Развитие идеи гражданского общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

мысль правового страны постоянно связывается в специальной литературе с идеей гражданского общества.

Понятие гражданское общество возникло в XVII веке, поначалу в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Потом оно получило свое развитие в XVIII веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Вико и остальных ученых.

Они отождествляют с гражданским обществом не всякое правительство, а только такое, которое вследствие того, что оно основано на публичном договоре, выражает интересы людей. Совместно с тем, они отмечали, что в реальности дело обстоит далеко не так, что реальное правительство почаще всего подавляет гражданское обществе. Итак, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие принципиальные элементы, как контракт, учет и реализация интересов людей Мамут, Л.С. Гражданское общество и правительство: неувязка соотношения / Л.С. Мамут // публичные науки и современность. -2002. -№ 5. -С. 94..

Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловленность возникновения гражданского общества, которое, как он отмечал, создано только в «современном мире», Г. Гегель писал об особой значимости «принципа субъективной (т.Е. Личной) свободы», который смешивается с «системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга» Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. - М., 2007. С. 228..

В качестве основополагающих принципов, на которых работает общество, Гегель называет личную свободу, частную собственность, «публичность», «всеобщую осведомленность», свободно формирующееся публичное мировоззрение, справедливые и строго соблюдаемые законы.

правительство и гражданское общество по Гегелю это не столько теснейшим образом связанные меж собой части одного целого, сколько две стороны одной медали, причем лицевой стороной для него является быстрее правительство.

особенный подход к проблеме гражданского общества прослеживается в марксизме. По мысли К. Маркса, социальные структуры гражданского общества представляют собой формы, в которых появилось буржуазное общество. Причем само гражданское общество имеет преходящий характер, поскольку оно порождает пролетариат-могильщика буржуазного общества, породившего гражданское общество. Уделяя основное внимание проблеме влияния экономики на политику, Маркс упростил очень сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество составляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие.

У основателей марксизма речь шла о построении коммунистического общества без страны. Они были убеждены в том, что в таком обществе исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда. Поэтому с точки зрения применительно к будущему дела меж государством и гражданским обществом теряли всякий смысл. Где нет страны, там нет правовых отношений и правовых институтов, нет там, соответственно, и прав. В царстве свободы вы не вправе поднять вопросы о свободах Мамут Л.С. Указ. Соч. С. 94-95..

В современной научной литературе существует достаточно большой разброс мнений по данной проблематике. Дискуссионным остается вопрос о происхождении, исторических судьбах, сущностных чертах гражданского общества, его взаимоотношениях с государством. Часть исследователей считает, что сама мысль гражданского общества как независящего от страны образования верна только на ранешней стадии развития либерального капитализма. В доказательство этого тезиса приводится довод, что в современных условиях границы меж гражданским обществом и государством фактически стерлись, что правительство, по сути дела вмешивается в решение всех базовых экономических и социальных заморочек.

Существует такое мировоззрение, которое отождествляет гражданское общество с человеческим обществом вообще. Непременно, что общество появилось уже в глубочайшей древности и развивалось совместно с государством. Но, как отмечает Л.С. Мамут, это не дает основания смешивать категорию «общество», как человеческую общность вообще, с категорией «гражданское общество», появившейся на определенном этапе развития человеческого общества, до этого всего западной цивилизации Там же. С. 95.. Говорить о гражданском обществе можно только с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таким, личного члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои деяния.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.