Объектами налогообложения земельным налогом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Не признаются объектами налогообложения земельным налогом следующие земли и земельные участки:

а) земли общего пользования населенных пунктов (абз. 2 ч. 2 ст. 193 НК).

К землям общего пользования относятся земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами (абз. 11 ст. 7 КоЗ).

Для применения указанной нормы в решении о предоставлении земельного участка должна быть указана площадь земли под застройкой и площадь земли общего пользования. Если информация о земле общего пользования в решении отсутствует, земельный налог нужно исчислять и уплачивать по всему земельному участку (см. консультацию).

б) земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов (абз. 7 ч. 2 ст. 193 НК).

Земли, предоставляемые садоводческому товариществу, дачному кооперативу, состоят из земель общего пользования и земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении или в частной собственности членов садоводческого товарищества, дачного кооператива, являющихся гражданами Республики Беларусь (ч. 2 ст. 39 КоЗ).

К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, проездами, охранными зонами, другими сооружениями и объектами совместного пользования членов садоводческого товарищества, дачного кооператива;

в) земельные участки религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством (абз. 8 ч. 2 ст. 193 НК).

Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения (ст. 13 Закона Республики Беларусь от 17.12.1992 N 2054-XII "О свободе совести и религиозных организациях" (далее - Закон N 2054-XII), п. 1 ст. 117 ГК).

Религиозные организации являются некоммерческими организациями и подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица (п. 3 ст. 46 ГК, ст. 16 Закона N 2054-XII).

 

Примечание. Дополнительно по данному вопросу см. статью "Особенности налогообложения религиозных организаций" (Л.Л.Летковская) (Налоги Беларуси. - 2015. - N 38).

 

г) земельные участки, занятые кладбищами (абз. 3 ч. 2 ст. 193 НК).

Земли под кладбищами - земли, используемые в установленных границах как место погребения умерших, включая земли, занятые элементами устройства территории (дорожки, площадки для сбора мусора и другие) и сооружениями, предназначенными для ритуальных обрядов.

д) земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель) (абз. 9 ч. 2 ст. 193 НК).

В состав земель заповедника, образующих его территорию, входят земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель (ст. 20 Закона Республики Беларусь от 20.10.1994 N 3335-XII "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 3335-XII)).

В состав земель национального парка, образующих его территорию, входят земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, а также земли иных землепользователей (ч. 1 ст. 25 Закона N 3335-XII).

Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями (памятниками природы), они предназначены для сохранения, восстановления, изучения и обогащения разнообразия объектов растительного мира, ценных в экологическом, научном и эстетическом отношении (абз. 6, 8 ч. 1 ст. 1, абз. 2 ч. 1 ст. 36 Закона N 3335-XII).

При объявлении или преобразовании памятника природы утверждаются границы, площадь и состав земель памятника природы. Объявление, преобразование памятника природы осуществляются без изъятия земельных участков у землепользователей (абз. 2 ч. 2 ст. 37, 38 Закона N 3335-XII);

е) земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы Республики Беларусь по суше, а при необходимости - по берегу белорусской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта и предназначенная для обозначения и содержания Государственной границы Республики Беларусь, строительства инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, размещения техники и вооружения (абз. 10 ч. 2 ст. 193 НК).

Земельные участки, необходимые для охраны Государственной границы, размещения объектов инфраструктуры Государственной границы и приграничной территории, предоставляются в установленном порядке органам пограничной службы. Земельные участки предоставляются местными исполнительными и распорядительными органами в области государственной пограничной политики на подведомственной им территории, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, которыми осуществляется контроль за использованием этих участков (абз. 5 ч. 1 ст. 15 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З "О Государственной границе Республики Беларусь").

 

ГЛАВА 1.4

ЛЬГОТЫ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ

 

Плательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных НК и иными актами налогового законодательства (подп. 1.4 п. 1 ст. 21 НК).

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные НК и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 43 НК).

На основании п. 2 ст. 43 НК налоговые льготы устанавливаются в виде:

1) освобождения от налога, сбора (пошлины);

2) дополнительных по отношению к учитываемым налоговым вычетам и (или) скидкам при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

3) пониженных ставок по сравнению с обычными налоговыми ставками;

4) возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

5) в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Основания и порядок применения налоговых льгот не могут носить индивидуальный характер. Налоговые льготы, установленные НК, вправе получить любой плательщик при наличии правовых оснований для их применения (п. 3 ст. 43 НК).

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь, НК, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (ч. 1 п. 4 ст. 43 НК).

Налоговые льготы плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь (ч. 2 п. 4 ст. 43 НК). По решению Главы государства отдельным категориям плательщиков может быть оказана государственная поддержка в виде льгот по налогу в части освобождения от его уплаты, снижения его ставок, возмещения суммы уплаченного налога (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 N 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" (далее - Указ N 182)).

Если Президент Республики Беларусь устанавливает плательщикам индивидуально дополнительные льготы по налогообложению, будет иметь место реализация установленного законодательством порядка их предоставления, а не изменение норм налогового законодательства по соглашению сторон. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается (ч. 2 п. 4 ст. 43 НК, подп. 1.1 п. 1 Указа N 182).

 

Обратите внимание! С 1 мая 2016 г. Указ N 182 утратил силу. С этой даты изменены подходы к оказанию субъектам хозяйствования государственной финансовой поддержки (далее - господдержка). Она оказывается только в виде (ч. 1 подп. 1.6 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.03.2016 N 106 "О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки" (далее - Указ N 106)): - возмещения за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов части расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей; - предоставления открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь" кредитов на условиях конкурса, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь. Оказание господдержки в иных видах и на иных условиях возможно по решению Президента Республики Беларусь в исключительных случаях. При этом действуют условия срочности, платности и обязательности возврата господдержки (подп. 1.7 п. 1 Указа N 106). Оказание господдержки, решение о предоставлении которой принято до 01.05.2016, будет осуществляться в соответствии с законодательством, действовавшим до указанной даты (ч. 2 п. 7 Указа N 106)

 

Отдельным категориям плательщиков льготы по республиканским налогам, полностью уплачиваемым в местный бюджет, могут предоставляться местными Советами депутатов или по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, НК и (или) иными законами (ч. 6 п. 4 ст. 43 НК).

Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований, вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено НК (п. 5 ст. 43 НК).

В соответствии с подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК плательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот.

Для земельного налога предусмотрены следующие виды льгот:

- освобождение от налогообложения земельным налогом.

В соответствии с данной льготой плательщики не обязаны исчислять и уплачивать земельный налог в отношении предоставленных им земельных участков;

- применение пониженных по сравнению с обычными ставками налоговых ставок.

Право уменьшать, но не более чем в два с половиной раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков предоставляется НК местным Советам депутатов (ст. 201-1 НК);

- уменьшение подлежащей уплате в бюджет исчисленной суммы земельного налога.

Данной льготой могут воспользоваться плательщики-организации:

- осуществляющие работы по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения (п. 9 ст. 202 НК);

- осуществляющие сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки (подп. 1.9 Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее - Указ N 313)).

 

Обратите внимание! Под деятельностью по сбору, сортировке (разделению по видам), подготовке к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов (отходов товаров и отходов упаковки) для целей Указа N 313 необходимо понимать сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов (отходов товаров и отходов упаковки), полученных из отходов потребления, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары, названных в приложении 1 к Указу N 313 (п. 7 разъяснений Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь "Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления")

 

Примечание. Об основных изменениях и дополнениях, внесенных с 2016 года в перечень льгот по земельному налогу, см. статью "Новации в исчислении и уплате земельного налога в 2016 году" (Р.С.Попкова) (Налоги Беларуси. - 2016. - N 06).

 

Льготы в виде освобождения

Дата: 2018-11-18, просмотров: 207.