых проблем, являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов.

Рассматриваемый метод оценок особенно важен для педагогических исследований:

­ во-первых, он позволяет получить первичную информацию  о характеристиках личности, группы, степени успешности деятельности, явлениях, процессах за относительно короткий период времени, что может составить основу для их более углубленного исследования;

- во-вторых, в профессиональном отношении метод экспертных оценок более доступен для применения по сравнению с другими методами;

- в-третьих, метод, с одной стороны, достаточно универсален и применим для оценки различных выборок, а с другой – предполагает свою конкретизацию применительно к проблеме, личности или группе (за счет привлечения специалистов и отбора значимых критериев оценки);

- в-четвертых, метод ориентирован на решение, прежде всего, практических задач;

- в-пятых, метод нередко используется в тех условиях, когда имеются серьезные трудности в оценке явления, процесса с помощью других методов, которые могут оказаться недостаточно надежными.

Перечень типовых задач, решаемых методом экспертных оценок:

1) определение целей и задач управленческой деятельности с упорядочением их по степени важности;

2) определение степени соответствия исследуемых характеристик (компетенций) личности или группы выделенным критериям;

3) выявление результатов учебной и профессиональной деятельности;

4) определение областей развития, обучения, планирования карьеры сотрудников;

5) определение степени влияния фактов, событий на жизнедеятельность личности или группы.

Для решения перечисленных типовых задач в настоящее время применяют различные разновидности метода экспертных оценок, к которым относятся: анкетирование, интервьюирование, метод «360 градусов». 

Метод экспертных оценок предполагает использование шкал оценивания [9]. Приведем примеры наиболее используемых оценочных шкал.

1. Двухбалльная шкала:

− неудовлетворительно;

− удовлетворительно.

2. Трехбалльная шкала:

− ниже ожиданий;

− соответствует ожиданиям;

− превышает ожидания.

3. Пятибалльная шкала:

− низкий уровень;

− скорее низкий;

− средний уровень;

− скорее высокий;

− высокий уровень.

4. Семибалльная шкала:

− неудовлетворительный уровень выполнения работы (учебной деятельности);

− выполняется не в полном объеме;

− выполняется, но с невысоким качеством;

− выполняется на среднем, достаточном уровне;

− выполняется в соответствии с требованиями в необходимом объеме;

− выполняется на высоком уровне;

− работа (учебная деятельность) выполняется на высоком профессиональном уровне, превышающем должностные обязанности.

В качестве примера предлагаем карту экспертной оценки педагогами степени сформированности коммуникативных универсальных действий учащихся [9, с. 440].

Таблица 1.2

Дата: 2018-09-13, просмотров: 587.