Главные идеи философии Будды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                       Четыре «благородные истины»                                                                      

1. Истина страдания: рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание. Все в жизни есть страдание.                                        

 2. Истина причины: основная причина страданий - это наши желания: нам постоянно чего-то хочется, но мы не получаем желаемого.      

3. Истина освобождения: чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний. Как только мы избавляемся от каких-то желаний, нам уже не приходится страдать из-за того, что это желание не исполняется.                                            

     4. Истина пути: чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным путем спасения Будды:     

         1.Правильные взгляды - знание о четырех благородных истинах и буддийского учения в целом.                                                                                                           2.Правильная решимость - твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением.                                                                       3.Правильная речь - воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров.                                                                                                           4.Правильное поведение - отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний.                                                                   5. Правильный образ жизни - обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода.                          

         6.Правильные усилия - постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими.            

         7.Правильное направление мысли - постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело - преходящи: мое тело - еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах.                                                                                       8. Правильное сосредоточение -       

              - наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением;              - осознание радости и покоя;                                                                                   - совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения;                                    - избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояния            совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без         страдания и без освобождения.

              Теория причинности (нет поступков и деяний в жизни, которые не имеют последствий, потому что все в мире взаимосвязано и имеет свою причину).                  Непостоянство элементов (в мире нет ничего постоянного - все изменяется, это значит, что нет гарантии благополучия, избавления от страданий; человек сам - причина этих страданий).                                                                                                   «Срединный путь» (Будда призывал к умеренности во всем, и избегать крайностей).

 

Философия Йоги

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.).

Йога, согласно Патанджали, является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы - физическими и психическими. Философия йоги требует систематического усилия над собой, подавления самопроизвольного течения мыслей. Разум, воздействуя на тело, с его помощью достигает новых духовных уровней. Для реализации этого разработан свой восьмеричный метод. Он включает в себя последова­тельную смену ступеней самоконтроля и самоорганизации.                                                                          Первая ступень – яма (воздержание). Она запрещает во­ровство, ложь, насилие, ненависть  к людям; пропа­гандирует умеренность во всем: в мыслях, словах и делах.    Вторая ступень – нияма (соблюдение правил). Она включает в себя внешнее и внутреннее телесное очищение, самообуздание, самодисциплину. На этой ступени нельзя упо­треблять бранные слова, кричать на людей. Необходимо мол­чать один день в неделю, регулярно изучать литературу по йоге, философии, физиологии.       Третья ступень – асана (положение). Она представляет собой физическую поддержку со стороны тела состоянию со­средоточенности. Специфические позы помогают добиться большей концентрации внимания. Чтобы размышлять, нужно, кик минимум, усесться в удобной позе. Йога придает этому большое значение.                Четвертая ступень – пранаяма (регулирование дыхания). Она включает в себя упражнения по дыханию. Особое вни­мание уделяется задержке дыхания, во время которого в ор­ганизм усиленно поступает жизненная энергия - прана.                Пятая ступень – пратьяхара (удаление чувств). Она предполагает сосредоточенность на самом себе. При этом "рассудок должен быть радикальным образом лишен всех впечатлений извне".   Достигший этой ступени должен по­строить келью в своем сердце и удаляться в нее ежедневно.                                                    Шестая ступень – дхарана (фиксирование внимания) Она предполагает активную концентрацию внимания на объ­екте. В обычной жизни идеи появляются и исчезают, но не задерживаются надолго. Нужно удержать на них внимание.       Седьмая ступень – дхьяна (созерцание). На этом этапе достигается проникновение в сущность объекта сосредоточении                                             Восьмая ступень – самадхи (сосредоточение). Это – вершина и цель йоги, так как она поднимает душу из ее временного, обусловленного, изменяющегося существования к простой, вечной и совершенной жизни

    Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная     терпимость, все учения не отвергают полностью учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна.

 

2 вопрос.                                                                                                  

Основанием китайской философии явилась древняя китайская литература: «Пятикнижие» («Уцзин»). В них поднимается множество вопросов: откуда произошло зло - от Бога или человека; проблема первоначала мира - назывались в их качестве огонь, вода, дерево, металл, земля; пять явлений природы - дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и в то же время взаимозависимым силам - Ян и Инь. Понятия эти многозначны, олицетворяют собой, как сказали бы современные философы, диалектические противоположности: Ян - активная мужская сила, Инь - пассивная женская сила; они являлись силами света и тьмы, тепла и холода, жесткости и мягкости, положительного и отрицательного. Считалось, что между этими понятиями и человеческой жизнью существует обратная связь: если люди действуют согласованно с естественной закономерностью, которую отражают эти понятия, то в обществе и в отдельных людях царит порядок и спокойствие, если же такого согласия нет, то вся страна и все в ней приходят в смятение.

Основателем даосизма (самое философское из всех китайских учений) считается китайский мудрец Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) - буквальный перевод «престарелый учитель». Центральная категория этой философии - Дао, многозначное понятие - начало и конец всех вещей, путь звезд и добродетелей, закон Вселенной и человеческого поведения, первооснова всех вещей. Дао существует само по себе, вечно, изменить его не в силах никто. Человек в даосизме рассматривается с точки зрения двойственной природы: первое его начало происходит от Дао, поэтому оно истинное и естественное, а второе порождается страстями и заблуждениями самого человека, поэтому оно ложное и искусственное. Отсюда вывод: у настоящего человека истинное должно победить искусственное, ложное. Человек не в силах влиять на мировой порядок, поэтому его удел - покой и смирение. Основной принцип даосизма - теория недеяния - увэй. Но в то же время даосизм поднимал проблему бессмертия, для этого была разработана специальная практика продления жизни, которая опирается на определенное мировоззрение, диету, дыхательную гимнастику, методику стимуляции внутренней энергии ци и алхимию. Даже императоры и высшие чиновники отдавали должное мистическим знаниям даосов.

Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, которые были изложены в конфуцианстве. Основателем этой философской школы является Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.), прославившийся как талантливый педагог и политический деятель. В отличие от даосизма, конфуцианство рассматривает человека как часть общества. Конфуций учил, что ничего положительного достичь нельзя, не руководствуясь правильными принципами: гуманностью (жэнь), справедливостью и долгом (и), знанием правильного ритуала (ли), мудростью (чжи), почтительностью (сяо). Конфуций разработал модель совершенного человека («благородного мужа»), у него это не только этический идеал, но и политический, которому должен отвечать совершенный правитель. Конфуций формулирует «золотое правило нравственности»: "Чего не желаешь себе, того не делай людям"

Социальное устройство государства Конфуций видел по принципу семьи: государь - отец и мать для подданных, через него говорит само Небо, но государь должен заботиться о своих «детях». Каждый должен знать то место, которое ему предназначено в обществе: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном." Все обязаны выполнять нормы «ли»- социального и религиозного ритуала, тогда в обществе будет порядок, равновесие и справедливость.

Конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации. Особенностью методологии познания у Конфуция является проникновение в истину через постижение порядка: построение структуры, классификации, разложение по таблицам, рядам, клеточкам. Если девиз западной философии - «сомнение и свободное размышление», то китайской - «обучение и повторение изученного». Конфуцианское познание, таким образом, обращено к изучению традиции, а не к открытию нового.

Против конфуцианства выступала «школа законников» - легизм.         

Шан Ян, основатель этой школы, разработал теорию деспотического государства, выступал против человеколюбия, которое считал причиной всех проступков, убеждал, что политика несовместима с нравственностью, вместо убеждения надо применять силу принуждения.

Вопросы для самоконтроля:  

1.В чем отличие древнекитайской философии от индийской?

2.Если девиз западной философии - «сомнение и свободное размышление», то китайской - «обучение и повторение изученного». Попытайтесь определить сильные и слабые стороны обеих позиций.    

3.Попытайтесь сформулировать суть учения Конфуция.  

4.Попытайтесь сформулировать главное в учении Будды.

5.Выясните, что означают термины:       

- Веды         

- Упанишады  

- Карма       

- Ортодоксальный        

- Деспотия                     

- Императив                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

Лекция 3

Античная философия             

 

Античная философия - это философия Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э.- III в. н.э.), культурные достижения, которой по праву считаются основой европейской  цивилизации.                                       

Древнегреческой называется философия , выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Родоначальником греческой (европейской) философии считается один из семи мудрецов - Фалес, родом из Милета.

              Философские школы Древней Греции                                                                Милетская школа                                                                    Фалес (640-560гг. до н. э)- первоначалом мироздания считал воду, но эта вода обожествленная, одушевленная. Землю представлял в виде диска на воде, считал, что неживая природа, все вещи имеют душу, допускал наличие многих богов, считал центром вселенной Землю.

Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.), ученик Фалеса. Первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все

возникло, все состоит и в которую все превратится при уничтожении. Апейрон

соединяет в себе противоположности: горячее - холодное, сухое - влажное. В результате различных комбинаций противоположностей образуются вещи.

      Анаксимен(585-525 до н.э.) - ученик Анаксимандра. Началом всего сущего считал воздух. Выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (сжимаясь, он превращается в воду, затем в ил, затем - в почву, камень. Все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха (при разряжении рождается огонь, при сгущении - ветер, затем туман, вода и т.д.).

         Элейская школа                                                                                                 Парменид (540-480 гг. до н. э.) — самая яркая фигура среди элеатов. Он утверждал: «движения нет, небытия нет, существует только бытие». Уничтожение, движение, изменение — не по истине, а лишь по мнению. Бытие едино, немножественно. Парменид представлял его как шар, в котором всё одно суть. Он провел четкую грань между мышлением и чувственным опытом, познанием и оценкой (знаменитое противопоставление «по истине» и «по мнению»).             Зенон. (480 -430 г. до н. э), элеец, известен своими апориями (в переводе апория — затруднение, трудность) “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Стадий”. Если Парменид доказывал существование единого, то Зенон пытался опровергнуть существование многого. Он приводил доводы, отрицающие движение, указывающие на то, что оно противоречиво и, следовательно, не существует. Элеаты — авторы первых логических задач и мысленных экспериментов. Они во многом предвосхитили аристотелевские упражнения в логике.

Пифагор (около 580-500 до н. э.) и пифагорейцы — создатели количественной концепции бытия. «Всё – есть число» – утверждал Пифагор (около 580-500 до н. э.). Все количественно определено, т. е. любой предмет не только качественно, но и количественно определен (или иначе: каждому качеству соответствует свое количество). Это стало величайшим открытием. Вся экспериментирующая и наблюдающая наука опирается на это положение. Нельзя не отметить и негативную сторону пифагорейского учения, выражавшуюся в абсолютизации количества, числа. На основе этой абсолютизации выросли пифагорейский математический символизм и полная суеверий мистика чисел, которая сочеталась с верой в переселение душ.

Пифагор считается изобретателем термина «философия». Мы можем быть только любителями мудрости, а не мудрецами (таковыми могут быть только боги). Таким отношением к мудрости философы как бы оставляли «открытую дверь» для творчества нового (для познания и изобретения).

Гераклит из Эфеса (ок. 520-460 гг. до н.э.) - философ - материалист, диалектик, считал, что «все течет, все изменяется»; «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»; «в мире нет ничего неподвижного». Все мировые процессы, учил он, возникают из борьбы противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом» (единым законом, Мировым Разумом). Он учил, что мир не создан ни богами, ни людьми, а был, есть и будет вечно живым огнем. Космос - порождение огня.

Некоторые считают Гераклита основоположником учения о познании - гносеологии. Он первым стал различать чувственное и рациональное познание: познание начинается с чувств, дающих поверхностную характеристику, затем знания должны быть обработаны с помощью разума. Известно, что Гераклит уважал закон и призывал всех к этому. Был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории. Признавал относительность окружающего мира: что для одних плохо, для других хорошо; в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть плохим и хорошим.

Демокрит (460-371 гг. до н. э.) – величайший материалист, первый энциклопедический ум Древней Греции. Полагал, что все состоит из атомов (неделимых частиц). Даже мысль он представлял как совокупность особо тонких невидимых атомов. Мысль, по Демокриту, не может существовать без материального носителя, дух не может существовать независимо от материи.

Софисты (учителя мудрости) Наиболее известными среди них были Протагор (ок. 485 - ок. 410 до н.э.) и Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.).

Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение. Софисты предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни своего города: обучали грамматике, стилистике, риторике, умению вести полемику, а также давали общее образование. Исходный принцип, сформулированный Протагором, таков: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". В центре внимания софистов оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания механизмов, управляющих жизнью сознания. Проблемы познания при этом выходили у софистов на первый план.

В теории познания софисты ориентируются на индивида, объявляя его, со всеми его особенностями, субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется горьким. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо.

Релятивизм в теории познания служил обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали относительность, условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок.

Сократ (ок. 470 - 399 до н.э.), ученик софистов, а затем их критик. Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое изречение Сократа. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством - знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства. Сократ выдвинул своеобразный принцип познавательной скромности: «Я знаю, что ничего не знаю».

Платон (427-347 г.г. до н. э.) — один из самых известных философов древности. В этом с ним конкурировал только Аристотель, его же ученик. Последний многим был обязан Пла­тону, хотя и критиковал его. От Ари­стотеля дошло выражение: «Платон мне друг, но истина дороже».  В учении об идеях  Платон исходил из того, что человек в своей созидательной деятельности идет от идей к вещам (сначала идеи как образцы, затем вещи, воплощающие их), что в голове человека возникает много идей, которые не имеют материального воплощения, и неиз­вестно, получат ли они это воплощение когда-нибудь. Эти факты интерпретировались им следующим образом: идеи как таковые су­ществуют независимо от материи в некотором особом мире и являются образцами для вещей. Вещи возникают на основе этих идей. Истинным, действительным является мир идей, а мир вещей – тень, нечто менее существующее (т. е. максимальным бытием обладают идеи, а мир вещей – нечто малосуществующее, т. е. изменяющееся, исчезающее).

Согласно теории идеального государства человеческое об­щество в лице государства довлеет над отдельной личностью. Личность считается чем-то ничтожным по отношению к обществу-государству. От Платона тянется нить к тоталитарным идеологиям, нацистской и коммунистиче­ской, в которых человек рассматривается только как частица целого, как нечто, которое целиком должно подчиняться целому. Управлять государством должны мудрецы (философы). Воины или "стражи" должны заботиться о безопасности государства. Наконец, крестьяне и ремесленники должны обеспечивать материальную сторону жизни государства.

Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон ценит очень высоко: это мера. «Ничего сверх меры» - таков принцип, общий у Платона с большинством греческих философов. Согласно Платону, справедливое и совершенное государство - это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство - ради человека. Опасность абсолютизации такого подхода увидел уже Аристотель. Будучи большим реалистом, чем его учитель, он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию, что, кстати, сами греки могли видеть на многочисленных примерах из собственной истории.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — ученик Платона, впоследствии основал свою школу, которая называлась Ликей (в латинской транскрипции — Лицей). Аристотеля отличала систематичность. Практически каждое его сочинение положило начало новым наукам (соч. «О животных» — зоологии, соч. «О душе» – психологии и т. д.).

Аристотель — отец логики (и сейчас ее порой назы­вают аристотелевской). Он выявил основные правила логиче­ского мышления, сформулировав их в виде законов логики, исследовал формы логического мышления (рассуждения): понятие, суждение, умозаключение, доказательство, опровержение.

Аристотель был создателем учения о категориях, основных философских понятиях; им была разработана первая категориальная картина мира («система» категорий). Главное его сочинение — «Метафизика» — как раз посвящено этой теме.

Если вспомнить разграничение всех философов на материалистов и идеалистов, то можно сказать, что Аристотель фактически вы­сказал основную мысль материализма, т. е. что дух не может су­ществовать вне материи, в противоположность Платону, который утверждал обратное. («Платон мне друг, но истина дороже!»)

Аристотель критиковал платоновскую теорию идеального государства, выступал в защиту частной собственности против платоновской идеи общности имущества. Фактически он был первым антикоммунистом. По его мнению, общее владение вызвало бы нерадивое отношение к работе и большие трудности при распределении ее плодов; каждый стремился бы получить лучшую и большую долю продуктов, но приложить меньшую долю труда, что привело бы к ссорам и обману взамен дружбы и сотрудничества.                                                                                           Аристотель определял человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность.

Люди от природы неравны, считает Аристотель: те, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

Аристотелем завершается классический период в развитии греческой философии. Меняется мировоззренческая ориентация философии: ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Особенно характерны в этом отношении этические учения стоиков и эпикурейцев.  Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее представителями были Сенека (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.), его ученик Эпиктет (ок. 50 - ок. 140) и император Марк Аврелий (121-180).

Философия для стоиков - не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Бесстрастие - вот этический идеал стоиков.

Полный отказ от социального активизма в этике мы встречаем у материалиста Эпикура (341-270 до н.э.), учение которого получило широкую популярность и в Римской империи. Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид - первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов.

В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (от греч. hedone - удовольствие): целью человеческой жизни Эпикур считает удовольствие. Высшим наслаждением Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчинять их разуму.                                                                                     

Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской этики, различие между ними весьма существенное: идеал стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы; идеал же эпикурейского мудреца не столько моральный, сколько эстетический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство - это просвещенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.

                                                                                                                              

                       Вопросы для самоконтроля:

1.Попытайтесь сформулировать основные теории о первоначалах мира.  

2.Чем, похожи и чем отличаются учения софистов и Сократа?

3.Что является главным в учении Платона?                                        

4.Объясните выражение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»…

5.В чём различие позиций стоиков и эпикурейцев?

6.Выясните, что означают термины:                                                        Альтруизм -                                                                                       Релятивизм -                                                                                                           Античный -                                                                          Эллинистический -                                                                                 Логос -                                                                                                         Концепция -

    Рациональный -                                                                                              Материализм -                                                                                                 Идеализм -                                                                                        

    Субъективное - 

    Объективное -

    Тоталитарный -                                                                                               Эгоизм -

                                                          

 

 

Лекция 4

                            Философская мысль Средних веков,                                                          эпохи Возрождения и Нового времени.

                  1. Философская мысль Средних веков (IV-XIV вв.)                                      2. Философия эпохи Возрождения(XV -XVI вв.)                                          3. Философия Нового времени.(XVI - XVII вв.)

                                                                                                                  1вопрос                                                                                         

Средневековье — эпоха господства религиозного сознания. Философия в этот  период была служанкой богословия; т. е. она занималась в основном тем, что обслуживала религиозную веру.

Средневековая философия делится на два основных периода:   

патристика (патер - по-латыни - «отец»; связана с разработкой «отцами церкви» основ христианской догматики; общее название учений ранних христианских богословов и философов - II-VIII вв.);                                                  

схоластика («школьная философия»; зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке – с VI в.до XV в., господствовало в университетах).                                           Если греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит корнями в религию единобожия (монотеизма). В центре средневековой философии и всей культуры находится Бог и его отношения с человеком. Такая особенность религиозного мировоззрения называется теоцентризмом.                            

Высшая цель жизни человека выражается в служении Богу. Согласно средневековому мышлению, Бог есть первопричина и первооснова мира. Бог сотворил мир из «ничего» - такая концепция называется креационизмом (от лат. creatio -«творение», «создание»). Отличительной чертой средневековой философии был провиденциализм - вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения.

Средневековая философская мысль представлена двумя течениями: реализмом и номинализмом.

Реализм - философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (чувственное восприятие мира).

Согласно реализму универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, а человек – подобие бога; только благодаря этому человеческий разум в состоянии понять сущность вещей, ибо эта сущность есть ничто иное, как всеобщие универсалии. Отсюда, познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Номинализмфилософское течение, представители которого подчеркивают приоритет воли над разумом. Усилием воли человек может понять мир. Общие понятия только имена, они не обладают никакой самостоятельностью, помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования для целого ряда вещей и явлений.

Первый выдающийся ум средневековья – Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354-430 гг.), христианский теолог и философ, представитель  патристики, оказавший существенное влияние как на развитие христианского богословского канона (и в католической, и в православной, и в протестантской его версиях), так и на эволюцию культуры западного образца в целом. В православии признан блаженным, а в католицизме - святым и Учителем Церкви. Наиболее значительные произведения: "Исповедь" (400) и "О граде Божьем" (413-426).

Важнейшим моментом учения Августина выступает его концепция соотношения веры с рациональным знанием: веру он ставит в качестве исходного основания любого знания: "разве учитель будет стараться объяснить темные места у Вергилия, если прежде того не поверит в значительность Вергилия? Точно так же и читатель Священных  Писаний должен уверовать в их авторитет прежде, чем научится их понимать". («Верь, чтобы понимать»)

Фома Аквинский -  вторая крупная фигура средневековой философии. До сих пор католическая церковь считает его своим крупнейшим философом. Он был очень образованным ученым, богословом, философом. Выдающимся философом Фома стал во многом благодаря тому, что освоил наследие Аристотеля, приспособив его к нуждам католического вероучения.  Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

 

 

2вопрос.     

Начиная с 15 века средневековая культура и образ жизни начинают вытесняться возрожденной моделью античного типа культуры - отсюда и название эпохи. Центром философской мысли уже становится не Бог, а человек (антропоцентризм). Антропоцентризм провозглашает человека центром Вселенной (что вокруг него все вертится, что не Бог главный, а Человек). Характерной чертой эпохи был гуманизм, т.е. человеколюбие. 

Гуманисты отходят от трактовки человека исключительно как божественного создания, подчеркивают его природное начало (хотя не отрицают и божественного), верят в счастливое будущее человека, выступают за его свободу - как физическую, так и духовную

Одно из первых проявлений свободомыслия — отказ от христианского теизма (вера в Бога, согласно которой Бог существует над миром, является сверхъестественным существом, творцом и властителем мира) и переход к пантеизму – философской концепции, согласно которой Бог есть Природа, а Природа есть Бог. Пантеизм растворяет Бога в Природе. Наиболее представительные фигуры этой формы свободомыслия — Николай Кузанский и Джордано Бруно.

Джордано Бруно (1548-1600) — философ-бунтарь, воспринял идею Коперника о том, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот. Так, он утверждал, что звезды – это те же солнца, только очень удаленные от Земли, и поэтому их свет такой маленький. Вокруг звезд, как и вокруг Солнца, кружатся планеты, и на некоторых из них есть жизнь. Дж. Бруно выдвинул, таким образом, фундаментальную идею множественности миров. В 52 года он был сожжен на «Площади цветов» в Риме. Его уговаривали раскаяться, отказаться от своих идей, но он был непреклонен.

 Николай Кузанский - священнослужитель, богослов, но придерживался новаторских для своего времени взглядов, дал новую трактовку бытия и познания, открыл закон совпадения противоположностей (формы и материи, сущности и существования).

Франческо Петрарка - родоначальник идеологии гуманизма, поэт, автор «Книги Песен».                                                                                                             

Лоренцо Валла - автор трактата «О наслаждении как об истинном благе».

Наиболее известный гуманист эпохи Возрождения – Эразм Роттердамский (1469-1536). Главное его сочинение — «Похвальное слово Глупости». Он отстаивал веротерпимость.

С именами Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея связано появление теории гелиоцентризма, знаний о том, что Солнце - центр Вселенной, которая бесконечна, состоит из галактик (скопления звезд).

 

3вопрос.                                                                                                   

Главной задачей философии этого периода становятся проблемы обоснования методов познания. 17 век – арена дискуссий между рационализмом и эмпиризмом. (Эмпирики — Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, рационалисты — Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.)

Основоположником эмпиризма (опыт в основе познания) считают Фрэнсиса Бэкона, поскольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. В своей теории эмпирических исследований Бэкон выделил такие методы познания как анализ (разложение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий для их протекания). Основным методом науки считал индукцию – движение от частного к общему. “Знание — сила”, провозглашал он. Этим подчеркивалась практическая направленность научного знания, то, что оно увеличивает могущество человека. Основное сочинение Бэкона – «Новый Органон». В нем он попытался создать новый научный метод. Дедуктивной логике Аристотеля противопоставил индуктивную логику. Дедукция — движение от общего к частному. Бэкон предложил противоположный ход — мы идем к общему знанию через частное, путем наблюдения и эксперимента.

Основоположником рационализма считается Рене Декарт. Он обосновал ведущую роль разума в познании. Его рационализм выражался прежде всего в тезисе «Я мыслю, следовательно, существую» Этот тезис имеет два смысла: первый, который вкладывал Декарт: факт, что человек мыслит, самый очевидный и самый достоверный; поэтому из факта мышления вытекает факт существования;

второй смысл: “только мыслящий человек по-настоящему живет” или “как мы думаем, так и живем”. Человек мыслит, следовательно, существует

Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель, последовательный материалист. Как и Бэкон, Гоббс был эмпириком, считал, что в основе знаний лежит опыт, т. е. непосредственный чувственный контакт с окружающим миром. Гоббс в трактате «Левиафан» разработал теорию общественного договора, суть ее в следующем:

-человек обладает изначально злой природой;

-движущая сила его поступков - выгода, эгоизм, страсть, потребности, аффекты;  

-человек часто пренебрегает интересами других, что приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

-в целях совместного выживания люди заключили общественный договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех против всех»;

-для предотвращения «войны всех против всех» возник общий механизм для регулирования жизни в обществе - государство;

-государство - непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище - «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути». Это сила, которой нельзя противостоять, но которая необходима для общества и порядка в нем.

 

Джон Локк (1632 – 1704) — английский философ-просветитель, самый видный представитель эмпиризма, основоположник материалистического сенсуализма (sens-ощущение). Он придерживался формулы: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах» По его мнению, на основе ощущений человек формирует свои знания, и благодаря этому мыслит. Локк выдвинул теорию «чистой доски» (tabula rasa). Согласно этой теории человек изначально представляет собой чистую доску и при столкновении с жизнью он получает массу впечатлений, которые закрашивают эту чистую доску. Локк был отцом либерализма. Он произвел настоящую революцию в области политического мышления. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно только разделением на три ветви власти. В истории политических идей это самая мощная идея. Джон Локк дополнил теорию общественного договора Гоббса идеей существования естественных прав человека: права на жизнь, на свободу, собственность граждан.

 

 

                                 Вопросы для самоконтроля:

 1.Что означают термины:

-патристика

-схоластика

-креационизм

-теоцентризм

-провиденциализм

-эмпиризм

-рационализм

-теизм

-пантеизм

- гелиоцентризм

-сенсуализм

-либерализм?      

2.В чём принципиальное различие между Средневековьем и Возрождением?

3.Как Вы понимаете выражение Декарта «Я мыслю, следовательно, существую»?

4.В чём значение теории разделения властей Д.Локка для современного мира?

 

 

                                     

 

                                               Лекция 5

                                  Философия Просвещения.                                                                            Немецкая классическая философия                                                                                                                                                                                                                                   1.Философия Просвещения                                                                                                  2.Немецкая классическая философия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                1 вопрос                                                                                                                                          XVIII век – век Просвещения, распространения научного знания.  Главной идеей философии Просвещения была мысль о ведущей роли разума в деле преобразования и развития европейской цивилизации. Победив свое невежество, люди смогут двигаться вперед по пути прогресса, к идеалам добра, справедливости и счастья. «Дерзай быть мудрым! Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения».

Епископ  Джордж Беркли (1685-1753) выдвинул тезис: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Невоспринимаемого не существует – его основная мысль. Люди не могут знать, что стоит за их чувствами-ощущениями.  Не признавая существования объективного мира, материи, он в то же время признавал существование Бога, был фактически идеалистом. Его учение можно охарактеризовать как субъективный идеализм. Он допускал существование Бога, поскольку считал, что его душа восходит к той душе, которая существует за пределами его сознания, индивидуальности, в Боге.

Давид Юм (1711-1776) — философ английского Просвещения, был философом-скептиком, антирационалистом. Юм известен своей мыслью о том, что не существует объективной причинной связи вещей, что причинность устанавливается лишь как факт психического опыта. Когда мы наблюдаем, что за одним следует другое и это повторяется в разных ситуациях, то делается вывод, что одно есть причина другого. Юм полагал, что связь между вещами – результат психического опыта. Юм подверг сомнению многие христианские догмы. Вся деятельность Юма была направлена на раскрепощение человеческого разума.

 

Вольтер (1694-1778) – французский философ-просветитель, писатель-сатирик. Боролся против абсолютной монархии и католической церкви. Вольтер проповедовал вольнодумство, свободомыслие. Он был одним из самых ярых критиков религии и церкви. Но его критика была непоследовательной. Так, он утверждал, что если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать. Он полагал, что если бы люди перестали верить в Бога, то они передрались бы и поубивали друг друга, нарушили бы все правила жизни и не смогли вместе жить.  Вольтер ратовал за политическую, идеологическую и религиозную толерантность (терпимость). Вольтер был автором афоризмов:

«Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов    пожертвовать своей жизнью».

«Лучшее – враг хорошего»

«Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать»

«Все жанры хороши, кроме скучного»

«    Боже, спаси меня от друзей – с врагами я сам справлюсь»                          «Ни в каком возрасте нельзя приобрести талант, которого мы лишены, но в любом возрасте можно исправлять свои ошибки»                                                          

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский философ-просветитель, оказавший значительное влияние на последующих философов и писателей. В своей «Исповеди» он откровенно описал свою жизнь, ошибки и промахи. У него также есть замечательная книга о воспитании. Руссо известен как теоретик общественного договора. Он считал, что люди изначально равны, но из-за образования государства возникло неравенство. Руссо хотел возврата в далекое прошлое, которое он называл золотым веком. «Назад к природе» – его призыв; он критиковал цивилизацию и прогресс.  Руссо был также теоретиком общественного блага. Он выдвинул идею общей воли, которую ставил выше частных воль. Руссо не был ни коммунистом, ни социалистом, но был приверженцем идеи всеобщего равенства. Он — предвестник французской революции.

 

Дени Дидро (1713-1784) — последовательный материалист, давший образцы диалектического мышления. С его точки зрения мир — движущаяся материя; источник движения находится внутри материи (любое тело состоит из атомов, которые движутся). Дидро был сенсуалистом, признававшим в то же время значение разума, мышления для познания.  Дидро возглавил создание первой в истории человечества Энциклопедии. В значительной степени благодаря факту создания Энциклопедии XVIII век называют веком Просвещения.

В XVIII веке пышным цветом расцвел механистический материализм. В это время механика была на подъеме (Ньютон незадолго до этого открыл основные законы механики) и философы стали очень многое уподоблять механическим процессам. Так, Ламетри в сочинении «Человек-машина» уподоблял человека машине. Организм человека представлен у него как часовой механизм. Затем и общество стали уподоблять механическим системам. Уже в ХХ веке Ленин сравнивал страну с огромной фабрикой, в которой все работает как слаженный часовой механизм. В советское время человек представлялся этаким винтиком государственного механизма. Одни, действительно, были согласны считать себя винтиками в огромной машине, т. е. ощущали себя как в армии: один как все и все как один. А другие это отвергали, за что и поплатились.

 

2 вопрос                                                                                                        Немецкая классическая философия охватывает период с 70-х гг. XVIII в. и примерно до середины XIX в. Классической ее принято называть потому, что все ее учения отличаются строгой системностью и последовательным аргументированием в изложении и осмыслении главных проблем. Характерным отличием ее от всего предшествующего периода развития западноевропейской мысли является ее отчетливая направленность на выявление и освещение особенностей человеческого мышления (Кант, Фихте), а также попытки создать всеобъемлющую, целостную и логическую картину мира, в деталях поясняющую тайны мироздания и смысл мировой истории (Гегель и Шеллинг).

Иммануил Кант (1724-1804) родился и почти всю жизнь провел в г. Кенигсберге  (ныне Калининград). B творчестве Канта различают два периода: докритический и критический. В докритический период он занимался проблемами естествознания, в критический им была сформулирована его философская теория критицизма.

Гносеология. В центр теории познания он ставит не объект и его свойства, а субъект познания (человека) и его возможности..

Кант считал, что в процессе познания участвуют органы чувств, рассудок и разум - то есть существует три ступени познания. Первая ступень представлена зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом. На второй - полученная информация обрабатывается рассудком, в результате чего воспринимаем картину мира в целом. А на стадии подключения разума - третьей ступени - человек не только отображает, классифицирует, но и создает свои мыслительные конструкции. Так появляются философские, религиозные, научные системы, теории, идеи, понятия. Познавательные возможности  человеческого разума, по Канту, ограничены неразрешимыми противоречиями, Кант назвал их антиномиями. Антиномия - положение, которое рассудок может доказать и одновременно опровергнуть, поэтому разум заходит в тупик.

В «Критике чистого разума» Кант выделяет понятия, которые характеризуют знание:

апостериорное (знание, полученное в результате опыта);

априорное (доопытное знание, существующее в разуме изначально и не требующее никакого опытного доказательства)

 «вещь в себе» (внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом).

 «вещь для нас» (явление, то, что мы знаем о вещи, какой её себе представляем)                   

Этика. Кант придерживался так называемой «этики долга». Он считал, что моральное поведение человека зависит от того, как человек представляет себе долг. Морально он действует тогда, когда сообразуется в своих представлениях с вечным, неизменным нравственным законом, который Кант назвал категорическим императивом: «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом» («Поступай лишь согласно такому правилу, которое ты мог бы желать возвести в общий закон»). В пояснение Кант приводит несколько примеров.

Данное лицо до такой степени несчастно, что жизнь стала ему в тягость, и оно спрашивает, позволительно ли ему наложить на себя руки. Где искать ответа на этот вопрос? В категорическом императиве. Что было бы, если бы самоубийство сделалось общим законом? Было бы то, что прекратилась бы жизнь. Стало быть, самоубийство несогласно с нравственностью.

Или другой пример. Человек спрашивает себя, позволительно ли ему обманывать других людей. Согласно категорическому императиву этого делать нельзя. Если бы все люди обманывали друг друга, если бы обман стал общим законом жизни людей, то никакое общество было бы невозможно.

Этика Канта пронизана аскетизмом. Моральный закон и принцип удовольствия не согласуются. Человек должен отказаться от иллюзии, что исполнение нравственного долга принесет ему земное чувственное счастье. Долг Кант ставит выше счастья и удовольствия.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814, Восточная Пруссия) - представитель субъективного идеализма, отличавшийся вспыльчивым, упрямым и неуживчивым характером, своеобразный и гениальный автор философии активности, автор знаменитого изречения: «Я - это вечная свобода и творческая активность!»

Фихте считал философию основополагающей наукой, которая должна выработать единый метод познания. Главное в философском познании, считал Фихте, интеллектуальная интуиция. Единственным и реальным началом процесса познания является абсолютное творческое начало, которое он обозначил термином «Я».

Фактически «Абсолютное Я» у Фихте выступает в качестве единой субстанции, которая лежит у основания всего бытия. Все остальное, что не принадлежит сфере субъективного «абсолютного Я», у него называется «Не-Я», фактически это есть вся объективная реальность - природа.

Понятие свобода у Фихте, как и у Канта, имеет очень большое значение. Полная свобода человека, полагает Фихте, возможна только во внутреннем, субъективном мире. В объективном мире человек обязан подчиняться законам общества. Государство необходимо, чтобы каждый член общества мог реализовать право на частную собственность - это и есть цель исторического развития и общественная справедливость.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 221.