Кафедра «Экономика труда и управление персоналом»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра «Экономика труда и управление персоналом»

 

 

Курсовой проект

по дисциплине:

«Психофизиология профессиональной деятельности»

На тему: «Формирование профессиональной направленности в процессе обучения»

 

Выполнил студент 1 курса

Специальности «Управление персоналом»

С.Г. Чилингарян

Руководитель: канд. биол. наук. доц.

Е.Г. Агапова

Оценка при защите_______

Дата защиты_____________

Самара 2009



Содержание

Введение

Глава 1. Роль профессиональной направленности в становлении специалиста

1.1 Профессиональная направленность личности, её составляющие

1.2 Факторы и условия формирования профессиональной направленности и развития интереса к профессии

1.3 Методы изучения профессиональной направленности

Глава 2. Анализ отношения обучающихся к учебной деятельности и выбранной профессии

2.1 Характеристика профессии по разным основаниям классификации

2.2 Подготовка и проведение исследования профессиональной направленности обучающихся

2.3 Выявление факторов, оказывающих влияние на интерес к профессии

Глава 3. Разработка проекта управления формированием профессиональной направленности обучающихся

Заключение.

Литература

Приложения

 



Введение

 

Каждому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения – не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда – и его судьба.

Выбор профессии предопределяет успех профессиональной и жизненной карьеры. На работе человек приобретает друзей, включается в общество людей, близких по интересам, жизненным смыслам. И если человек не сумел найти себя в профессии, не удовлетворен ее результатами, он не чувствует себя комфортно. Потребности молодежи в профессиональном самоопределении, психологической поддержке в процессе преодоления трудностей профессиональной жизни, конфликтов, неудовлетворенности трудом, профессиональной усталости; оказание помощи при вынужденном увольнении, потере трудоспособности – всё это социально и личностно значимые проблемы, которые надо решать. И именно по этому я затронул тему формирования профессиональной направленности в период обучения в вузе.

Объектом исследования являются студенты специальности «Управление персоналом». Методом исследования является проведение тестов и опросов, где планируется определить наиболее профессионально-направленные личности, проанализировать результаты и подвести итог соответствия опрошенных выбранной ими специальности и найти путь формирования профессиональной направленности у респондентов для их успешной работы.

Целью работы является разработка проекта управления формированием профессиональной направленности обучающихся.

Перед нами стоят следующие задачи:

· Изучить профессиональную направленность и её составляющие.

· Изучить источники формирования профессиональной направленности.

· Узнать, что влияет на профессиональную направленность.

· Провести исследование, определить профессиональную направленность студентов.

· Проанализировать данные.

· Разработать проект управления формированием профессиональной направленности студентов.

Результаты исследования позволяют определить степень профессиональной направленности студентов на выбранную профессию. Проект же поможет управлять формированием профессиональной направленности.

Структура работы соответствует логике и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
В заключении отражено решение поставленных задач в виде коротких тезисов и выводов о проделанной работе.

Работа содержит 42 страницы и включает 8 рисунков и 3 таблицы.

 




Глава 1. Роль профессиональной направленности в становлении специалиста

Подготовка и проведение исследования профессиональной направленности обучающихся

Для того чтобы определить профессиональную направленность студентов специальности «Управление персоналом», надо провести исследования.

Одной из возможностей выяснения профессиональной направленности является проведение тестов на её определение. Наиболее оптимально для этого подходят два теста - психогеометрический тест С. Деллингера, с помощью которого можно провести анализ личности, и дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова.

Свое исследование я проводил в студенческой группе специальности «Управление персоналом», будущая профессия которых – менеджер по персоналу. В тестировании приняли участие 24 человека, оба теста испытуемые проходили индивидуально в соответствии с инструкциями. Ниже представлена сводная таблица на каждого респондента итог проведенных тестирований, в таблице представлены результаты психогеометрии и ДДО Климова (табл.1).

 

Таблица 1

Банк характеристик студентов специальности

«Управление персоналом»

Код Номера респондентов Ч-П Ч-Т Ч-Ч Ч-З Ч-Х Психогеометрический тип
1 Барковский И. 2 3 0 0 5 5,3,1,4,2
2 Березовский И. 0 4 5 5 5 1,3,5,2,4
3 Божедомова М. 2 2 5 3 7 2,3,5,4,1
4 Бритенкова А. 5 3 1 0 1 3,2,5,1,4
5 Букреева Е. 3 1 5 2 7 5,3,1,4,2
6 Вискалин В. 0 1 5 1 4 1,2,3,4,5
7 Волкова Е. 3 2 1 2 3 5,1,4,3,2
8 Гнездилова О. 2 2 5 5 5 1,2,4,3,5
9 Костенко С. 4 4 6 0 6 3,1,2,4,5
10 Котякова А. 4 2 5 2 4 3,5,1,2,4
11 Кулагина Ю. 3 6 3 0 3 5,2,1,4,3
12 Лазарева Н. 3 3 2 2 4 4,2,5,3,1
13 Лукина Д. 4 3 6 0 6 5,1,4,3,2
14 Печерина Т. 5 4 3 2 4 3,5,1,4,2
15 Смышляев К. 3 3 0 0 5 5,1,3,2,4
16 Тиханова Д. 3 2 7 3 5 3,2,4,1,5
17 Хабатулина Ю. 4 0 4 0 0 1,3,5,2,4
18 Ходателева О. 4 3 6 0 6 5,2,3,4,1
19 Фролова В. 0 0 5 2 5 3,2,1,5,4
20 Чечина К. 2 3 3 0 5 5,2,3,1,4
21 Чилингарян С. 1 5 7 3 7 1,3,2,5,4
22 Южалина Ю. 3 2 7 3 5 1,3,5,2,4
23 Якупова Э. 0 0 2 0 0 5,4,2,1,3
24 Ярмухаметов Э. 0 0 2 1 7 5,1,2,3,4

 

Исходя из данных таблицы, наиболее подходящими для работы менеджером по персоналу являются студенты под номерами 2, 6, 8, 17, 21, 22. По данным психогеометрического теста именно эти студенты поставили на первое место треугольник – символ лидерства, а по данным опросника Климова именно они ориентированы на работу в сфере «человек - человек».

Первым тестом стал психогеометрический тест. Были даны пять фигур: зигзаг, круг, прямоугольник, квадрат и треугольник. Надо было определить наиболее понравившуюся и поставить ее под номером один, а остальные фигуры проранжировать в соответствии со своими предпочтениями и записать под соответствующими цифрами.

Ключевой из всех фигур для менеджера по персоналу является треугольник, так как треугольники – это прирожденные лидеры, обладающие пластичностью ума и целенаправленностью. Так же он символизирует лидерство. Поставившие треугольник на первое место личности, как правило, энергичные, сильные личности. Остальные фигуры выражают качества, которые менее необходимы для лидера.

Квадраты - трудолюбивые, упорные личности, в них ярко выражена потребность доводить дело до конца. Выносливые, терпеливые. Слывут эрудитами.

Прямоугольник - фигура, символизирующая непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении.

Зигзаг - несёт креативность, творчество, хотя бы потому, что самый уникальный из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Люди этого типа – идеалисты, они эксцентричны и экспрессивны, неорганизованны и конфликтны. Они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца.

Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет рабочий коллектив, т.е. - стабилизирует группу. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Проведя исследования, мною были получены результаты (табл.2).

 

Таблица 2

Заключение

 

Как было сказано во введении, в этой части работы мы подведем общий итог. Поставленные задачи выполнены.

В первой главе мы познакомились с понятием профнаправленность, разобрались с её составляющими. Узнали факторы и условия формирования профессиональной направленности и развития интереса к профессии. Ознакомились с методами изучения профессиональной направленности.

В следующей главе мы проанализировали деятельность менеджера по персоналу, узнали о профессиональных качествах, присущих ему, как успешному руководителю. На основе этого провели исследование студенческой группы специальности «Управление персоналом» по выбранным характеристикам профнаправленности. Проанализировав полученные данные, систематизируя их, мы выявили то число респондентов, наиболее подходящее по своим качествам работе менеджера по персоналу. Возникла необходимость разработки комплексного подхода к формированию профнаправленности.

Третья глава курсовой работы посвящена проекту управления формированием профессиональной направленности обучающихся. В этой части исследования мы попыталась указать на способы формирования профнаправленности как у учеников старших классов, так и у студентов ВУЗа.

Надеюсь, что проведенное нами исследование сможет помочь на данном этапе в становлении студентов в полноценных управленцев.

 



Литература

1. Агапова Е.Г. Практикум по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности». – Самара: Изд-во СГЭА,2005. – 84 с.

2. Адаптация человека к трудовой деятельности и ее психофизиологическая оценка: Межотраслевые методические рекомендации / НИИ труда - М.: 2007. - С. 26.

3. Демченко Т. Управление персоналом: современные подходы// Человек и труд – 2003. - №8. – С. 72-75.

4. Журнал «Отдел кадров», N3 (14) от 01.03.2002. Статья «О профессиональной ориентации молодежи»

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2003.

6. Информационно-методический и дидактический журнал «Имидж» N2, март 2002 год. Статья «Профориентация: проблемы, опыт, перспективы», Пустовая Е.Н.

7. Магура М., Поиск и отбор персонала. М.:Интел-Синтез, 2001. 60 c.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 2005 – 478 с.

9. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» Н.С. Пряжников, Москва, Издательство НПО «Модэк» 2002 год, 392 стр.

10. Никиреев, Е. М. Направленность личности и методы ее исследования / Е.М. Никиреев. – М. – Воронеж, 2004. -102 с.

11. Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е.А.Климова – М.: «Академия», 2004. – 384с.

12. «Профессиональная ориентация молодежи» А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др., М.: Высшая школа 1989 год – 272 стр.;

13. Психология труда / Под ред.проф. А.В. Карпова. – М., 2003. 96 с.

14. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 133 с.

15. Торшина К., «Тестирование при приеме на работу», журнал «Управление персоналом №12, 2000 г.»

16. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 96 с.

17. www.google.com

18. http://psyfactor.org

19. www.psylon.ru

20. www.totem.edu.ru

 



Приложения

 

Приложение 1

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова:

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

 

Текст опросника

 

1а. Ухаживать за животными.

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

или

7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).

или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

 



Приложение 2

Психогеометрический тест

Взгляните на следующие фигуры:

 

 

Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Запишите ее название под номером 1.

Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).

Итак, самый трудный этап закончен.

Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место — это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности.

Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

 



Приложение 3

Итоги психогеометрического типа

Номера респондентов Психогеометрический тип
Респондент 1 5,3,1,4,2
Респондент 2 1,3,5,2,4
Респондент 3 2,3,5,4,1
Респондент 4 3,2,5,1,4
Респондент 5 5,3,1,4,2
Респондент 6 1,2,3,4,5
Респондент 7 5,1,4,3,2
Респондент 8 1,2,4,3,5
Респондент 9 3,1,2,4,5
Респондент 10 3,5,1,2,4
Респондент 11 5,2,1,4,3
Респондент 12 4,2,5,3,1
Респондент 13 5,1,4,3,2
Респондент 14 3,5,1,4,2
Респондент 15 5,1,3,2,4
Респондент 16 3,2,4,1,5
Респондент 17 1,3,5,2,4
Респондент 18 5,2,3,4,1
Респондент 19 3,2,1,5,4
Респондент 20 5,2,3,1,4
Респондент 21 1,3,2,5,4
Респондент 22 1,3,5,2,4
Респондент 23 5,4,2,1,3
Респондент 24 5,1,2,3,4

 



Приложение 4

Кафедра «Экономика труда и управление персоналом»

 

 

Курсовой проект

по дисциплине:

«Психофизиология профессиональной деятельности»

Дата: 2019-12-22, просмотров: 211.