Источники современной педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогика как наука

Объектом педагогики является целенаправленный процесс образования и воспитания личности на разных возрастных этапах жизни человек.

Предмет педагогики – это то, что изучает и объясняет педагогика, т.е. закономерные связи и отношения, условия протекания целостного педагогического процесса. Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Педагогическая теория – система знаний, которая не только описывает и объясняет круг педагогических явлений, но и предписывает как правильно управлять ими. (Б.И. Коротяев. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М., 1986, С.7). Педагогическая теория дает целостное представление о сущности и закономерностях педагогических явлений.

Педагогические теории могут быть фундаментальными, - например, теория обучения, теория воспитания, или частными, например, теория активизации познавательной деятельности учащихся, теория методов обучения и т.д.

Функции педагогики:

Теоретическая функция педагогики реализуется на описательном, диагностическом и прогностическом уровнях.

Описательный или объяснительный уровень науки заключается в том, что изучается передовой педагогический опыт, опыт педагогов-новаторов.

Диагностический уровень – выявляются условия, причины эффективности взаимодействия воспитателя и воспитуемых в педагогическом процессе.

Прогностический уровень – это экспериментальные исследования педагогических явлений и построение на этой основе моделей их преобразования. Именно на этом уровне создаются педагогические теории, модели педагогических систем.

Технологическая функция педагогики имеет также три уровня реализации:

- проективный – разработка соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий), определяется «нормативный и регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание и характер (В.В. Краевский);

- преобразовательный – направлен на внедрение достижений науки в педагогическую практику, совершенствование и реконструкция педагогического процесса;

- рефлексивный и корректировочный, т.е. оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, коррекция практики на основе педагогической теории.

-

Категории педагогики

Педагогика как наука имеет свои категории. Категория (определение) – это наиболее общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся, типичные свойства. В педагогике это – воспитание, образование, обучение.

Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение – специфический способ образования, направляемый на развитие личности посредствам организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Образование рассматривается как процесс физического и духовного становления личности, целенаправленно ориентированной на идеальные образцы, социальные эталоны. Это социальное явление, система функцией которого является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями (научными, нравственными и пр.), овладение идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения. Содержание образования определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Образование можно рассматривать не только как процесс приобретения знаний, умений, навыков, но и как результат освоения учащимся знаний, умений, навыков в определенном объеме. В этом случае говорят о начальном, среднем, высшем общем или профессиональном образовании.

Развитие рассматривается как объективный процесс внутренних количественно-качественных преобразований физических, психических, духовных сил человека, как переход от простого к более сложному, от низших форм жизни и деятельности к высшим. В этом случае говорят о физическом развитии человека, о его духовном развитии (осмысления своего предназначения в жизни, понимание сложности природы мироздания, стремление к самосовершенствованию).

Самовоспитание – целенаправленная деятельность человека по преобразованию собственной личности, физического, умственного развития.

Самообразование – система овладения знаниями, умениями, навыками по усвоению опыта, накопленного человечеством.

Самообучение – процесс непосредственного получения знаний с помощью самим человеком выбранных средств.

Система педагогических наук

 

Общая педагогика считается базовой научной дисциплиной.

Обычно она содержит четыре раздела: общие основы, дидактику (теорию образования), теорию воспитания и школоведение или управление образовательными системами). Каждый из этих разделов может рассматриваться как самостоятельная отрасль знаний.

Возрастная педагогика (преддошкольная, дошкольная, педагогика школы, педагогика высшей школы) раскрывает закономерности воспитания, обучения, образование людей разных возрастных групп.

Педагогика труда изучает проблемы повышения квалификации, вопросы переквалификации работника.

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воспитание в контексте социализации личности.

Из социальной педагогики выделяются такие отрасли как семейная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей и пр.

Сравнительная педагогика изучает теорию и практику воспитания, образования в зарубежных странах.

Воспитание и обучение детей глухонемых изучает сурдопедагогика, слепых-тифлопедагогика, умственно-отсталых – олигофренопедагогика.

Частные или предметные методики исследуют специфику преподавания конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Следовательно, отрасли педагогики появляются по мере накопления знаний и в связи с необходимостью исследования возникающих проблем. Так появились профессиональная, военная, педагогика трудового коллектива, социальная педагогика.

Можно рассмотреть, например, связь педагогики с другими науками. Социальная педагогика связана не только с общей педагогикой, но и с философией социального воспитания, разрабатывает общие подходы к решению вопросов, определяет сущность и задачи социального воспитания, ценности и принципы социального воспитания. Человек рассматривается как объект, субъект, жертва социализации.

Социология социального воспитания исследует социализацию, ее факторы. Знания, полученные социологией социального воспитания, становятся основанием для поиска путей интеграции воспитывающих сил общества.

Теория социального воспитания описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социального воспитания. Она исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие, содержание жизнедеятельности воспитательных организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку и т.д.

Психология социального воспитания выявляет психологические особенности человека, отдельных групп, описывает их характеристики, выявляет условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Методика социального воспитания отбирает из практики, конструирует, моделирует способы целесообразного воспитания.

Экономика и менеджмент социального воспитания исследует потребности общества и экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания; вопросы управления социальным воспитанием и пр.


 


П. организации ПП

1. Принцип гуманистической направленности ПП. Сочетание целей общества и личности, исключение стихийного развития, всестороннее развитие личности

2. П связи с жизнью и практикой. Отрицание абстрактно просветительской направленности. Активное включение в общественную и социально-экономическую жизнь. Привлечение опыта учащихся.

3. П. научности. Знания доводятся до научных понятий, оставаясь при этом доступными. Базовый материал отбирается с позиции однозначности, дискуссионными являются дополнительные данные.

4. П. обучения и воспитания в коллективе. Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения.

5. П. преемственности, последовательности и систематичности. Закрепление ранее усвоенных ЗУН, их последовательное развитие и совершенствование. Новый материал является логическим продолжением ранее изученного, переход от простых знаний к более сложным.

6. П. наглядности. («золотое правило дидактики» Я.А. Коменский). Привлечение к обучению всех органов чувств.

7. П. эстетизации окружающей жизни. Красота умственного труда, деловых отношений, познания, предметов культуры и др.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

Содержание образования – это совокупность системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающая картину мира; опыта осуществления способов деятельности человека, опыта творческой деятельности личности, обеспечивающей развитие способностей человека к активной деятельности в области культуры, науки, общества, опыта ценностного отношения к миру; система знаний, обеспечивающая ранее гармоническое развитие личности.

Советской педагогикой была разработана система требований к содержанию образования:

- содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление цели всестороннего гармонического развития личности. В соответствии с этим содержание образования включает учебные предметы естественно-математического, гуманитарного, общественно-политического, эстетического цикла, занятия по физической и трудовой подготовке;

- содержание должно строиться на научной основе и иметь четкую социалистическую направленность;

- содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственной данной науке;

- содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами, чтобы показать учащимся, что каждая наука изучает одну из сторон развития природы, общества, человека, что один предмет готовит ученика к освоению знаний по другим основам наук;

- содержание образования должно раскрывать связь теории с практикой, соединение обучения с производительным трудом;

- общее образование должно осуществляться в единстве политехнического, трудового обучения и способствовало профессиональной ориентации учащихся.

 

Многие из этих требований к содержанию образования сохраняются и в современной России. Образование, его содержание рассматриваются как общечеловеческая ценность.

Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой обеспечит формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Принципы отбора содержания образования

В педагогической теории разрабатываются принципы (руководящие положения) отбора содержания общего образования. Так В.А. Караковский[3] предложил рассмотреть следующие принципы:

- принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности;

- принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения;

- принцип структурного единства содержания образования;

- принцип гуманизации содержания образования;

- принцип фундаментализации содержания образования.

 

Первый из перечисленных принципов требует включения в содержание образования не только традиционных предметов, но и тех знаний, умений, навыков, которые отражают современный уровень развития общества, культурной жизни, возможности личностного роста.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения предлагает, что проектируя содержание необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения; действия с ним связанные.

Принцип структурного единства содержания образования предполагает согласованность таких составляющих, как наука, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося, его деятельность.

Принцип гуманизации содержания образования многоаспектный: это мировоззренческая подготовка; через содержание образования, формирование наиболее важных компонентов гуманитарной культуры личности (культуры жизненного самоопределения, экономической культуры и культуры труда; политической и нравственной, экологической, художественной, физической культуры; культуры общения и семейных отношений).

Принцип фундаментализма содержания образования требует интенсификации образования, освобождения учебных предметов от перегрузки информацией (даются только фундаментальные знания) создают возможность для творческой самореализации личности.

Государственный образовательный стандарт, его компоненты

В образовательных системах разных стран существует стандартизация содержания образования. Понятие стандарт (означает «норма, образец, мерило») вошло в педагогику России в конце XX века.

Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).

В государственном стандарте образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет нормативы содержания образования, позволяющие обеспечить единую систему образования России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент определяет количество часов и учебных предметов, вводимых региональными учреждениями образования с учетом особенностей региона, национальных традиций жителей.

Школьный компонент содержания образования отражает специфику данного образовательного учреждения.

На основании государственного стандарта разрабатываются учебные планы – базисный, типовой и учебный план учебного заведения.

Базисный план общеобразовательной школы – это основной государственный документ, являющийся частью государственного образовательного стандарта. Для основной школы он утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы – Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Базисный учебный план служит основой типовых и рабочих учебных планов и является исходным документом для функционирования учебных заведений.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.

В учебных планах как и в государственном стандарте выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.

Федеральный компонент включает в себя в полном объеме такие знания как «математика», «информатика», частично «окружающий мир», «искусство», в которых выделяются курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент включает «Родной язык и литература», «Второй язык», частично остальные области знаний, где выделяются учебные курсы и разделы, отражающие национальное своеобразие культуры республик, региона.

По каждому учебному предмету создается учебная программа, которая является нормативным документом. В ней раскрывается содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логика изучения мировоззренческих идей, последовательность изучения мировоззренческих идей, последовательность изучения тем и количество часов на изучение каждой темы, подчеркиваются межпредметные связи, выделяются понятия, которые необходимо усвоить учащимся.

Типовые учебные программы утверждаются министерством общего и профессионального образования.

Авторские учебные программы должны учитывать требования государственного стандарта, получить положительную рецензию ученых и утверждаются педагогическим советом школы.

В соответствии с государственным стандартом и типовыми программами создаются учебники, учебные пособия и другая учебная литература.

Существуют разные способы конструирования программ и учебников. Это может быть линейное построение, когда учебный материал располагается непрерывно, последовательно, одна тема за другой, образуя раздел, а разделы – весь курс. Каждый раздел изучается один раз. При концентрическом способе один и тот же материал изучается несколько раз, например, в начальной школе представлены элементы геометрии, которые в основной школе будет изучаться на уроке геометрии. Существует спиральный способ, когда ставится проблема, над решением которой учитель и учащийся работают постоянно, при новом возвращении круг знаний по этой проблеме расширяется, обогащается за счет знаний, способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Модульный способ,[4] при котором содержание каждой учебной темы целостной единицы содержания образования распределяется по таким направлениям, как ориентировочное, мировоззренческое (методологическое), содержательно-описательное, информационно-деятельностное, контрольно-проверочное).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание внеклассной работы не регламентируется строго

Такой подход в 90-е гг. XX века подвергли критике за то, что в таком подходе отсутствует личностная направленность. Н.Е. Щуркова[5] предложила модель программы воспитания из шести разделов:

- формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни (гигиена, право, экономика, экология);

- формирование представлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на Земле (виды деятельности, профессии, семья, общение, достоинство);

- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (Родина, государство, прошлое, настоящее);

- формирование образа жизни, достойного Человека (ориентация на Истину, Добро, Красоту);

- формирование жизненной позиции, развитие способности индивидуального выбора жизненного пути.

Содержание образования и воспитания на уроке и во внеурочное время в единстве как содержание целостного педагогического процесса

Содержание внеурочной воспитательной работы осуществляется на основе системы планирования данного учебного заведения – (плана школы, лицея, колледжа), планов классных руководителей, руководителей предметных кружков, планов творческих коллективов и объединений (клубов, студий, спортивных секций).

 

Методы обучения и их проектирование: см. раздаточный материал №1

Формы обучения и их классификация: См. раздаточный материал № 2

 

Источники современной педагогики

1. Потребность передать подрастающему поколению знания, трудовые навыки возникает в связи с зарождением человеческого общества. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе жизнедеятельности, участвуя в труде, общаясь с взрослыми.

Педагогическая мысль формулировалась, и передавались из уст в уста в виде заповедей, пословиц, поговорок, которые предписывали правила поведения и отношений между людьми. Об этом свидетельствует устное народное творчество всех народов.

2. Воспитание и обучение у древних славян, как и у других народов, происходило сначала в родовой общине, позднее общественное воспитание заменялось семейным, где дети приобретали необходимые практические знания и умения усваивали взгляды, необходимые требования.

3. С создания раннефеодального государства “Киевская Русь” начали создаваться школы для знатных людей, училища для подготовки духовенства.

4. В рабовладельческом обществе с возникновением государств, появляется письменность, зачатки наук – астрономии, геометрии, медицины, философии др. Знания сосредоточились в руках господствующего класса.

5. В философских произведениях древних греков обучению и воспитанию уделялось большое внимание. Конечно, заботились о воспитании мальчиков, юношей из среды рабовладельцев, об их физическом и нравственном развитии. Педагогические идеи, многие из которых ценны и сегодня, мы находим в философских учениях древних греков и римлян.

6. В эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.), когда внутри феодального строя стало зарождаться капиталистическое производство, буржуазия начала вырабатывать свою идеологию.

Деятели эпохи Возрождения – гуманисты – боролись против религиозного мировоззрения и воспитания, выдвигали на первое место культ человека, требовали для детей знатного происхождения полноценного физического и эстетического воспитания, выступали против схоластики и суровой дисциплины. Эти идеи находят воплощение в литературных произведениях и практической деятельности. Витторино да – Фельтре (1378-1446 гг.) открыл прекрасную школу в Италии «Дом радости», учащиеся изучали классические языки и литературу, математику, астрономию, занимались физическими упражнениями, играли, совершали экскурсии и пр.

7. Родоначальником педагогической науки называют Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.), который создал «Великую дидактику». Он написал этот труд для всех – для учителей, учащихся и родителей, чтобы все знали, как лучше учить и учиться. Я.А. Коменский глубоко изучил идеи античных авторов, современников, опыт обучения и воспитания в разных странах Европы, собственный опыт преподавания и разработал теорию обучения и воспитания, многие положения которой не утратили актуальности и в наши дни.

В конце XIX начале XX веков широкое распространение получили идеи свободного воспитания. Они возникли как протест против авторитарной школы, где требования подкреплялись жестокими наказаниями, как стремление защитить права ребенка. Л.Н. Толстой создал школу в Ясной Поляне, в которой обучение основывалось на интересах детей, где учителя не выставляли оценки, а лишь вели наблюдение за развитием детей. М. Монтоссори создала школу для детей с отклонениями в развитии и разработала методику работы с ними.

Американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952) считал, что центральная фигура в процессе воспитания – ребенок: его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности упражняться, но систематизированные знания трудящимся не нужны, интеллектуальное образование нужно лишь меньшинству общества (т.е. детям господствующего класса), у большинства надо развивать «практические импульсы», стремления «что-нибудь делать».

XX век дал миру выдающихся представителей социалистической педагогики С.Г. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1941), Н.К. Крупскую (1869-1939).

А.С. Макаренко (1888-1939) разработал теорию воспитания личности в коллективе, через коллектив, методику трудового воспитания, воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918-1970) исследовал проблемы дидактики и нравственного воспитания учащихся.

Изучение теоретического наследия ученых разных эпох и народов помогает современной педагогике в осмыслении путей развития воспитания и образования.

Таким образом, современная педагогическая наука возникла на определенном этапе развития общества, призвана осветить путь педагогической практике в постоянно изменяющемся мире. Она опирается на богатые народные традиции воспитания и образования, на идеи выдающихся мыслителей прошлого, на экспериментальные исследования современников, теоретические концепции, разработанные учеными, а также передовой педагогический опыт.

 

Педагогика как наука

Объектом педагогики является целенаправленный процесс образования и воспитания личности на разных возрастных этапах жизни человек.

Предмет педагогики – это то, что изучает и объясняет педагогика, т.е. закономерные связи и отношения, условия протекания целостного педагогического процесса. Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Педагогическая теория – система знаний, которая не только описывает и объясняет круг педагогических явлений, но и предписывает как правильно управлять ими. (Б.И. Коротяев. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М., 1986, С.7). Педагогическая теория дает целостное представление о сущности и закономерностях педагогических явлений.

Педагогические теории могут быть фундаментальными, - например, теория обучения, теория воспитания, или частными, например, теория активизации познавательной деятельности учащихся, теория методов обучения и т.д.

Функции педагогики:

Теоретическая функция педагогики реализуется на описательном, диагностическом и прогностическом уровнях.

Описательный или объяснительный уровень науки заключается в том, что изучается передовой педагогический опыт, опыт педагогов-новаторов.

Диагностический уровень – выявляются условия, причины эффективности взаимодействия воспитателя и воспитуемых в педагогическом процессе.

Прогностический уровень – это экспериментальные исследования педагогических явлений и построение на этой основе моделей их преобразования. Именно на этом уровне создаются педагогические теории, модели педагогических систем.

Технологическая функция педагогики имеет также три уровня реализации:

- проективный – разработка соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий), определяется «нормативный и регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание и характер (В.В. Краевский);

- преобразовательный – направлен на внедрение достижений науки в педагогическую практику, совершенствование и реконструкция педагогического процесса;

- рефлексивный и корректировочный, т.е. оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, коррекция практики на основе педагогической теории.

-

Категории педагогики

Педагогика как наука имеет свои категории. Категория (определение) – это наиболее общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся, типичные свойства. В педагогике это – воспитание, образование, обучение.

Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение – специфический способ образования, направляемый на развитие личности посредствам организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Образование рассматривается как процесс физического и духовного становления личности, целенаправленно ориентированной на идеальные образцы, социальные эталоны. Это социальное явление, система функцией которого является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями (научными, нравственными и пр.), овладение идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения. Содержание образования определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Образование можно рассматривать не только как процесс приобретения знаний, умений, навыков, но и как результат освоения учащимся знаний, умений, навыков в определенном объеме. В этом случае говорят о начальном, среднем, высшем общем или профессиональном образовании.

Развитие рассматривается как объективный процесс внутренних количественно-качественных преобразований физических, психических, духовных сил человека, как переход от простого к более сложному, от низших форм жизни и деятельности к высшим. В этом случае говорят о физическом развитии человека, о его духовном развитии (осмысления своего предназначения в жизни, понимание сложности природы мироздания, стремление к самосовершенствованию).

Самовоспитание – целенаправленная деятельность человека по преобразованию собственной личности, физического, умственного развития.

Самообразование – система овладения знаниями, умениями, навыками по усвоению опыта, накопленного человечеством.

Самообучение – процесс непосредственного получения знаний с помощью самим человеком выбранных средств.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 789.