Работу обучающихся и трудоемкость
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

 

                Факультет физической культуры и спорта             

Рабочая программа дисциплины (модуля)

                                             СОЦИОЛОГИЯ                                            

Направление подготовки

                           49.03.01 Физическая культура                          

Направленность (профиль) подготовки

             «Спортивно-оздоровительные технологии»              

Квалификация выпускника

Академический бакалавр

Форма обучения

                                 очная, заочная                                  

    Кемерово     20   14

· СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

                              ...............................................................................................................................

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата / специалитета /

магистратуры (выбрать)........................................................................................................................

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с

преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся ........................

3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах) ...................................

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий....................................................................................................................................................

4.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)............................................................................................................................

4.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) ..................

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)..............................................................................................

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

обучающихся по дисциплине (модулю)..............................................................................................

6.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю) ............................................. 6.2 Типовые контрольные задания или иные материалы ...........................................................

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) ...........................................................................................................

а) основная учебная литература: ..................................................................................................

б) дополнительная учебная литература: ......................................................................................

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля)* .............................

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

(модуля) ..................................................................................................................................................

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при

необходимости)......................................................................................................................................

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).......................................................................

12. Иные сведения и (или) материалы........................................................................................

12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю).......................................................................


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 034300 Физическая культура

В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся ОФО, ЗФО должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

 

Коды компетенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций * Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине**
ОК-6 способностью работать в коллективе,           толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Знать: нормы общения человека с человеком, формы и типы культур, историю и культуру России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры. Уметь: оценивать достижения культуры на основе знания и исторического контекста, уважительно и бережно относиться к историческому                   наследию; кооперироваться с коллегами, работать в коллективе. Владеть: навыками общения человека с человеком; навыками диалога с представителями других культур.
ОК-8 способностью    использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Знать: методы и средства физической культуры. Уметь: использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Владеть: методами и средствами физической культуры.
СК-6 способен                                принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе и самому себе на основе системы жизненных ценностей, сформированной на гуманистических идеалах Знать:         этические                   нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, природе. Уметь: принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе и самому себе на основе системы жизненных ценностей, сформированной на гуманистических идеалах. Владеть: навыками этических норм.

* - формулировка компетенции приводится в соответствии со стандартом

** - характеристика компетенции (знать, уметь, владеть)

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология» относится к вариативной части


профессионального цикла ООП (Б1.В.ОД.1). Ее освоение проходит в 7 - м семестре.

К числу смежных для социологии дисциплин ООП относятся: история, философия, политология, экономика, правоведение, культурология.

Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне.

Успешное освоение учебной дисциплины «Социология» способствует качественному освоению специальных дисциплин по профилю подготовки бакалавров физической культуры.

 

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ), 108 академических часа.

 

3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)

 

Объём дисциплины




Всего часов

для очной формы обучения для заочной (очно- заочной) формы обучения Общая трудоемкость дисциплины 108   Контактная* работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)     Аудиторная работа (всего*): 45   в т. числе:     Лекции 15   Практические занятия: 30   Практикумы -   Лабораторные работы -   Внеаудиторная работа (всего*):    
В том числе - индивидуальная работа обучающихся с преподавателем:    
Курсовое проектирование -  
Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем (необходимо указать только конкретный вид учебных занятий) -  
Творческая работа (эссе) -  
Самостоятельная работа обучающихся (всего) 63  
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет*** / экзамен) зачет - -

* - количество часов в соответствии с учебным планом

*** - в случае зачета количество часов не указывается, в случае экзамена указать 36 часов, которые входят в общую трудоемкость дисциплины и учитываются в контактной работе.

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

4.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

 

для очной формы обучения

№ п/п

Раздел дисциплины


Общая трудоемкость

Виды учебных занятий, включая самостоятельную

Итого

108 15 30 63 зачет

Аудиторные учебные занятия

Аудиторные учебные занятия

Темам (разделам)

4.2 Содержание дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
1 Социология как наука Исторические условия, социальные предпосылки и источники формирования социологии как науки. Институциализация социологии. Объект и предметная область социологии. Различные подходы к определению предмета социологии. Понятие социальной      реальности.                      Специфика социологического познания общественной жизни. Структура социологического знания. Общесоциологические теории, специальные и отраслевые социологические теории, конкретно-социологические исследования, процессы     их      взаимодействия     и дифференциации. Методы в социологии. Социология  в структуре  гуманитарного знания.         Отношение к          социологии в современном обществе. Функции социологии (теоретико-познавательная, мировоззренческая, прогностическая и др.). Место и  роль          социологии     в подготовке современного специалиста. Основные научные направления и школы в социологии. Позитивизм. Марксистская традиция. Функционализм. Символический интеракционизм. Феноменология. Основные направления российской социологии 19 века и начала ХХ века: субъективистское (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), историко- генетическое       (М.М.                              Ковалевский),

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
    марксистское, психологическое и др. Современный этап зарубежной и российской социологии. Организация исследований                    в России сегодня
2 Социальные системы и изменения Теоретические основы системного подхода. Понятие           социальной                         системы. Системообразующие признаки (цель, иерархия, управляемость и т. д.). Уровни системной организации. Взаимодействие системы с окружающей средой. Функции социальных систем. Открытые и закрытые системы. Гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные) системы. Социотехнические и экосоциальные элементы в гетерогенных системах. Теории социальных изменений. Виды социальных изменений: циклические, эволюционные,                                    революционные, функциональные, конфликтные. Основные виды       процессов:                интеграционные, дифференцирующие,                           конфликтные, перемещающие. Взаимосвязь экономических, политических и социокультурных изменений в обществе. Политическая модернизация и ее социальные последствия.
3. Стратификация общества: концепции, реальные процессы Конфликтная и структурно-функциональная теории стратификации. Понимание классов и страт (слоёв) в классической социологии. Отношения неравенства как основа социальной стратификации. Престиж, образование, богатство, власть как основания для выделения страт. Исторические типы стратификационных систем. Понятие среднего класса. Роль среднего класса     в     современном   обществе. «Традиционные» и «новые» средние слои на западе. Проблемы формирования среднего класса в России. Понятие маргинальности. Маргинальные слои и группы общества. Типологии маргиналов. Последствия маргинализации. Социальная                                          стратификация дореволюционной России. Социальная стратификация        советской                                          России. Характеристика стратификационной системы современного российского общества. Исследования социальной стратификации российскими социологами. Социальные общности и группы. Типология

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
    групп. Различные методологические подходы к определению и типологии группы. Семья, нации, классы, трудовые объединения, народности как социальные общности.
4. Социальный     статус      и мобильность. Миграционные процессы Понятие социального статуса. Основные виды статусов (приписанный и достигаемый; основные и не основные). Статусный набор, главный статус. Престиж и символика статуса. Основные "составляющие" социального статуса: способности и усилия субъекта, поддержка общества и стечение обстоятельств. Критерии статуса (по Т. Парсонсу): обладание возможностями,      сложность                                  ролевых предписаний, качество исполнения. Понятие социальной дистанции. Социальная роль как динамическая сторона статуса Ролевые позиции и конфликты. Виды социальной мобильности, её последствия. Каналы социальной мобильности. Рост социальной подвижности и проблемы динамичного развития и стабильности открытого общества. Миграция: понятие, виды. Миграционные процессы в современной России. Возвратные (обратные) перемещения. Мобильность как социальная патология в условиях кризисов и катастроф. Вынужденные переселенцы и беженцы. Проблемы мобильности в российском обществе.
5. Социальные      связи                            и социальные институты Понятие социальной связи. Структура и типология социальных связей (по субъектам - участникам,            иерархичности            - соподчиненности, сферам жизни, по длительности и др.). Сущностные признаки социальных связей. Отношения во взаимосвязях (партнерство, господство- подчинение и др.). Проблема разрушения и восстановления     социальных      связей. Назначение социальных связей в обществе. Понятие      социального                          института. Социальный институт как регулируемое пространство. Процессы становления институтов (институциализации). Основные общественные потребности и социальные институты, призванные удовлетворять эти потребности. Структура и функции институтов. Р.Мертон о явных и латентных функциях, дисфункциях. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка. Взаимодействие и развитие социальных

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
    институтов. Семья как социальный институт. Возникновение и социальная сущность брака. Эволюция семьи. Основные формы (виды) семьи и брака. Структура и нормы семьи. Основные функции института семьи. Социальные условия стабильности семьи и причины разводов. Проблемы современной семьи. Порядок и социальный контроль в семье и быту, регулирование отношений. Модели семьи в современном обществе и альтернативные семьи.
6. Социальная организация и дезорганизация. Самоорганизация населения Основные       понятия                                 социальной организации. Социальная организация как объединение людей. Признаки и функции организаций. Типология организаций. Сложные социальные организации, проблемы бюрократии в организациях. Опасность олигархизации. Критерии эффективности организаций.                            Границы                            организаций. Конкурентная среда и проблемы выживания организаций. Имидж социальных организаций. Технология формирования имиджа. Характер и направленность связей с общественностью в работе организаций. Организация общества как социальный порядок. Дезорганизущие факторы, способы поддержания порядка. Самоорганизация населения и проблемы социального контроля и порядка. Гражданские инициативы и самоорганизация. Взаимодействие со структурами власти. Дезорганизация как разрушение привычных механизмов социального взаимодействия. Аномия - особое состояние субъектов в условиях крушения нормативно-ценностной системы общества и утраты солидарности, согласия, четких ориентиров поведения.
7. Социальное действие и взаимодействие. Массовое поведение Понятие социального действия, структура и типология действия (по М.Веберу). Понятие социального взаимодействия. Основные формы взаимодействия: нейтралитет, борьба, сотрудничество (партнерство). Объективные условия взаимодействия. Специфика социально-политического взаимодействия. Социальный обмен (возможностями, информацией, дарами и т. д.) во взаимодействии. Избирательность в выборе участников,  коллективного               (группового) действия. Отбор               и сравнение           образцов               в

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
    формировании социальной                         направленности действий. Массовое поведение: признаки, механизм, субъекты. Формы массового поведения. Публика и толпа. Охлократическое поведение масс и его последствия. Типология толпы. Паника, слухи, бунты, погромы как формы массового поведения. Массовые беспорядки. Социальные отклонения. Модели социальных отклонений (личностная, ситуационная, средовая). Типы девиаций и их характеристика. Социологические теории девиантного поведения. Российский менталитет и массовое поведение населения. Превентивные меры властей в снятии социальной напряженности.
8. Социальные конфликты Основные концепции социальных конфликтов. Социальные противоречия, напряженность,         столкновения                                     и противоборство. Социальный конфликт: понятия, основные причины возникновения, источники. Типология и функции конфликта. Структура конфликта. Объект и субъект конфликта как необходимые условия конфликтной ситуации. Конфликт как динамический процесс. Стадии развития социального конфликта. Условия, влияющие на степень остроты и продолжительности конфликта. Ресурсы и интересы конфликтующих сторон. Типы поведения и стратегии участников конфликта. Пути и способы регулирования и разрешения социальных конфликтов. Переговоры как средство управления конфликтом. Последствия социального конфликта. Социальные конфликты в современном российском обществе.
9. Социальный                                  контроль. Социальные санкции Генезис и характеристика социальных норм. Виды социальных норм. Нормативно- ценностная система общества как регулятор отношений. Проблемы нормативного и девиантного поведения. Роль социальной среды, референтных групп в социальном контроле. Обновление норм. Демонстрация образцов как способ изменения норм. Способы и механизмы осуществления контроля и корректировки взаимодействия.  Социальный контроль и санкции. Проблема наказаний и поощрений. Свобода, ответственность                     и

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
    самоконтроль в социальном взаимодействии.
10. Культура общества Культура как синтетическая качественная характеристика конкретно-исторического типа общества и его составляющих. Структура культуры: формы, технология деятельности, знаковая система, нормативно- ценностная система, адаптивно-адаптирующая система, информационный потенциал, социальные коммуникации. Типология культур.  Основания для типологии. Элитарная и массовая культура, их социальные характеристики,                    культурные универсалии. Локальные культуры. Проблемы социокультурного отставания и примитивизма. Функции культуры      в                   обществе. Регулятивная роль культуры. Отбор и демонстрация      образцов                              (поведения, взаимодействия, познания и т. д.) как функция культуры. Социокультурное развитие современной России: трудности, противоречия, тенденции.
11. Личность и общество. Социализация Специфика социологического подхода к изучению личности. Социальные качества личности. Теория социальных ролей, познавательные          возможности                                     и ограниченность. Ценностные ориентации личности Социализация как условие жизни человека в обществе. Роль природных, экономических и социокультурных факторов в социализации. Социальная среда: пределы влияния на личность. Первичная и вторичная социализация. Процессы десоциализации и ресоциализации. Личность в системе общественных отношений и связей. Выдающиеся и обыденные личности. Социальные требования к политическому лидеру. Нормативное в личности. Возможности       самореализации                                   в современном российском обществе. Личный успех.
12. Социологические исследования: программа, методы, организация Программа            как                                     документ, регламентирующий процесс исследования и упорядочивающий отношения участников исследования. Виды программ. Структура программы. Организация исследований. Этапы. Основные        методы         получения социологических данных в  прикладном

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
    исследовании: анкетный опрос, интервью, экспертный опрос, изучение документов, наблюдение, социометрия, социальный эксперимент. Назначение и специфика инструментария исследования. Выборочный метод, проблемы выборки. Анализ первичной социологической информации. Группировка материала, интерпретация данных. Составление отчета.

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Дисциплина «Социология» предполагает как аудиторную (лекции и семинары), так и самостоятельную работу студентов.

При изучении дисциплины используются следующие материалы учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы:

1. Каждая лекция, независимо от вида и содержания, оснащена мультимедийным сопровождением: набором слайдов (в  программе

«PowerPoint»). На слайдах отображаются тема лекции, план, основные понятия, классификации, схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации и др.

2. На семинарских занятиях проходит презентация и обсуждение докладов, разбираются проблемные ситуации.

В ходе занятий преподаватель использует разбор конкретных ситуаций, которые могут рассматриваться с использованием знаний и умений, полученных студентами в ходе освоения учебного курса, с целью формирования и развития исследовательских навыков обучающихся. Студенты должны проанализировать ситуацию и выработать варианты решения содержащейся в ситуации проблемы.

3. При подготовке к семинару студенты должны самостоятельно работать с текстами: учебниками, первоисточниками, периодическими изданиями, дополнительной литературой, в том числе материалами Интернет, а также прорабатывать конспекты лекций.

При подготовке индивидуальных заданий необходимо ознакомиться с методической литературой, необходимыми публикациями в специализированных журналах, например, таких как  «СОЦИС»,

«Социологический журнал», «Вестник МГУ, серия 12, 14 и 16,

«Общественные науки и современность», «ПОЛИС», «Социально- гуманитарные знания», «Социология 4М», «Общественные науки и современность», «Советник», информационно-аналитический бюллетень ВЦИОМ «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения», электронный журнал «Социальная реальность» и др.

4. Экзамен  в  виде  устного  ответа  на  вопросы  билета.  В  билете


содержится по два вопроса.

5. Банк оценочных средств, включающий:

§ банк вопросов по темам учебной дисциплины;

§ задания по докладам и коллективным презентациям.

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)

 

№ п/п Контролируемые разделы        (темы) дисциплины (результаты                        по разделам) Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию наименование оценочного средства
1. Социальные системы и изменения ОК-6, 8 СК -6 Уметь: анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, процессы. Владеть:         методикой         анализа мировоззренческих, социальных и личностно-значимых          философских проблем. 1. Задания для реферирования статей. 2. Задания для докладов     и коллективных презентаций. Вопросы к зачету

 

6.2 Типовые контрольные задания или иные материалы

(приводятся конкретные примеры типовых заданий из оценочных средств, определенных в рамках данной дисциплины: наименование оценочного средства, критерии оценивания, описание шкалы оценивания)

Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Социология»

1. Предмет и структура социологии

2. Общество как социальная система

3. Изменения в социальной системе

4. Концепция стратификация общества

5. Средний класс

6. Маргинальные группы в обществе

7. Стратификация российского общества.

8. Социальный статус и социальная роль

9. Социальная мобильность 10.Социальные связи 11.Социальные группы и общности.

12.Социальные институты: понятие, виды, функции 13.Семья как социальный институт

14.Социальные организации: понятие, виды

15.Сложные социальные организации. Проблемы бюрократизма. 16.Социальная дезорганизация

17.Социальные нормы и социальный контроль


18.Массовое поведение: понятие, признаки, виды. 19.Социальные движения.

20.Девиантное поведение 21.Охлократия как социальное явление 22.Проблемы личности в социологии 23.Социализация личности 24.Культура общества

25.Методы социологических исследований (на выбор: эксперимент, изучение документов, наблюдение, контент - анализ).

26. Методы социологических исследований (на выбор: анкетный опрос, интервью, социометрический опрос. Выборочный метод).

 

Критерии оценки:

Отметка «зачтено» ставится, если студент продемонстрировал:

· глубокое и системное знание учебно-программного материала;

· полное, развернутое, логически последовательное изложение материала по основным вопросам и уверенные ответы на дополнительные вопросы;

· литературную грамотную речь с использованием предметной терминологии, с самостоятельными выводами и обобщениями, способность привести необходимые примеры, показать значение и взаимосвязь тех или иных фактов, событий, явлений.

· четкое, свободное и осознанное владение понятийно-категориальным аппаратом дисциплины.

Отметка «не зачтено» ставится, если при ответе на поставленные вопросы студент:

· показал существенные пробелы в знаниях основного учебно- программного материала;

· допустил принципиальные ошибки фактического и теоретического характера;

· проявил неспособность воспользоваться наводящими вопросами преподавателя с целью удовлетворительного раскрытия содержания вопросов.

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

а) основная учебная литература:

1. Кораблева, Г.Б. Социология : учебное пособие / Г.Б. Кораблева, С.Б. Абрамова, Н.Л. Антонова. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012. - 216 с. - ISBN 978-5-7996-0684-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239705

2. Передельский, А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник [Электронный ресурс] : учеб. — Электрон. дан. — Москва : Спорт, 2016. — 416 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/73819.

3. Павленок, П.Д. Социология : учебное пособие / П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. - 3-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 734 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-01971-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453055

4. Социология : учебник / под ред. В.К. Батурина. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 487 с. - (Золотой фонд российских учебников). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02266-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436822

5. Социология : учебное пособие / А.Н. Данилов, А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов и др. ; под общ. ред. А.Н. Данилова. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 320 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-985-06-2398-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459527

б) дополнительная учебная литература:

1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие / И. Ф. Девятко. - 5-е изд. – М.: Книжный дом "Университет", 2009. – 295 с.

2. Климантова, Г. И. Методология и методы социологического исследования: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] : учеб. / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. — Электрон. дан. — Москва : Дашков и К, 2017. — 256 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93460.

3. Маженина, Е. А. Методология и методика социологических исследований : электронное учебное пособие / Е. А. Маженина, Т. Н. Протасова ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет», Кафедра социологических наук. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. - 132 с. - ISBN 978-5-8353-1693-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437477

4. Социология : учебник / В. Г. Немировский . - М. : Проспект, 2010. - 542 с.

5. Фролов, Сергей Станиславович. Общая социология [Текст] : учебник / С. С. Фролов. - М. : Проспект, 2010. - 384 с.

 

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения

дисциплины (модуля)*

*- указывается адрес Интернет ресурса, его название и режим доступа

Голоса российской социологии Том 1 // [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://fanfiction.pp.ru/includes/rab/soc.html#

Гуманитарный Интернет-университет // [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.i-u.ru

Гуманитарный Интернет портал // [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.auditorium.ru

Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет социологии                        [Электрон.    ресурс].    –     Режим     доступа: http://www.soc.pu.ru/archive/

Современная российская социология в сети [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.socnet.narod.ru/

Социология потребления. Дистанционный курс лекций [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consumers.narod.ru/

 

Журналы:

1. «Социологические исследования» // [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://socis.isras.ru

2. «Журнал социологии и социальной антропологии» // [Электрон. ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.soc.pu.ru/publications/jssa

3. «Социальная реальность» (электронная версия с 2006 г., изд-во

«ФОМ») // [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://socreal.fom.ru/?link=PAST_RELEASES

4. Эксперт. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.expert.ru

 

Газеты

1. Российская газета. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/

2. Кузбасс. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kuzbass85.ru/

 

 

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)


Методические указания для организации самостоятельной работы студентов

При подготовке к семинару студенты должны самостоятельно работать с текстами: учебниками, первоисточниками, периодическими изданиями, дополнительной литературой, в том числе материалами Интернет, а также прорабатывать конспекты лекций.

При подготовке индивидуальных заданий необходимо ознакомиться с методической литературой, необходимыми публикациями в специализированных журналах, например, таких как  «СОЦИС»,

«Социологический журнал», «Вестник МГУ, серия 12, 14 и 16,

«Общественные науки и современность», «ПОЛИС», «Социально- гуманитарные знания», «Социология 4М», «Общественные науки и современность», «Советник», информационно-аналитический бюллетень ВЦИОМ «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения», электронный журнал «Социальная реальность» и др.

 

Индивидуальные задания для студентов по социологии

(используются для подготовки к семинарским занятиям) Охарактеризовать школы и направления в отечественной и зарубежной социологии (на выбор).

Выдающиеся отечественные и зарубежные социологи: жизнь и творчество (на выбор).

Охарактеризовать дескриптивные (формализованные) социальные институты, их отличие от аскриптивных (кровнородственных) институтов.

Охарактеризовать взаимодействие институтов быта и государства. Определите  соотношение понятий «социальная дифференциация» и

«социальная стратификация».

Охарактеризуйте традиционных и «нетрадиционных» (беженцев, безработных и т. п.) маргиналов.

Проанализировать статистические материалы, газетные и журнальные статьи о миграционных процессах и определить направленность миграции в 1990-е и 2000-е годы. Сравнить.

Определить специфику миграционных процессов в Сибирском регионе. Приведите примеры конкретных людей, относящихся к типам "выдающаяся личность", "популярная личность", историческая личность".

Какими качествами должен обладать лидер. Приведите примеры лидеров харизматического типа.

Охарактеризовать типологию социальных взаимодействий

Определить возможности принципов толерантности и политического плюрализма в социальном взаимодействии

Определить этапы социологического исследования по темам (на выбор): "Студенческая семья", "Материальное положение студентов", "Социокультурная среда студентов, проживающих в общежитиях".


Найти в журнале "Социс" публикации о лонгитюдных исследованиях 90-х годов XX в.

Определить, какими процедурами можно исследовать жизненный уровень студентов, проживающих в общежитии.

Примерные темы рефератов по социологии

История развития социологии.

Социологические службы, центры, общественные объединения в современной России.

Институты семьи и брака. Власть как социальный институт.

Концепция стратификации П. А. Сорокина. Стратификация современного российского общества.

Социальная элита: источники формирования, состав, роль в обществе. Бедность               как фактор воспроизводства непривилегированных слоев общества

Статусные роли и ролевые функции. Социальная дистанция.

Семейный статус мужчин и женщин. Меритократия: статус и роли в обществе. Личный успех и социальное продвижение.

П. Сорокин о формах, принципах социальной мобильности и роли институтов и организаций в социальной циркуляции (армии, школы, церкви) партий.

Индивидуальность личности и "групповое давление". Социальное продвижение и личный успех.

Основные признаки нормативного поведения. Девиантное поведение.

«Социальное действие» и «социальное поведение»: отличие понятий, структура реальных действий.

Опросные методы (анкетный опрос, интервью, экспертный опрос). Вторичный анализ в социологии.

Наблюдение как метод исследования.

Специфика применения социометрического метода в социологии.

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных











МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

 

                Факультет физической культуры и спорта             

Рабочая программа дисциплины (модуля)

                                             СОЦИОЛОГИЯ                                            

Направление подготовки

                           49.03.01 Физическая культура                          

Направленность (профиль) подготовки

             «Спортивно-оздоровительные технологии»              

Квалификация выпускника

Академический бакалавр

Форма обучения

                                 очная, заочная                                  

    Кемерово     20   14

· СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

                              ...............................................................................................................................

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата / специалитета /

магистратуры (выбрать)........................................................................................................................

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с

преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся ........................

3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах) ...................................

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий....................................................................................................................................................

4.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)............................................................................................................................

4.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) ..................

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)..............................................................................................

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

обучающихся по дисциплине (модулю)..............................................................................................

6.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю) ............................................. 6.2 Типовые контрольные задания или иные материалы ...........................................................

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) ...........................................................................................................

а) основная учебная литература: ..................................................................................................

б) дополнительная учебная литература: ......................................................................................

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля)* .............................

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

(модуля) ..................................................................................................................................................

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при

необходимости)......................................................................................................................................

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).......................................................................

12. Иные сведения и (или) материалы........................................................................................

12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю).......................................................................


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 034300 Физическая культура

В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся ОФО, ЗФО должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

 

Коды компетенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций * Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине**
ОК-6 способностью работать в коллективе,           толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Знать: нормы общения человека с человеком, формы и типы культур, историю и культуру России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры. Уметь: оценивать достижения культуры на основе знания и исторического контекста, уважительно и бережно относиться к историческому                   наследию; кооперироваться с коллегами, работать в коллективе. Владеть: навыками общения человека с человеком; навыками диалога с представителями других культур.
ОК-8 способностью    использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Знать: методы и средства физической культуры. Уметь: использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Владеть: методами и средствами физической культуры.
СК-6 способен                                принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе и самому себе на основе системы жизненных ценностей, сформированной на гуманистических идеалах Знать:         этические                   нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, природе. Уметь: принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе и самому себе на основе системы жизненных ценностей, сформированной на гуманистических идеалах. Владеть: навыками этических норм.

* - формулировка компетенции приводится в соответствии со стандартом

** - характеристика компетенции (знать, уметь, владеть)

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология» относится к вариативной части


профессионального цикла ООП (Б1.В.ОД.1). Ее освоение проходит в 7 - м семестре.

К числу смежных для социологии дисциплин ООП относятся: история, философия, политология, экономика, правоведение, культурология.

Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне.

Успешное освоение учебной дисциплины «Социология» способствует качественному освоению специальных дисциплин по профилю подготовки бакалавров физической культуры.

 

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ), 108 академических часа.

 

3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)

 

Объём дисциплины




Всего часов

для очной формы обучения для заочной (очно- заочной) формы обучения Общая трудоемкость дисциплины 108   Контактная* работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)     Аудиторная работа (всего*): 45   в т. числе:     Лекции 15   Практические занятия: 30   Практикумы -   Лабораторные работы -   Внеаудиторная работа (всего*):    
В том числе - индивидуальная работа обучающихся с преподавателем:    
Курсовое проектирование -  
Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем (необходимо указать только конкретный вид учебных занятий) -  
Творческая работа (эссе) -  
Самостоятельная работа обучающихся (всего) 63  
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет*** / экзамен) зачет - -

* - количество часов в соответствии с учебным планом

*** - в случае зачета количество часов не указывается, в случае экзамена указать 36 часов, которые входят в общую трудоемкость дисциплины и учитываются в контактной работе.

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

4.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

 

для очной формы обучения

№ п/п

Раздел дисциплины


Общая трудоемкость

Виды учебных занятий, включая самостоятельную

работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Дата: 2019-12-09, просмотров: 164.