Организация коммерческой деятельности в сфере потребительской кооперации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Коммерческая деятельность - это выполнение субъектами рынка операций, связанных с куплей - продажей товаров и оказанием услуг, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение прибыли. Коммерческая деятельность появилась с началом обменных операций, развивалась в условиях товарно-денежных отношений и достигла своего апогея в условиях рыночной экономики. Она стала вездесущей, ее функции частично или полностью выполняют все субъекты общественной жизни, обменивая деньги на товар или товар на деньги.

Потребительская кооперация, являясь общественной организацией, не относится к коммерческим структурам, так как ее основная миссия заключается в удовлетворении потребностей членов - пайщиков. Однако без товарно-денежных отношений эту миссию выполнить невозможно. Обменные операции присутствуют во всех отраслях ее деятельности: оптовой и розничной торговле, закупках и переработке сельскохозяйственных продуктов и сырья, предоставление различного рода услуг населению.

Коммерческая деятельность в потребительской кооперации направлена на выполнение социальной миссии, а получение прибыли рассматривается как результат ее хозяйственной деятельности и используется для улучшения торгового, бытового, нравственно - духовного обслуживания сельского населения.

Объединяясь в потребительские кооперативы, сельское население получает выгоды в удовлетворении своих потребностей в товарах и услугах. Концентрация потребностей позволяет закупать товары оптовыми партиями по ценам ниже, чем мелких и единичных количествах.

Особенности формирования и развития потребительского рынка в сельской местности, обусловленные специфическими условиями, влияют на организацию розничной торговли потребительской кооперации. Емкость сельского рынка небольшая и рассредоточена по многочисленным населенным пунктам.

Повышению эффективности розничной торговли будет способствовать принятие коммерческих решений по ритмичному завозу товаров малыми партиями в соответствии с заказами покупателей. В розничных предприятиях следует иметь запасы товаров для текущей реализации, а страховые запасы эффективнее хранить на оптовых складах. На них же целесообразно формировать ассортимент товаров, чтобы любая поступившая заявка от розничного предприятия была бы удовлетворена.

Развитие деятельности магазина в рыночных условиях вне зависимости от его роли, масштаба, типа непосредственно зависит от эффективности и качества работы.

В условиях формирования рыночных отношений для реализации задач, стоящих перед некоммерческими кооперативными организациями, важнейшей проблемой является повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций в целом и всех структурных подразделений, входящих в их состав.

Главное средство создания и поддержания образа фирмы фирменный стиль: компоненты фирменного стиля помогают потребителю ориентироваться в потоке информации, вызывают у него подсознательное положительное отношение к вашей фирме. Грамотно разработанный фирменный стиль косвенно гарантирует качество товаров, служит свидетельством того, что фирма работает образцово, поддерживая порядок во всем.

Узнаваемость марки, привлечения внимания покупателей требует определенного стандарта оформления магазина сети, на основе которого происходит привязка к конкретному месту, помещению, разным по конфигурации и площади, магазинам в разных районах края. Такая стратегия способна укрепить лояльность к марке и повысить число покупателей, поэтому в дипломной работе проведена разработка стандарта магазинов потребительской кооперации.

Целью данной дипломной работы является исследование, анализ и пути к совершенствованию коммерческой деятельности предприятий потребительской кооперации.

Основными задачами являются:

1. Анализ развития розничной торговли в потребительской кооперации.

2. Изучение современных функций магазина потребительской кооперации.

3. Анализ эффективности продажи отдельных товаров и товарных групп.

4. Исследование эффективности коммерческой деятельности магазинов.

5. Анализ доходности от торговли и прочих видов деятельности.

Объектом данной дипломной работы является Алтайский крайпотребсоюз и входящий в его состав Панкрушихинский районный потребительский союз (РПС).

Предметом – коммерческая деятельность Алтайского крайпотребсоюза и входящего в его состав Панкрушихинского РПС.

Дипломная работа была написана на основе учебно-методических пособий, научной литературы, материалов периодической печати, научно-практических конференций, нормативных актов.


Глава 1.КОМЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

1.1 Сущность и содержание потребительской кооперации

 

Потребительская кооперация – это система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Потребительские общества образуют потребительские союзы всех уровней – районный, областной, краевой, республиканский, Центросоюз. Существование потребительских обществ не изолировано, а в единой системе, объединение потребительских обществ в союзы – одно из существенных их конкурентных преимуществ, позволяющих потребительской кооперации динамично развиваться.

Основное назначение образования и функционирования потребительских кооперативов — удовлетворение потребностей членов-пайщиков в материальных благах. Большинство материальных потребностей обеспечивается через розничные торговые предприятия.

В законе Российской Федерации «О потребительской кооперации» сформулировано понятие потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Отличительной особенностью потребительской кооперации (в сравнении с другими коммерческими структурами) является ее самобытность, которую характеризуют следующие черты [9]:

· Общность интересов пайщиков;

· Статус некоммерческой организации, социально ориентированной системы;

· Сочетание общественной и хозяйственной системы;

· Принципы и ценности кооперации (идеология и культура);

· Нормы нравственности в бизнесе и взаимоотношениях

· Коммуникационная роль в сельской местности (магазин потребительской кооперации является местом общения сельских жителей, центром кооперативного участка).

Обобщая теоретические исследования о роли кооперации в социализации рыночной экономики, профессор Т. Г. Храмцова делает следующие выводы [33]:

· ее деятельность обладает социальной полезностью для всего общества и направлена на поддержание социального равновесия в сельской местности;

· потребительский кооператив позволяет реализовать единство экономического и социального аспектов деятельности по сравнению с другими организационно-правовыми формами предприятий;

· обеспечивая наибольшую степень благосостояния членов— пайщиков, кооперативы вносят вклад в достижение цели социальной рыночной экономики;

· осуществляя деятельность в условиях конкуренции, организации потребительской кооперации ориентированы на наиболее эффективное функционирование рыночного механизма способствуют ограничению роста цен и обеспечению доступности товаров и услуг для основной массы населения;

· кооператив — это свободный хозяйственный и общественный союз людей, основанный на принципах демократического управления, позволяющий накапливать демократический опыт, способствующий повышению социальной активности населения;

·  кооперативная идеология исповедует социальную справедливость, взаимопомощь, социальную ответственность перед обществом, справедливое распределение привилегий;

· потребительская кооперация преследует цели социальной защищенности населения на основе реализации социальной миссии;

· потребительская кооперация выступает формой самоорганизации населения, способствующей самореализации населения, приобщению широких слоев населения к экономической деятельности, проявлению общинности, коллективизма, с одной стороны, и приобретению рыночных навыков и рыночного духа — с другой;

· деятельность организации потребительской кооперации служит важнейшим фактором жизнеобеспечения сельского населения, поддержания уровня жизни на основе повышения занятости, активизации самозанятости, привлечения к сотрудничеству социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, многодетных семей;

· потребительская кооперация поддерживает отечественных и местных производителей, отдавая приоритет их продукции в составе торгового оборота, оказывает благотворное влияние на развитие местных рынков;

· организации потребительской кооперации подают пример социального партнерства, когда рыночные отношения перерастают собственно экономические границы и выходят в сферу социальных;

· кооперативы, осуществляя деятельность в соответствии с принципами образования, повышения квалификации и информации, а также заботы об обществе, вносят вклад в укрепление социальной сферы, оказывающей значительное влияние на темпы экономического роста;

· потребительская кооперация укрепляет социальный статус семьи;

· характерной чертой кооперации является социальная ответственность, вытекающая из выполняемой миссии;

· просветительная миссия кооперации способствует распространению идеалов нравственности, человечности, гуманизма в экономических отношениях.      

Таким образом, потребительская кооперация играет важную роль в жизнеобеспечении села, выступая составной частью народнохозяйственного комплекса страны.


ЛИСТ 9

Рисунок 3. Маршрутизаторы и наддверная табличка.

 

Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности Алтайского краевого Союза потребительских обществ

 

Потребительская кооперация по своей сути сама является сетью, что определяет ее высокую конкурентоспособность. Она обладает всеми признаками сети, в том числе такими, как существование в едином комплексе — оптовой и розничной торговли.

Некоторые потребсоюзы для перехода на упрощенную систему налогообложения дробят организации, создавая взамен одной до 10 новых. Выигрывая тактически, они проигрывают в стратегии развития. В условиях глобализации, в конечном итоге, выживут только мощные кооперативные организации.

Потребительские общества и союзы должны стремиться воссоздать прежние элементы сетевой торговли и приобрести такие новые как: компьютерное управление, централизованная система работы с поставщиками, завоза товаров.

Необходимое условие развития потребительской кооперации на принципах торговой сети - собственный опт, а также предпочтение внутрисистемным закупкам.

Развивая и совершенствуя оптовую торговлю, мы высвобождаем работников магазинов и коммерческий аппарат потребительских обществ из трудоемкого процесса товароснабжения. Работники магазинов получают возможность сосредоточиться на обслуживании населения (отпуск товаров, консультирование, прием заказов на услуги, закупка сельскохозяйственных товаров и др.), т.е. на социальных функциях.

Крупный опт позволяет:

- закупать товары крупными партиями, а, следовательно, по минимальной цене;

- крупный опт делает потребительскую кооперацию привлекательной для поставщиков;

- концентрировать товары местных производителей, всех потребсоюзов и потребительских обществ системы, то есть осуществлять внутрисистемный обмен товарами, что создает основу для развития местного производства;

- управлять товарным ассортиментом;

- управлять качеством товаров, выступать перед производителями и другими поставщиками в качестве защитников интересов своей розницы;

- оказывать помощь в реализации залежалых товаров;

- организовывать кольцевой завоз товаров, что дает возможность значительно сокращать издержки транспорта, более полно использовать его грузоподъемность;

- получать кредиты под сравнительно небольшие проценты как солидная организация, предоставлять товарный кредит потребительским обществам (отсрочки платежей);

- уменьшить злоупотребления, связанные с закупками магазинов и коммерческих служб потребительских обществ и союзов;

- механизировать процесс товародвижения и товароснабжения.

Самостоятельные закупки - это закупки у множества поставщиков, по высоким ценам, зачастую товаров низкого качества, производятся не в интересах потребительской кооперации (населения), а в личностных интересах. Собственный опт делает прозрачными все операции. Это основная причина игнорирования собственного опта организациями и основной довод для его развития со стороны потребсоюза.

Только с помощью крупного опта можно закупать товары по низким, а, следовательно, пускать товары в реализацию в рознице также по низким
ценам.

Резерв повышения конкурентоспособности — в развитии собственного крупного опта. Закупать дешево — продавать дешево, тем самым наращивать объемы продаж, доходов, прибыли — наиболее эффективная экономическая политика, обеспечивающая сохранение конкурентоспособности организации.

Вторая сторона проблемы — конкуренция за покупателя.

Потребительская кооперация в значительной степени формирует платежеспособный спрос сельского населения. Вся социальная работа на селе направлена на создание рабочих мест, обеспечение занятости, то есть увеличение денежных доходов населения, их платежеспособного спроса. Реализуется платежеспособный спрос при покупке товаров в магазинах,
к сожалению, не всегда в магазинах потребительской кооперации, поэтому очень важно научиться управлять покупательскими потоками, направляя их в кооперативные магазины. Это достигается:

- пропагандой товаров собственного производства и воспитанием работников, пайщиков, как лиц, приверженных кооперации;

- с помощью цен. Анализ цен конкурентов становится важной функцией управления. Следует гибко регулировать торговые надбавки. Зачастую выигрыш обеспечивает применение минимальных торговых надбавок:

- осуществлением закупок сельскохозяйственных продуктов - продукции личных подсобных хозяйств. Особая роль при этом отводится закупкам молока, поскольку продажа молока обеспечивает населению ежедневные доходы, и если расчеты за молоко производятся через магазины, то это автоматически увеличивает ежедневную продажу и ведет к росту товарооборота;

- продажей хлеба. Особая роль продажи хлеба состоит в том, что хлеб - предмет первой жизненной необходимости. Его покупка осуществляется ежедневно. И если сама продажа хлеба безубыточна или даже убыточна, она выгодна магазину, поскольку формирует направленные покупательские потоки, что обеспечивает покупку и других товаров;

- оборудованием детских, спортивных площадок, зон отдыха. Расходы на детские, спортивные площадки, зоны отдыха (тенты, скамейки) - выгодные инвестиции, так как они направляют покупательские потоки в сторону кооперативных магазинов;

- организацией около магазинов выставок, ярмарок, дискотек, народных гуляний, то есть массовых мероприятий, привлекающих население;

- организацией на свободных площадях магазинов общественных центров досуга.

Самый действенный способ формирования покупательских потоков создание постоянного контингента покупателей. В системе такой контингент есть. Это работники и пайщики.

Работникам следует прививать корпоративную культуру, составная часть которой - убеждение, что все, что делается в системе, - самое лучшее, и добиваться, чтобы так и было в действительности:

- если цены высокие - сделать все, чтобы их снизить;

- если качество низкое - закупать товары только высокого качества, производить экологически чистую продукцию, достойного качества;

- контролировать, чтобы товары продавались чистым весом и точной мерой;

- сделать магазин уютным, чистым, добиться широкого ассортимента, грамотной выкладки товаров.

Если работник - сам покупатель только своего магазина - это лучшая рекомендация и реклама магазину. Надо создавать общественное мнение, укреплять имидж своего магазина, воспитывать убежденность персонала, что самые лучшие магазины - магазины потребительской кооперации.

Пайщики - основные партнеры потребительского общества в хозяйственной деятельности. При правильных взаимоотношениях потребительского общества и пайщиков обеспечивается (практически гарантируется) выигрыш в конкуренции за покупателя.

Однако этому фактору конкурентоспособности не уделяется должного внимания.

Пайщиком движет, прежде всего, экономический интерес. Кооперативные выплаты - это нормальная плата за экономическое партнерство. Но необязательно, чтобы кооперативные выплаты были большими. Их размер ограничен даже Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Главное, чтобы в кооперативных выплатах была система, чтобы они производились постоянно. Тогда пайщики станут постоянными покупателями в кооперативных магазинах и потребительская кооперация в конкурентной борьбе за покупателя.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности организаций потребительской кооперации необходимы такие главные направления: выстраивание экономических отношений на принципах торговой сети, возрождение крупного кооперативного опта, создание постоянного контингента покупателей.





ЛИСТ 15

 

Таблица 10. Расчет потоварно-групповых издержек обращения по магазину «Гастроном» Панкрушихинского ПО за январь

Показатели Всего руб. 02 Колбасные изделия 03 Рыба 17 Кондитер-ские изделия 23 Хлебобулочные изделия 36 Мороженое  Прочие
1.Сумма т/о, руб. 161023 1964,481 1320,4 15297,19 28179,03 9822,40 104439,52
2.Доля в общем обороте,% 100 1,22 0,82 9,5 17,5 6,1 64,86
3. Товарооборач-ть, дни 18 5 7 20 1 9 24
4.Грузооборот, кг 6350,9 26,2 33 364,2 4025,6 596,4 1305,5
5.Расходы: в т.ч. Оплата труда, руб. 5551,7 67,7 45,5 527,4 971,5 338,7 3600,8
Отчисления с ФОТ, руб. 1752,4 21,4 14,4 166,5 306,7 106,9 1136,6
Транспортные расходы, руб. 4700,6 19,4 24,4 269,6 2979,5 441,5 966,3
Электроэнергия, руб. 27,0 0,3 0,2 2,6 4,7 1,6 17,5
Отопление, руб. 161,0 2,0 1,3 15,3 28,2 9,8 104,4
Амортизация ОС, руб. 144,0 1,8 1,2 13,7 25,2 8,8 93,4
ФРПК, руб. 4025,6 49,1 33,0 382,4 704,5 245,6 2611,0
Внутрихозяйств-е отчисления, руб. 540,4 6,6 4,4 51,3 94,6 33,0 350,5
Прочие расходы, руб. 15584,6 0 0 0 0 0 0
В т.ч. расходы по хранению, руб. 3116,9 236,1 330,6 944,5 47,2 425,0 1133,4
Проценты за пользование кредитами, руб. 233,8 17,7 24,8 70,8 3,5 31,9 85,0
Остальные, руб. 12233,9 149,3 100,3 1162,2 2140,9 746,3 7934,9
Расходы всего, руб. 32487,3 571,3 580,2 3606,4 7306,6 2389,0 18033,9
6.Расходы в % к обороту 20,2 29,1 43,9 23,6 25,9 24,3 17,3

 

С целью устранения погрешностей распределения затрат по товарным группам, рассчитанная по ним издержкоёмкость делится на поправочный коэффициент, т.е.:

                                                                   (6)

 

где ИЕрс - издержкоёмкость конкретного товара с учётом погрешностей распределения (скорректированная);    

ИЕр - издержкоёмкость расчётная;       

ПК - поправочный коэффициент.

Данный метод учитывает затратность конкретного товара, так как распределение совокупных затрат происходит с учётом конкретных факторов, обусловленных спецификой его реализации, а введение контрольного элемента (поправочного коэффициента) способствует устранению неточностей этого распределения.

Расчет коэффициента соотношения издержкоемкости можно осуществить по формуле:

                                                                 (7)

 

где Кс — коэффициент соотношения доходности и издержко-емкости;

Дт — доходность товарной группы;

ИЕт — издержкоемкость реализации товарной группы.

Таблица11.Доходность и издержкоемкость реализации отдельных товарных групп по магазину «Гастроном» Панкрушихинского ПО за сентябрь

Показатели Всего, руб. 02 Колбасные 03 Рыба 17 Кондитер-е 23 Хлебобул-е 36 Мороженое Прочие
1.Сумма т/о, руб. 161023 1964,481 1320,4 15297,19 28179,03 9822,403 104439,5
2.Расходы в % к обороту 20,18 29,08 43,94 23,58 25,93 24,32 17,27
3.Доходы в % к обороту 22,37 22,1 21,5 18,4 14,7 28,1 24,5
4.Коэф-т соотношения доходности и издержкоем-ти   1,11   0,76   0,49   0,78   0,57   1,16   1,42

 

Проведенные расчеты подтверждают вывод о том, что наиболее выгодной для данного магазина является реализация мороженого, так как только по этой группе коэффициент превышает единицу. Торговля теми товарами, по которым коэффициент выше единицы, приносит магазину прибыль.



Рекомендации по безубыточной работе магазинов на основании расчетов

 

Более объективную информацию можно получить при дифференцированном учете сумм получаемых торговых надбавок по магазинам и доходов от прочих видов деятельности (заготовок, услуг и т.д.).

С учетом расширяющихся функций магазина потребительской кооперации важно учитывать доходность не только торговой деятельности, но и дополнительных видов услуг.

Закупая и реализуя сельскохозяйственную продукцию и сырье, сепарируя молоко, принимая заказы на оказание бытовых услуг населению, магазин увеличивает свои доходы, которые в дальнейшем являются как источником повышения заработной платы продавцов, так и роста эффективности деятельности самого магазина.

Сумма доходов от каждого вида дополнительной деятельности должна учитываться отдельно. По закупкам сельскохозяйственной продукции доход будет определяться её объёмом и действующим в райпо размером наценки, по сепарированию молока — его объёмом и размером расценки за перегонку 1л, по приёму заказов на оказание бытовых услуг — количеством и видом принятых заказов и процентом оплаты за услугу, который уступает магазину исполнитель заказов.

Необходимо также учесть, что не все виды услуг приносят магазину прямой доход и немедленно. Его получение «растягивается» во времени и иногда носит косвенный характер. Это касается, в частности: доходов от приема заказов на бытовые услуги, оказание и оплата которых по времени не совпадает с моментом принятия заказа; доходов от приёма на дальнейшую переработку сельскохозяйственной продукции. Привлечение заёмных средств населения прямым образом также не приносит магазину доход, однако, увеличивая сумму оборотных средств, способствует расширению ассортимента, росту товарооборота, а значит, по истечению определенного времени, увеличению доходности.

В условиях внутреннего хозяйственного расчета повышается значение дифференцированной оценки и учета затрат по структурным подразделениям, поэтому целесообразно шире практиковать точное измерение отдельных видов затрат с использованием специальных измерительных приборов (счетчики потребления газа, воды, электроэнергии, тепла и т.д.).

Для более точного измерения затрат и реализации мер по их минимизации необходимо материально стимулировать продавцов за выполнение этих задач.

Продавцы должны быть заинтересованы в достижении высоких конечных результатов с наименьшими затратами. Только в этом случае возможен творческий подход к выполняемой работе, высокое качество обслуживания покупателей и, как следствие, увеличение объема продаж.

Размеры внутрихозяйственных отчислений и отчислений в фонд развития потребительской кооперации должны быть рассчитаны в райпо для каждого структурного подразделения с учетом общих социально — экономических задач, решаемых кооперативной организацией и вытекающих из стратегии их развития.

Все работники розничной торговли должны быть осведомлены о размерах и назначении этих отчислений.

Планирование затрат надо осуществлять для каждого магазина по всем статьям, используя наиболее приемлемый с точки зрения разработчика метод (технико-экономический, нормативный, экстраполяцию и т. д.). При этом основным плановым индикатором для исполнителя является общий плановый уровень затрат.

Невозможность измерения и исключения влияния структуры товарооборота на уровень издержек обращения приводит даже к тому, что фактический уровень издержек обращения по существу не сопоставим с плановым.

В связи с этим необходимо обеспечить способы получения информации о потоварных издержках обращения, доходах и количестве реализованных товаров по товарным группам, что обеспечит проведение анализа их издержкоёмкости и может быть положено в основу управления финансовыми результатами через структуру товарооборота.

Наличие дифференцированных уровней издержек позволит оценить рентабельность торговли не только в целом, но и по отдельным товарам и товарным группам, что имеет особое значение в современных условиях.

Потоварно-групповой учёт и анализ издержек обращения будет способствовать экономическому обоснованию величин торговых надбавок, определению рентабельности торговли отдельными товарами и товарными группами.

Для реализации этого подхода в каждом магазине необходимо обеспечить учет поступления и реализации товаров по товарным группам и определение по ним сумм полученных доходов и расходов.

В магазине целесообразно вести учет продажи и доходов по каждому наименованию товаров. Для этого могут быть использованы карточки количественно-суммарного учета прихода, расхода, остатков и доходности.

Возможно использование комбинированного метода распределения фактических расходов. При этом средства на оплату труда, обязательные отчисления, прочие расходы распределяются пропорционально доле данной товарной группы в общем объеме оборота; транспортные расходы — пропорционально доле в физическом объеме оборота; проценты за кредит — пропорционально товарооборачиваемости товарной группы и т.д. Выбор базы распределения общих затрат по товарным группам должен включать наиболее значимые факторы, определяющие их величину.

Обязательные отчисления включают в себя расходы на содержание аппарата управления райпо, планово-убыточных магазинов, платежи, расчеты по которым берет на себя потребительское общество.

Сумма издержек по товарной группе, отнесенная к товарообороту по данной группе, покажет издержкоемкость ее реализации.

Для устранения погрешностей, которые неизбежны в процессе распределения затрат по товарным группам, необходимо провести корректировку полученного результата. На основе расчётной издержкоёмкости по товарным группам необходимо рассчитывать среднюю издержкоёмкость по всем товарам, реализуемым в магазине (по средневзвешенной с учётом структуры товарооборота).

При оценке результативности работы магазина большой интерес представляет соотношение доходности и издержкоемкости реализации отдельных товаров. Это позволит выявить те товарные позиции, которые необходимо рассматривать как сильное звено при формировании ассортиментной политики.



Заключение

Потребительская кооперация — общественная организация, созданная пайщиками для удовлетворения своих нужд и потребностей. Ее жизненность доказана 170-летним существованием в различных социально-экономических условиях.

Для повышения материального благосостояния сельских тружеников и организаторов сбыта излишков сельскохозяйственных продуктов, сырья, дикорастущих и предметов индивидуальной деятельности потребительская кооперация осуществляет закупочную деятельность. Это освобождает производителей от поиска покупателей, снимает заботу о реализации и экономит время на осуществление торговых процессов.

Стратегическим направлением использования местных сырьевых ресурсов, с позиции коммерции, является максимальное доведение их до высшей степени готовности. Это позволит значительно повысить стоимость реализации готовой продукции, создать дополнительные рабочие места для местных жителей, сократить потери сырья и обеспечить больше дохода, чем при продаже в сыром виде.

Объединяясь, потребительские кооперативы, сельское население получает выгоды в удовлетворении своих потребностей в товарах и услугах. Особенности формирования и развития потребительского рынка в сельской местности, обусловленные специфическими условиями, влияют на организацию розничной торговли потребительской кооперации. Емкость сельского рынка небольшая, рассредоточена по многочисленным населенным пунктам, поэтому функционирование стационарных розничных предприятий во многих селах убыточно. Их эффективнее заменить на торговое обслуживание через автомагазины и лавки на дому.

Повышению эффективности розничной торговли будет способствовать принятие коммерческих решений по ритмичному завозу товаров малыми партиями в соответствии с заказами покупателей. На розничных предприятиях следует иметь запасы товаров для текущей реализации, а страховые запасы эффективнее хранить на оптовых складах. На них же целесообразно формировать ассортимент товаров, чтобы любая поступившая заявка от розничного предприятия была бы удовлетворена.

Целостность и иерархичность потребительской кооперации обеспечивает согласованность коммерческих решений, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях. Успех коммерческой деятельности будет достигаться целенаправленностью принимаемых ею решений на удовлетворение потребностей сельского населения.

Повышение эффективности работы каждого магазина является ключевой задачей, решаемой в ходе хозяйственной деятельности любой кооперативной организации. Это требует совершенствования торгово-технологических процессов и экономического обоснования принимаемых управленческих решений. Издержкоемкость реализации конкретного товара должна быть положена в основу экономического обоснование торговой надбавки. Исходя из того, что издержки обращения занимают значительное место в торговой надбавке (ТН=ИО+П), их обоснованность и минимизация являются весомым фактором:

• уменьшения величины торговой надбавки, что способствует снижению цен на товары, повышению их конкурентоспособности, следовательно, росту товарооборота;

• увеличения прибыли, так как при неизменном размере торговой надбавки предприятие увеличивает часть доходов, формирующих прибыль.

В системе внутреннего анализа эффективности работы магазинов лежат возможности расширения и углубления традиционного анализа за счет использования большего объема информации и совершенствования методов ее сбора, обобщения и оценки.

Результаты этого анализа могут стать элементом бизнес-плана, основой принятия решений в системе маркетинга и в целом обеспечить более высокую степень финансовой управляемости.

При этом основными особенностями анализа эффективности работы магазина является то, что для него используются все источники информации, обеспечивается интеграция учета, анализа и прогнозирования; отсутствует внешняя регламентация анализа; результаты его максимально закрыты с целью сохранения коммерческой тайны и ориентированы на определенные цели.

Учет и адекватная оценка всех факторов, оказывающих влияние на результативность розничной торговли, являются обязательным условием формирования перспективных управленческих решений.

Существенным направлением снижения издержек обращения и повышения конкурентоспособности торговых предприятий потребительской кооперации является диверсификация хозяйственной деятельности, проявляющаяся в расширении функций магазинов.

Во многих предприятиях этот процесс развивается на основе интуитивных выборов их руководителей. Как правило, эти действия продиктованы особенностями воздействия экзогенных факторов и стремлением сохранения определенного качественного уровня хозяйственной деятельности.

При формировании товарного ассортимента в потребительской кооперации практически отсутствует его экономическое обоснование.


Список литературы:

1. Актуальные проблемы экономики и менеджмента: Материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы за 2000/2002 учебный год: В 2 ч. — Новосибирск, 2001, 2002.

2. Анализ причин убыточности потребительских обществ и союзов и рекомендуемые меры по обеспечению рентабельной работы потребительской кооперации. — Новосибирск, Белгород, 1998.

3. Бернвальд А.Р. Региональные проблемы товарного обращения. — Новосибирск: Наука, 1984.

4. Вестник Сибирского университета потребительской Кооперации. Новосибирск, 2002. — Вып. 1.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
б. деловой вестник «Российской кооперации», 2001—2002.

6. Ермаков В.Ф. Социальные и нравственные Основы потребительской кооперации: Учебное пособие. М.: Наука и Кооперативное образование, 2003.

7. Ефремова Г.М. Потребительская кооперация России в ХХI веке.
Новосибирск: Си6УПК, 1999.

8. Ефремова Г.М., Ефремов А.В. Основы теории и истории потребительской кооперации: Учебное пособие: В 2 ч. — Новосибирск:Си6УПК, 1999.

9. 0 потребительской кооперации в Российской Федерации: Закон Российской Федерации с изм. и доп. в закон, внесенными Государственной думой 29 марта 2000 г.

10. Зима Б.В., Шадеев Х.А. Заготовки сельскохозяйственной продукции потребительской кооперации. М.: Экономика, 1989.

11. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001.

12. Коммерческая Деятельность в потребительской кооперации; Методические указания и задания / Сост. профессор Г.В. Маклаков. — Новосибирск: Си6УПК. 2000.

13. Кооперативная самобытность в новом тысячелетии: Материалы российской научно-практической конференции, 16—17 ноября 2000 г., Липецк — Белгород, 2001.

14. Кооперативная самобытность в новом тысячелетии: Материалы российской научно-практической конференции, ноябрь 2000 г. — Новосибирск, 2001.

15. Кущетеров Р.М., Прижигалинский В.П. Кооперация и рынок. — Черкесск, 1997.

16. Маклаков Г.В. Коммерческая деятельность в оптовых предприятиях — Новосибирск, 1997.

17. Научные исследования на рубеже ХХI века: Материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы за 1999/2000 учебный год. 19—2 1 апреля 2000 г. — Новосибирск, 2000. — Ч. II.

18. Новоселов А.С. Теория региональных рынков: Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

19. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. — М.:ИВЦ «Маркетинг», 2001.

20. 0 повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием: Постановление правительства Российской Федерации от 7 января 1999

21. Потребительская кооперация в переходной экономике России. — Новосибирск, 1999. — Ч. 1.

22. Потребительская кооперация России: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. — Чита: ЗИП Си6УПК, 1999.

23. Потребительская кооперация — социально ориентированная система Научно-практическая конференция 11—12 ноября (г. Кемерово). — Новосибирск: Си6УПК, 1999.

24. Потребительская кооперация. Статистические сборники.

25. Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998—2002 годы / Принята на 119 Собрании представителей потребительских обществ РФ 30 июля 1998 г. /7 Российская кооперация. — 1998. — № 34, 35.

26. Российская кооперация. Газета.

27. Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления: Материалы российской научно-практической конференции, 25—26 сентября 2001 г. — Белгород, 2001.

28. Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления: Тез. докл. межвуз. научно-практической конференции, 29—30 января 2001 г. — Чебоксары, 2002.

29. Сипко Л.А., Наговицина Л.П. Актуальные проблемы потребительской кооперации. - Новосибирск: Си6УПК, 1999.

30. Социально-экономическое положение потребительской кооперации РФ: Сборник научных статей кооперативных вузов. — М.: Центросоюз, 1997.

31. Товароведение в ХХI веке: Материалы научно-практической конференции с международным участием. 21—22 ноября 2002 г.—Новосибирск: Си6УГIК, 2002.

32. Шоленинова Г.В. Коммерческая деятельность в системе потребительской кооперации: Учебно-методическое пособие. - Чита, 2000.

33. Храмцова Т.Г. Роль потребительской кооперации в социализации экономики: Учебное пособие. — Новосибирск: Си6УПК, 2002.

 




Введение

 

Коммерческая деятельность - это выполнение субъектами рынка операций, связанных с куплей - продажей товаров и оказанием услуг, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение прибыли. Коммерческая деятельность появилась с началом обменных операций, развивалась в условиях товарно-денежных отношений и достигла своего апогея в условиях рыночной экономики. Она стала вездесущей, ее функции частично или полностью выполняют все субъекты общественной жизни, обменивая деньги на товар или товар на деньги.

Потребительская кооперация, являясь общественной организацией, не относится к коммерческим структурам, так как ее основная миссия заключается в удовлетворении потребностей членов - пайщиков. Однако без товарно-денежных отношений эту миссию выполнить невозможно. Обменные операции присутствуют во всех отраслях ее деятельности: оптовой и розничной торговле, закупках и переработке сельскохозяйственных продуктов и сырья, предоставление различного рода услуг населению.

Коммерческая деятельность в потребительской кооперации направлена на выполнение социальной миссии, а получение прибыли рассматривается как результат ее хозяйственной деятельности и используется для улучшения торгового, бытового, нравственно - духовного обслуживания сельского населения.

Объединяясь в потребительские кооперативы, сельское население получает выгоды в удовлетворении своих потребностей в товарах и услугах. Концентрация потребностей позволяет закупать товары оптовыми партиями по ценам ниже, чем мелких и единичных количествах.

Особенности формирования и развития потребительского рынка в сельской местности, обусловленные специфическими условиями, влияют на организацию розничной торговли потребительской кооперации. Емкость сельского рынка небольшая и рассредоточена по многочисленным населенным пунктам.

Повышению эффективности розничной торговли будет способствовать принятие коммерческих решений по ритмичному завозу товаров малыми партиями в соответствии с заказами покупателей. В розничных предприятиях следует иметь запасы товаров для текущей реализации, а страховые запасы эффективнее хранить на оптовых складах. На них же целесообразно формировать ассортимент товаров, чтобы любая поступившая заявка от розничного предприятия была бы удовлетворена.

Развитие деятельности магазина в рыночных условиях вне зависимости от его роли, масштаба, типа непосредственно зависит от эффективности и качества работы.

В условиях формирования рыночных отношений для реализации задач, стоящих перед некоммерческими кооперативными организациями, важнейшей проблемой является повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций в целом и всех структурных подразделений, входящих в их состав.

Главное средство создания и поддержания образа фирмы фирменный стиль: компоненты фирменного стиля помогают потребителю ориентироваться в потоке информации, вызывают у него подсознательное положительное отношение к вашей фирме. Грамотно разработанный фирменный стиль косвенно гарантирует качество товаров, служит свидетельством того, что фирма работает образцово, поддерживая порядок во всем.

Узнаваемость марки, привлечения внимания покупателей требует определенного стандарта оформления магазина сети, на основе которого происходит привязка к конкретному месту, помещению, разным по конфигурации и площади, магазинам в разных районах края. Такая стратегия способна укрепить лояльность к марке и повысить число покупателей, поэтому в дипломной работе проведена разработка стандарта магазинов потребительской кооперации.

Целью данной дипломной работы является исследование, анализ и пути к совершенствованию коммерческой деятельности предприятий потребительской кооперации.

Основными задачами являются:

1. Анализ развития розничной торговли в потребительской кооперации.

2. Изучение современных функций магазина потребительской кооперации.

3. Анализ эффективности продажи отдельных товаров и товарных групп.

4. Исследование эффективности коммерческой деятельности магазинов.

5. Анализ доходности от торговли и прочих видов деятельности.

Объектом данной дипломной работы является Алтайский крайпотребсоюз и входящий в его состав Панкрушихинский районный потребительский союз (РПС).

Предметом – коммерческая деятельность Алтайского крайпотребсоюза и входящего в его состав Панкрушихинского РПС.

Дипломная работа была написана на основе учебно-методических пособий, научной литературы, материалов периодической печати, научно-практических конференций, нормативных актов.


Глава 1.КОМЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

1.1 Сущность и содержание потребительской кооперации

 

Потребительская кооперация – это система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Потребительские общества образуют потребительские союзы всех уровней – районный, областной, краевой, республиканский, Центросоюз. Существование потребительских обществ не изолировано, а в единой системе, объединение потребительских обществ в союзы – одно из существенных их конкурентных преимуществ, позволяющих потребительской кооперации динамично развиваться.

Основное назначение образования и функционирования потребительских кооперативов — удовлетворение потребностей членов-пайщиков в материальных благах. Большинство материальных потребностей обеспечивается через розничные торговые предприятия.

В законе Российской Федерации «О потребительской кооперации» сформулировано понятие потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Отличительной особенностью потребительской кооперации (в сравнении с другими коммерческими структурами) является ее самобытность, которую характеризуют следующие черты [9]:

· Общность интересов пайщиков;

· Статус некоммерческой организации, социально ориентированной системы;

· Сочетание общественной и хозяйственной системы;

· Принципы и ценности кооперации (идеология и культура);

· Нормы нравственности в бизнесе и взаимоотношениях

· Коммуникационная роль в сельской местности (магазин потребительской кооперации является местом общения сельских жителей, центром кооперативного участка).

Обобщая теоретические исследования о роли кооперации в социализации рыночной экономики, профессор Т. Г. Храмцова делает следующие выводы [33]:

· ее деятельность обладает социальной полезностью для всего общества и направлена на поддержание социального равновесия в сельской местности;

· потребительский кооператив позволяет реализовать единство экономического и социального аспектов деятельности по сравнению с другими организационно-правовыми формами предприятий;

· обеспечивая наибольшую степень благосостояния членов— пайщиков, кооперативы вносят вклад в достижение цели социальной рыночной экономики;

· осуществляя деятельность в условиях конкуренции, организации потребительской кооперации ориентированы на наиболее эффективное функционирование рыночного механизма способствуют ограничению роста цен и обеспечению доступности товаров и услуг для основной массы населения;

· кооператив — это свободный хозяйственный и общественный союз людей, основанный на принципах демократического управления, позволяющий накапливать демократический опыт, способствующий повышению социальной активности населения;

·  кооперативная идеология исповедует социальную справедливость, взаимопомощь, социальную ответственность перед обществом, справедливое распределение привилегий;

· потребительская кооперация преследует цели социальной защищенности населения на основе реализации социальной миссии;

· потребительская кооперация выступает формой самоорганизации населения, способствующей самореализации населения, приобщению широких слоев населения к экономической деятельности, проявлению общинности, коллективизма, с одной стороны, и приобретению рыночных навыков и рыночного духа — с другой;

· деятельность организации потребительской кооперации служит важнейшим фактором жизнеобеспечения сельского населения, поддержания уровня жизни на основе повышения занятости, активизации самозанятости, привлечения к сотрудничеству социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, многодетных семей;

· потребительская кооперация поддерживает отечественных и местных производителей, отдавая приоритет их продукции в составе торгового оборота, оказывает благотворное влияние на развитие местных рынков;

· организации потребительской кооперации подают пример социального партнерства, когда рыночные отношения перерастают собственно экономические границы и выходят в сферу социальных;

· кооперативы, осуществляя деятельность в соответствии с принципами образования, повышения квалификации и информации, а также заботы об обществе, вносят вклад в укрепление социальной сферы, оказывающей значительное влияние на темпы экономического роста;

· потребительская кооперация укрепляет социальный статус семьи;

· характерной чертой кооперации является социальная ответственность, вытекающая из выполняемой миссии;

· просветительная миссия кооперации способствует распространению идеалов нравственности, человечности, гуманизма в экономических отношениях.      

Таким образом, потребительская кооперация играет важную роль в жизнеобеспечении села, выступая составной частью народнохозяйственного комплекса страны.


Организация коммерческой деятельности в сфере потребительской кооперации

 

С переходом на рыночную экономику видоизменяется основной принцип коммерческой деятельности: она основывается на маркетинговых исследованиях, изучении потребностей населения и максимальной степени их удовлетворения. Один из принципов маркетинга — «производить то, что продается, а не продавать то, что производится» [3]. Во взаимоотношениях торговли с производственными предприятиями приоритет должен отдаваться потребителям. От принципа «бери, что даю» сделан переход к принципу «давай то, что требуется потребителю» [32]. Человек с его потребностями становится главной фигурой в коммерческой деятельности. Маркетинг можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится потребитель, а что ниже зависит от его желаний и взаимоотношений.

По мере перехода на рыночные отношения усиливается внимание к следующим элементам коммерческой работы:

1. Возрастает значение изучения спроса и рынка товаров. Материалы изучения спроса становятся основой для принятия коммерческих решений по объему, ассортименту и срокам закупок и поставок товаров. Потребности в товарах должны быть экономически обоснованы. Для успешной работы промышленности необходима подробная информация о состоянии товарного рынка, спроса населения по объему и потребительским свойствам товаров, о тенденциях, намеченных в изменении спроса, его прогнозировании. На основе этой информации разрабатываются новые модели, подготавливается сырьевая база, подбираются оборудование для выпуска новых товаров и соответствующие технологии, ведутся конструирование и оформление изделий.

2. Возрастает степень коммерческого риска. Задача заключается в том, чтобы не допускать образования неходовых и залежалых товаров, в которые на длительный период времени отвлекаются денежные средства. Товары морально стареют, и уменьшается вероятность их реализации, увеличиваются издержки обращения и товарные потери, требуется изыскание средств на уценку товаров. Поэтому не зря у купцов была поговорка: «Не тот товар, что лежит, а тот товар, что бежит» [3].

В условиях деятельности потребительской кооперации важно, чтобы товары длительное время не залеживались в розничной сети, перемещались между магазинами, возвращались на склады оптовых предприятий.

Степень коммерческого риска возрастает в связи с инфляционными процессами. Цена достигает такого уровня, что вызывает сомнение в реализации товара. Поэтому торговые организации стараются избегать закупки товаров крупными партиями, а договариваются на небольшие, опытные (пробные).

З. Ограничивается финансовыми возможностями коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий. Собственные оборотные средства обесцениваются, а кредитные неэффективны из-за высокой оплаты процентных ставок. Поэтому торговые предприятия ограничивают закупки товаров и охотно принимают товары на реализацию с последующей оплатой. Сдерживает объемы коммерческой деятельности несвоевременная оплата за поставленные товары (неплатежи).

4. Усиливается роль договора поставки, в который включаются все условия, могущие проявиться при его исполнении, в том числе и в случае войны и стихийных бедствий (форс-мажор). Со стороны торговых организаций и предприятий необходимо максимально включать требования, способствующие улучшению торговли (повышение качества, обновление ассортимента, поставка товаров в таре-оборудовании, в расфасованном виде, рекламное оформление, централизованная доставка по утвержденному графику, равномерность поставок, частичная уценка товаров за счет поставщика и т.п.). Если сейчас, по сложившейся традиции, поставщики навязывают свои условия торговым предприятиям, то в дальнейшем произойдет обратное: поставщики будут уговаривать торговых работников закупить их продукцию и пойдут на уступки, то есть диктат производителя преобразуется в диктат потребителя, интересы которого будет отстаивать торговля.

Все чаще в договорах поставки предусматривается порядок расчетов с полной и частичной предоплатой или по мере реализации. Должна укрепляться дисциплина поставок. Неисполнительные поставщики могут лишиться рынков сбыта и обанкротиться.

5. Повышается ответственность за исполнение договорных обязательств. Размер санкции должен возрастать и полностью покрывать убытки торговых организаций и предприятий, понесенные в результате невыполнения условий поставки.

6. Для качественного принятия коммерческих решений от специалистов требуется широкий кругозор и постоянное пополнение информации от потребителей и изготовителей о товарах и потребностях, о возможностях установления равновесия между спросом и предложением. Развиваются такие средства информации, как периодическая печать, бюллетени, каталоги, телерадиообъявления, реклама на ярмарках, выставках, просмотрах, демонстрациях и т.п. Необходимо непосредственно повышать свою квалификацию в области современного маркетинга и менеджмента.

7. Повышается уровень коммерческой работы, что требует постоянного совершенствования ее технологии и использования вычислителя техники (ЭВМ), автоматизированных рабочих мест коммерческих работников, компьютеризации управления коммерческими операциями.

В настоящее время Россия находится на стадии становления рыночной экономики, которая полностью проявится тогда, когда предложение будет опережать спрос, будет создана конкурентная среда и интересы потребителя станут в рыночных отношениях.

Коммерческую деятельность в системе потребительской кооперации осуществляют все звенья, участвующие в товародвижении и в управлении торговыми процессами. Первичной ячейкой являются розничные предприятия. В потребительской кооперации основной тип представлен магазином по торговле товарами повседневного спроса. Такой магазин сравнительно невелик по размерам, находится в небольших по численности населенных пунктах, и работает в нем, как правило, один продавец, магазин реализует ограниченный ассортимент товаров, И остальные магазины типа «Продукты», «Промышленные товары» не имеют специальных работников, выполняющих весь комплекс коммерческих функций. Коммерческая деятельность работников небольших розничных предприятий ограничена торговым обслуживанием населения, изучением спроса покупателей составлением заявок на завоз товаров. Обычно такие магазины входят в состав розничного торгового предприятия, которое не всегда является юридическим лицом, но в штате своем имеет должность товароведа. На него возлагаются координирующие, контролирующие и консультирующие функции по отношению к магазинам и функции организации взаимоотношения с поставщиками (если розничное торговое предприятие — юридическое лицо).

Основная коммерческая работа в системе потребительской кооперации сосредоточена в районных кооперативных организациях на предприятиях оптовой торговли, в управлениях торговли обл (край, респ.) потребсоюзов. В них имеются торговые или товарные отделы, в штаты которых входят специалисты с товароведным и коммерческим образованием. Если отдел единственный, то он называется торговым. Если специализированных отделов несколько, то они называются товарными. Товарные отделы имеются в крупных организациях (крайпотребсоюзы, торговые компании и т.п.) или на крупных оптовых предприятиях. Кроме товарных отделов коммерческой деятельностью занимаются отделы юридический, внешнеэкономических связей, лаборатории по изучению спроса и конъюнктуры торговли. Последние ликвидированы во всех организациях, но переход на рыночную экономику с ориентацией на маркетинговые принципы возродит их в будущем.

В райпотребсоюзах и райпо преобладают торговые отделы, в составе которых товароведы (коммерсанты, маркетологи) специализируются по товарным группам. Коммерческую работу в организации возглавляет директор (председатель, начальник) или его заместитель по торговле или маркетингу (коммерческий директор).

На оптовых базах потребительской кооперации коммерческая деятельность сосредоточена в залах (павильонах) товарных образцов, где размещены места товароведов-реализаторов, ведется работа с представителями розничных предприятий по всем вопросам коммерческой работы.

В связи с переходом на рыночную экономику изменяется организация коммерческой деятельности в торговле. Ориентация на маркетинг ведет к пересмотру взаимоотношений между функциональными подразделениями, перепрофилированию их и созданию новых, нацеленных на рынок и потребителя.

Изменения, происходящие в коммерческой деятельности, предполагают становление новой организационной структуры в три этапа:

• На первом этапе в обязанности штатных работников действующих традиционных структурных подразделений необходимо вменить соответствующие маркетинговые функции. То есть задача данного этапа сводится к тому, чтобы распределить выполнение элементов маркетинговой деятельности, еще не нашедших применения, между действующими структурными подразделениями и начать их практическую реализацию. Общее руководство маркетинговой деятельностью на данном этапе возлагается на заместителя директора по коммерческой работе (маркетингу).

• На втором этапе в структуру управления коммерческой деятельностью следует ввести новое подразделение — отдел (службу) маркетинга, создав его на базе существующего отдела (группы) конъюнктуры и спроса. Начальником этого отдела должен стать заместитель директора по коммерческой работе (маркетингу).

Отдел маркетинга становится ведущим отделом, на который возлагается разработка всех маркетинговых программ (планов) ответственность за их исполнение и за достижение целей в области маркетинга.

• На третьем этапе завершается становление новой организационной структуры ориентированной на маркетинг. Новая схема, в отличие от действующей, не содержит традиционных функциональных подразделений: отделов кадров, планово-экономического, бухгалтерии, организации торговли, юридического, торгового. Все они реорганизуются в отдельные службы входящие в состав соответствующих отделов блока основных подразделении, находящихся в непосредственном подчинении заместителя управляющего по маркетингу. Кроме того, упраздняется должность главного товароведа и заместителя управляющего по кадрам, поскольку руководство всей маркетинговой деятельностью должно осуществляться одним руководителем.

В блок основных подразделений вводятся отделы, которые создаются по функциональному принципу. Каждый отдел объединяет работников, выполняющих взаимосвязанные виды деятельности по функциям маркетинга. Это отдел сбыта и распределения отдел рекламы и стимулирования сбыта, внешнеторгового маркетинга информации и маркетинговых исследований.

Такое организационное построение устраняет существующую разобщенность в коммерческой работе дублирование отдельных функций, позволяет нацелить деятельность всех функциональных подразделений на максимальный учет потребностей населения.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 274.