Тема 6. Финансовая поддержка развития МСБ РК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель лекций- ознакомить студентов и магистрантов с особенностью финансосовй поддержки МСБ в РК

 

План лекций:

1. Пути финансовой поддержки МСБ в РК

2. Различные механизмы использования финанасовых средств

1) МСБ не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.

Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. Сегодня в развитых странах на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора. В принципе казахстанский МСБ движется в русле глобальных тенденций, однако его доля в экономике пока разительно отличается от мировых критериев.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется путем:

1) закупа гарантированного объема товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Номенклатура товаров (работ, услуг), закупаемых у субъектов малого предпринимательства, и их объем ежегодно определяются Правительством Республики Казахстан:

2) организации кредитования через банки второго уровня;

3) выдачи государственных грантов для организации и реализации социально значимых проектов в отраслях экономики;

4) реализации специальных инвестиционных программ;

5) предоставления займов за счет бюджетных средств.

Финансовую поддержку малого предпринимательства со стороны государства осуществляет специальный фонд, создаваемый по решению Правительства Республики Казахстан, основной целью которого является обеспечение доступа к финансовым ресурсам.

Основными задачами фонда являются:

1) проектное финансирование:

2) развитие сети микрокредитных организаций с участием субъектов частного предпринимательства:

3) создание системы гарантирования субъектов малого предпринимательства при получении ими кредитов в банках второго уровня:

4) развитие финансового лизинга:

5) обучение и консалтинг субъектов малого предпринимательства:

6) развитие грантовой системы софинансирования операций по внедрению системы менеджмента качества для субъектов малого предпринимательства.

Кроме частных банков, в Казахстане существенную роль в кредитовании экономики играют государственные институты развития. Государство осуществляет управление институтами с помощью управляющих компаний: АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» - в агропромышленном комплексе и АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» - в остальных секторах экономики.

Созданный в 2001 году Банк развития Казахстана - один из главных проводников государственной инвестиционной политики, финансирующий проекты в приоритетных несырьевых отраслях промышленности, а также инфраструктурные проекты. На начало 2009 года ссудный портфель достиг 1,79 млрд. долл. США, а участие банка в одобренных к финансированию проектах – 3,82 млрд. долл. США. Кредитный рейтинг БРК по международной шкале агентства Standard & Poor's вырос от BB/стабильный/В в 2002 году до BBB-/стабильный/A-3. Долговые обязательства банка имеют самый высокий рейтинг по казахстанской шкале Standard & Poor's (kzAAA).

АО «Инвестиционный Фонд Казахстана» и АО «Национальный Инновационный Фонд» были созданы в 2003 году. Фонды осуществляют прямое инвестирование в промышленные и инновационные проекты, соответствующие приоритетным направлениям государственной политики. На начало 2009 года объем инвестиций ИФК оценивается в 466 млн. долл. США, а НИФ – 107 млн. долл. США.

Дочерняя организация БРК – АО «БРК-Лизинг» была создана в 2005 году в целях расширения предоставляемых Банком Развития Казахстана инструментов финансирования инвестиционных проектов. С помощью лизинговых операций на начало 2009 г. компания профинансировала проекты на общую сумму около 260 млн. долл. США.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется с помощью АО "Фонд развития предпринимательства "Даму", созданного в 1997 году. Начиная с 2008 г., фонд финансирует экономику через банки второго уровня и микрокредитные организации, став важнейшим инструментом государственной антикризисной политики. За 2008 через фонд было направлено в экономику более 1 млрд.долл. США, из которых 818 млн. долл. США были использованы для снижения дефицита ликвидности в банковском секторе.

Несмотря на то, что в Казахстане отсутствует специализированный государственный сельскохозяйственный банк, государство осуществляет льготное финансирование сектора через 4 организации.

• АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» (1994), сконцентрирован на микрокредитовании и страховании

• АО «Продовольственная контрактная корпорация» (1997) – осуществляет ценовые интервенции и прямое инвестирование в проекты

• АО «КазАгроФинанс» (1999) – предоставляет в лизинг сельскохозяйственное оборудование и финансирует оборотный капитал;

• АО «Аграрная Кредитная корпорация» (2001) – кредитует объединения сельскохозяйственных производителей и инвестиционные проекты

Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства будет осуществляться через:

· кредитование банками второго уровня производственного сектора малого предпринимательства за счет средств местного и республиканского бюджетов, а также негосударственных внешних займов, гарантированных государством, в установленном законодательством порядке;

· разработку механизма стимулирования банков второго уровня, осуществляющих кредитование субъектов малого предпринимательства, в том числе путем обеспечения исполнения обязательств предпринимателями по полученным кредитам, за счет формируемых в регионах залоговых фондов, состоящих из объектов коммунальной собственности;

· бюджетное софинансирование проектов совместно с банками второго уровня при условии, что средства на указанные цели предусмотрены республиканским бюджетом на соответствующий год;

· разработку механизмов по организации деятельности обществ взаимного кредитования и взаимного страхования.

Инвестиционная политика в сфере малого предпринимательства должна быть ориентирована на компании, способные выпускать оборудование, отвечающее потребностям субъектов малого предпринимательства, будет учитываться их производственная направленность, освоение ими новых видов продукции, техническая и технологическая прогрессивность.

Использование возможностей негосударственного финансирования для подъема малого предпринимательства лежит в объединении потенциалов значительного количества субъектов малого предпринимательства. Приобретает особое значение создание и развитие обществ взаимного страхования - некоммерческих организаций, осуществляющих страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов.

Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется фондом за счет привлеченных и собственных средств. Займы субъектам малого предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, предоставляются в первоочередном порядке. Одним из главных условий развития малого предпринимательства является экономическая поддержка и кредитование субъектов малого бизнеса, как со стороны государства, так и со стороны негосударственных финансовых институтов.

Микрокредитование - одна из форм кредитования, направленная на создание условий для развития предпринимательства и обеспечение самозанятости наименее обеспеченных граждан. Конечной целью программ микрокредитования является снижение уровня бедности в данном регионе.

Некоммерческая микрокредитная организация создается исключительно в целях обеспечения задач, направленных на стимулирование деятельности физических и юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, и оказания им финансовой поддержки. По целевому использованию средств микрокредитование направлено на обеспечение самозанятости граждан с низким доходом и создание условий для развития предпринимательства.

 

2) Финансовая поддержка предпринимательства государством требует значительных затрат, а возможности государственного бюджета ограничены. В этих условиях необходим и важен переход к возвратным механизмам использования бюджетных средств. Важную роль для ускоренного развития малого предпринимательства будет играть активное привлечение прямых инвестиций. Следует иметь в виду, что прямые иностранные инвестиции гораздо дешевле и они могут быть привлечены на более длительные сроки – 5–10–15–20 лет. Значительным их преимуществом является и то, что в Казахстан вместе с деньгами придут и новые технологии и инновации в различные сферы экономики. Это очень важно с точки зрения повышения эффективности и результативности инвестиций. Прямые инвестиции – это наиболее гибкий вид финансирования развития бизнеса. Фонды прямых инвестиций, в отличие от портфельных инвесторов, вкладывают деньги непосредственно в реальные активы и способствуют улучшению эффективности бизнеса. Сегодня на казахстанском рынке работает более десяти фондов прямых инвестиций. До 2007 года таких существовало не более пяти, и многие из них придерживались смешанной стратегии: они инвестировали не только в частный бизнес, но и в публичные компании, приобретая акции на фондовых рынках. За два года своего существования АО Kazyna Capital Management (КСМ – дочерняя компания АО «ФНБ «Самрук-Казына») созданы семь фондов прямых инвестиций, совокупный размер которых составляет 2,8 млрд. долларов, а минимальный объем обязательств в капитал казахстанских компаний – 780 млн. долларов. В 2009 году созданы еще два инфраструктурных фонда и один глобальный фонд, которые в целом способствуют развитию инфраструктуры рынка прямых инвестиций в Казахстане, которые вместе с банковским сектором будут содействовать развитию экономики страны.

В ближайшее время в Казахстане планируется создание сельскохозяйственного фонда прямых инвестиций, который ориентирован на развитие сельского хозяйства и призван помогать предприятиям МСБ АПК путем приобретения части их акционерного капитала. Не менее интересными направлениями, в которые актуально сегодня инвестировать в Казахстане, являются МСБ, инфраструктура, энергетика, в том числе альтернативная.

Одной из форм для привлечения финансовых средств, инвестиций является выпуск ценных бумаг.

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление которых возможно только при его предъявлении.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном) эмитента лица, осуществляющего выпуск ценной бумаги и несущего ответственность по выраженному в ней обязательству, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих регистрацию сделок с ценными бумагами.

Для субъектов малого бизнеса наиболее актуальным является такой вид, как облигация, поскольку наиболее широко распространенные акции могут выпускаться акционерными обществами, не относящимися к субъектам малого бизнеса, а прочие виды не получили широкого распространения в Казахстане.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента в срок, установленный условиями ее выпуска.

Облигация предоставляет ее держателю также право на получение вознаграждения (интереса) по ней в соответствии с условиями выпуска облигации.

По способу подтверждения прав облигации должны быть именными (права, удостоверенные именной ценной бумагой, принадлежат названному в ней лицу).

Обеспечением выпуска облигаций являются активы эмитента, к числу которых относятся:

- недвижимость;

- ценные бумаги, принадлежащие эмитенту;

- денежные средства;

- иное движимое имущество.

Не допускается отчуждение имущества, являющегося обеспечением облигаций, до окончания срока их погашения. Нематериальные активы не могут служить обеспечением облигаций. Номинальная стоимость облигации может быть установлена как в национальной валюте Республики Казахстан, так и в иностранной валюте и должна быть единой для всех облигаций одной эмиссии. Собственники облигаций имеют право на распределяемую прибыль и активы предприятия при его ликвидации в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан

Вместе с тем мировой финансовый кризис показал, что внутренние ресурсы являются самым важным и надежным источником для развития национальной экономики. Объем внутренних финансовых ресурсов, не задействованных в экономике, по оценкам экспертов, составляет от 5 до 12% ВВП. Речь идет здесь о сбережениях населения и предприятий, поскольку многие из них не проводят операций в казахстанских банках.

Поэтому задачей первостепенной важности является мобилизация внутренних источников финансирования. И в этом аспекте необходимо смещение акцентов фондирования банков с внешних источников на внутренние, таких как средства пенсионных фондов, страховых организаций, развитие фондового рынка, а также совершенствование механизма распределения средств в экономике.

Важно увеличивать объемы привлекаемых в страну прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и развивать альтернативные инструменты привлечения инвестиций в экономику. В частности, активнее внедрять инструменты исламского финансирования и использовать механизмы государственно-частного партнерства.

Необходимо активнее привлекать сбережения населения в инвестиции для развития реального сектора через инструменты фондового рынка. Фондовый рынок в данном случае – это потенциально очень привлекательный для населения механизм инвестирования, очень важно при этом предложить для населения надежные финансовые инструменты для инвестирования и получения дохода. То, что в Казахстане ведется активная работа со стороны РФЦА и Министерства финансов по привлечению сбережений населения в акции отечественных компаний и казначейские облигации в такое непростое время, это большой плюс и дает шанс на серьезный рывок при улучшении общей ситуации в будущем.

Немаловажная роль в диверсификации отечественной экономики и обеспечении устойчивого развития отводится социально-предпринимательским корпорациям (СПК), которые призваны обеспечить прорывное развитие регионов путем диверсификации экономики, создания эффективной системы корпоративного управления, консолидации государственных активов и предпринимательской инициативы для решения социально-экономических задач.

СПК будут способствовать внедрению принципов социальной ответственности бизнеса в регионах, созданию конкурентоспособных экспортоориентированных производств на основе государственно-частного партнерства, формированию благоприятной среды для привлечения инвестиций и внедрения инноваций, реализации бизнес-проектов, созданию условий для развития малого бизнеса, направлению прибыли на решение региональных социальных проблем.

Как показывает международный опыт, во многих индустриально развитых странах наиболее эффективной моделью совместной инвестиционной деятельности государства и частных инвесторов является механизм Фонда фондов – осуществление инвестиций через создание совместно с другими инвесторами фондов (пула денег) с целью инвестирования в проекты и компании в различных секторах экономики для получения долгосрочной прибыли. В настоящее время имеются договоренности на создание таких фондов с Российской Федерацией, Кыргызстаном, Таджикистаном, Азербайджаном, Государством Катар, Китайской Народной Республикой.

Государство принимает программы, создает институты, выделяет финансы. Главным камнем преткновения является реализация этих программ, на этапах которой и выявляются все проблемы. Среди основных барьеров, помимо высоких процентных ставок, можно выделить бюрократию, отсутствие у заемщиков залоговой базы, недоразвитость финансовой инфраструктуры, коррупцию. Как показывают последние опросы представителей МСБ, более 90% предпринимателей считают, что необходимо усилить прямую господдержку, исключив из цепи взаимодействия «государство – МСБ» промежуточные звенья, например банки.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.