Методология и МеТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ                  В АРХИТЕКТУРНОЙ И   ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методология и МеТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ                  В АРХИТЕКТУРНОЙ И   ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКЕ

 

 

НОВОСИБИРСК 2018


Министерство образования и науки
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

новосибирский государственный
архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

 

 




С.В. Литвинов

 

Методология и МеТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ                  В АРХИТЕКТУРНОЙ И   ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКЕ

 

 

Учебно-методическое пособие для магистрантов и аспирантов укрупненной группы направлений подготовки

 07.00.00 «Архитектура»

Всех форм обучения

 

НОВОСИБИРСК 2018


УДК 72+711.4/6

ББК 85.11+85.118

Л 641


Литвинов С.В.

Методология и методы исследования в архитектурной и градостроительной науке : учеб. пособие / С. В. Литвинов; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). – Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2018. – 107 с.

ISBN 978-5-7795-0835-3

 

В учебном пособии излагаются особенности научно-исследовательской деятельности в сфере архитектуры и градостроительства; объясняется различие содержания понятий «методология», «методологический подход», «метод» и «методика» исследования; рассматриваются методологические подходы, свойственные архитектурно-градостроительным исследованиям, а также специфика реализации конкретных исследовательских методов.

Рецензенты:

 
 

- Г.Н. Туманик, д.арх.. профессор кафедры ГиЛА НГУАДИ;

- В.Г. Себешев, к.т.н. профессор кафедры СМ НГАСУ (Сибстрин)

- Г.П. Ерохин, к.арх., доцент , заведующий кафедрой ГиЛА НГУАДИ

     
ISBN 978-5-7795-0835-3 ã Литвинов С.В., 2018
ã Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2017

Содержание

 

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ   5
МЕСТО АРХИТЕКТУРНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКИ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ   6
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ   10
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА   13
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МЕТОДОЛОГИЯ» «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД», «МЕТОД» И «МЕТОДИКА» ИССЛЕДОВАНИЯ   30
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ   35
Пространственный подход 35
Системный подход 36
Социально-функциональный подход  
Структурный подход  
Социологический подход  
Антропологический подход  
Экологический подход   
Инженерно-технический подход  
Эстетический подход  
Композиционный подход  
Историко-хронологический подход  
Творческий подход  
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ В АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 44
Теоретические методы-операции 44
Анализ 44
Синтез 46
Сравнение  
Абстрагирование и конкретизация  
Конкретизация  
Обобщение  
Формализация  
Индукция и дедукция  
Идеализация  
Аналогия, моделирование  
Мысленный эксперимент  
Воображение  
Теоретические методы-действия 62
Диалетика  
Научные теории, подтверждаемые практикой  
Доказательство  
метод анализа систем знаний  
Дедуктивный (аксиоматический) метод и индуктивно-дедуктивный метод  
Выявление и разрешение противоречий  
Экспериментальные методы-операции 70
Изучение литературы, документов и результатов деятельности 70
Наблюдение  
Измерение  
Опрос  
Метод экспертных оценок  
Экспериментальные методы-действия 97
Опытная работа  
Эксперимент  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 109

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами уровней подготовки «Магистратура» и «Аспирантура» укрупненной группы направлений подготовки 07.00.00 «Архитектура» «Архитектура» основным видом деятельности, на который ориентируются обучающиеся студенты и аспиранты, является - научно-исследовательская деятельность, которая, очевидно, отличается от других видов человеческой деятельности своей специфической методологией.

Программы академической магистратуры и аспирантуры предполагают формирование у обучающихся компетенций, прежде всего, научно-исследовательского вида профессиональной деятельности. В настоящее время в научной и учебной литературе по архитектуре и градостроительству достаточно хорошо освещается методология прикладных сторон профессиональной деятельности (методология проектирования, методология творчества), а сведения по методологии архитектурных и  градостроительных исследований разрознены в отдельных статьях. Анализ авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата архитектуры, а также магистерских диссертаций показывает, что о методологическом аппарате своих же исследований многие авторы имеют не совсем ясное представление, зачастую ставится знак равенства между понятиями «методология», «методика», «методы» работы. В результате интересные по содержанию работы не имеют методологической стройности, иногда не строго логичны. Это говорит о том, что еще на ранних этапах становления исследователя (как правило, это время обучения в магистратуре) необходимо сформировать у него четкие компетенции в сфере методологии научной деятельности вообще и методологии архитектурных (и градостроительных) исследований в частности.

Для качественного выполнения исследовательских работ и оформления полученных результатов необходимо четко представлять себе суть и взаимосвязь таких основных понятий, как методология, метод и методика.

Цель учебно-методического пособия – помочь, начинающему исследователю освоить методологию исследовательской работы. Поскольку целевой аудиторией пособия являются, обучающиеся по направлениям «Архитектура» или «Градостроительство», в нем делается акцент на методологических подходах архитектурной и градостроительной наук, рассматриваются особенности применения общенаучных методов в тематиках этих наук, а также рассматриваются специальные методы, характерные именно этим наукам.

 

Стадия моделирования.

Этап построения моделей.

Роль модели в научно-исследовательской работе принадлежит гипотезе. Гипотеза – познавательная модель, предположительное знание, модель возможного нового научного знания. Гипотезы могут быть двух видов: описательные и объяснительные. Гипотеза должна формулироваться исключительно в строгих рамках той предметной области, в которой изучается поставленная исследователем проблема [5,С.174-175].

 В научно-методологических аппаратах публикуемых диссертаций по архитектурно-градостроительным специальностям очень часто опускается формулирование гипотезы. Это методологически неверно, поскольку гипотеза, если исследователь постоянно имеет ее в виду, помогает строго последовательно рассуждать, делать конкретные логические выводы и проверять их эмпирически. Гипотеза определяет направление научного поиска.

Отсутствие формулировок гипотез в исследовательских работах по архитектуре и градостроительству в некоторой степени можно объяснить, с одной стороны, особенностью объекта исследования (материально-пространственная среда), что естественно делает эти работы практикоориентированными, обладающие низким уровнем теоретизации;  с другой стороны, выдвижение гипотезы особенно важно в исследованиях, предполагающих проведение эксперимента (физического, социального), поскольку гипотеза определяет программу эксперимента; физических экспериментов в исследованиях проблем архитектуры и градостроительства практически нет, а экспериментальные социологические методы применяются достаточно широко.

В исследованиях исторического и сравнительного характера гипотеза может не формулироваться, если нет последующей их теоретической интерпретации. Действительно, зачем предполагать результат конкретного исторического или сравнительного анализа. Приведем примеры, защищенных кандидатских диссертаций, в которых гипотеза сформулирована.

В работе с целью «выявление основных тенденций развития теории и практики архитектурной реставрации в Италии в 1990 – 2000-х гг.» гипотезой является предположение «наличие в архитектурной реставрации в Италии рассматриваемого времени сложного соединения общепринятой теоретической основы реставрационной деятельности с распространенностью отклонений от принятой нормы на практике». В работе с целью «определение перспектив развития архитектурно-планировочной структуры туристско-рекреационных территорий в условиях ограниченного ресурсного потенциала региона» гипотезой является предположение о том, что «территориальные факторы, сдерживающие развитие сферы отдыха и туризма, могут на самом деле использоваться как факторы своеобразия территории и туристической привлекательности местности при условии рациональной планировочной организации ресурсного потенциала».

Стадия конструирования.

Этап декомпозиции.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования. Решение задач обеспечивает достижение общей цели исследования. В этом смысле формулирование задач представляет собой декомпозицию цели.

Под задачей понимается данная в определенных  конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Задачи исследования обычно формулируются в одном из двух вариантов. Вариант первый – более простой и не строгий, хотя и допустимый, например, в практике оформления кандидатских и магистерских диссертаций – задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. Но, вообще говоря, это не научные задачи как таковые, а скорее процессуальные компоненты исследования. Они формулируются в глаголах: «изучить», «проанализировать», «попробовать» и т.п. В этом случае четко просматривается этапная, временная структура построения задач исследования – каждая следующая задача может решаться только на основе решения предыдущей. Второй вариант, более сложный и строгий в научном плане и более предпочтительный: задачи формулируются тоже как относительно самостоятельные, законченные части исследования. Но здесь такая временная последовательность, как в предыдущем случае, прямо не просматривается. Задачи тут выступают как необходимость решения отдельных подпроблем по отношению к проблеме исследования и как частные цели (подцели) по отношению к общей цели исследования, заданные, естественно, в конкретных условиях, налагаемых сформулированной гипотезой исследования [5, С.176, 177].

Из формулировки задач вытекают названия глав (разделов) и параграфов (подразделов) работы.

Этап агрегирования.

В научно-исследовательской работе данный этап отсутствует, так задача связаны друг с другом логически и дополнительного их агрегирования (согласования), в отличие от практической или художественной деятельности, не требуется.

1.3.3 Этап исследования условий (ресурсных возможностей). Данный этап отсутствует, поскольку научно-исследовательская работа не предполагает создания физических объектов.

1.3.4 Этап построения программы исследования.

Программа – это документ, который включает в себя описание проблемы, объекта, предмета исследования, его цели, гипотезы, задачи, методологических основ и методов исследования; выделение задач и наименование разделов содержания научно-исследовательской работы. Кроме того, создание программы исследования включает в себя еще планирование, то есть разработку временного графика выполнения намеченных работ. Хотя многие научные работники весьма скептически относятся к планированию научных исследований, опыт показывает, что планирование является полезным организующим, в том числе самоорганизующим началом [5, С. 177].

Программа фиксируется во введении текста работы; основам ее продумывания и написания в архитектурно-градостроительной науке собственно посвящено данное учебное пособие.

Во введении диссертационных исследований есть также такие компоненты научно-методологических аппаратов исследования как актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту. Данные компоненты не являются содержанием собственно методологии исследовательской работы, а лишь неотъемлемой частью квалификационных работ.

1.4 Стадия технологической подготовки.

1.4.1 Этап технологической подготовки исследования в заключается в сборе эмпирического материала. В исследовательских работах по теоретическим и практическим проблемам архитектуры и градостроительства материал собирается в визуальной перцептивной форме в виде фотографий, рисунков, чертежей, компьютерных моделей (см пункт 1.1.4) исследуемых объектов. Кроме того, возможна подготовка бланков протоколов наблюдений, натурных обследований (например, условий восприятия отдельного памятника архитектуры или градостроительной композиции, пространственного распределения какого-либо признака), анкет социологических оценок архитектурных или градостроительных объектов экспертами, проектировщиками, критиками, населением; приобретение или изготовлении необходимого оборудования, создание необходимого программного обеспечения и т.п.

2. Технологическая фаза научного исследования, в процессе которой реализуется работа в соответствии с поставленной целью, состоит из двух стадий: проведение исследования и оформления результатов.

2.1В процессе проведения исследования по сути происходит реализации исследовательской модели: непосредственная проверка построенной научной гипотезы в соответствии с разработанным на стадии конструирования задачами и программой исследования (пункты 1.3.1 и 1.3.4). Эта стадия состоит из двух этапов.

2.1.1 Теоретичес кий этап (анализ и систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической части исследования). На этом этапе применяются различные методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация (подробно эти методы будут рассмотрены ниже). Как уже отмечалось, материалом этих теоретических методов-операций является определенный практический феномен (той или архитектурно-градостроительной реальности), зафиксированный на профессиональном языке чертежей, зарисовок, схем, фотоизображений, архитектурных обмеров, изображений аэрофотосъемки, компьютерных графических моделей и др.  В случае отсутствия или недостаточности материала необходим его сбор, накопление – реализация эмпирического этапа.

2.1.2 Эмпирический этап – в общем случае проведение опытно-экспериментальной работы. В архитектурно-градостроительной науке это всевозможные натурные обследования памятников архитектуры (замеры, раскрытия, зондажи), фрагментов городской среды, например с целью изучения пространственного распределения функций или технического состояния застройки, или с целью формирования и условий восприятия архитектурно-градостроительных композиций (ансамблей) и т.п. К эмпирическим также будут относиться различные социологические исследования с целью дальнейшего социально-функционального анализа архитектурных и градостроительных объектов.

2.2 Стадия оформления результатов состоит из двух этапов:

2.2.1 Апробация результатов исследования в докладах и выступлениях на конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.

2.2.2 Написание и публикация результатов в формах научно-литературной продукции: статей, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, монографий, методических пособий ит.д.

3. Рефлексивная фаза научного исследования – оценка (в том числе самооценка результатов) и рефлексия.

Оценка научного исследования – это одновременно процесс оценивания, который нередко сам является исследованием и собственно сама оценка как некое заключение о качестве исследования.

Рефлексия (от. reflexio – обращение назад) - это одна из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.

Существует три вида рефлексии [11]:

- элементарная рефлексия, приводящая к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значении;

- научная рефлексия – критика и анализ теоретического знания, проводимые на основе тех методов и приемов, которые свойственны данной области научного знания;

- философская рефлексия – это осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом.

Рефлексия на исследовательскую работу чаще всего является элементарной. Любой специалист в рассматриваемой сфере знания может достаточно быстро заключить о значении, достоинствах и недостатках оцениваемой работы. Много сложней научная рефлексия, которая, по сути, является новой исследовательской работой, осуществляемой по методологии научной деятельности, содержащей свои фазы, стадии и этапы.

Саморефлексия – это, своего рода, новый цикл (продолжение) научного исследования.

 

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МЕТОДОЛОГИЯ» «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД», «МЕТОД» И «МЕТОДИКА» ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Определяющую роль в построении научной работы играют применяемые методы исследования. Прежде чем рассмотреть традиционную классификацию общенаучных методов и их реализацию в архитектурно-градостроительных исследованиях необходимо различить понятия «методология», «методологический (исследовательский) подход», «метод» и «методика» исследования.

Методология (от греч. Μέθοδος – метод и λογία – знание, учение) – «учение о методе». Понятие «методология» имеет несколько толкований. В широком смысле оно означает философскую исходную позицию научного познания. В узком смысле это понятие трактуется как теория научного познания в конкретной научной дисциплине. Однако, как уже отмечалось, в современных исследованиях утверждается деятельностный характер методологии. «Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [11, С.365]. Понятие «методология архитектурно-градостроительной науки» можно определить с учетом сущностных характеристик понятия «методология», выделенных в философских исследованиях. В этом случае методология архитектурно-градостроительной науки рассматривается как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической архитектурно-градостроительной действительности.

Понятие «методология» является исходным по отношению к понятию «методологический подход». Последнее определяется «как принципиальная методологическая ориентация исследования, как точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип руководящий общей стратегией исследования» [12, С.74]. Например: ландшафтно-экологический подход в градостроительстве (в научной литературе можно встретить формулировку «ландшафтно-экологическая методология»); функциональный подход в архитектуре и т.п.

По мнению автора учебного пособия в рамках архитектурно-градостроительной науке, с определенной долей упрощения, можно считать, что методологический (исследовательский) подход как бы «вычленяет» из объекта исследования предмет исследования. Подход является своего рода призмой, через которую исследователь в объекте своего исследования определяет предмет. Иными словами, разные методологический подходы по отношению к одному и тому же объекту определяют разные предметы исследования.

 Например, рассмотрение в качестве объекта исследования определенной градостроительной системы с позиций ландшафтно-экологического подхода позволяет определить следующий предмет – принципы, условия, факторы оптимизации взаимодействия этой градостроительной системы с окружающей природной средой. Рассмотрение этой же градостроительной системы с позиций структурно-функционального подхода определяет предмет – принципы и закономерности формирования структурно-функциональной организации данной градостроительной системы.

Такое упрощение вносит ясность в  различение и соотношение понятий «методология», «методологический подход», «объект» и «предмет» исследования в архитектурно-градостроительных исследованиях и может быть рекомендовано начинающим исследователям в качестве правила. Однако необходимо иметь в виду, что существуют общенаучные методологические подходы, в рамках которых объемлются другие, более частные, подходы. В следующем разделе учебного пособия рассматриваются как общие, так и частные методологические подходы, свойственные для архитектурно-градостроительных исследований.

Понятие «метод», также можно вывести из понимания методологии, как учения об организации деятельности. Тогда научное исследование – это цикл деятельности, а его структурными единицами являются направленные действия.

Как известно, действие – единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия [5, С.101]. Исходя из этого выделяются (см. Табл. 2): методы-операции и методы-действия. Такой подход не противоречит определению метода, которое дает Энциклопедический словарь [13]:

– во-первых, метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи – метод-действие;

– во-вторых, метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности – метод-операция [5, С.100].

Таблица 2. Исследовательские методы

Теоретические

Эмпирические

Методы-операции Методы-действия Методы-операции Методы-действия
· анализ · синтез · сравнение · абстрагирование · конкретизация · обобщение · формализация · индукция · дедукция · идеализация · аналогия · моделирование · мысленный эксперимент · воображение · диалектика (как метод) · научные теории, проверенные практикой · доказательство · метод анализа систем знаний · дедуктивный (аксиоматический) метод · индуктивно- дедуктивный метод · выявление и разрешение противоречий · постановка проблемы · построение гипотез · изучение литературы, документов и результатов деятельности · наблюдение · измерение · опрос (устный и письменный) · экспертные оценки · тестирование · методы отслеживания объекта: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта · методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент

Нет смысла рассматривать общую характеристику данных методов, поскольку она дана в обширной философской и методологической литературе. Ниже будет рассмотрена специфика реализации данных методов в архитектурно-градостроительных исследованиях.

Понятие «методика» вполне однозначно определяется словарями как конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа осуществления [14].

Например, в прикладных градостроительных исследованиях метод рельефного анализа территории реализуется в следующей последовательности:

1) на основе топографического плана исследуемой территории изображается с помощь горизонталей генерализованная форма ее рельефа (фиксируются все элементы рельефа: водоразделы, тальвеги, подошвы склоны, бровки обрывов и т.п.); данную операцию можно выполнить на основе обработанных данных результатов лазерного сканирования территории;

2) строится планограмма распределения территории по уклонам; для этого на генерализованный рельеф накладывается регулярная сетка, размер ячейки которой определяется требуемой точностью исследования и масштабом исходного топографического плана;

3) в пределах каждой территориальной ячейки определяется средний уклон и направление падения рельефа (экспозиция склона тячейки);

4) на основе результатов анализа крутизны рельефа и экспозиции каждой ячейки вся исследуемая террито­рия зонируется по степени ее пригодности для того или иного вида функцио­нального использования [Прикладные методы градостроительных исследований].

Таким образом, понятия «методология», «методологический подход», «метод» и «методика» представляют собой логическую цепочку. Эти понятия взаимосвязаны по принципу «от общего к частному» («от абстрактного к конкретному»). Представляя эту взаимосвязь схематично, можно сказать, что методология конкретной науки – это совокупность ее методологических подходов, каждый методологический подход имеет арсенал исследовательских методов, а метод реализуется в процессе исследования в виде конкретной методики (см. рисунок1).

 

Рисунок 1. Схема соотношения понятий «методология», «методологический подход», «метод» и «методика» исследования

Нужно отметить, что такая схематизация понятий, позволяет начинающему исследователю четко определить применяемые им методы. Осмысление того, в рамках какого (каких) методологических подходов ведется исследование, делает предметным применяемый метод. Исследователь, описывая методологию своего исследования, уже не просто заявляет, что, например, он применял анализ и синтез в качестве основных методов исследования (это очень не точно), а говорит, что именно подвергалось анализу, как именно результаты анализа помогли синтезировать знание о предмете.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Пространственный подход вытекает из специфики архитектурно-градостроительной деятельности, является общим для всех исследований, в которых в качестве объекта исследования выделяется материально-пространственная среда жизнедеятельности человека (та или иная ее часть), будь то здания, сооружения, территориально-пространственные объекты (города, системы расселения) и т.п. Пространственный подход предполагает пространственное представление (видение) объекта исследования, фиксацию его свойств и характеристик в пространственном выражении.

Системный подход является общенаучным подходом. Он «видит» изучаемые объекты (объекты архитектуры и градостроительства) как системы, имеющие внутреннюю организацию и, одновременно, являющиеся элементами более масштабных систем. Это подход – всеобъемлющий, поскольку вбирает в себя все остальные подходы.

Система (греч. – «составленное из частей», «соединение», от «соединяю, составляю») – объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе [15].

Как и всякое фундаментальное понятие, этот термин лучше всего конкретизируется в процессе рассмотрения его основных свойств. Таких свойств выделяется четыре [16].

1.Система есть, прежде всего, совокупность элементов. При определенных условиях сами элементы могут рассматриваться как системы.

2. Наличие существенных связей между элементами и (или) их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему. Под существенными связями понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью определяют интегративные свойства системы. Указанное свойство отличает систему от простого конгломерата и выделяет ее из окружающей среды в виде целостного объекта.

3. Наличие определенной организации, что проявляется в снижении термодинамической энтропии (степени неопределенности) системы по сравнению с энтропией системо-формирующих факторов, определяющих возможность создания системы. К этим факторам относят число элементов системы, число существенных связей, которыми может обладать элемент, число квантов пространства и времени.

4. Существование интегративных свойств, т. е. присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Их наличие показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Вывод: система не сводится к простой совокупности элементов, и, расчленяя систему на отдельные части, нельзя познать все свойства системы в целом [16].

Очевидно, что архитектурные и градостроительные объекты в полноте обладают указанными свойствами, а значит, могут рассматриваться как системы.

Терминология, цели и методы системного анализа к сфере градостроительства были приложены в работах А.Э. Гутнова. «Градостроительная система (ГС) – относительно обособленная, функционально связанная область организованной человеком пространственной среды, в пределах которой реализуется комплекс основных видов социальной активности населения. Внутренняя целостность ГС обусловлена устойчивостью социально-функциональных связей, которые осуществляются на ее территории с помощью развитой коммуникационной сети. Размеры и реальные границы ГС определяются величиной предельно допустимых затрат времени на регулярные (повседневные) внутренние сообщения с трудовыми и культурно-потребительскими целями. В рамках суточного цикла жизнедеятельности эта величина, как правило, составляет не более 1 часа на целевую поездку в одном направлении». «Термин «градостроительная система» переносит центр тяжести исследования города на изучение внутренних сущностных взаимосвязей объекта, на выявление наиболее общих свойств его структурно-функциональной организации». (СФО). Вопросы о строении и развитии города при использовании системного подхода формулируются более точно: какова структурно-функциональная организация градостроительной системы? Каковы закономерности ее развития в пространстве и во времени? [17]

 Рассмотрение объектов архитектуры и градостроительства как систем предполагает выявление всех составляющих их элементов и системообразующих связей, отношений, факторов. При этом исследование системы может иметь следующие аспекты [18]:

компонентный – изучение состава системы: определяется весь массив элементов, выделяются те элементы, взаимодействие которых обеспечивает целостность системы;

структурный – изучение внутренних связей и взаимоотношений элементов системы, определение роли и функции каждой связи (т.е. внутренней формы системы);

функциональный – изучение функциональной организации системы (назначения элементов);

коммуникационный – изучение системы во взаимодействии с окружающей средой; определение характера воздействий на систему;

процессуальный – предполагает рассмотрение развития системы во времени (изменения состояния системы, ее элементов и связей между ними), возможных перспектив ее развития.

Социально-функциональный подход исходит из обусловленности архитектурных и градостроительных форм некой функцией. При этом функция понимается:

· как цель архитектурного (градостроительного) объекта;

· как жизнь этого объекта, социально-пространственное выражение его существования;

· как процесс, движение, изменение;

· функция как выраженная целесообразность [19].

Социально-функциональный подход предполагает изучение особенностей развития жизненных социокультурных процессов обуславливающих исследуемый архитектурный объект. В промышленной архитектуре эти процессы усложняются или заменяются технологией производства, в градостроительстве – территориальной организацией производственных и непроизводственных процессов, весьма разнообразных и сложных как в качественном, так и в количественном отношении. В рамках данного подхода исследователь получает социальную модель архитектурного объекта или социально-функциональную программу организации градостроительного объекта

Структурный подход дополняет функциональный подход и предполагает фиксацию внимания исследователя на базовых характеристиках связей между элементами рассматриваемого типа объектов, определяющих его структурную целостность. В гражданской архитектуре этими характеристиками являются типы людских потоков, их параметры и закономерности движения. В промышленной архитектуре – различные технологические связи.

Социологический подход в архитектуре и градостроительстве предполагает исследование различных социальных структур и социальных процессов. Научные работы в рамках данного подхода предполагают исследование образа жизни человека (или определенного сообщества), социально-демографических, социально-психологических, социально-профессиональных и других социальных факторов как формообразующих начал в архитектуре и градостроительстве.

Антропологический подход в архитектуре предполагает изучение человека:

1) как физической меры организации архитектурных форм и пространств; при этом внимание исследователя обращается на геометрические и физические параметры человеческого тела;

2) как меры социальной организации архитектурных форм и пространств; внимание обращается на место и движение человека в социальной структуре общества, его социальный статус;

3) как источник метафор в архитектурных формах; внимание исследователя обращается на переносные смыслы в архитектуре: на образ человека в архитектурных формах [19, С.22].

Конструкции и отделка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Материал конструкций

0

0

0

3

0

0

0

0

0

0

0

0

1

-

2

1

1

1

2

3

3

17

3,4

85

П

Натуральные отделочные материалы

0

1

0

2

0

0

0

0

0

0

0

2

0

1

-

3

2

3

3

3

3

23

7,67

69

 

Мебель и оборудование

Р

Естественный материал мебели

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

-

3

3

3

3

3

15

1,88

120

С

Дизайн мебели

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

-

3

3

3

3

14

1,08

182

 

Феноменологические редукции

Т

Удобно

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

-

3

3

3

9

0,23

360

У

Комфортно

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

-

3

3

9

0,17

477

Ф

Уютно

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

3

-

3

9

0,17

486

Х

Здорово (в смысле ощущения здоровой среды)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

3

3

-

9

0,16

504

 

Пассивная сумма (ПС)

24

24

28

30

10

11

3

4

4

9

9

28

20

5

3

8

13

40

53

54

56

-

 

 

 

Таблица 4. Факторы, действующие в системе «здание – окружающая среда»

 

 

№   Наименование факторов А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч АС АС/ПС АСхПС
 

Конструктивные решения

О Массивность ограждающих конструкций 0 3 1 1 0 0 0 3 0 1 1 0 1 - 3 3 3 1 0 0 0 0 0 21 1,4 315
П Материал и технология ограждающих конструкций 0 3 1 1 0 0 0 1 0 1 1 0 3 3 - 3 3 1 0 1 0 0 3 25 1,04 600
Р Конструктивная система (материал и технология несущих конструкций) 1 0 0 0 1 0 0 2 2 0 2 1 0 1 3 - 0 0 0 0 0 0 1 13 0,54 312
 

Факторы ресурсопотребления

С Теплопотребление здания 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 - 1 1 0 0 0 1 4 0,09 176
Т Электропотребление 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 2 0 0 0 0 0 3 - 0 3 0 1 2 14 0,61 322
У Водопотребление 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 - 1 1 1 2 7 0,7 70
 

Факторы ресурсопроизводства (возврата)

Ф Теплопроизводство (утилизация тепла и альтернативные источники) 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 3 1 0 - 0 0 3 9 0,6 135
Х Электропроизводство (альтернативные источники) 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 3 0 1 - 1 3 10 1,43 70
Ц Водопроизводство (отчистка и вторичное использование) 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 3 0 0 - 3 8 2 32
 

Феноменологические редукции

Ч «Экологично» 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 - 0 0 0
  Пассивная сумма (ПС) 1 31 23 23 16 6 10 28 24 21 28 17 18 15 24 24 44 23 10 15 7 4 53 -    

 

 

Таблица 5. Факторы, действующие в системе «городское пространство – окружающая среда»

  Наименование Факторов А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я АС АС/ПС АСх ПС

Градоэкологические факторы

А Аэрационный (ветровой) режим застройки (ветрозащитные приемы и проветривание) - 3 2 1 1 1 0 0 0 0 2 3 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 0 0 1 1 1 3 25 0,89 700
Б Пылеветровой режим 3 - 2 0 0 0 0 0 0 0 0 3 0 1 0 0 0 0 2 2 3 1 1 0 0 0 0 1 0 0 3 19 0,57 627
В Радиационный режим застройки 2 1   1 1 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 0 0 1 1 2 3 15 0,79 285
Г Функциональное зонирование города с учетом направленности потоков вещества и энергии (воздушного и водного переносов, твердого стока). 2 2 0 - 3 3 3 1 0 3 2 3 2 2 1 1 1 3 1 0 0 2 0 0 0 0 2 0 1 1 2 39 1,15 1326
Д Планировочная структура города, «вписанная» в рельеф 3 1 2 1 - 1 3 2 0 1 0 2 0 0 0 1 3 3 1 2 0 0 2 2 1 1 1 1 1 1 3 36 1,44 900
Е Пространственная непрерывность водных и озелененных площадей 3 3 1 3 3 - 3 2 0 1 3 3 3 3 3 3 2 1 2 1 3 1 3 0 2 3 3 2 0 1 3 61 1,85 2013
Ё «Не зелень в городе, а город в зелени» 3 3 2 3 3 3 - 3 0 1 1 3 3 1 3 3 1 0 2 3 3 1 3 0 3 3 3 3 1 1 3 62 1,22 3162
Ж Дифференциация элементов озеленение и определение экологической роли каждого элемента 1 1 1 3 0 3 3 - 3 0 1 3 3 3 3 3 3 1 2 3 2 0 3 0 0 3 3 3 3 3 1 60 1,62 2220
З Приватизация жилища, включающего элементы природного окружения непосредственно у зданий 0 2 0 1 0 1 3 1 - 0 0 0 0 0 2 3 3 1 0 0 3 0 0 0 3 3 3 3 3 3 3 41 2,93 574
И Четкое функциональное зонирование города (отделение промышленности, транспорта, коммунальных зон от селитебных территорий) 1 1 0 3 1 3 3 2 0 - 3 3 3 3 3 3 3 1 1 1 1 1 3 3 2 3 3 1 0 0 1 55 1,57 1925
Й Дифференциация транспортной сети города и разделение транспортных потоков 2 0 0 2 0 2 2 1 0 3 - 2 3 1 3 3 1 0 0 0 1 0 3 3 2 2 3 1 0 0 1 39 1,26 1209
К Учет при планировании территорий города теплового «загрязнения» 2 1 2 2 1 1 2 2 0 3 0 - 1 1 1 1 2 0 0 0 0 2 0 0 1 0 3 0 0 0 1 27 0,82 891
Л Учет при планировании территорий города электромагнитного «загрязнения» 0 0 0 1 1 1 1 2 0 3 3 1 - 1 1 3 2 0 0 0 0 0 2 1 1 0 3 2 0 0 1 30 1,15 780
М Учет при планировании территорий города радиоактивного «загрязнения» 0 0 0 2 1 1 1 2 0 3 0 1 1 - 1 3 3 0 0 1 0 3 0 0 1 0 1 0 0 0 1 26 0,81 832
Н Учет при планировании территорий города вибрации и гравитации 0 0 0 1 0 1 1 1 0 3 3 1 1 1 - 3 3 0 0 0 0 0 1 3 3 0 1 0 0 0 1 28 0,90 868
 

Факторы инженерной подготовки и благоустройства

О Сохранение почвенного покрова 0 3 1 1 1 1 3 2 0 0 0 0 0 3 1 - 3 2 3 0 3 0 0 0 1 3 3 1 0 0 2 37 0,71 1924
П Качественная вертикальная планировка территорий города 1 1 0 2 3 1 1 2 0 1 1 0 0 3 2 3 - 3 3 1 3 1 1 0 1 2 1 3 0 0 1 40 0,78 2040
Р Ливневая канализация территории 0 0 0 3 0 0 2 1 0 1 0 0 0 1 0 3 3 - 3 3 2 3 2 0 0 1 2 1 0 0 1 32 1,28 800
С Нейтрализация физико-геологических процессов и явлений (карст, осыпи, сели, обвалы и т.п.) 0 3 0 0 1 1 2 2 0 1 1 1 1 1 1 3 3 1 - 3 1 0 1 0 1 1 2 0 0 0 1 32 1,14 896
Т Благоустройство берегов рек и малых водотоков 0 2 0 0 1 1 0 2 0 1 1 0 0 0 0 3 3 3 3 - 3 0 2 0 0 3 2 3 1 2 3 39 0,93 1638
У Применение экопокрытий на различных функциональных площадках 0 3 1 0 0 3 2 0 1 0 0 0 0 0 0 3 3 1 1 3 - 0 0 0 1 3 2 3 0 0 3 33 0,83 1320
Ф Очистные сооружения бытовых, промышленных и ливневых стоков 0 0 0 2 1 1 1 1 0 2 0 3 0 3 0 0 1 3 0 3 0 - 0 0 0 0 2 0 2 1 3 29 1,93 435
Х Магистральные улицы и дороги, расчленяющие селитебную зону, проектируются в выемке 1 0 0 2 2 1 2 2 1 1 3 0 3 0 3 1 3 2 1 1 1 0 - 3 1 0 0 2 0 0 2 37 1,09 1258
Ц Применение шумозащитных сооружений 0 0 0 0 0 0 0 2 0 3 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0 1 - 3 0 0 2 0 0 2 18 0,86 378
 

Социальные факторы

Э Низкий уровень преступности 0 0 0 0 0 0 1 1 2 1 1 0 0 1 0 0 0 0 0 2 0 0 0 0 1 0 1 3 - 3 1 18 0,64 504
Ю Минимальная маргинальность общества 0 0 0 0 0 0 1 1 2 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 2 0 0 0 0 3 0 1 3 3 - 1 21 0,7 630

Феноменологические редукции

Я «Экологично» 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3     - 9 0,15 540
  Пассивная сумма 28 33 19 34 25 33 51 37 14 35 31 33 26 32 31 52 51 25 28 42 40 15 34 21 42 39 51 50 28 30 60 -   700

 

Таблица 6. Факторы, действующие в системе «расселение – окружающая среда»

Наименование факторов А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О АС АС/ПС АСхПС

Экологические подходы, выдержанные в СТП региона (района)

А Рассчитанная площадь зоны экологического равновесия для расселения региона меньше либо равна площади региона  - 3 3 1 1 2 3 0 0 0 1 1 1 3 19 0,54 665
Б Выделен природный каркас системы расселения региона, который по площади охватывает не менее чем 2/5 частей региона 3 - 3 3 2 2 2 1 2 1 1 1 1 3 25 0,76 825
В Выделен природный каркас системы расселения района (агломерации, отдельной системы расселения), который по площади охватывает не менее чем 1/3 частей района 3 3 - 3 2 2 2 1 2 1 1 1 1 3 25 0,76 825
Г Природный каркас дифференцирован на площадные, линейные и точечные элементы; в конкретных элементах каркаса строго соблюдается режим землепользования 3 3 3 - 1 1 3 3 2 1 1 3 2 3 29 1 841
Д Функциональное зонирование территории, охваченной СТП, учитывает направленность потоков вещества и энергии (воздушного и водного переносов, твердого стока) 3 3 3 2 - 1 3 1 2 1 2 1 2 3 27 1,5 486
Е Фактический за последний год и ожидаемый рост численности населения региона (района), фиксируемый в СТП, сопоставим с демографической емкостью территорий региона (района) 3 2 2 1 0 - 0 0 0 2 1 2 0 2 15 0,88 255
Ж Обоснование режимов использования территорий региона (района) выполнено с учетом репродуктивной способности территории, геохимической активности ее ландшафтов, устойчивости к физическим нагрузкам и экологической емкости территории 3 3 3 3 2 1 - 2 0 1 1 3 3 3 28 0,97 812
З На основе общего урбоэкологического зонирования территории выявлены проблемные ситуации и ареалы этой территории 3 2 2 3 2 0 3 - 3 0 1 0 3 1 23 1,28 414
И Составлены и реализуются в практике градостроительства схемы пространственной локализации мероприятий по охране окружающей среды 3 3 3 2 2 3 2 3 - 2 1 3 3 3 33 1,5 726

Феноменологические редукции

О «Экологично» 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 3 0 - 6 0,18 198
  ПС- пассивная сумма 35 33 33 29 18 17 29 18 22 14 20 27 25 33      

 


Таким образом, в строке оказывается бальная оценка силы влияния данного конкретного фактора на каждый из остальных (оценка прямых связей фактора), а в столбце получается – бальная оценка силы восприятия данным фактором влияния каждого из остальных (оценка обратных связей). Кроме того, в таблице приводятся оценка феноменологических редукций (типа «уютно», «экологично»), вызываемых действием каждого конкретно фактора. Эти пояснения относятся также ко всем остальным таблицам.

Поскольку в пространственном отношении здание может быть представлено как совокупность интерьеров, все факторы, рассмотренные в системе «Интерьер – окружающая среда», справедливы и для системы «Здание – окружающая среда», однако дополнительно необходимо рассмотреть факторы, присущие отношению здания (именно как целого) к окружающей его среде (таблица 4).

Положительные факторы взаимодействия архитектурно-градостроительной среды и природного окружения, фиксируемые на следующем пространственном уровне «городское пространство – окружающая среда», в целом раскрывают идею «экополиса» (экогорода) – «…города, созданного с учетом экологических потребностей его населения» [22] (таблица 5).

На уровне формирования пространств систем расселения основополагающим является внедрение в практику проектирования схем территориального планирования регионов и районов, как главных целеполагающих и методических документов управления пространственным развитием территорий, принципов сохранения динамического экологического равновесия данных территорий. Факторы, обеспечивающие такое равновесие, приводятся в таблице 6.

Интенсивность влияния оценивается по 4-х бальной шкале: 3 –сильное влияние, 2- среднее влияние, 1- слабое влияние, 0 – прямые и обратные связи отсутствуют. АС – активная сумма показывает активность фактора, его суммарное влияние на остальные факторы. ПС – пассивная сумма показывает восприятие фактором активности других факторов. Отношение АС/ПС показывает во сколько раз активное влияние фактора больше восприятия им влияния других факторов; по данному показателю можно ранжировать все факторы по их активности; если АС/ПС >1, то фактор является активным (действующий как управляющий), если АС/ПС <1, то фактор является пассивным (управляемым). Произведение АСхПС показывает суммарную бальную оценку всех связей фактора (и его влияние, и его восприятие). Максимальное значение АСхПС имеет критический (наиболее важный) фактор; минимальное – нейтральный фактор.

Оценка факторов в системе «интерьер – окружающая среда» показала, что самым активным фактором является «эркер» (АС/ПС =10); наличие эркера сильно влияет на все остальные факторы, действующие в этой системе; самым пассивным (зависимым) является «температурно-влажностный режим» (АС/ПС=0,43); критическим фактором является – наличие зимнего сада (АСхПС=868). Аналогичный анализ можно провести по всем таблицам 3-6.

Результатом анализа является ранжирование факторов на каждом из четырех пространственных уровнях. Что дает такое ранжирование?

Возвращаясь к обозначенной выше иерархии: интерьер – здание – городское пространство – пространство систем расселения, важно обозначить ряд архитектурно-экологических приемов и принципов – актуальнейших при формировании пространства на том или ином уровне.

1. На уровне формирования пространств интерьера это группа приемов, обеспечивающих визуальную связь внутренней и внешней среды (остекление, эркеры, атриумы), естественную освещенность, полноценный уровень солнечной радиации (в.т.ч. инсоляции), температурно-влажностный режим, шумовой режим, озеленение и др.

2. На уровне отдельного здания к приемам, реализованным на уровне составляющих это здание интерьеров (предыдущий уровень), добавляется стремление обеспечить нулевой энергетический баланс здания и применение ресурсосберегающих технологий (в.т.ч. альтернативных источников энергии).

3. На уровне городской среды на первый план выходят вопросы формирования средствами градостроительства непрерывного экологического каркаса (совокупности обводненных и озелененных незастроенных пространств), при этом каркаса достаточного мощного, обеспечивающего выход в его территориальные пределы с каждого здания, обеспечивающего условное экологическое равновесие функционирования всей городской экосистемы. На стыке третьего и четвертого уровня, т.е. на границе пространственного взаимодействия города и его природного окружения выделяются принципы функционального зонирования города с учетом направленности потоков вещества и энергии (воздушного и водного переносов, твердого стока).

4. На уровне формирования пространств систем расселения основополагающим является внедрение в практику проектирования схем территориального планирования регионов и районов территориальных принципов сохранения динамического экологического равновесия. На данном уровне можно предложить принцип выделения административно-территориальных единиц (субъектов РФ) в строгом соответствии с урбоэкологическим районированием; это значит, что в границах административно-территориальной единицы обеспечивается полное (или условное, или относительное) экологическое равновесие, т.е. природная среда региона во взаимодействии с развивающимися антропогенными структурами (производственными, расселенческими, сельскохозяйственными, рекреационными) сохраняет основные свои характеристики – достаточную фотосинтезирующую активность автотрофных растений, воспроизводство в необходимых масштабах всех своих компонентов (воды, кислорода, биомассы), способность к самоочищению и дальнейшей эволюции. Сохранение экологического равновесия в пределах административно-территориальной единицы (субъекта РФ) должно стать первой (основной) ответственностью региональной власти и миссией жизни всего общества.

Определенное теоретическое значение проведенного исследования заключается в систематизации различных и разнородных приемов, принципов, факторов и условий создания здоровой и комфортной среды по четырем пространственным уровням, а также оценка их взаимодействия с помощью метода из математической теории игр. Данный метод позволил измерить интенсивность взаимовлияния факторов, ранжировать их по степени активности/пассивности, определить управляющие и управляемые факторы, определить степень важности (критичности) факторов. Интерес представляет как сам метод оценки взаимодействия различного рода факторов, который в архитектурно-градостроительный науке почти не используется, так и результат оценки. 

Именно результат оценки имеет практическое значение: ранжирование факторов, приемов, принципов, условий позволяет подойти к ним избирательно в процессе проектирования и строительства (новых и реконструкции существующих) архитектурных и градостроительных объектов. В практике проектирования и строительства в условиях ограниченности ресурсов такое ранжирование всегда целесообразно.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью пособия являлось краткое в схематичной форме и, вместе с тем,  понятное и простое изложение основы методологии научного исследования, показать приложение этих основ для сферы архитектурной (и градостроительной) науки. Автор считает, что в познавательном плане эффективной для уяснения основ методологии является с одной стороны различение, с другой стороны установление логической взаимосвязи понятий «методология», «методологический подход», «метод» и «методика» исследования. Материал пособия и выстроился в ключе их объяснения.

Двенадцать основных методологических подходов исследования архитектурно-градостроительной действительности, рассмотренных в пособии, отнюдь не исчерпывают всего многообразия возможных подходов. Поиск и разработка новых исследовательских подходов являются актуальным исследовательским направлением, как теории архитектуры, так и теории градостроительства.

Рассмотренный ряд исследовательских методов также не является чем-то законченным. Специфика известных (общенаучных) методов – анализ, синтез и т.д. –  определяется предметом исследования и методологическим подходом, а значит, арсенал архитектурной и градостроительной науки будет пополняться новыми методами с разработкой методологических подходов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.49 – 2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскомуделу. Государственный рубрикатор научно-технической информации. Структура, правила использования и ведения (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 марта 2007 г. №29-ст)»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 октября 2017 г. №1027 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации (с изменениями на 19 июля 2011 года)»

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004)(действующая редакция от 28.04.2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/

5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИН-ТЕГ. – 668 с.

6. Методологические основы научного познания / Под ред. П.В. Попова. Учеб. пособие для студентов вузов.– М.: Высшая школа, 1972

7. Глазычев В.Л. Организация архитектурного проектирования М., Строийздат, 1977.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.glazychev.ru/books/oap/oap_predisl.htm

8. Кияненко К.В. Архитектура и социальное моделирование жилища. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры / Московский архитектурный институт. Москва, 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=15820094

9. Раппапорт А.Г. Концепции архитектурного пространства. Государственный комитет по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР Центр научно-технической информации по гражданскому строительству и архитектуре. ЦНТИ. М.1988. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://papardes.blogspot.com/2009/11/blog-post_28.html

10. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 569 с.

11. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.

12. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода/И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М: Наука, 1973. – 270с.

13. Большой энциклопедический словарь: [А –  Я]/ Гл. ред. А. М. Прохоров. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997. –  С. 1408.

14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.– 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.

15. Большая советская энциклопедия. Т. 39. С.158

16. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. – СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. – 326 с.

17. Гутнов А.Э. Системный подход в изучении города: основания и контуры теории городского развития//Системные исследования. Методологические проблемы Сб. ст. М.: Наука, 1986. - 360 с.

18. Бабич В.Н., Кремлев А.Г., Холодова Л.П. Методология системного анализа в архитектуре// «Архитектон: Известия вузов» № 34 Июнь 2011

19. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты : учеб. пособие для архитектур. спец. вузов / В.М. Молчанов; Ростов. гос. акад. архитектуры и искусства. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 158 с., [8] л. ил. : ил. - (Высшее профессиональное образование).

20. Микулина Е.М. Благовидова Н.Г. Архитектурная экология / Е. М. Микулина. – М.: Академия, 2013. - 250 с.: ил.

21. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. — М.: Наука, 1984. – 180 с..

22. Владимиров В.В. Расселение и экология / Владимиров В. В.; ред. Н. Б. Либман. – Москва: Стройиздат, 1996. – 392 с.: ил.

23. Районная планировка / Владимиров В. В., Наймарк Н. И., Субботин Г. В., Лейзерович Е. Е.[и др.]. – Москва: Стройиздат, 1986. – 326 с.: ил. – (Справочник проектировщика)

24. Яргина З.Н. Основы теории градостроительства : учебник для архитектур. спец. вузов / З.Н. Яргина [и др.]; под ред. З. Н. Яргиной. - Екатеринбург : АТП, 2014. - 316 с. С.128-129

25. Шумилкин С. М., Дергунов В. И., Шумилкина Т. В.,Чигин Е. Н. Начало архитектурной композиции. Методическая разработка по архитектурной композиции для студентов 1 курса направления «Архитектура». – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2005.

26. Методика архитектурного анализа. Указания для выполнения практического упражнения по курсу истории архитектуры. Составил проф. Ю.Н. Герасимов, МАРХИ. Москва ,1977

27. Сосновский В. А., Русакова Н. С. Прикладные методы градостроительных исследований. М: Архитектура-С, 2006

28. Литвинов С.В. Архитектурно-планировочное развитие городов Среднего Приобья : исторический анализ и оценка : автореферат дис. ... кандидата архитектуры : 18.00.04 / Литвинов Сергей Викторович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2007. - 25 с.

29. Литвинов С.В. Архитектурно-планировочное развитие городов Среднего Приобья : исторический анализ и оценка : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.04 / Литвинов Сергей Викторович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Новосибирск, 2007. - 268 с. : ил.

30. Основы формирования архитектурно-художественного облика городов / В.Н. Белоусов, Л.Н. Кулага, В.А. Лавров, И.М. Смоляр и др.; Под ред. В.Н. Белоусова и Л.Н. Кулаги. – М.:Стройиздат, 1981. – 192 с.., ил. – в надзаг.: центр. н.-и. проект. ин-т по градостроительству.

31. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1947. Репринт: М.: Изд-во СПИ, 2004.

32. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1981.

33. Холодова Л.П. Концепты современной теории архитектуры//«Архитектон: известия вузов» № 31 Сентябрь 2010

34. Янковская, Ю.С. Концепция адаптивности спортивного сооружения [Текст] / Ю.С. Янковская, О.В. Федорова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2013. – №3.– С. 70-74 //https://elibrary.ru/download/elibrary_20360708_21972024.pdf

35. Новиков А.М. Докторская дссертация? 120 с.

36. Святитель Феофан Затворник (Говоров Г.В.) Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – М.: Изд-во Сретенского монатыря, 2008 – 368 с. – (Духовная скровищница), С.33-34

37. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. С. 106-107.

38. Блинкин М.Я. К вопросу об идеологии преобразований. Доклад на 3-ей Международной Научно-практической Конференции «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов». Санкт-Петербург, 30.06.–06.07.2013

39. Кочергин А.Н. Методы и формы познания. – М.: Наука, 1990.

40. Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII – XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. – М. 2005

41. Колгашкина В.А. Общественно-жилые комплексы с интегрированной деловой составляющей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры, Москва, МАрхи, 2014 г. С.41

42. Litvinov S.V., Kogan A.B. ECOLOGY AND ARCHECTURAL AND TOWN-PLANNING SPACE//
International Journal of Applied Engineering Research. 2016. Т. 11. № 19. С. 9894-9905.

43. Литвинов С.В Методологии реставрации памятников архитектуры и технологии информационного моделирования. Известия высших учебных заведений. Строительство. 2018. в печати.

44. СП. 13-102-2003. Свод правил. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений (принят комитетом РФ по вопросам и строительству 23.08.2003) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200034118

45. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический проект. С. А. Лебедев. 2004.

46. History of technology // Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2016. Web. 08 янв. 2016

47. Карщеринг // https://ru.wikipedia.org/wiki/Каршеринг

48. Кластер // https://ru.wikipedia.org/wiki/Кластер_(экономика)

49. Раппапорт А.Г. Эксперимент в архитектуре // Башня и лабиринт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://papardes.blogspot.com/2016/11/blog-post_99.html

50. Кострикин Н.Д. План города как основа формирования его художественного образа: автореф. дисс. канд. архитектуры/ Н.Д. Кострикин-М.: МАрхИ, 1977.

51. Полуй Б.М.  Архитектура и градостроительство в суровом климате. Экологические аспекты : учеб. пособие для архитектур. и строит. спец. вузов / Б.М. Полуй. - Ленинград : Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1989. - 300 с.

52. Сирина Д.М. Направление территориального планирования в системе макрорегиона (на примере Свердловской области): дис. … канд. архитектуры. Москва, 2017. 215 с.

 


 

 

Учебное издание

 

Литвинов Сергей Викторович

 

Методология и МеТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКЕ

 

Учебное пособие

 

 

 

      Темплан 2018 г.

 

 

Редактор А.В. Тренина

 

 

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 54.НС.05.953.П.006252.06.06 от 26.06.2006 г.

Подписано к печати 27.12.2017. Формат 60×84 1/16 д.л.

Гарнитура Таймс. Бумага офсетная. Печать цифровая.

Объем 6 уч.-изд.л.; 9 п.л. Тираж 140 экз. Заказ №

 

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) 630008, Новосибирск, ул. Ленинградская, 113

Отпечатано

 



Методология и МеТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ                  В АРХИТЕКТУРНОЙ И   ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКЕ

 

 

НОВОСИБИРСК 2018


Министерство образования и науки
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

новосибирский государственный
архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

 

 




С.В. Литвинов

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 3237.