Предпосылки возникновения экспертных оценок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Из-за нехватки знаний задача кажется сложной и неразрешимой. В теории и практике современного управления можно выделить следующие категории задач: анализ, оценка, прогнозирование, оптимизация, планирование, выбор и др. Состояние точных наук сегодня позволяет каждой из них выполнить четкую математическую постановку и перечислить соответствующие формальные методы их решения.

Использование математических моделей позволяет воспроизвести реальный мир. Однако модель есть модель, и на практике оказывается, что она неадекватна и далеко не всегда способна отобразить все многообразие реальной жизни, проявления которой гораздо сложнее, чем мы о ней думаем. Основной причиной это сложности является крайняя ограниченность наших знаний о мире.

Многообразие факторов. Всякое моделирование предполагает идентификацию конечного множества объектов, их свойств и действующих в задаче факторов.

Качественная природа факторов. Одной из причин игнорирования факторов и свойств объекта является невозможность их измерения и количественной оценки. Информация, имеющая качественный характер, присутствует практически во всех реальных задачах. И хотя сегодня недостаточная формализованность качественных понятий может быть устранена с помощью нечетких множеств, однако в этом случае в рассмотрение вводится вероятностная составляющая.

Случайный характер. Случайная составляющая присутствует везде – речь идет лишь о большей или меньшей уверенности и определенности. Известно, что для анализа случайных процессов существуют соответствующие вероятностно-статистические методы. Но и они в ряде случаев оказываются бессильными из-за отсутствия статической информации или недостаточной достоверности данных.

Нечеткость критериев. Недостаток информации и неопределенность модели рождают еще одну проблему – размытость цели. Любая формализованная постановка задачи предполагает, прежде всего, наличие четких критериев, позволяющих судить о том, достигнута поставленная цель или нет. Однако сформулировать такие критерии бывает порой очень сложно, особенно, если представления о цели расплывчаты, ожидаемый результат оценивается приблизительно, а решаемая задача связана с риском.

Высокая стоимость. Даже сложные проблемы чаще всего все-таки поддаются формализации. Почти все перечисленные трудности можно преодолеть, но это потребует больших трудозатрат, привлечения высококвалифицированных специалистов, вложения значительных средств и длительного времени. Упомянутые моменты – не проблема для человека, действующего на основании собственных неформальных знаний, опыта и интуиции. Только человек способен к решению нечетко сформулированных задач, генерированию идей, созданию абстрактных образцов, предвидению неучтенных событий, действиям в условиях неполной и недостоверной информации. Человек безгранично гибок и чувствителен, он способен к постоянному обобщению, повышению своих возможностей и самонаблюдению.

Обозначает ли это, что человек составляет альтернативу формальным методам и может их изменить? Безусловно нет, так как очевидны и недостатки, присущие человеку – он плохо работает с числами, не может решать задачи большой размерности, его мышление крайне субъективно, он социален и чаще всего придерживается стереотипных взглядов.

Так что же выбрать – формализованные или интуитивные методы? Очевидно, что выбор в такой ситуации как всегда находится где-то посередине: необходимо попытаться формализовать процесс решения человеком сложных трудноструктурируемых проблем. Такая формализация и получила название «методом экспертных оценок»

 

Классы задач, решаемых МЭО

 

Слово «эксперт» латинского происхождения и означает «опытный», «сведущий». Несмотря на древность профессии эксперта научные методы анализа экспертных суждений получили свое развитие лишь во второй половине ХХ в.

Перечислим кратко основные классы современных задач, в решении которых используются экспертные оценки:

структурный анализ (анализ структуры рынка, производства, сбыта, конъюнктуры, общества, человеческой деятельности);

анализ качества (анализ продукции, знаний, проектов, принимаемых решений, работы);

оценка последствий (оценка отдаленных последствий принимаемых решений, оценка последствий аварий, катастроф, экологического загрязнения, военных конфликтов);

оценка актуальности (оценка актуальности проблем, задач, выявление приоритетов);

анализ и распределение ресурсов (конкурсное распределение средств, кредитная политика, разработка природных ресурсов, бюджетные ассигнования);

выбор (выбор решения, партнера, исполнителя проекта);

научно техническое прогнозирование (прогнозирование развития научных исследований, управление научно-техническими разработками);

стратегическое планирование (долгосрочное планирование деятельности крупных структур – компаний, государственных служб, военно-промышленного комплекса, отраслей);

выработка политики (выработка финансовой, внешнеэкономической, налоговой, технической, строительной и др. политики).

Основные понятия и характеристики экспертного анализа

Предметом рассмотрения настоящей работы является совокупность этапов системного анализа, связанных с планированием, получением, обработкой и интерпретацией экспертных оценок. По аналогии с системным анализом, назовем процесс решения сложной задачи с помощью экспертных оценок экспертным анализом.

Обычно в процессе использования технологии экспертных оценок следователь сталкивается с двумя аспектами работы: техническим (выбор метода оценивания, подбор экспертов, разработка анкет, обеспечение качества, обработка оценок) и содержательным (изучение предметной области, постановка и структурирование задачи, интерпретация оценок и результатов).

Содержательной основой экспертного анализа является эвристическая модель – интеллектуальное средство, отражающее основные понятия предметной области и формализующее экспертный анализ. Модель представляет собой множество взаимосвязанных и взаимодействующих факторов, оказывающих влияние на изучаемое явление и совокупность исследуемых объектов. В качестве объектов предметной области могут выступать материальные и информационные объекты, альтернативные варианты (в задачах выбора и принятия решений), события, процессы и др.

Фактор – это обобщенное обозначение таких понятий как переменная, характеристика, свойство, параметр, признак и т.д. Анализ взаимодействия факторов и их влияния на исследуемые объекты обычно составляет содержательный аспект экспертного анализа.

Отметим, что объекты предметной области, и факторы могут стать объектами экспертного оценивания. В первом случае эксперт дает оценку интенсивности проявления какого-либо одного фактора для каждого из исследуемых объектов предметной области (в этом случае они и являются объектами оценивания). Во втором случае оценке подлежит взаимодействие нескольких факторов друг с другом.

В качестве экспертных оценок могут выступать как количественные, так и качественные определения экспертами состояния или развития явлений и процессов, времени и вероятности наступления событий, степени важности или предпочтения и т.д.

Решение достаточно сложных задач системного анализа обычно сопряжено с многофакторными исследованиями. Различная природа и многообразие свойств исследуемых объектов и факторов является причиной того, что процедуры экспертного оценивания разных объектов и факторов внутри одной задачи экспертного анализа могут существенно отличаться друг от друга по чисто техническим признакам – способам реализации, методикам обработки оценок и т.д. Поэтому экспертный анализ целесообразно разбивать на обособленные самостоятельные процедуры экспертного оценивания отдельных факторов. Назовем такую процедуру экспертизой.

4. Этапы экспертного анализа (содержание ЭА)

Экспертный анализ включает процессы формирования модели, получения и обработки экспертных оценок и интерпретации результатов. Выделим основные этапы экспертного анализа и роли участвующих в нем лиц.

1. Построение модели, целью которого является структурирование предметной области и задачи анализа. Основным действующим лицом на этом этапе является системный аналитик, взаимодействующий с экспертами для идентификации факторов и выявления их взаимосвязей.

2. Постановка экспертного анализа, задачей которого является формализованное описание процедуры получения экспертных оценок. Постановка должна выполняться специалистом – поставщиком, который совместно с аналитиком выбирает способы оценивания, шкалы, критерии, разрабатывает анкеты и сценарии опроса.

3. Поведение экспертного опроса и получение оценок. На этом этапе к работе подключается основная масса экспертов. Чаще всего процесс экспертного опроса требует непосредственного взаимодействия поставщика с экспертами. Однако этому могут препятствовать самые разнообразные обстоятельства и причины – загруженность поставщика, большое число экспертов, их территориальная удаленность и др. В этом случае между поставщиком и экспертами может возникнуть посредник – агент.

4. Обработка экспертных оценок, целью которой является получение обобщенного мнения на основании множественных суждений экспертов. Помимо поставщика в обработке должен принимать участие специалист по обработке, способный выбрать и реализовать корректную методику обработки.

5. Интерпретация результатов, целью которой является ответить на вопрос, ради которого проводилась вся работа. Как и на первом этапе, здесь основным действующим лицом является системный аналитик, способный трактовать результаты в соответствии с тем смыслом, который был изначально заложен им в модель.

 

Выводы.

 

1. Построение строгой математической модели исследуемой системы не всегда возможно из-за ее слабой изученности, многообразия действующих факторов, их качественного и случайного характера, нечеткости целей и критериев, а иногда и из-за отсутствия материальных средств.

2. Альтернативу формализованным методам составляют методы интуитивные, основанные на построении субъективных эвристик и называемые методами экспертных оценок.

3. Областью применения методов экспертных оценок стало решение современных задач системного анализа, связанных со стратегическим планированием и прогнозированием, выбором и принятием решений, структурным анализом и распределением ресурсов.

4. Основными понятиями технологии экспертных оценок являются экспертный анализ, экспертиза, эвристическая модель, факторы, объекты, экспертные оценки.

5. Экспертный анализ сложных проблем включает пять этапов: построение эвристической модели; постановку экспертного анализа; проведение экспертного опроса и получение оценок; обработку экспертных оценок; интерпретацию результатов.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 217.