Учение Эпикур о преодолении страха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

15.Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

16.Античная и средневековая философии: общее и особенное.

17.Философские идеи Библии и Корана.

18.Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

19.Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

20.Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность до настоящего времени?

21.Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?

22.Философские идеи Дж.Бруно.

23.Проявления секуляризации в философии Возрождения.

24.Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

25 .Принцип согласия всех учений Пико де ла Мирандолы.

       26.Что значит «знать» (полемика эмпириков и рационалистов).

       27. Паскаль: «Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени»

28.Каковы философские последствия научной революции ХVII века?

      29.Философские идеалы эпохи просвещения.

      30.Философское значение открытий И.Ньютона.

      31.Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.

      32. Различие между рассудком и разумом у Канта.

      33.В чем Гегель видел «хитрости Мирового Разума»?

34.В чем причина взлета и исчерпаемости немецкой классической философии?

35.Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

36.Аполлоновское и дионисовское начала в концепции Ницше.

37.«Экзистенциализм – это гуманизм» Ж.-П.Сартр.

38.«Первый», «второй», «третий» позитивизм – проблема преемственности.

39.В чем причина повышенного внимания философии ХХ века к проблеме языка?

     40.Значение учения А. Шопенгауэра для современной западной философии.

     41.Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.

      42.Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов.

43.П.Я.Чаадаев и его историософская концепция.

44.Место русской философии в мировой культуре.

45.Основные направления развития отечественной философии после 1917 года.

46.Природа мифов о сотворении мира.

47.Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.

       48.Социальное пространство и социальное время.

49.Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.

50.Понятие «природы» и особенности его формирования и эволюции.

51.Является ли регресс развитием вспять?

52.Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

53.Диалектические законы Гегеля

54.Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.

      55.Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

      56.Творческие способности человека: их пределы и условия.

     57.Делает ли разум человека человеком?

     58.Смысл жизни. Проблема «подлинного» и «неподлинного бытия».

     59.Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть?

     60.Что такое духовные потребности человека?

61.Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.

62.Чем определяется уровень развития общества?

63.Законы природы и законы общества: общее и специфическое.

64.Может ли общество существовать без власти и без государства?

65.Существует ли направление в развитии общества?

66.Какое общество можно назвать «цивилизованным»?

67.Как проявляется ценностная ориентация религиозной личности?

68.Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность.

69.Правда и правдоподобие в искусстве.

       70.Почему происходит смена ценностей в истории человечества?

71.Делает ли разум человека человеком?

72.А.А.Ибн-Сина о природе сознания.

73.Существует ли язык животных?

74.Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

75.Сознание и бессознательное.

76.Есть ли предел познаваемости мира?

77.В чем социальная опасность искажения истины?

78.Знание и вера: общее и особенное.

79.Познание и интуиция.

     80.Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания?

     81.Почему мы доверяем научным выводам?

     82.Предположение и гипотеза.

     83.Возможен ли «социальный эксперимент»?

     84.Можно ли достичь истины ненаучными способами познания?

     85.Наука и основные стадии ее исторического развития.

     86.Техника и технология.

     87.Как соотносятся наука и политика, наука и этика?

     88.Техника и исторические этапы ее развития.

     89.Естествознание и техникознание.

     90.Гуманитарные науки: pro et contra.

91.Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху?

92.Техносфера и биосфера: общее и специфическое.

93.В какой степени глобальные проблемы выражают единство человечества, а в какой - его разобщенность?

94.Могут ли сценарии будущего быть научными?

95.Какой смысл в классификации глобальных проблем современности?


5. Вопросы к экзамену по всему курсу:

 

Вопросы по истории философии

Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологи к философии.

Человек в философии и культуре Древнего Востока.

Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.

Космоцентризм античной философии.

Основные этапы развития античной философии.

Поиск первоосновы мира в античной философии.

Атомистическое учение Демокрита.

Суть принципа софистов: «Человек есть мера всех вещей».

Философия Сократа.

Учение Платона об «идеи».

Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.

Теоцентризм средневековой философии.

Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.

Патристика: суть учения и основные представители.

Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.

Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.

Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию.

Учения Ф.Бэкона и Р.Декарта: общее и различное.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии ХVII века.

Философские идеалы эпохи Просвещения.

Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы.

«Категорический императив» И.Канта.

Соотношение системы и метода в философии Гегеля.

Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.

Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.

Философская концепция К.Маркса.

Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

Основные принципы философии прагматизма и его представители.

Герменевтика как философское направление.

Сциентизм и антисциентизм.

Человек в «философии жизни».

Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.

Проблема свободы в экзистенциализме.

Религиозная философия ХХ века.

Особенности развития русской философии и ее периодизация.

Значение для русской философии творчества М.В.Ломоносова.

Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».

Философские идеи Ф.Достоевского и Л.Толстого и их влияние на духовную жизнь России.

Философская система Вл.Соловьева.

«Русский космизм» как философское направление.

Проблема «Запад – Россия - Восток», ее философские аспекты.

 


Вопросы по философским проблемам

Предмет философии и основные аспекты философского знания.

Мировоззрение, знание, вера.

Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.

Понятия «мир», «реальность» и «картина мира». Условия формирования картины мира и ее изменения.

Понятие идеального. Идеальное и реальное, идеальное и идеал.

Категория бытия в философии.

Идея развития и модификации ее философского воплощения.

Пространство и время как философские категории.

 Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.

Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

Сознание и бессознательное. Сознание и язык.

Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.

Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.

Основные этапы и формы процесса познания.

Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истинности.

Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.

Методы и формы научного познания.

Предсказание и прогноз. Научный прогноз. Особенности социального прогнозирования.

Понятия «общество» и «социальные отношения». Система социальных отношений.

Проблема типологии исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби).

Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия.

Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества.

Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки. Философия техники.

Понятие «информация». Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры.

Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 219.