Тема: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

с заданиями для самоподготовки и самоконтроля

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

студентов всех специальностей

 

 

Введение

 

Философия является важнейшим звеном в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими морально-нравственными идеалами и эстетическими потребностями, что очень важно в профессиональной деятельности всех медицинских работников.

Студенты ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» всех специальностей на II курсе на базе основного общего образования и I курсе на базе среднего (полного) общего образования изучают учебную дисциплину «Основы философии».

Учебная дисциплина «Основы философии» основывается на принципах историзма, традиций и новаторства, связи с эмпирикой, наукой, областью искусства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории философии, формирования умений оценивать и анализировать собственные поступки, совершенствовать мировоззренческие установки и навыки самостоятельного, критического и творческого мышления, овладения богатейшим понятийно-терминологическим аппаратом философии.

Преподавание учебной дисциплины «Основы философии» осуществляется в соответствии с концепцией модернизации образования, требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения, в основу которых положена идея реализации деятельностно-компетентного подхода к современному профессиональному образованию. В преподавании применяются разнообразные педагогические технологии:информационно-коммуникативные, развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения, исследовательские и проектные методы, здоровьесберегающие технологии. Применяя современные педагогические технологии, коллективные и индивидуальные методы и приёмы можно успешно развивать творческие способности обучающихся, формировать гибкость и самостоятельность мышления студентов, учить анализировать и обобщать.

В данном методическом пособии представлен опыт проведения теоретических занятий (лекций) по дисциплине «Основы философии» с целью усвоения студентами философских знаний во взаимосвязи с историческими, социально-экономическими, политическими реалиями и будущей медицинской деятельностью.

Теоретическая часть усваивается студентами в ходе лекционных, семинарскихзанятий и самостоятельной внеаудиторной работы.

 

Необходимость разработки данного пособия обусловлена тем, что студенты I и IIкурсов не всегда успевают подробно записывать текст лекции со слов преподавателя, который ограничен аудиторным временем занятия.

В пособии каждая тема изучаемого материала разделена на отдельные вопросы, в которых основные понятия, категории и определения выделены и сопровождаются разъяснениями. В конце каждой лекции имеются контрольные вопросы, позволяющие студенту выполнить самооценку степени успеваемости теоретического материала. Включены тестовые задания с эталонами ответов.

В пособие имеется список рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.

В методическом пособии представлен весь теоретический курс (16 лекций) по дисциплине «Основы философии» для студентов II курса на базе основного общего образования и I курса на базе среднего (полного) общего образования всех специальностей. Поэтому у студентов отпадает необходимость пользоваться большим количеством учебников, чтобы усвоить изучаемую тему.

 

 

Лекция №1

 

Предмет и метод философии.

Лекция №2

 

Тема: «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФИЛОСОФИИ»

 

Цель: Изучить основные понятия, категории и вопросы философии.

 

План лекции:

 

1. Вечные (главные) философские вопросы.

2. Основные понятия и категории философии.

3. Исторические типы философии. Этапы ее развития.

 

1. Вечные (главные) философские вопросы.

Философия внедряется в человеческое сознание невольно, независимо от желания человека. Каждому приходится в процессе любой деятельности что-то сравнивать, сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом пути люди и приходят к выводам философского порядка, хотя и не подозревают об этом. Человек философствует, а сам об этом еще не знает.

Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, пытается заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического (опытного) мира, мира простых фактов.

Философия основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля. Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления, т.е. стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира, но сохраняющую устойчивость во всех изменениях.

Философия имеет дело с главными вопросами бытия человека, заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к миру вести поиск и находить ответы на них. Впервые немецкий философ И.Кант предложил несколько основных философских вопросов:

1. Что я могу знать?

2. На что я могу надеяться?

3. Что я должен делать?

4. Что такое человек?

Причем четвертый вопрос Кант считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих. Для Канта, человек- это существо способное к познанию, вере в Бога и нравственному поведению.

Существует и другая система философских вопросов, имеющая широкое распространение. Базовый вопрос - «Как соотносится мышление и материя?»- разделяется на два относительно самостоятельных: «Что первично - мышление или сознание?» и «Как соотносится познающее мышление к миру вне нас?» Принято считать, что эти философские вопросы выражают важнейшие для человека проблемы: «Как соотносится душа и тело?», «Есть ли жизнь после смерти» и «Возможно ли совпадение целей и результатов человеческой деятельности?»

К кругу философских относится и шекспировское «Быть или не быть?» и «Что делать?» Н.Г. Чернышевского.

Основные понятия и категории философии.

- Бытие – объективная реальность, все существующее

- Материя – объективная реальность и основа бытия, первопричина, обладающая физическими свойствами; а все иные формы бытия (дух, человек, общество)- проявления материи

- Сущность (сущее) – внутреннее содержание предмета

- Реальность – существующее в действительности

- Понятие – мысль, слово о предметах и явлениях в обобщенной форме отражающее общие и специфические свойства и связи между ними

- Категории – предельно общие понятия

- Явление – внешние формы проявления существования предмета

- Субстанция – первооснова мира

- Материальное – вещественное, существующее

- Идеальное – материальное, отраженное в мысли, сознании человека через чувственные, умственные образы, духовные ценности, идеалы

- Объективное – существующее на самом деле

- Субъективное – отражение объективного человеческим сознанием

- Диалектика – философское учение о всеобщих законах развития в природе, обществе и человеческом мышлении и взаимосвязи мира

- Метафизика – учение, отрицающее взаимосвязь и развитие мира или признающее, но односторонне истолковывающее их

- Материализм – учение, признающее реальным бытием, основанием мира материю

- Идеализм – учение, признающее реальным бытием и субстанцией духовную сущность, сознание

- Монизм – учение об одной субстанции мира

- Дуализм – учение, признающее материальное и духовное двумя субстанциями

- Плюрализм – учение о множественности самостоятельных субстанций

- Рационализм – философское учение, признающее силу разума в познании

- Иррационализм – философское учение, отрицающее силу разума в познании, определяющую роль придающее бессознательному (эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, озарение)

- Сциентизм – учение, признающее науку как высшую ступень развития человеческого разума

- Скептицизм – учение, отвергающее возможность познания мира

- Трансцендентное – бытие, выходящее за пределы человеческого опыта, запредельное, непознаваемое разумом

- Индукция – метод научного познания, движение мысли от единичного (частного) к общему

- Дедукция – метод научного познания, движение мысли от общего к частному

Лекция №3

 

Лекция №4

 

Джайнизм (4 в. до н.э.)

Лекция №5

 

Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ совершил в философии коренной переворот. В своей философии ставит на первое место не физику, а этику, считая, что именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Поэтому он первостепенное значение придает тому, что человек есть существо познающее. Человека отличает от других существ душа. Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Является родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - майевтика (буквально, - повивальное искусство) – метод извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов. Излагал свое учение устно; главный источник – сочинения его учеников Ксенофонта и Платона.

Цель философии Сократа – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Но был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд).

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.)

Настоящее имя Платона Аристокл. Платон является учеником Сократа, развивал его идеи. Основал школу в Афинах. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии – концепция идей (высшая среди них – идея блага). Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, сущность (идею). Идеисоотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Идеи – вечные, неизменные умопостигаемые прообразы вещей; вещи – подобие и отражение идей. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие – это мир идей; мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей – это чувственно воспринимаемый мир, для объяснения которого Платон вводит понятие«материя». Материя – это первичный материал, из которого состоят вещи, идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Платон интенсивно разрабатывал диалектику. Создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах. Идеальное государство – это иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.

В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (средневековье), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).

Кинизм (цинизм).

Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем – Диоген Синопский; а также: Менипп, Бион, Кратет, Гиппархия, Метрокл. За основу своей философии взяли практическую модель Сократа, свойственные ему спокойствие, самообладание, неприхотливость. Не подкрепленные интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии, безразличия и аскезы, постоянной тренировке души и тела. Латиняне называли киников циниками. Постепенно термин «циник» получило негативное значение.

Эпикуреизм («Счастье- это умеренное наслаждение»).

Основателем является Эпикур. По мнению сторонников этого учения, мир чувств не иллюзорен, он – главное содержание познания. Подлинные познавательные реалии – это не идеи Платона или формы Аристотеля, это чувства. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств. Человек существо свободное. Боги безразличны к человеческим делам, что доказывает существование зла в мире.

Скептицизм («Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежны»).

Основателем является Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Представители:Энесидем, Агриппа, Ксанф.

Скептики видели и видят сегодня свою цель в опровержении догм всех философских школ. Мир изменчив, текуч, непостоянен, относителен, иллюзорен. Это не позволяет считать истинными те или иные суждения, истины не существует, любой анализ не имеет конца, разум противоречив, чувства лживы, опора на чувства и разум человека несостоятельна. В постоянно меняющемся мире нельзя признавать существования ни добра, ни зла. Остается только свой внутренний покой и безмятежность.

Стоицизм («Счастье – это жизнь в соответствии с космическими законами»).

Основателем является Зенон из Китии. Его учеников называли стоиками (Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет, Панетий, Посидоний). По представлениям стоиков, природа – это Бог, Бог есть вся природа (пантеизм). Человек существует в рамках космических законов, подвержен космической судьбе.

Неоплатонизм.

Киники, стоики и эпикурейцы основывали свою философию на идеях Сократа, а в поздней античности возрождаются идеи Платона. Возникает новый платонизм (неоплатонизм). Его ярким представителем был Плотин. В его философии платонизм дополняется мистикой восточного происхождения. Он призывал к Единому – Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Но все же раннесредневековый возглас христианского Бога: «Я – сущий» оказался более убедительным и по-прежнему оставался господствующим.

Лекция №6

Лекция №7

 

Вопросы к лекции №7.

 

1. Каковы особенности немецкой классической философии?

2. Философские идеи И. Канта – основоположника немецкой классической философии.

3. Главная задача философии И. Фихте и Ф. Шеллинга, их вклад в развитие философии.

4. Философская система Г. Гегеля.

5. Чем отличается гегелевская модель логики от аристотелевской?

6. Каково значение немецкой классической философии?

 

 

Лекция №8

 

Тема: «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

 

Цель: Изучить этапы зарождения, становления и развития русской философии.

 

План лекции:

 

Лекция №9

 

Тема: «ФИЛОСОФИЯ XX века»

 

Цель: Сформировать у студентов знания об основных философских направлениях современности и их функциональности.

 

План лекции:

 

1.

1. Особенности современной философии.

2. Философские направления XX века.

 

 

1. Особенности современной философии.

Современная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия:

1) Современные философы, как и ученые, перестали быть автономными, независимыми носителями абсолютной истины. Они становятся служащими государственного аппарата, получают зарплату и реализовывают свои идеи только в той мере, в какой этого хочет государство или крупные собственники.

2) Философия 20 века прежде всего антиидеологична, она борется против любой идеологии как упрощенного, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений.

3) Современная философия отказывается от претензий на обладание абсолютной истиной.

4) Считает, что есть только один путь изменений – изменение человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства привычек, стандартов, стереотипов мышления и поведения.

5) Многим философам 20 в. свойственно трагичное мироощущение, «скорбное неверие» в конечную победу сил разума и добра.

6) Современный мир не существует автоматически, по мнению мыслителей 20 в. Мир неизбежно рухнет, если каждый человек не будет поддерживать его существование своими усилиями, своей верой. В этом плане современная философия глубоко демократична.

Неопозитивизм

Представители: Морис Шлик, Рассел, Осин.

Особенностью является стремление не выходить за рамки научного анализа. Единственной реальностью признается язык. Функции философии сводились к объяснению деятельности человека в языковом мире. Предметом исследований неопозитивистов стали анализ значения слов и знаков вообще.

4. Постпозитивизм

Представители: К.Поппер, Г.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд.

Представляет собой критику и ревизию (пересмотр) неопозитивизма, своеобразную «реабилитацию философии», возвращение к метафизике.

2. Прагматизм – философское направление, обозначающее практический характер той или иной деятельности, направленной на достижение максимально полезного результата. За ними скрываются определенные настроения и установки массового, обыденного сознания. В таком смысле бросается вызов сугубо философскому (созерцательному) подходу к миру.

Представители: Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи, К.Льюис.

3. Персонализм – философское религиозно-идеалистическое учение, гуманистическое по своему содержанию, отстаивающее идею личности как высшей духовной ценности, первичной реальности.

Представители: Боун, Кнудс, Брайтмен, Керр, Штерн, Мунье, Лакруа, Н.Бердяев.

По их мнению:

- наш мир – проявление активности Бога;

- только религиозная философия может решить задачу ориентации человека в современном мире;

- главный способ самоутверждения личности в самоусовершенствовании.

4. Фрейдизм.

Основатель Зигмунд Фрейд. Представляет собой одно из направлений иррационализма. Уделяет внимание бессознательным процессам в человеческой психике.

Фрейд не отрицал важной роли сознания («Я») в человеческой жизни, с помощью которого индивиды ориентируются в окружающем мире. Но кроме него существует еще и:

- «Сверх-Я», которое представляет собой совокупность перенесенных «вовнутрь» человеческой психики социально значимых идеальных принципов, регуляторов;

- «Оно», которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.

Идеи фрейдизма опираются на известное явление: многие функции нашего тела, которые связаны с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно. Бессознательны, по Фрейду, и некоторые наши желания и побуждения. Уровни бессознательного он делит на:

- «низшие» - они «прорываются» в снах, гипнотических состояниях, а также в тех случаях, когда мы делаем описки, бессознательно прячем, убираем предметы;

- «высшее» бессознательное – оно связано с процессами творчества.

По убеждению Фрейда, бессознательные процессы в человеческой психике поддаются исследованию и воздействию. Фрейд увеличил роль в жизни человека сексуальных инстинктов и свел их к чисто бессознательным непреодолимым побуждениям.

5. Экзистенциализм – философия существования.

Основной представитель – Мартин Хайдеггер.

Главные идеи:

1. Философия должна заниматься не проблемами науки, а – человеческого существования;

2. Человек живет прежде всего эмоциями;

3. Существование – это духовное бытие личности, ее сознание;

4. Задача человека – не в изменении мира, а в изменении отношения к нему;

5. Кризис в современной общественной жизни можно преодолеть благодаря узкому кругу общения людей, а также – мистическому общению с Богом.

6. Феноменология – философское направление, изучающее сознание как особый регион бытия, внутренний мир человека.

Родоначальник – Эдмунд Гуссерль.

В России феноменологами были Г.Г.Шпет и А.Ф.Лосев.

Феноменология утверждает, что люди плохо понимают сознание, поэтому пытается восполнить этот недостаток, стремясь сохранить и преумножить полноту бытия, которая реализуется в динамике созерцаний, переживаний, высказываний. И совершается переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу благодаря интуиции.

7. Герменевтика – философское направление, изучающее проблемы языка, интерпретацию, понимание текстов; это философия вопрошания о бытии человека в мире и понимание этого мира посредством языка и переживаний.

Современная герменевтика – это реакция на философию Нового времени с ее культом рациональности и человека-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то человек стал восприниматься не столько как рациональное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чувствующего существа. И новатором в этом был Кьеркегор.

8. Постмодернизм – это философское направление, которое направлено против философии Нового времени, это критика рациональности, разума, исследование проблем секса и безумия.

Постмодернисты призывают к плюрализму, хаосу, чувственности, иронии критике авторитетов, поиску нестабильности, несогласия, к отсутствию единообразия, скептическому отношению к ценностям.

Наиболее видными постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар и американские мыслители.

Вопросы к лекции №9:

 

1. В чем отличия современной философии от предыдущего периода развития?

2. Какие существуют основные современные философские направления?

3. Каковы этапы в развитии позитивизма?

4. Какое философское направление разработал З. Фрейд?

5. Что представляет собой постмодернизм и каково его влияние на развитие философии?

6. Почему современную философию часто называют «философией жизни»?

 

Лекция №10

 

Понятие «картина мира».

Религиозная картина мира.

Научная картина мира.

Философская картина мира.

 

1. Понятие «картина мира».

 

Понятие «картина мира» обозначает образно-понятийную картину Вселенной, в которой человек и человечество стремятся определить свое место. Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, являются результатом духовно-практической деятельности людей. Научные, религиозные и философские картины мира дают свое видение мира и места человека в нем.

Очень важным моментом картины мира является то, вокруг чего она строится, что является ее смысловым центром.

Научная картина мира строится вокруг объектов, независимых от человека; ее ядро – общечеловеческая реальность.

Религиозная картина мира в центр ставит соотношение небесного и земного, сферу человеческого и сферу божественного.

Главная тема философской картины мира – соотношение человека и мира, взятое во всех аспектах: онтологическом, познавательном, ценностном, деятельностном.

2. Религиозная картина мира.

 

Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. Между тем в истории случались религиозные войны.

В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества. И мифология, и религия возникли из практического отношения человека к миру и были направлены на преодоление чуждости, враждебности внешнего мира. Хотя в них и наметились основные мировоззренческие проблемы, однако они не смогли обеспечить осознание человеком всей сложности его социального бытия.

Религиозная картина мира - совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элементрелигиозного мировоззрения. Религиозная картина мира в определенной форме присуща всем религиям, детально разработана в развитых религиозных системах. Главный признак религиозной картины мира — разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым. Для религиозной картины мира иудаизма, христианства, ислама, ряда других религий характерны трехъярусное строение мира (небеса, Земля, преисподняя), противопоставление небесного (совершеннейшего) земному (бренному), ей присущи гео- и антропоцентризм. Важнейшие элементырелигиозной картины мира - креационизм (религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего) и эсхатология (религиозное учение о конце мира). Религиозная картина мира содержится в «святых книгах» (Веды, Библия, Коран). Христианскаякартина мира сформировалась путем синтеза библейских идей творения и божьегопромысла, космологических элементов греческой философии и ряда естественно-научных представлений древности, вошедших в геоцентрическую систему Птолемея. Традиционная религиозная картина мира была разрушена созданнойестествознанием научной картиной мира.

3. Научная картина мира. Исторические типы научной картины мира.

 

Научная картина мира - это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира - это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики.

2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века). Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта.И.Ньютон подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

1. Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

2. Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

3. Естествознание этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

4. Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

5. В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

Фундаментальные основы новой картины мира:

1. Общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, способа наблюдения и т.д.)

2. Квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.

Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках, в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики) и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик во всех своих разделах.

4. Философская картина мира.

 

Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.

Основной вопрос философии заключается в том, что отношение "человек - мир" преобразуется в отношение "дух - тело", "сознание - природа", "мышление - бытие". То или иное решение этого вопроса образует основу философского учения. В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный. Материализм исходит из признания первичности материального начала. Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений. Это - субъективные идеалисты. Другие — это духовное представляют в виде ничейного, так называемого абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п. Это - объективные идеалисты. Основной вопрос философии включает в себя, помимо вопроса о первичности материального и духовного, также вопрос о познавательном отношении человека к миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений.

Должного внимания заслуживает и вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря - вопрос об общей структуре мира и состоянии, в котором последний находится.

Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии.

Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика - различные способы раскрытия отношения «человек – мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории – от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии.

Типы и способы философского осмысления мира определяются общимифилософскими парадигмами (парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе).

Именно они акцентируют внимание на тех или иных сторонах вечных философских проблем. К таким парадигмам философствования относят парадигму онтологизмаи парадигму эпистемологизма. Они могут быть обнаружены в любом историческом типе философии, при этом одна из них способна играть доминирующую роль.

1)Парадигма онтологизма ориентирует человека в познании и деятельности на мир вне человека, на мир не только объективный, но и абсолютный, с которым человек должен согласовывать как свой ум, так и свои цели и ценности.

2)Парадигма эпистемологизма зарождается в древнегреческой философии, но по-настоящему развивается в Новое время на основе тезиса Рене Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Она ориентирует на обоснование достоверности научного знания. Под ее влиянием развивались такие черты современной европейской культуры, как рационализм, технологизм, прагматизм.

Таким образом, религия, наука и философия создают разные картины мира, отражая сложный многообразный реальный мир.

Вопросы к лекции №10:

 

1. Что такое «картина мира»?

2. Виды картин мира?

3. Что представляет собой ядро любой картины мира?

4. Особенности религиозной картины мира.

5. Научные революции в рамках научной картины мира.

6. На базе чего строится философская картина мира?

7. Какая картина мира и почему является наиболее статичной?

 

Лекция №11

Лекция №12

Концепции личности.

1. Ролевая концепция - личность рассматривается как носитель различных функций. Недостаток её: она дает поверхностное представление о человеке.

2. Сущностная концепция - личность рассматривается как совокупность всех общественных отношений (семейных, правовых, политических и др.).

3. Гуманистическая концепция самоактуализации личности включает в себя:

-эффективное восприятие реальности;

- принятие себя, других, природы;

- непосредственность, простота и естественность;

- центрированность на проблеме;

- автономия, независимость от массовой культуры;

-демократический характер, разграничение средств и цели;

- креативность, стремление не к разрушению, а к созиданию;

- вершинные переживания (в любви, творчестве) и глубокие межличностные отношения;

- общественный интерес.

Итак, личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека.

Для личности характерны:

- осознание мотивов своего поведения;

-постоянная работа сознания и воли, направленные на самореализацию.

Лекция №13.

Лекция №14.

Лекция №15

 

Лекция №16

Основой восточной философии медицины всегда оставался принцип системности в изучении микро- и макрокосма, особенностью - рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в которой неразрывно связаны дух и тело. Болезни тела здесь рассматриваются, прежде всего, как болезни духа, соответственно лечение болезни – это, прежде всего, восстановление душевного равновесия и духовного здоровья.

В Древней Греции – колыбели философского знания – философия и медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова личная и общественная ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным. Эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов, как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.

В средневековой европейской традиции философские и медицинские исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается новая отрасль знания, находящаяся на стыке философии, медицины и естественнонаучных исследований (прежде всего химии), включающая так же элементы ворожбы и колдовства, – алхимия. Несмотря на нереальные цели (например, поиски эликсира жизни или философского камня), алхимия сыграла положительную роль как в изучении человеческого существа, так и в разработке некоторых приемов лабораторной техники, особенно необходимой развивающейся практической медицине (например, перегонка, возгонка и др.). Европейские врачи-философы эпохи Средневековья (Ф.Бэкон, Парацельс и др.) предвосхитили многие последующие медицинские открытия и разработки, приемы лечения болезней; они так же изучали воздействие общества (социального статуса личности) на развитие патологических процессов в организме. Преодолевая и пересматривая многие основы древней медицины и философии человека, средневековые ученые, естествоиспытатели способствовали внедрению химических препаратов в медицину, а так же заложили основы теории адаптации человека в окружающей среде.

В новое и новейшее время, особенно в ХХ веке, философия медицины, как особая отрасль научного знания, становится особенно популярной. Появляется огромное количество исследовательских программ, находящихся на стыке философии и медицины, разрабатываются практики и техники лечения, самооздоровления, самосовершенствования с учетом внутренних возможностей организма, резервов человеческого духа, а также наследуемых структур психики (архетипы коллективного бессознательного К.Г.Юнга).

Современная философия медицины развивается по нескольким направлениям, руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками. Основные проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины: здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности, как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие).

Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества, можно назвать австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и культуролога К.Г.Юнга, немецко-французского врача и философа А.Швейцера, русских ученыхФ.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова и др.

Таким образом, философия и медицина на протяжении многих веков своего развития взаимообогащают друг друга, взаимопересекаются. Как самостоятельная отрасль знания философия медицины особенно актуальной и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности.

Все базовые теории современной медицины так или иначе связаны с философией медицины , определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:

- медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации– общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),

- теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

- а так же теории нормальной (оптимальной) саморегуляции итеории общей патологии.

Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психобиосоциального существа.

В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды.

Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

 

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм1, нарушается его жизнедеятельность как целостной системы.).

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественнонаучных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам – правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Диалектический метод, применяемый сегодня в различных областях знания и естественно в современной медицине, основывается, прежде всего, на системном мышлении.

Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.

Углубляясь в изучение сложных взаимосвязанных систем человеческого организма, вооруженный системным методом, современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики. То же можно сказать и по проблеме постановки диагноза, который включает в себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной «подоплеки» болезни.

Феномен болезни философия медицины призывает рассматривать как структурно-функциональный системный процесс. Принципы структурности в медицине реализуются как принципы единства морфологии и физиологии в теории патологии. Биологическая структура объединяет динамичный субстрат (объект морфологии) с «оформленным» процессом (объект физиологии). До сих пор в медицине теоретическое признание единства структуры и функции мирно уживалось с уверенностью в том, что в начале болезни изменения органов и систем не выходят за рамки так называемых функциональных расстройств. Достижения современной биологии и медицины, особенно молекулярной биологии, биофизики, генетики позволяют уверенно отрицать существование функциональных болезней и дают возможность находить морфологический субстрат, адекватный любому нарушению функции. Таким образом, системно-функциональный подход в медицине позволяет как исследовать детали, части, процессы индивидуального организма, рассматривать функции его систем, так и не забывать о целостности, изучая человека не как механический конгломерат «частей и деталей», но живую систему, органично вписанную в природосоциальную реальность.

К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в организме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы. Г.Селье в работе «На уровне целого организма» (1972) писал: « Жизнь не является простой суммой своих составных частей… Чем дальше вы расчленяете…живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и в конце концов вам остаются только величественные, вечные и всеобъемлющие законы неживой природы…». В познании живой природы вообще постоянно возникает противоречие – от элементаризма к целостности и от последней вновь к элементарному расчленению. Мысль исследователей неизбежно сталкивается с познавательным парадоксом, отмеченным еще Шеллингом: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого… Скурпулезное изучение частностей, деталей, столь характерное для медицинской науки, безусловно способствует прогрессу медицинского знания, однако, практически полное отсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (т. наз. общую патологию) тормозит развитие современной медицины. Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки (исследования по философской антропологии, сознанию, проблемам познавательной деятельности и т.д.) практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной медицины. Врач-клиницист сможет действовать наиболее целесообразно и эффективно в каждом конкретном случае только тогда, когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей работы организма, когда будет рассматривать человека как сложную биосоциальную систему. Решение данной задачи видится только через синтез философского и медицинского знания, на основе интерпретации фактического материала медицинской науки с позиций и через призму философского знания, что является прерогативой и предназначением философии медицины.

 

Вопросы к лекции №16:

 

 

1. Когда впервые появляется связь между философией и медициной?

2. Какие общие цели преследуют медицина и философия?

3. Что лежит в основе древневосточной философии медицины?

4. Кто разрабатывал античную философию медицины?

5. Алхимия и ее влияние на философию медицины?

6. Современное состояние философии медицины?

7. Модели врачевания как взаимопересечение философии и медицины?

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

с заданиями для самоподготовки и самоконтроля

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

студентов всех специальностей

 

 

Введение

 

Философия является важнейшим звеном в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими морально-нравственными идеалами и эстетическими потребностями, что очень важно в профессиональной деятельности всех медицинских работников.

Студенты ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» всех специальностей на II курсе на базе основного общего образования и I курсе на базе среднего (полного) общего образования изучают учебную дисциплину «Основы философии».

Учебная дисциплина «Основы философии» основывается на принципах историзма, традиций и новаторства, связи с эмпирикой, наукой, областью искусства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории философии, формирования умений оценивать и анализировать собственные поступки, совершенствовать мировоззренческие установки и навыки самостоятельного, критического и творческого мышления, овладения богатейшим понятийно-терминологическим аппаратом философии.

Преподавание учебной дисциплины «Основы философии» осуществляется в соответствии с концепцией модернизации образования, требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения, в основу которых положена идея реализации деятельностно-компетентного подхода к современному профессиональному образованию. В преподавании применяются разнообразные педагогические технологии:информационно-коммуникативные, развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения, исследовательские и проектные методы, здоровьесберегающие технологии. Применяя современные педагогические технологии, коллективные и индивидуальные методы и приёмы можно успешно развивать творческие способности обучающихся, формировать гибкость и самостоятельность мышления студентов, учить анализировать и обобщать.

В данном методическом пособии представлен опыт проведения теоретических занятий (лекций) по дисциплине «Основы философии» с целью усвоения студентами философских знаний во взаимосвязи с историческими, социально-экономическими, политическими реалиями и будущей медицинской деятельностью.

Теоретическая часть усваивается студентами в ходе лекционных, семинарскихзанятий и самостоятельной внеаудиторной работы.

 

Необходимость разработки данного пособия обусловлена тем, что студенты I и IIкурсов не всегда успевают подробно записывать текст лекции со слов преподавателя, который ограничен аудиторным временем занятия.

В пособии каждая тема изучаемого материала разделена на отдельные вопросы, в которых основные понятия, категории и определения выделены и сопровождаются разъяснениями. В конце каждой лекции имеются контрольные вопросы, позволяющие студенту выполнить самооценку степени успеваемости теоретического материала. Включены тестовые задания с эталонами ответов.

В пособие имеется список рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.

В методическом пособии представлен весь теоретический курс (16 лекций) по дисциплине «Основы философии» для студентов II курса на базе основного общего образования и I курса на базе среднего (полного) общего образования всех специальностей. Поэтому у студентов отпадает необходимость пользоваться большим количеством учебников, чтобы усвоить изучаемую тему.

 

 

Лекция №1

 

Тема: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»

 

Цель: Определить этимологию, происхождение философии, изучить предмет, методы и законы мышления в философии.

 

План лекции:

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 337.