Построение структурной схемы нескорректированной системы и определение передаточных функций ее звеньев
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Самарский государственный технический университет»

Кафедра электротехники, информатики

и компьютерных технологий

 

 

Курсовая работа

СИНТЕЗ СИСТЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ

по дисциплине "Теория автоматического управления"

 

 

Выполнила: студентка

Принял: к.т.н. Будин Н.И.

 

 

Сызрань 2010

 


 


Техническое Задание

Вариант задания на курсовую работу определяется номером задания и вариантом задания (задание №5, вариант 7). Задание представляет собой функциональную схему системы стабилизации автоматического управления, изображенную на рис.1, исходные данные приведены в таблице 1.

Требуется спроектировать систему стабилизации автоматического управления, удовлетворяющую заданным условиям. исходная система состоит из набора неизвестных устройств, необходимо рассчитать корректирующие устройства.

 Техническое задание включает в себя сведения о принципе действия нескорректированной САУ, ее функциональную схему, параметры всех звеньев системы, характеристики входных и возмущающих воздействий, показатели качества проектируемой САУ.

Для систем стабилизации, как правило, приводятся максимальная относительная ошибка системы ν (в %), перерегулирование σ (в %) и время переходного процесса tп. Кроме того, могут быть предъявлены некоторые другие требования, которые вводятся для индивидуализации содержания Курсовой работы. В частности, в данной курсовой работе время tп минимизируется при заданных ν и σ с учетом ограничений на значения выходного напряжения усилителя.

 

Рис. 1. Функциональная схема системы стабилизации.


 

В данной системе объектом регулирования является гидротурбина 1, регулируемой величиной - угловая скорость ω. Она при постоянном расходе воды изменяется в зависимости от нагрузки на валу турбины, т, е. от мощности Р, которая потребляется от генератора 2 (с увеличением мощности угловая скорость снижается, с уменьшением - возрастает). Таким образом, мощность Р является внешним возмущающим воздействием на объекте регулирования. Для регулирования угловой скорости предусмотрена заслонка 3, с помощью которой изменяется расход воды через турбину. Он однозначно зависит от вертикального перемещения X заслонки. Следовательно, перемещение заслонки X можно рассматривать как регулирующее воздействие объекта регулирования. Угловая скорость ω контролируется посредством тахогенератора 4, ЭДС Е которого сравнивается с задающим напряжением U0. Сигнал рассогласования ΔU через усилитель 5 управляет посредством электродвигателя 6 и редуктора 7 заслонкой 3.

 

Таблица 1

Вариант

Т0 k0 k1 kт ky Р Тм Тя kэ ν σ U ω
с   кВт с с % % B Рад/1
7 0,1 7 0,015 1,0 120 -75 0,014 0,002 0,02 0,25 25 110 30

 


 



Введение

Задача синтеза системы автоматического управления (САУ) заключается в выборе такой ее структуры, параметров, характеристик и способов их реализации, которые при заданных ограничениях наилучшим образом удовлетворяют требованиям, предъявляемым к системе.

Обычно определенная часть проектируемой системы задана. Она является исходной или нескорректированной САУ. Параметры ее функциональных элементов известны. В такой постановке задача проектирования сводится к определению корректирующего устройства (КУ), обеспечивающего заданные показатели качества системы.

Наиболее простым, наглядным и хорошо разработанным инженерным методом синтеза САУ является метод логарифмических амплитудных частотных характеристик (ЛАЧХ). Его идея основана на однозначной связи между переходным процессом в системе и ее ЛАЧХ. Исходя из этого, по заданным точностным и динамическим показателям сначала строится желаемая ЛАЧХ, а затем путем графического построения осуществляется приближение к ней частотных характеристик исходной системы. В результате такой процедуры определяется ЛАЧХ КУ. Корректирующее устройство может включаться в канал управления последовательно или встречно-параллельно. Вид коррекции предопределяет некоторые особенности синтеза, обусловленные методикой получения ЛАЧХ КУ.

 


 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Самарский государственный технический университет»

Кафедра электротехники, информатики

и компьютерных технологий

 

 

Курсовая работа

СИНТЕЗ СИСТЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ

по дисциплине "Теория автоматического управления"

 

 

Выполнила: студентка

Принял: к.т.н. Будин Н.И.

 

 

Сызрань 2010

 


 


Техническое Задание

Вариант задания на курсовую работу определяется номером задания и вариантом задания (задание №5, вариант 7). Задание представляет собой функциональную схему системы стабилизации автоматического управления, изображенную на рис.1, исходные данные приведены в таблице 1.

Требуется спроектировать систему стабилизации автоматического управления, удовлетворяющую заданным условиям. исходная система состоит из набора неизвестных устройств, необходимо рассчитать корректирующие устройства.

 Техническое задание включает в себя сведения о принципе действия нескорректированной САУ, ее функциональную схему, параметры всех звеньев системы, характеристики входных и возмущающих воздействий, показатели качества проектируемой САУ.

Для систем стабилизации, как правило, приводятся максимальная относительная ошибка системы ν (в %), перерегулирование σ (в %) и время переходного процесса tп. Кроме того, могут быть предъявлены некоторые другие требования, которые вводятся для индивидуализации содержания Курсовой работы. В частности, в данной курсовой работе время tп минимизируется при заданных ν и σ с учетом ограничений на значения выходного напряжения усилителя.

 

Рис. 1. Функциональная схема системы стабилизации.


 

В данной системе объектом регулирования является гидротурбина 1, регулируемой величиной - угловая скорость ω. Она при постоянном расходе воды изменяется в зависимости от нагрузки на валу турбины, т, е. от мощности Р, которая потребляется от генератора 2 (с увеличением мощности угловая скорость снижается, с уменьшением - возрастает). Таким образом, мощность Р является внешним возмущающим воздействием на объекте регулирования. Для регулирования угловой скорости предусмотрена заслонка 3, с помощью которой изменяется расход воды через турбину. Он однозначно зависит от вертикального перемещения X заслонки. Следовательно, перемещение заслонки X можно рассматривать как регулирующее воздействие объекта регулирования. Угловая скорость ω контролируется посредством тахогенератора 4, ЭДС Е которого сравнивается с задающим напряжением U0. Сигнал рассогласования ΔU через усилитель 5 управляет посредством электродвигателя 6 и редуктора 7 заслонкой 3.

 

Таблица 1

Вариант

Т0 k0 k1 kт ky Р Тм Тя kэ ν σ U ω
с   кВт с с % % B Рад/1
7 0,1 7 0,015 1,0 120 -75 0,014 0,002 0,02 0,25 25 110 30

 


 



Введение

Задача синтеза системы автоматического управления (САУ) заключается в выборе такой ее структуры, параметров, характеристик и способов их реализации, которые при заданных ограничениях наилучшим образом удовлетворяют требованиям, предъявляемым к системе.

Обычно определенная часть проектируемой системы задана. Она является исходной или нескорректированной САУ. Параметры ее функциональных элементов известны. В такой постановке задача проектирования сводится к определению корректирующего устройства (КУ), обеспечивающего заданные показатели качества системы.

Наиболее простым, наглядным и хорошо разработанным инженерным методом синтеза САУ является метод логарифмических амплитудных частотных характеристик (ЛАЧХ). Его идея основана на однозначной связи между переходным процессом в системе и ее ЛАЧХ. Исходя из этого, по заданным точностным и динамическим показателям сначала строится желаемая ЛАЧХ, а затем путем графического построения осуществляется приближение к ней частотных характеристик исходной системы. В результате такой процедуры определяется ЛАЧХ КУ. Корректирующее устройство может включаться в канал управления последовательно или встречно-параллельно. Вид коррекции предопределяет некоторые особенности синтеза, обусловленные методикой получения ЛАЧХ КУ.

 


 


Построение структурной схемы нескорректированной системы и определение передаточных функций ее звеньев

Рис. 2 структурная схема нескорректированной системы

 

Динамические свойства элементов САР описываются следующей системой уравнений:

 

 - гидротурбина;

 - тахогенератор;

 - сравнивающий орган;

 - электронный усилитель;

 - электродвигатель совместно с редуктором и заслонкой.

 

Считаем, что все звенья системы линейны. Таким образом, в рассматриваемой системе отпадает необходимость линеаризации и можно сразу приступить к определению передаточных функций (ПФ) динамических звеньев.

Запишем в общем виде ПФ каждого звена системы:

ПФ усилителя:


 

 

ПФ электродвигателя совместно с редуктором и заслонкой:

 

 

ПФ гидротурбины:

 

 

ПФ тахогенератора:

 

 

ПФ возмущения (мощности):

 

 

Подставим числовые значения из Таблицы 1 в полученные выражения ПФ:

ПФ электродвигателя совместно с редуктором и заслонкой записаны в общем виде. Для определения типа электродвигателя исследуем его на колебательность, проверив условие:

 

 

Если оно выполняется, то электродвигатель является апериодическим звеном второго порядка, если не выполняется – колебательным звеном.

Подставляя значения получим  и , получим:

4*0.002˂0.014; 0.008˂0.014

Условие выполняется, значит, электродвигатель – апериодическое звено второго порядка и его ПФ можно записать как:

 

 

Для нахождения коэффициентов  используем соотношения:

 

 

Подставив значения  и , получим систему уравнений, решив которую, найдем  и

; ;

Получим квадратное уравнение:

Найдем дискриминант уравнения;

Определим корни:

Окончательный вид ПФ двигателя примет вид:

Таким образом, ПФ разомкнутой системы будет равна:

 

 

Приведем систему к единичной обратной связи. Для этого используем правило структурного преобразования системы. Структурная схема системы с учетом обратной единичной связи представлена на рис. 3.

 

Рис.3. Структурная схема исходной схемы, приведенной к единичной обратной связи.

 

ПФ замкнутой системы примет вид:

 


 

 

Найдем установившуюся ошибку исходной системы. Для этого нужно найти ошибку по входному сигналу и ошибку по возмущению.

Решаем выражение:

 

 

Подставим значения:

 

 

Чтобы найти установившуюся ошибку необходимо в уравнение подставить S=0, тогда:

 


 

Подставив в полученное уравнение, получим:






Дата: 2019-12-10, просмотров: 228.