Себестоимость продукции: понятие, виды, показатели, факторы и пути снижения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Себестоимость – один из важнейших показателей экономической эффективности, который показывает, во что обходится предприятию производство того или иного вида продукции.

   Рассчитывают себестоимость валовой продукции и себестоимость единицы продукции. Сумма всех производственных затрат (ПЗ) предприятия на получение продукции представляет собой себестоимость валовой продукции (Свп); ее можно представить в следующем виде:ПЗ = Свп = А+МЗ +ОТ

где А – амортизация основных фондов;

МЗ – материальные затраты (потребленные оборотные фонды);

ОТ – оплата труда.

 

Себестоимость единицы продукции (С) определяют путем деления общей суммы затрат (ПЗ) на количество продукции в натуральном выражении (ВП):

На практике исчисляют следующие виды себестоимости:

Технологическая себестоимость: включает технолог-кие и общепроизв-ные расходы;

Производст-ная себестоимость, помимо технолог-кой, включает общехоз-ные расходы.

Полная(коммерческая) себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции.

Все производственные затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ и услуг) классифицируются по различным признакам:

По роли в процессе производства: подразделяются основные и накладные;

- основные (корма, затраты на содержание основных средств, оплата труда);

- накладные (общехозяйственные и общепроизводственные).

По способу включения в себестоимость:

- прямые; косвенные (связанные с производством нескольких видов продукции).

По составу:

- простые (одноэлементные); комплексные (состоят из нескольких простых).

По отношению к объему производства:

- условно-переменные (изменяются пропорционально объему производства);

- условно-постоянные (не зависят от объема производства).

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: Материальные затраты; Затраты на оплату труда с отчислениями на соц. нужды; Амортизация; Страхование; Прочие затраты

 

1.23 Ценообразование в АПК: сущность, функции, система цен и тарифов, методология обоснования.

Цена — это форма выражения ценности благ, проявляю­щаяся в процессе их обмена. Во-первых, подчеркивается непосред­ственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар.

Функции цен многообразны и отражают большую роль, которую они играют в экономике. Первичной их функцией следует считать измерительную; благодаря цене появляется возможность определить (измерить) стоимость товара. Другая важная функция цен — учетная. Поскольку ценность любого имущества получает денежное выражение, появляется возможность вести хозяйственный учет, используя единый измеритель, и рассчитывать такие показатели, как валовая и товарная продукция, валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль и др. Цена может выполнять также регулирующую функцию. В рыноч­ной экономике цены — это основой инструмент поддержания экономических пропорций. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение нацио­нального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Стимулирующая функция цены проявляется в том, что при оп­ределенных условиях она может стимулировать увеличение вы­пуска продукции и повышение ее качества.

Механизм ценообразования — это способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов (спрос, предложения, фискальная политика, инфляция, конкуренты и др.).

Различают несколько подходов к формированию цен: затратный (произв-ный), рыночный, сравнительной эффективности в потреблении, балловых оценок, агрегатный и др.

Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны не только возмещать издержки, но и получать определенную прибыль. Со­ответственно формула цены согласно этому методу будет иметь следующий вид:  Ц = С + Пр + Нв  где С — средние издержки производства и реализации единицы товара, руб.; Пр — прибыль, получаемая произв-ми (продавцами) за единицу товара, руб.; Нв  — уплач-е из выручки налоги и отчисления (входящие в цену Т или У)

Прибыль определяется исходя из себестоимости и нормативного уровня рентабельности:

Пр = НР ´ С / 100   где НР –– нормативная рентабельность продукции (услуги), %.

В цену товара включаются также так называемые косвенные налоги и платежи.

Если ставка акциза установлена в процентах, то акциз вклю­чается в цену товара и рассчитывается по формуле:А = (С + Пр) / (100 – СА) ´ СА    где А –– величина акциза, руб.; СА – ставка акциза, %.   

Для расчета цены с акцизом в одно действие (ОЦА) использу­ется формула:

ОЦА = (С + Пр) / (100–%А) – 100

Налог на добавленную стоимость. В Беларуси принят за основу так назы­ваемый зачетный метод исчисления. После формирования отпускной цены налог на добавленную стоимость (НДС) исчисляется по формуле: НДС = (С + Пр + А + РЦФ) ´ НДСставка / 100, где НДСставка –– ставка налога на добавленную стоимость, %.

Суть рыночного механизма ценообразования закл-ся в том, что цена устанавливается на основе пересечения кривых спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами — продавцом и покупателем, интересы которых выявляются на свободном рынке.

Механизм сравнительной эффективности в потреблении заключается в определении экономического эффекта от применения новой продукции.

Метод балловых оценок основан на оценке в баллах кач-ных характеристик продукции (У): ОЦн = ОЦб ´ (∑Бн / ∑Бб) где ОЦн­ — отпускная цена на новую продукцию; ОЦб –– отпускная цена на базовую продукцию; SБн, SБб  –– сумма баллов, набранных новой и базовой продукцией.

Агрегатный механизм предусматривает, что цена на новую продукцию устанавливается путем суммирования цен на составляющие элементы.

Цены подразделяются на отдельные виды по нескольким при­знакам. В зависимости от сферы торговли или характера обслужи­ваемого оборота они делятся на оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.

Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и непроизводственные ус­луги (транспортные, коммунальные, связи и т.д.) называются тарифами (расценками).

Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов.

Монопольные цены устанавливаются компаниями, полностью контролирующими рынок.

По времени действия цены подразделяются на постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; текущие, отражающие изменение ситуации на рынке; сезонные, действующие в пределах определенного периода време­ни.

В экономике широко используются сопоставимые (неизменные) цены.

Несовпадение цен на одни и те же товары и услуги в разных странах приводит к необходимости использования так называе­мых мировых цен, или цен мирового рынка.

Регулируемые цены в определенной степени находятся под конт­ролем государства.

Целевые цены устанавливаются правительством для обес­печения паритетного обмена между промышленностью и сельс­ким хозяйством.

Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в случае, когда средние рыночные цены опускают­ся ниже их уровня, а также при реализации сельхозпродукции непосредственно государству или при осуществлении доплат предприятиям.

 

 

1.24 Доход, прибыль, рентабельность: сущность и виды, методы определения, факторы и пути повышения.

Экономическую эффективность сельскохозяйственного производства характеризует рентабельность, которая представляет собой экономическую категорию, отражающую доходность и прибыльность предприятия, отрасли или используемых ресурсов.

Рассчитывают следующие виды рентабельности:

Рентабельность производственной деятельности (или отдельных видов продукции) определяется как отношение прибыли (П) к полной себестоимости (себестоимости реализованной продукции) (С): Р = П/С ´ 100

Данный показатель характеризует, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки

(ВР)/ Р ´ 100 = П / ВР ´ 100;

Показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (БП) (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости инвестированного капитала (К):

                             Р = БП / К ´ 100;

Норма прибыли (Нпр) является показателем рентабельности производства, под которой понимается процентное соотношение прибыли к среднегодовой стоимости основных (Фо) и оборотных (Фоб) фондов.

Нпр = П/ (Фо + Фоб) ´ 100;

Он характеризует размер прибыли, получаемой на единицу производственных (основных и оборотных фондов)


Дата: 2018-11-18, просмотров: 317.