Тема 10. Политическая жизнь общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения

  1. Считаете ли Вы себя участником политической жизни? Почему?
  2. Что включает в себя политическая система?
  3. Какие типы правления, государственного устройства, политического режима Вы знаете?
  4. Каковы с этих позиций характеристики российской политической системы?
  5. Что такое гражданское общество?
  6. Как Вы считаете, существует ли гражданское общество в России?
  7. Какова роль социальной экологии в развитии гражданского общества?

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

2. Моисеев Н.Н. Алгоритм развития. М., 1987.

3. Основы современной философии/ Под ред. Росенко М.Н. СПб., 2001.

4. Хабермас Л.Х. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.

5. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.

6. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.

7. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. СПб., 1999.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФЗО

  1. Основные типы мировоззрения.
  2. Философия как наука. Функции философии в системе культуры.
  3. Предмет философии и проблема философского метода.
  4. История философии как философская наука.
  5. Структура философского сознания в Древней Индии.
  6. Философия Древнего Китая.
  7. Социально-культурная среда античной философии.
  8. Этапы развития античной философии.
  9. Натурфилософия античности.
  10. Классическая античная философии.
  11. Эллинистическая философия.
  12.  Основные проблемы философии Средних веков.
  13. Философские взгляды Фомы Аквинского.
  14. Натурфилософия Возрождения.
  15. Социально-философские идеи Возрождения.
  16. Проблема метода познания в философии Нового времени.
  17. «Правила для руководства ума» Р. Декарта и их значение.
  18. Взгляды представителей философии эмпиризма.
  19. Рационализм в философии Нового времени.
  20. Философия эпохи Просвещения.
  21. Французский материализм XVIII века.
  22. Докритический и критический периоды философии И. Канта.
  23. Основные черты немецкой классической философии.
  24. Философская система Гегеля и его диалектический метод.
  25. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  26. Неклассическая философия XIX-XX вв.
  27. Материалистическая диалектика марксизма.
  28. Основные этапы развития позитивизма.
  29. Русская религиозная философия.
  30. Развитие марксизма в России.
  31. Проблема человека в экзистенциализме.
  32. Природа как предмет философского анализа.
  33. Человек как центральная проблема философии.
  34. История и сущность диалектики.
  35. Основные законы и категории диалектики.
  36. Бытие как совокупная реальность.
  37. Формы движения материи.
  38. Сознание как философская проблема.
  39. Сознание и язык.
  40. Структура общественного сознания.
  41. Сознание и самосознание.
  42. Познание как процесс идеального отражения мира.
  43. Формы чувственного познания.
  44. Формы абстрактного мышления.
  45. Субъект и объект познания в истории философии.
  46. Проблема истины в философии и науке.
  47. Наука как вид познавательной деятельности и социальный институт.
  48. Методы эмпирического и теоретического познания.
  49. Культура как система ценностей.
  50. Этика как философская наука.
  51. Эстетика как философская наука.
  52. Философско-экологические проблемы человечества.
  53. Эволюция ценностного сознания и исторические типы культуры.
  54. Проблема свободы и ответственности в философии и религии.
  55. Человек и техника.
  56. Запад, Россия, Восток в диалоге культур.
  57. Философия и экология.
  58. Современные проблемы экологической этики.
  59. Основные идеи экологической философии.
  60. Экологические императивы современности.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ОЗО

ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

Одной из основных форм учебной работы студентов заочного отделения является написание контрольной рабо­ты. Ее выполнение помогает выработке навыков самостоя­тельной работы с учебной и научной литературой, способ­ствует формированию исторического мышления, более глубокому и прочному усвоению содержания историческо­го процесса России в контексте мирового развития. Целью контрольной работы является также выработка самостоятельных оценочных суждений студентов, умения вести достаточно аргументированную полемику по вопро­сам исторического развития.

В соответствии с учебным планом студенты-заочники выполняют по одной работе в семестр объемом примерно 24 страницы школьной тетради. Работа представляется в деканат в сро­ки, предусмотренные учебным графиком.

Студенты дневного отделения по договоренности с преподавателем могут написать реферат – самостоятельную научную работу по теме изучаемой дисциплины. Работа может быть выполнена в школьной тетради, объем – примерно 24 страницы рукописного текста. Если же она выполняется с использование компьютерной техники, то размер шрифта – 12 кегль, одинарный интервал, формат А4, 15-20 страниц. В ряде случаев, по предварительной договоренности с преподавателем, текст реферата можно сдать на дискете.

Темы кон­трольных работ (или рефератов) можно найти в программе учебной дисциплины, утвержденной ка­федрой. Примерная тематика контрольных работ и рефератов включает ключевые проблемы учебного курса философии: основные этапы истории философии, проблемы онтологии (бытие и сознание), философии познания, аксиологии, социальной философии, социально-философской антропологии, политической жизни общества.

Процесс написания контрольной работы и реферата включает в себя изучение учебной и научной литературы, изложение темы и оформление контрольной работы. При подготовке работы необходимо использовать четыре группы источников. Первую составляют оригинальные философские тексты, представленные в собраниях сочинений философов или хрестоматиях (материал можно найти не только в обычных, но и в Интернет-библиотеках). Ко второй группе следует отнести учебную литературу: учебные пособия и учебники. К третьей группе источников относятся монографии, сборники, различные справочные издания (философские словари и энциклопедии). Четвертая группа - журнальные и газетные статьи (например, в специализированном издании «Вопросы философии»).

Изучение литературы включает ее внимательное и критическое прочтение, а также составление выписок: наиболее интересные цитаты, идеи, выводы, фактические данные и т.п. Выписки лучше делать на отдельных листах с точным указанием выходных данных источников. Накапливающийся материал распределяется по разделам плана контрольной работы.

Изучив литературу и закончив предварительную обработку наличного материала, следует приступить к составлению плана работы. Важно, чтобы план охватил тему це­ликом, а каждый пункт плана фиксировал один из существенных моментов темы. Качество контрольной работы во многом зависит от соответствия найденного материала теме, поставленной проблеме, а также от четкого плана и формулировки каждого вопроса. После окончательной обработки плана, устано­вив порядок и соотношение частей будущей работы, сле­дует приступать к ее написанию. План тоже должен быть включен в текст работы – следующей после титульного листа страницей.

Контрольная работа состоит из краткого введения, изложения содержания рассматриваемой темы, заключения и списка использованной литературы. При этом не следует обозначать разделы непосредственно словами «Введение», «Основная часть» и «Заключение» - каждая часть должна иметь содержательный заголовок! Например, для темы «Энциклопедическая система Аристотеля» введение может включать определение цели и задач написания работы, обоснование актуальности темы. Основная часть включает краткий биографический очерк, изложение метафизики, логики, этики и политики, заключение – оценку влияния идей Аристотеля на последующее развитие философии и их актуальность сегодня. В заключении также следует сделать краткие выводы по теме.

Общие требования, предъявляемые к содержанию

реферата и контрольной работы:

- работа должна демонстрировать знание литературы по избранной теме;

- в ней должны быть всесторонне раскрыты основные вопросы;

- в ней должна быть изложена аргументированная точка зрения автора на изученный материал и про­блематику.

Завершает контрольную работу список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке. Список должен быть оформлен в соответствии с требованиями библиографического стандарта.

Образец библиографического оформления:

Книги

1. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. - СПб., 2004.

2. Философия/ Под ред. В.Г. Кохановского. - М., 2002.

Статьи из справочных изданий :

  1. Аристотель// Философский энциклопедический словарь. – М., 2004. С. 28.
  2. Шохин В.К. Аксиология// Новая философская энциклопедия. - М., 2000. Т.1. С. 62-64.

Газетная или журнальная статья

Лихачев Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии. – 1990 - № 4. - С. 3-7.

Работа должна быть подписана студентом и снабжена датой ее написания. Выполненная контрольная работа должна быть представлена в срок, согласованный с преподавателем (или деканатом).

Практика рецензирования контрольных работ показывает, что наиболее типичными являются следующие недостатки:

1) неправильное оформление работы: текст написан небрежно, неразборчивым почерком, не соответствует требуемому объему;

2) в тексте изложенный материал не подразделяется по пунктам плана; неправильно оформлены или полностью отсутствуют ссылки;

3) отсутствует четкая структура, не соблюдается план;

4) поверхностно изложены основные теоретические положения;

5) механическое, почти дословное переписывание, копирование разделов учебных пособий, журнальных статей и т.д.;

6) не пронумерованы страницы; не оставлены поля для замечаний рецензента;

7) библиографический список составлен не в алфавитном порядке; отсутствует дата написания работы и подпись студента.

Контрольная работа должна быть хорошо оформлена. Текст пишется грамотно, разборчиво, с выделением абза­цев. Сокращать слова не допускается. Страницы следует пронумеровать и обязательно оставить поля для замечаний преподавателя. Обложка тетради оформляется по прила­гаемому образцу.

Изложение темы должно быть снабжено научным ап­паратом. Цитаты, цифровые данные, таблицы должны иметь подстрочную ссылку на источник. В ней следует указывать фамилию, инициалы автора, название произве­дения (документа) с обязательным указанием места, года издания и страницы.

В случае выявления в контрольной работе серьезных ошибок и недостатков работа возвращается студенту с отметкой «не зачтено» для полной или частичной перера­ботки.

Повторно работа рецензируется, только если к ней приложена ранее не зачтенная работа. Это необходимо для того, чтобы преподаватель мог проверить, учтены ли студентом при повторной доработке контрольной работы его рекомендации и замечания.

Изложенные здесь методические указания и рекомен­дации распространяются на выполнение контрольных работ и рефератов по всем учебным дисциплинам кафедры социально-гуманитарных наук без исключения.

Контрольная работа, не имеющая существенных замечаний и не тре­бующая доработки, возвращается студенту с пометкой «зачтено» (к зачету) или балльной оценкой (к экзамену).

Реферат, написанные студентами дневного отделения могут быть проверены с выставлением оценки за работу. По усмотрению преподавателя, автор реферата может сделать на семинарском занятии краткое сообщение по проблеме, которой была посвящена его работа.

Образец оформления титульного листа контроль­ной работы:

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дата: 2018-11-18, просмотров: 190.