Номинализм, реализм, рационализм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Номинализм – философское учение, согласно которому общие понятия не имеют онтологического содержания. Общее сводится к словам, или именам (nomina). В схоластике – в Средние века – номинализм противостоял реализму (в решении проблемы универсалий).

Концептуализм признавал уже существование общих понятий в познающем их уме.

Реализм – "объективно-идеалистическое философское учение, согласно которому общее обладает объективным существованием, предшествует единичным конкретным предметам и независимо от них" [Философская энциклопедия, т. 4, с. 474].

Релятивизм в сочетании с номинализмом стал характерным и для новых философских направлений, в частности неопозитивизма уже упоминавшегося критика позитивизма американского логика, математика и философа У. Куайна. Он рассматривал проблему возможностей научного познания как выявления его пределов, задаваемых рамками формальной системы, объединяющей получаемые с помощью наблюдения и эксперимента данные. Логические и лингвистические аспекты анализа роста научного знания стали в этой концепции главенствующими. В споре с одним из классиков неопозитивизма Р. Карнапом он подчеркивал, что принятие тех или иных языковых каркасов – результат, получаемый в практике научной деятельности ученых. Взаимное согласие, или конвенция, – это социально-психо- логический, а не формально-лингвистический фактор.

Фаллибилизму сегодня противостоят различные концепции рациональности. Отметим самое широкое понимание онтологического рационализма (идущее от Платона и Лейбница до Гегеля).

Рационализм – "любое учение, согласно которому всякая реальность имеет в себе самой или в начале, от которого она происходит, достаточное основание для своего бытия" [Философская энциклопедия, т. 4, с. 470].

В теории познания рационализм стал той философской базой в XVII в., которая противопоставила ортодоксальному теологическому мировоззрению осмысление достижений математики и естественных наук, где получение истины с логическими свойствами всеобщности и необходимости связывалось не с опытом, а со свойствами самого разума.

"Ослабление" классического рационализма обсуждалось выше в связи с теорией познания И. Канта. Рационализму противостоял интуитивизм и другие иррационалистические теории познания.

Новые зарубежные концепции рациональности связываются с оцениванием как основополагающих научных гипотез, так и правил их проверки, институциализирующих путь к истинному знанию. И эти пути сопричастны друг другу, так как люди способны децентрироваться с одних типов рациональности на другие, понимая друг друга.

Реализм также прослеживается в современных методологических концепциях. Автор одной их "сильных" версий реализма В. Ньютон-Смит формулирует следующие утверждения: 1) теоретические высказывания истинны или ложны в зависимости от того, каким мир оказывается сам по себе, а не в силу познающего его ума; 2) доказательствами истинности теории могут выступать свидетельства существования тех сущностей, которые должны существовать, чтобы теория была истинной; 3) можно рационально решить, какая из конкурирующих теорий более близка к истине; 4) исторически сложившаяся последовательность теорий в естественной науке является последовательностью теорий, расположенных по мере большего приближения к истинности [цит. по: Помогайбин В. Н., 2001, с. 386].

И наконец, отметим жизненность последнего из названных противопоставлений – рационализма и интуитивизма.

Интуитивизм

Интуитивизм в теории познания выступает как разновидность иррационализма. В XX в. его крупнейшие представители – А. Бергсон, Э. Гуссерль, Н. Лосский. В воззрениях Р. Декарта и Б. Спинозы интеллектуальная интуиция представляла собой высший акт разумного познания, не исключающий логическое мышление и чувственное отражение. В интуитивизме как методологии познания интуиция становится иррациональным актом познания, в котором якобы преодолевается противоположность между субъектом и объектом.

Уже Платон (427–347 до н.э.) утверждал возможность созерцания идей путем внезапного озарения, предполагающего длительную подготовку ума и ведущего к непосредственному интеллектуальному знанию (путь интеллектуальной интуиции). Декарт считал, что разум в форме интуиции приводит к более достоверному знанию, "чем сама дедукция". А. Бергсон (1859–1941), выступая против механицизма и догматического рационализма, утверждал первичность "реальности жизни", сущность которой постижима лишь интуицией. Но вслед за А. Шопенгауэром (1788–1860) он настаивал на иррациональности интуитивного познания. "Чистая интуиция" с его точки зрения не требует понятийного различения, а значит, дает рационально невыразимое знание.

Интуитивное познание как путь к истине противопоставлялось рациональному и в методологии. Немецкий философ Э. Гуссерль (1859–1938) выдвинул программу превращения философии в строгую дисциплину, задающую основы логики научного знания. Этому был посвящен его двухтомник "Логических исследований"; позднее он стал усматривать функцию философии как раскрывающей не мир науки, а "жизненный мир". Рассмотрев кризис европейских наук как кризис объективизма, он попытался создать рационализм нового вида. Этим новым направлением стала феноменология, сделавшая основным вопрос о структуре процесса "переживания" истин. К чему мы вернемся в специальном параграфе в гл. 8.

В отличие от интуитивизма Бергсона ориентированный на феноменологию Гуссерля интуитивизм предполагал необходимость рефлексии актов сознания и данного в них содержания. Постижение же феноменов на этом пути происходит путем созидающей интуиции, которая требует освободиться от привычного хода мысли (с его "естественными установками"), чтобы вернуться к изначальной данности любых явлений. Этому служит феноменологическая редукции – попытка "приостановки" привычных суждений и верований. Непосредственное и беспредпосылочное созерцание "чистых сущностей" – единственно правильный путь понимания сознания с трансцендентально-феноменологической позиции.

Об ориентировке на непосредственное знание мы будем далее говорить в контексте противопоставления современных парадигм в психологии (гл. 9, 12), а о понимании такого пути познания как метафизического – в противопоставлении Л. С. Выготским двух психологий (гл. 9). В данной же краткой справке отметим только, что, несмотря на его программные устремления, имя Гуссерля стало связываться именно с иррационалистическими течениями в философии. Его ассистент М. Хайдеггер последовательно реализовал феноменологический метод для критики научного познания (сам Гуссерль считал, что используемые им понятия искажены в подходе Хайдеггера).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 251.