Схема оказания экстренной психологической помощи ребёнку, пережившему психотравмирующее событие (Банников Г.С. , Павлова Т.С.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
1.Установление и поддержание контакта с ребенком   Цель : Отвечать на попытки установления контакта со стороны пострадавших, инициировать контакты в ненавязчивой, сочувственной манере с целью принесения пользы. Устанавливая первый контакт с ребенком или подростком предпочтительно сначала представиться родителю или сопровождающему взрослому, объяснить свою роль и спросить разрешения на работу с ребенком. Если произошел разговор с ребенком, находившимся в дистрессе, а взрослого поблизости не было, желательно разыскать его как можно скорее и поставить его в известность о произошедшем разговоре. Обеспечение конфиденциальности в общении с взрослыми, детьми и подростками после травматических событий может быть трудной задачей, однако это крайне необходимо.
2. Безопасность и комфорт   Цель: повысить уровень безопасности в настоящий момент и в дальнейшем, обеспечить физический и эмоциональный комфорт. В самом начале общения, взаимодействия с пострадавшим, необходимо создать доверительные отношения, дать понять, что оказывающий ему помощь специалист, является помощником, другом. Первой и наиболее важной частью этой помощи является создание ощущения безопасности – поддержка окружающих. Обнимая человека, держа его руку в своей руке, психолог возвращает ему чувство защищенности. В целях организации безопасного детского пространства: · Помогите создать отдельное пространство для детей, такое как угол комнаты, далекий от мест общей активности и спасательных работ. · Договоритесь с родителями, имеющими опыт работы с детьми разных возрастов, взять на себя заботу о детском пространстве. · Следите за тем, кто входит и выходит из детского пространства, чтобы дети не оставались без присмотра ответственного лица. · Обеспечьте детское пространство необходимыми материалами для всех возрастов. Это могут быть ящики с игрушками, настольные игры, мячи, бумага, фломастеры, книжки, безопасные ножницы и клей. · Успокоить детей могут игры в Лего, кубики, игры с тестом, вырезание, работа с иллюстрированными книжками и групповые игры. · Пригласите старших детей или подростков помочь вам присматривать за младшими, проводить групповые игры. · Выделите специальное время для подростков, чтобы они могли обсудить свои вопросы, сомнения.   Помните, если спокоен взрослый – спокоен и ребенок. Улыбается ребенок – спокойна его мать!
3. Стабилизация эмоционального состояния По возможности, нужно помочь пострадавшему ребенку, подростку, учителю выговориться. При этом, как правило, происходит видимое снижение интенсивности негативных переживаний: горе, разделенное с кем-то, становится в два раза легче. Объяснить, то, что случилось и как это подействовало на него. Сами вы должны говорить поменьше, будучи лишь хорошими активными слушателями. Необходимо помочь выразить пострадавшему то, что он испытывает: печаль, обиду, вину, злобу, агрессию (если она не приносит вреда окружающим) и т.д. Надо дать пострадавшему почувствовать надежду на разрешение ситуации, но при этом, надо быть честным с ним, не следует его обнадеживать, особенно, если речь идет о его близких людях. При общении с пострадавшими, специалистам рекомендуется строить свою речь в побудительном наклонении. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи: «Извините, пожалуйста…. Не могли бы Вы…», т.к. пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. Необходимо давать короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы «не». Специалистам-психологам, работающим с пострадавшим, необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, которое отражается в речи (тембр, громкость голоса, интонации). В голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника. Речь должна быть плавная (не рубленная по слогам), медленная с элементами внушения. Нельзя ускорять темп речи, это приводит к повышению тревожности у пострадавшего. Работая с пострадавшими, очень важно рефлексировать выражение своего лица. Оно должно быть спокойным и уверенным. Нельзя показывать пострадавшим, свою растерянность, и тем более панику. Нельзя поддерживать обвинения в адрес окружающих, а также страх пострадавших, что трагедия может повториться, т.к. такие эмоции очень заразительны и могут привести к массовой агрессии или панике.   Что можно сказать эмоционально перевозбужденному ребенку: · После того, как происходят плохие вещи, ты можешь испытывать сильные чувства и ощущения в теле, они могут накатывать и уходить как волны. Когда тебе очень плохо, стоит поговорить с мамой или папой, чтобы они помогли тебе успокоиться. · Даже взрослым нужна помощь в ситуациях как эта. · Большое число взрослых работает над этой ситуацией и помогает пострадавшим. · Занятие каким-либо делом поможет тебе справиться с чувствами и начать налаживать жизнь.   Если ребенок остается крайне ажитированным, не может остановить поток речи, теряет связь с происходящим, или не перестает сильно плакать, то может быть полезным: · Попросить его послушать вас и посмотреть на вас. · Уточнить, знает ли он кто он, где он и что с ним происходит. · Попросить его описать окружающую обстановку, и сказать, где вы оба находитесь.
4.Уточнение или нахождение того, что может явиться ресурсом в данной ситуации? Цель: Нахождение ресурса в целях преодоления психотравмирующей ситуации. Ресурс можно найти в любой, даже в самой страшной ситуации. Ресурсом может быть что угодно, главное хорошо понимать ребенка, подростка. Иногда, помощь старшим или младшим пережить тяжелую ситуацию будет хорошим ресурсом, чтобы держаться самому.
5. Помощь в совершении практических действий. Цель : Оказание практической помощи пострадавшим в удовлетворении актуальных нужд и разрешении сомнений. Практическая помощь состоит из четырех шагов: 1. Определение актуальных потребностей. Если пострадавший предъявляет несколько проблем, необходимо выбрать, на какой из них сфокусироваться. Например, ребенку можно сказать: «Кажется, ты действительно обеспокоен несколькими разными вещами, что случилось с твоим домом, когда придет твой папа, что будет дальше. Это все важно, но давай подумаем, что для тебя сейчас важнее всего и составим план по разрешению этого вопроса». 2. Прояснение проблемы. Если проблема определена и прояснена, будет легче продумать конкретные шаги, необходимые для ее разрешения. 3. Обсуждение плана действий. Обсудите, что может быть сделано для решения заявленной проблемы. 4. Действие. Помогите пострадавшему начать воплощать план, который вы составили. В ряде ситуаций рекомендуется и контроль над выполнением намеченного действия.
6. Объединение с близкими   Цель : Помощь в установлении краткого или продолжительного контакта с людьми, составляющими основу социальной сети, включая членов семьи, друзей и социальные службы. Детям и подросткам можно предложить несколько путей получения социальной поддержки: · Поговорить родителем или другим взрослым, которому ребенок доверяет, рассказать ему как он себя чувствует, чтобы взрослый лучше представлял, как и когда можно помочь. · Делать приятные вещи с другими детьми, включая спорт, игры, настольные игры и т.д. · Проводить время с более младшими детьми, нуждающимися в поддержке и помощи. Помогать им успокоиться, играть с ними, составлять им компанию. · Помогать чистить, чинить и с другими способами по хозяйству своей семье и/или общине. · Делиться с другими, включая дела и игрушки. Обратите внимание! · Эвакуация, отделение детей от родителей, даже в самых благих намерениях, приводит к усилению травматизации первых.
7. Предоставление информации о способах совладания   Цель : обеспечить информацией о стрессе, способах совладания с дистрессом и поощрение адаптивного функционирования. Необходим разговор с детьми о телесном выражении эмоциональных состояний. Предложения по работе с детьми в этом направлении: · Не просите детей описать их эмоции (например, сказать, что им грустно, страшно, плохо или они злятся), так как им обычно очень трудно найти слова. Вместо этого просите их описать свои физические ощущения, например, «Что ты чувствуешь внутри? Чувствуешь что-нибудь вроде бабочек в животе или тяжести во всем теле?» · Если они способны говорить об эмоциях, полезнее предложить им различные варианты и попросить выбрать один (например, «тебе сейчас грустно, ты испуган или чувствуешь себя хорошо?»), чем задавать открытые вопросы типа «Как ты себя чувствуешь?» · Вы можете сделать набросок человека (или попросить ребенка его сделать) и использовать его для разговора о физических ощущениях. С этой целью, рекомендуем применять известные вам проективные техники рисования, продолжения рассказа, игры и упражнения, представленные в приложении и др.
8. Связь с необходимыми организациями   Цель : связать пострадавших со службами, необходимыми им, чтобы повысить вероятность того, что подросток последует вашим рекомендациям. Делайте ваше общение с детьми и подростками позитивным и поддерживающим, чтобы помочь им сформировать позитивное отношение к людям помогающих профессий. Помните, что детям и подросткам трудно рассказывать и пересказывать произошедшие с ними травматические события Работая с детьми, запишите собранную вами информацию о событии и передайте ее принимающему специалисту, это поможет сократить число пересказов травматической информации детьми сейчас или в будущем.

Литератур а

1. Книги

1. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е. Н. Волковой. – СПб: Питер, 2007. – 155 с.

2. Кучер А.А. Теория и практика психологической коррекции и реабилитации при посттравматическом стрессовом расстройстве, - Уфа, 2002

3. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).

4. Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в семье: методические рекомендации / сост.: Т.Я. Сафронова [и др.]. – М.: Психолого-медико-социальный центр для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию "ОЗОН", 1999 г.

5. Психология экстремальных ситуаций / Ю. С. Шойгу, Т. Н. Гуренкова, М. В. Павлова и др. — УГПС МЧС России г. Санкт-Петербург, 2009. — С. 314.

6. Синицына Т. Ю. Кучер А. А. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. – М.: НИИ школьных технологий, 2014. – 568 с.

7. Синицына Т. Ю. Современные методы реабилитации детей и подростков, переживших экстремальные ситуации: учебно-методическое пособие / Т.Ю. Синицына. – М.: НИИ Школьных технологий, 2013. – 530 с.

2. Электронные ресурсы

1. Дополнительный материал для установления контакта с помощью рисования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nichdprotocol.com/wpcontent/uploads/2017/09/NICHD-Appendix-Russian-version.pdf Приложение_1. Дополнительный материал для установления контакта с помощью рисования. – (Дата обращения: 13.12.2017)

2. Обновленный протокол следственного опроса Национального института здоровья ребенка и развития человека (NICHD) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:]http://nichdprotocol.com/wp-content/uploads/2017/09/NICHD-protocol-Russian-version.pdf Обновленный протокол следственного опроса Национального института здоровья ребенка и развития человека (NICHD. Версия 2014. Русскоязычная версия. – (Дата обращения: 13.12.2017)

Дата: 2019-12-22, просмотров: 241.