Роль и место таможенного тарифа в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Роль и место таможенного тарифа в

Системе мер государственного

Регулирования внешнеэкономической деятельности

Выполнил: студент 3 курса

отделения таможенного дела

Николайчик Николай Романович

 

Научный руководитель:

Доцент, кандидат экономических наук

Цеханович Татьяна Феликсовна

 

Минск

2004



Содержание

 

Введение ………………... 3
Глава 1. Международные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности   ………………...   4
Глава 2. Понятие и сущность таможенного тарифа ………………... 8
2.1 Таможенный тариф, таможенная пошлина, их функции и виды   ………………...   8
2.2 Экономический смысл и последствия применения таможенных пошлин   ………………...   13
Глава 3. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь     ………………...     19
Глава 4. Учет требований ГАТТ/ВТО в таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности     ………………...     26
Заключение ………………... 33
Список использованных источников ………………... 35

 

 


 


Введение

////……..////////////////////////////.

В связи с тем, что в последнее время ведется работа по подготовке вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию, а также в связи с тем, что наша страна является членом Всемирной таможенной организации, возникла необходимость в упорядочении, унификации и гармонизации инструментов регулирования внешней торговли. В то же время необходимо отметить, что опыт применения всего набора современных средств торговой политики у нас пока не накоплен, ощущается дефицит информации о возможностях этих средств, механизмах, особенностях и о признанных в мировой практике правилах их применения. В настоящее время, как Всемирная торговая организация, так и Всемирная таможенная выступают за отказ от применения мер нетарифного регулирования и за переход к мерам таможенного тарифного регулирования, как основному инструменту регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф считается классическим инструментом регулирования внешней торговли. Таможенный тариф – ключевое понятие в таможенном деле. Из таможенного тарифа собственно получили развитие такие направления как таможенная оценка, определение страны происхождения товара, таможенная статистика.

Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы он рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.

Цель данной работы – раскрыть понятие «таможенный тариф» и определить его место в системе мер государственного регулирования.

Задачами работы является рассмотрение международных принципов регулирования внешнеэкономической деятельности, определение сущности таможенного тарифа и таможенных пошлин, выявление хода развития таможенного тарифа в Республике Беларусь, а также взгляд на таможенный тариф с учетом вхождения нашей страны во всемирную торговую организацию.

 



Глава 1. Международные принципы регулирования

Глава 2. Понятие и сущность таможенного тарифа

Экономический смысл и последствия применения

Таможенных пошлин

 

От введения пошлин ожидается положительный эффект относительно развития отечественного производства, формирования государственных доходов, соотношения поступлений от внешнеэкономической деятельности. Однако введение таможенных тарифов имеют и негативные экономические последствия.

К прямым негативным последствиям относят, например, то, что введение пошлин повышает цены на товары, заставляя потребителей нести большие расходы на приобретаемую продукцию. То есть тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и отечественные аналогичные товары по более высоким ценам.

Введение пошлин иногда приводит к оживлению совсем не тех отраслей промышленности, которые планировалось защитить.

Следует также учитывать тот факт, что субъекты мирового рынка тесно связаны между собой. От введения тарифов в одной стране страдают производители в другой стране.

Необходимо отметить, что получаемые государством пошлины, являются не чем иным, как доходами потребителей и поэтому нельзя однозначно говорить о повышении благосостояния общества в целом. Ведь выигрыш государства является проигрышем потребителя.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны и ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих конкурирующие с импортом товары, импортный тариф ведет к сокращению занятости в экспортном секторе.

Наличие противоречий делает необходимым подробное изучение последствий от введения тарифов, выявление такого уровня защиты национальной экономики, который бы являлся оптимальным, как с точки зрения положительного, так и отрицательного эффекта.

Если страна потребляет незначительную часть мирового производства некоторого блага, то объем его предложения из-за границы можно считать совершенно эластичным по цене как до, так и после введения пошлины (график предложения блага из-за границы - прямая, параллельная оси абсцисс). Последствия введения импортной пошлины в этом случае иллюстрирует рис. 1. Пересечение кривых отечественного предложения и спроса (S и D) определяет равновесное сочетание Р2, Q2 в закрытой экономике. Пусть цена мирового рынка на данное благо равна P0, и его можно ввозить в страну беспошлинно. Тогда цена на внутреннем рынке тоже снизится до P0. В этом случае объем отечественного предложения равен Q0, а объем спроса – Q4. Разность Q4 – Q0 покрывается импортом.

 

 

 

 

 


Рис. 1. Последствия введения импортной пошлины для отдельного рынка малой страны

       Источник: [15, 203].

 

Если с каждой единицы ввозимого товара взимается пошлина в размере t ден. ед., то его цена возрастет с Р0 до Р10+t и это вызовет следующие последствия:

- эффект защиты отечественного производства - отечественного предложения возрастет с Q0 до Q1;

- эффект потребления - объем отечественного потребления сократится с Q4 до Q3;

- эффект внешней торговли - объем импорта сократится на (Q1-Q0) + (Q4 – Q3);

- эффект платежного баланса - импорт в ценностном выражении сократится на P0[(Q1-Q0) + (Q4 – Q3)];

- эффект таможенных сборов - сумма взимаемых пошлин возрастет на (Q3 – Q1)(P1 - Р0);

 

Производители товара, производство которого защищается импортными пошлинами, получат выигрыш от роста цен и расширения производства. Его размер будет прямо пропорционален объему сбыта после введения пошлин и величине повышения цен (размер пошлины).

Производители товара не могут получить в качестве своего выигрыша весь объем средств, равный увеличению стоимости реализации товара (произведение размера повышения цен на объем реализации товара после введения пошлин), поскольку расширение производства будет связано с дополнительными затратами. С точки зрения экономики страны в целом эти затраты являются непроизводительными, посколь­ку при отсутствии импортных пошлин спрос на данный товар был бы удовлетворен за счет импорта без дополнительных расходов на расширение внутреннего производства, и эти средства могли бы быть израсходованы на развитие других секторов экономики. Такие дополнительные издержки называют эффектом защиты (производственным эффектом). Зная эластичность производства по цене и предполагаемую величину пошлины, можно оценить возможный выигрыш производителей и размер производственного эффекта.

Очевидно, что в наибольшей степени от роста цен пострадают потребители, которые будут вынуждены снизить объем потребления, при увеличении своих расходов.

Реальные потери потребителей несколько больше, чем номинальный размер переплаты при приобретении товара по завышенным ценам. С точки зрения экономики в целом они понесли больший ущерб. Одни потребители вообще от­казались от покупки товара (это выразилось в снижении абсолютных размеров потребления), другие понесли затраты, связанные с поиском более дешевых заменителей, и, нако­нец, те, кто все же купил товар по более высокой цене, вынуждены ограничить потребление других товаров. С точки зрения экономики страны в целом эти потери непроизво­дительны, так как при отсутствии пошлин спрос был бы удовлетворен за счет импорта по более низкой цене, а высвободившиеся средства потребителей были бы истрачены на покупку других товаров, способствуя тем самым росту эконо­мической активности. Эти дополнительные потери потребителей называют эффектом потребления (потребительским эффектом), который тем больше, чем труднее снизить потребление того или иного товара при росте цен на него, т.е. чем меньше эластичность данного товара по цене. Например, если какой-либо товар имеет доступные заменители или аналоги, потребитель не понесет больших потерь от роста цен на него, сразу переключившись на новые продукты.

Таким образом, размер потерь потребителей будет равен произведению объема потребления после введения та­рифов и величины повышения цены (величина пошлины) плюс потребительский эффект.

Зная эластичность потребления по цене и предлагае­мую величину пошлины, можно определить возможные потери потребителей и размер потребительского эффекта.

Важно отметить, что в числе потребителей, которые проигрывают от введения пошлин, могут оказаться и предприятия, использующие импортное оборудование или сырье. Конкурентоспособность таких предприятий в результате введения пошлин снизится.

Помимо производителей товара дополнительные доходы получает государство, которое приобретает еще один источник поступлений средств в бюджет в виде таможенных пошлин. С точки зрения экономики страны в целом доходы бюджета можно рассматривать как выигрыш, поскольку предполагается, что эти средства будут эффективно использованы в других секторах. Размер дополнительных бюджетных поступлений будет равен произведению объема импорта товара после введения пошлин и размера тарифа (последний равен размеру повышения цены на внутреннем рынке).

Если пошлины окажутся настолько высокими, что импорт прекратится вообще, государство не сможет использо­вать их для пополнения бюджета.

Если рассматривать общий баланс потерь и выгод при введении таможенных пошлин, то очевидно, что в наибо­лее неблагоприятном положении оказываются потребители. Они оплачивают выгоды производителей, производственный эффект, доходы бюджета в виде пошлин и собственные потери в виде потребительского эффекта, так как все эти элементы покрываются за счет повышения цены на внутреннем рынке. Потери потребителей всегда больше выгод производителей, поскольку они теряют от роста цен на импортные товары и товары внутреннего производства. Последние же выигрывают от роста цен только на товары, производимые внутри страны.

В целом для экономики потери потребителей частично компенсируются за счет выгод производителей и дополнительных доходов бюджета. Однако полностью они компенсированы не будут, поскольку потери в виде потребительского и производственного эффектов не включаются в выигрыш ни производителей, ни бюджета.

Чистые потери экономики при введении пошлин равны разнице между потерями потребителей и совокупным выигрышем продуцентов и бюджета и составляют сумму производственного и потребительского эффектов.

Экономический смысл чистых потерь в сумме производственного и потребительского эффектов заключается в том, что они выражают затраты общества на искусственное увеличение объема производства в защищаемой отрасли за счет дополнительных расходов в сфере производства и потребления. Другими словами, это цена искусственного изменения (или сохранения) структуры производства и потребления в благоприятном для защищаемой отрасли направлении.

 

С точки зрения влияния введения импортной пошлины на потребителей, производителей, правительство и страну в целом, т.е. на благосостояние можно отметить следующее.

Потребители должны платить большую цену, что означает потерю дополнительной выгоды потребителей, равной площади ниже кривой спроса, которая проходит между двумя линиями цен: Sa+Sb+Sc+Sd. Производители в это время получают дополнительную выгоду. Дополнительная выгода производителей, т.е. площадь выше кривой предложения, которая находиться между двумя линиями цен, равна Sa. Правительство, установившее импортную пошлину, тоже выигрывает. Выигрыш равен произведению ставки пошлины на объем импорта после введения этого тарифа (эффект таможенных сборов), т. е. Sc. Поскольку правительство не тратит всю полученную сумму на содержание таможенных органов, то определенная ее часть перераспределяется между секторами экономики, т. е. имеет место рост благосостояния страны в целом. Таким образом, потери потребителей, равные Sa+Sb+Sc+Sd, частично компенсируются выигрышем производителя, равным Sa, и выигрышем государства, равным Sc. Величина S(b+d) не компенсируется ничем. Это так называемая «цена мертвого веса» тарифа. Величина Sb представляет собой производственную «цену мертвого веса» тарифа, т. е. стоимость ресурсов, которые были затрачены на увеличение внутреннего выпуска от Q1 до Q3 вместо их более эффективного использования в других направлениях при условии свободной торговли. Площадь d – это «цена мертвого веса» тарифа для потребителя. Это величина представляет собой потери потребителей вследствие изменения спроса на менее желаемые, но более дешевые заменители. Так, до введения пошлины потребители покупали количество товара, равное Q2, а после введения пошлины - Q4.

 

Приведенные выше рассуждения справедливы при выполнении некоторых условий:

во-первых, конкуренция на рынке ничем не ограничена;

во-вторых, не существует препятствий для перетока факторов производства (капитала, рабочей силы и т.д.) и других ресурсов между отраслями;

в-третьих, все сектора экономики рассматриваются как равнозначные, т.е. выгоды и потери могут непосредственно сопоставляться в денежном выражении (иначе говоря, нет более значимых и менее значимых секторов экономики или групп населения).

Таким образом, общий теоретический анализ, основанный на определенных допущениях, показывает, что если рассматривать введение пошлин в чистом виде, т.е. независимо от конкретных экономических условий, то торговые ограничения всегда оборачиваются потерями для экономики страны в целом, хотя отдельная ее отрасль, защищаемая таможенными пошлинами, получает экономический выигрыш.

Все описанные выше механизмы применимы и при рассмотрении вопросов об отмене действующих пошлин. При этом распределение выгод и потерь будет зеркально противоположным, а условия и ограничения модели их распреде­ления аналогичны тем, которые рассматривались для случая введения пошлин.

Целесообразность применения импортных пошлин может быть обусловлена несколькими факторами. Во-первых, на практике могут не выполнятся перечисленные выше условия. В этом случае распределение выгод и потерь мо­жет быть иным. Во-вторых, правительство, применяя таможенные пошлины, может преследовать какие-либо особые цели, например, связанные с политическими или стратегическими соображениями.

 

Таким образом, от введения пошлины выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители; в целом же введение пошлины на товар, объем импорта, которого совершенно эластичен по цене, сопровождается чистыми потерями общества.

 




Заключение

Таким образом, таможенный тариф занимает ключевое место в системе мер государственного регулирования. При этом можно выделить следующие важнейшие принципы, на которых построена вся система международных экономических отношений: недискриминация и транспарентность.

Применение этих двух основополагающих принципов направлено на создание определенных торгово-политических режимов. В частности, широкое применение получили следующие специальные при­нципы - наиболее благоприятствуемой нации, национального режима, взаимной выгоды, преференциального режима, свободы транзита.

Введение таможенных пошлин – одно из средств воздействия государства на экономику. В самом общем представлении они представляются налогом на импорт или экспорт.

Среди функций таможенного тарифа выделяется защитная и фискальная функции. Первая связана с защитой национальных товаропроизводителей. Вторая обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Выделяют также торгово-политическую балансировочную функцию.

Общий теоретический анализ показывает, что если рассматривать введение пошлин в чистом виде, т.е. независимо от конкретных экономических условий, то торговые ограничения всегда оборачиваются потерями для экономики страны в целом, хотя отдельная ее отрасль, защищаемая таможенными пошлинами, получает экономический выигрыш.

Таким образом, от введения пошлины выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители; в целом же введение пошлины на товар, объем импорта, которого совершенно эластичен по цене, сопровождается чистыми потерями общества.

Таможенный тариф Республики Беларусь, согласно Закону «О таможенном тарифе», состоит из двух частей: импортный тариф и экспортный тарифы. Импортный тариф является трехуровневым.

Таможенный тариф Республики Беларусь развивается также в рамках интеграционных объединений: Евразийского экономического сообщества и Союза Беларуси и России.

 Общий режим внешней торговли Республики Беларусь в настоящее время выглядит следующим образом: средневзвешенная ставка импортного тарифа стремится к 13-14 %; максимальная тарифная ставка равна 30 % (не считая 100 % тарифа на этиловый спирт); минимальная тарифная ставка составляет 1 %, причем есть и нулевые ставки, устанавливающие беспошлинный ввоз товаров. Ненулевые тарифные ставки распространяются примерно на 10 тыс. наименований товаров.

С учетом международной практики в Республике Беларусь сложилась следующая структура ставок импортного тарифа: сырье и материалы - 0-5 %; полуфабрикаты и комплектующие - 5-15 %; готовые изделия -15-30 %. Средневзвешенная ставка экспортного тарифа близка к 10 %; максимальная тарифная ставка равна 20 %; минимальная - 5 %, есть и нулевые ставки, устанавливающие беспошлинный вывоз товаров.

Экспортный тариф распространяет свое действие на отдельные категории товаров, в первую очередь на природные энергоресурсы, а также кожевенное сырье, некоторые виды древесины ценных пород и изделия из них.

Развитие импортного таможенного тарифа предполагается по пути дальнейшего снижения общего уровня ставок пошлин по мере повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Предусматривается снижение ставок ввозных таможенных пошлин на определенные виды готовой продукции, не производимых в республике, а также снижение ставок на товары из определенных стран в виде таможенных льгот. Ожидается снижение ставок или их полная ликвидация в рамках интеграционных объединений.

Таможенный тариф Республики Беларусь выполняет, прежде всего, функции оптимизации внешнеторгового оборота и защиты отечественных товаропроизводителей.

Таким образом, таможенный тариф занимает центральное место в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Дальнейшее развитие государственного регулирования возможно, прежде всего, путём использования тарифных мер, принимая во внимание мировую практику отказа от нетарифного регулирования, в том числе, и требования ГАТТ/ВТО.

 



Роль и место таможенного тарифа в

Дата: 2019-12-22, просмотров: 211.