Товарный знак, его назначение, порядок регистрации и права пользования им
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Товарным знаком и знаком обслуживания признаются обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Принимая во внимание, что товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются Законом о товарных знаках в правовом режиме, а также то, что услуга не относится к объектам коммерческого права, знак обслуживания в коммерческом праве мы не рассматриваем, поэтому в дальнейшем будет употребляться только термин «товарный знак».

В определении понятия товарного знака проявлена основная функция данного объекта интеллектуальной собственности - способность отличать, индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять её из массы однородной продукции. Указанное определение полностью совпадает с положениями статьи 138 Гражданского кодекса РФ, где, в частности, товарный знак отнесен к средствам индивидуализации продукции.

Право интеллектуальной собственности на товарный знак, как и право собственности, состоит из триады правомочий: владения, пользования и распоряжения.

Наиболее часто встречающимся в практике основанием для возникновения права на товарный знак является регистрация знака в патентном ведомстве. Основанием может служить также применение (фактическое использование) знака в коммерческом обороте.

По сравнению со вторым основанием регистрация имеет ряд преимуществ:

1. Регистрация является актом, фиксирующим объект охраны и перечень товаров, для обозначения которых зарегистрирован знак. Это важно в случае возникновения спора по товарным знакам.

2. Регистрация является средством оповещения (информирования) производителей и потребителей об установлении на знак исключительного права.

3. Регистрация товарного знака в стране происхождения - обязательное условие, предусмотренное Мадридским соглашением, для подачи заявки на регистрацию товарного знака по международной процедуре.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

В то же время Закон о товарных знаках называет в обобщенном виде группы обозначений, которые ни при каких условиях не могут быть зарегистрированы как товарные знаки. В пункт 1 статьи 6 включены в основном обозначения, не обладающие различительной способностью, а в пункт 2 - ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, а также противоречащие по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали.

В соответствии с Законом обозначения, не обладающие различительной способностью, о которых шла выше речь, могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство (охранный документ) оформляющее правомочия владения. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Субъекты права на товарный знак названы в пункте 3 статьи 2 Закона о товарных знаках. Это юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. те лица, которые производят товары или занимаются посреднической или иной деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Владелец знака имеет право пользоваться и распоряжаться знаком или запрещать его использование другими лицами. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов.

В Законе провозглашен принцип обязательного использования знака. При этом под использованием понимается фактическое (реальное) применение знака на товарах, для которых знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.

Правомочие использовать знак является не только правом, но и обязанностью владельца. И если товарный знак не используется непрерывно в течение пяти лет от даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче заявления любого лица в Российское агентство по патентам и товарным знакам, то в силу положений пункта 3 статьи 22 Закона о товарных знаках действие регистрации может быть прекращено досрочно полностью или частично.

Особо регулируется в Законе использование товарных знаков при посреднических операциях. Так, посредник* (дистрибьюторы, перепродавцы и др.) могут на договорной основе применять либо свой товарный знак совместно с товарным знаком изготовителя, либо свой товарный знак вместо товарного знака изготовителя.

Важным правомочием владелица товарного знака является возможность передачи принадлежащего ему знака другим лицам.

Закон определяет порядок передачи товарного знака, включающий уступку товарного знака предоставление лицензии на его использование. Это является весьма актуальным в условиях происходящих в стране процессов реорганизации в сфере хозяйственных структур, когда товарный знак зачастую сам становится товаром, т.е. предметом купли-продажи.

Согласно статье 25 Закона товарный знак может быть уступлен (т.е. продан) по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров. Однако уступка не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Российским законодательством предусмотрена обязательная регистрация договоров об уступке знака и лицензионных договоров в патентном ведомстве (статья 27 Закона о товарных знаках). Без такой регистрации эти договоры считаются недействительными.

Сущность правовой охраны товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из числа пользователей всех других лиц. Таким образом, право на товарный знак является абсолютным. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Никто, кроме управомоченного лица, не может пользоваться знаком. Любое использование знака другими лицами без согласия владельца в какой бы ни было форме является правонарушением.

Нарушением признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

Статьями 20 и 21 Закона о товарных знаках предусматривается возможность регистрации так называемых коллективных знаков.

Коллективные знаки в отличие от товарных знаков (индивидуальных) используются для маркировки товаров, разрабатываемых, изготовляемых или реализуемых несколькими предприятиями, юридически самостоятельными, но экономически связанными между собой, добровольно объединившимися для осуществления совместной работы, в результате чего товары приобретают единые, качественные или иные общие характеристики, которые должны постоянно поддерживаться.

Правовая охрана коллективных знаков предусмотрена законодательствами многих стран мира.

Коллективный знак - объект исключительного права объединения в целом - не может принадлежать совместно организациям, входящим в данное объединение. Это позволяет объединению ставить условия пользования коллективным знаком. Кроме того, к пользователям коллективным знаком относятся только те хозяйствующие субъекты, которые по Закону наделяются субъективным правом на индивидуальный товарный знак (т.е. юридические лица и граждане-предприниматели).

Прекращение правовой охраны товарного знака наступает в случае признания регистрации знака недействительной, а также аннулирования регистрации.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 220.