Публичных торгов в порядке установленном для исполнения судебных решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  Не подлежит реализации для погашения задолженностей следующее

имущество:

    - являющееся предметом залога;

    - арендуемое и находящееся у ликвидируемой организации на

  ответственном хранении;

    -личное имущество работников организации, кроме подлежащего к

  наложению взыскания по обязательствам предприятия в соответствии

  с уставом.

   На этой стадии необходимо начислить сотрудникам заработную плату и соответствующие взносы во внебюджетные фонды до момента ликвидации организации, а также выходное пособие.

  Погашение кредиторских задолженностей производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Удовлетворение требований кредиторов  осуществляется в следующем порядке:

      -удовлетворяются требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

   -капитализированная сумма повременных платежей (пенсий), причитавшихся потерпевшему или членам его семьи, вносится в орган  государственного страхования, который обязан принять эту сумму и выплачивать пожизненные или временные суммы (пенсии) потерпевшему);       

  -правилами возмещения вреда, установленными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1 (в редакции последующих изменений и дополнений), организацией, принимающей взносы с обязанностью в будущем их выплачивать, является орган государственного страхования.

   Производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплате авторских вознаграждений.

 Удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогам имущества ликвидируемого юридического лица. В случае когда суммы вырученной от продаже предмета залога, недостаточно для полного  удовлетворения требований залогодержателя, он вправе, согласно статье  29 Закона РФ от 29.05.1992г. № 2872-1 «о залоге», если иное не предусмотрено законом или договором, получить недостающую сумму из другого имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в соответствие с законодательством РФ, не пользуясь при этом преимуществом, основанным на праве залога.

 Погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет (федеральный, областной, местный) и во внебюджетные фонды.

Производятся расчеты с остальными кредиторами, например, обязательства по хозяйственным договорам на выполнение работ. Выплаты кредитором этой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, согласно п. 4 ст. 63 ГК РФ.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей    очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению1.

В случае отказа ликвидационной комиссии от удовлетворения требований кредиторов они могут обратиться в суд с иском ликвидационной комиссии. Если требования кредиторов были предъявлены после срока, установленного ликвидационной комиссией, то они удовлетворяются из средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования, не удовлетворенные из-за недостаточности активов   юридического лица, считаются погашенными.

После окончания всех перечисленных расчетов оставшееся имущество передается учредителям ликвидируемой организации, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами, при этом участники вправе претендовать только на то имущество, которое осталось в распоряжении организации после удовлетворения требований всех кредиторов в установленной ГК РФ очередности.

  Исключение составляют случаи, когда на момент принятия решения о ликвидации организация не имеет обязательств перед кредиторами2.

 В том случае, если указанное имущество (в том числе и денежные средства) передается учредителям – физическим лицам, его стоимость учитывается у них в составе совокупного годового дохода, подлежащего обложению подоходным налогом.

   Согласно пункту 6 инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35 «О подоходном налоге с физических лиц», стоимость имущества, распределяемого в пользу физических лиц при ликвидации организации (кроме ранее внесенных этими лицами долей в уставный капитал), включается в состав совокупного  дохода физических лиц. При этом распределенная доля имущества включается в состав совокупного дохода исходя из свободных рыночных цен с учетом износа на дату распределения.

Имущество, перешедшее к учредителям – юридическим лицам,  будет

учитываться и них при определении налогооблагаемой прибыли в составе вне реализационных доходов, согласно пункту 14 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.

В соответствии с пунктом 5 статьи 63 ГК РФ, после завершения расчетов

с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

После этого ликвидационный баланс, составленный по типовой форме за период с начала года до момента ликвидации, вместе с утвердившим его протоколом общего собрания направляется в налоговую инспекцию для проверки и снятия фирмы с учета.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 27 декабря 1992 г № 2118-1

«Об основах налоговой системы в РФ» (в редакции последующих изменений и дополнений), налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган, осуществляющий контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов, о принятом решении о ликвидации в десятидневный срок. В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О государственной налоговой службе», государственные налоговые  инспекции обязаны произвести документальную проверку правильности, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов ликвидируемого предприятия, выявить задолженность предприятия перед бюджетом либо подтвердить её отсутствие3

При этом, обязанность по уплате недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию и обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности и другими мерами в соответствии с законодательством. После окончания расчетов с бюджетом предприятие снимается с учета в налоговом органе по месту своего нахождения (юридического адреса).

При положительном решении всех вопросов в налоговой инспекции комиссия распределяет оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество фирмы среди учредителей, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и учредительными документами, и обращается в банк с просьбой о закрытии счетов организации.

Кроме налоговой инспекции заявление о снятии организации с учета в связи с ликвидацией направляются во все внебюджетные фонды, в которых она была зарегистрирована.

При получении указанных документов внебюджетные фонды проведут документальную проверку правильности начисления и уплаты страховых взносов4.

  На основании актов проверок ликвидирующая организация должна произвести полные расчеты с фондами. После предъявления фондам документов о погашении задолженности перед ними плательщик взносов  получит и передаст в орган государственной регистрации справку о взаиморасчетах с ним. 

   Ответственность за своевременное и правильное поступление   платежей в фонды несут ликвидационные комиссии. Снятие организации с учета во внебюджетных фондах производится после внесения органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.

   Также необходимо обратиться в территориальный орган Госкомстат России для аннулирования ранее присвоенных предприятию классификационных кодов, сдать печать и штампы фирмы в ОВД, выдававший разрешение на их изготовление.

Далее нужно подготовить и направить в орган государственной

регистрации документы, необходимые для исключения ликвидируемого юридического лица из Единого государственного реестра, т.к. в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записив Единый государственный реестр юридических лиц.

     В орган регистрации должны быть предоставлены следующие документы:5

 - заявление от учредителей или ликвидационной комиссии с просьбо об исключении организации из Государственного реестра;

-протокол общего собрания учредителей с решением о ликвидации организации и образовании ликвидационной комиссии;

- оригинал или копия опубликованного в местной печати объявления ликвидации, порядке и сроках заявления претензий кредиторами (например, Постановлении главы МО «Город Инта» за №12 (1210 от 24.12.2001 г. на основании ст. 295 Гражданского кодекса

Российской Федерации принято  решение о ликвидации «Промкомбинат» с 01.01.2002 г. Требования кредиторов течение 2х месяцев с момента публикации настоящего по данному адресу. Ликвидационная комиссия МУП «Промкомбинат»);

    -справки из налоговой инспекции и внебюджетных фондов;

     -протокол общего собрания учредителей с решением об утверждении ликвидационного баланса; подтверждающих отсутствие у организации задолженностей перед бюджетом;

    - справки из банка о закрытии счетов;

    - письмо-уведомление территориального органа Госкомстата России об

аннулировании классификационных кодов;

      - справка из ОВД о сдаче юридическим лицом печати и штампов на

уничтожение.

По месту регистрации юридического лица должны быть сданы для погашения и архивированы оригиналы первых экземпляров устава, учредительного договора и свидетельства о регистрации.

На основании указанных документов орган государственной регистрации выдает заявителю свидетельство о прекращении деятельности юридического лица путем его ликвидации. С этого момента предприятие считается ликвидированным и обязанности его как юридического лица и налогоплательщика, возложенные на него пунктом 1 статьи 11 Закона «Об основах налоговой системы»,прекращаются.

Особое внимание следует обратить на случай, когда имущество должника –юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.      

  Подобного рода ликвидация должна осуществляться в соответствии с законом о банкротстве6.

   При обнаружении названных обстоятельств ликвидационная комиссия (а если она еще не создана – учредитель (участник) должника, либо собственник имущества унитарного предприятия, либо руководитель должника) должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего. 

   В случае, если дело о банкротстве возбуждается после создания  ликвидационной комиссии, обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).

 Нарушение изложенных требований является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр  юридических лиц записи о прекращении юридического лица. Помимо этого вышеназванные лица, допустившие нарушение и не обратившиеся в арбитражный суд, несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным обязательствам по денежным  требованиями обязательным платежам должника.

  Таким образом, прекращают свою деятельность юридические лица впорядке, принципы которого сходны с действующим при их создании.

Можно выделить два критерия классификации разновидностей прекращения деятельности юридических лиц – в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства.

    В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении

деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и

принудительное прекращение деятельности.   

  Добровольное прекращение происходит в случае принятия решения об этом самим юридическим лицом, т.е. по решению его учредителей (участников) либо органа, имеющего в силу учредительных документов соответствующие полномочия7.  

  Принудительное прекращение деятельности юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды

прекращения деятельности юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.

Как видно из гражданского законодательства и судебной практики

проблемы прекращения деятельности юридических лиц занимают важное место и приобрели актуальность как в Российской федерации, так и за рубежом, т.к. происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права8.

С целью защиты интересов кредиторов необходимо внести в Гражданский кодекс Российской федерации изменения, в соответствии с которыми солидарная обязанность новых юридических лиц по сделкам реорганизованной организации возникает и в случаях отсутствия разделительного баланса. Из буквального толкования закона не следует возможность контрагента предъявить требование об исполнении обязательства любому из вновь созданных юридических лиц, если

после завершения реорганизации выяснится, что разделительный баланс не был составлен.

Относительно ликвидации, а именно механизмов финансового оздоровления и банкротства неплатежеспособных организаций в экономических преобразованиях в России они имеют особое значение.

Результаты проводимых процедур существенно влияют на эффективность реформирования и перенастройки на цивилизованные рыночные условия работы предприятий реального сектора экономики.

До недавнего времени в России было положение, когда в условиях кризиса и неплатежей и тяжелого финансово-экономического состояния основной массы промышленных предприятий фактически отсутствовала практика использования банкротства в качестве важнейшего инструмента реструктуризации компаний.

Появление нового Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» изменило критерии оценки несостоятельности, существовавшие до 1998 г., сделало практически ненужным обширную и многообразную нормативную базу по проблемам банкротства. В России процедуры банкротств до недавних пор не играли существенной роли. В 1997 г. число возбужденных дел о банкротстве не превышало 5 тыс.,  что на порядок меньше, чем количество дел, ежегодно возбуждаемых в развитых странах мира.

   Однако целью Закона является не проведение процедуры банкротства в отношении как можно большего количества предприятий, а выведение из кризисного состояния тех, которые могут производить конкурентоспособную продукцию и приносить прибыль, а также выведение с рынка нежизнеспособных организаций, ставящих под угрозу судьбу своих деловых партнеров и порождающих массовые неплатежи

В масштабе всей страны.

Список используемой литературы

______________________________________________________________________

 

1. Гражданское право: Учебник. Том I (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова). – «Контракт»: «ИНФРА-М», 2009 г.

2. Гражданское право: учеб.: в 2 т. Т. 1/отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2009. С.172, 174. 176.

3. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб., 2002.

 

4. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: учеб. пособие. М., 2003.

5. Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. – «Юстицинформ», 2009 г.

6. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов - ЗАО «Юстицинформ», 2006 г.

7. Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права: сборник статей. М., 2001. С.103, 106.

8. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. 2005. № 5. С. 56-59.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 234.