Глава 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 7

1.1. Проблема развития познавательной активности                                                                  в научно-педагогической литературе. 7

1.2. Сущность понятия « познавательная активность ». 10

1.3. Влияние психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника. 15

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.. 20

2.1. Принципы организации уроков информатики. 20

2.2. Условия, способствующие развитию познавательной активности. 22

2.3. Способы и приемы развития познавательной активности на уроках информатики. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 33

Приложение 1. 33

Приложение 2. 44


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Процесс становления школьной информатики с момента введения в 1985 году в общеобразовательные школы курса «Основы информатики и вычислительной техники» характеризуется постоянным изменением концепций, образовательных стандартов, программ, что обусловлено совершенствованием материально-технической базы и изменением общественных потребностей.

Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования – развитии познавательной активности, формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся, в том числе и младших школьников.

Проблема развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время находила отражение в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского [16], Ж.Ж. Руссо [34], К.Д. Ушинского [40] и др.

В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов [11], В.П. Зинченко [14], Н.Ф. Талызина [36,], И.С. Якиманская [47] и др.). Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым [11,], Л.В.Занковым, Н.Б.Истоминой, Л.Г. Петерсон, Д.Б. Элькониным [46] и др.

Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А.Данилова,Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого,З.Ф.Чехловой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире, стать основой интеграции предметов начальной школы. Однако, несмотря на накопленный опыт обучения информатике в начальной школе, вопросы, связанные с влиянием информатики на учебный процесс в целом, и вытекающие отсюда проблемы отбора содержания обучения и методов формирования учебно-познавательной деятельности на уроках информатики остаются недостаточно исследованными. Массовый переход к обучению информатике в младшей школе происходит без достаточного методического обеспечения.

Значительный вклад в разработку вопросов становления информатики на начальном уровне внесли С.А. Бешенков, В.И. Варченко, Ю.М. Горвиц, А.В. Горячев, Е.Н. Зворыгина, А.Л. Камбурова, А.Ю. Кравцова, Я. Б. и др.

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.

Объект – процесс обучения младших школьников.

Предмет – эффективность развития познавательной активности младших школьников на уроках информатики.

Цель работы – показать роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников, направленных на повышение эффективности учебного процесса в начальной школе.

В соответствии с целью в ходе работы решались следующие задачи:

• анализ современного состояния проблемы развития познавательной активности в научно- педагогической литературе;

• определение сущности понятия познавательная активности младшего школьника;

• формулирование основ принципов организации уроков информатики;

• выявить совокупность педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности младших школьников;

• сформулировать приемы и способы развития познавательной активности на уроках информатики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: современные философские, педагогические, психологические и социологические концепции, раскрывающие закономерности активизации познавательной деятельности; историко-логический, системный, комплексный, синергетический, личностно-ориентированный подходы к процессу становления личности младшего школьника, теории личности, деятельности, общения, познания и творчества, саморегуляции и самореализации личности в процессе деятельности. В частности, идеи об интегральных характеристиках личности ( Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович ),  о необходимости формирования ориентировочной основы деятельности (Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), о значении формирования в процессе обучения особых познавательных структур - обобщенных схем мышления (П.Я. Гальперин), об особенностях и этапах творческой деятельности (Я.А. Пономарев, П.Я. Лернер, Л.Л. Гурова и др.).                             Использованы теоретические положения о психолого-педагогических особенностях детей младшего школьного возраста (А.А. Люблинская,          М.В. Матюхина, О.С. Газман, Ю.М. Горвиц и др.). В ходе работы применялись теоретико-методологический анализ литературных источников.

Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы состоит из 47 источников. Курсовая  работа включает в себя 54 страницы.

Во введении обоснована актуальность темы работы, определены объект, предмет, цель, задачи, и методология.

В первой главе «Развитие познавательной активности младшего школьника как научно-педагогическая проблема» проводится анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе, уточняется сущность понятия «познавательная активность», обсуждается ее содержание, анализируется влияние некоторых психических процессов, таких как память, внимание, мышление на развитие познавательной активности младшего школьника

Во второй главе «Реализация методов познавательной активности младших школьников на уроках информатики» рассматриваются условия, способы и приемы, способствующие развитию познавательной активности младших школьников на уроках информатики, выделяются принципы организации уроков.

В заключении обобщены результаты работы, изложены его основные выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.

В приложении содержатся материалы вспомогательного характера: разработки уроков для 2 класса.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкретизация сущности познавательной активности как прижизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях школьного учреждения.

В результате работы нами было рассмотрено понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития познавательной активности детей младшего школьного возраста, выявлены средства развития познавательной активности младших школьников, уточнена сущность развития познавательной активности младшего школьника на уроках информатики; обоснованы функциональные возможности учебного процесса, направленные на развитие познавательной активности младшего школьника; выявлен ряд педагогических условий, способствующих активизации познавательной деятельности младшего школьника и обоснованы педагогические условия её реализации.

В результате выполнения работы сделаны следующие выводы:

1. Развитие познавательной активности младшего школьника - это:

а) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения;

б) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности;

в) фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.

2. Развитие познавательной активности младшего школьника базируется на разрешении противоречия между потребностью в познавательной активности и факторами, формирующими деструктивную мотивацию. Педагогическое воздействие, направленное на блокировку деструктивной мотивации расширяет диапазон установки и способствует процессу формирования продуктивного мышления. Критерии оценки эффективности развития познавательной активности младшего школьника включают мотивационно-потребностный, личностно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

3. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника, носят комплексный характер и включают:

а) научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды;

б) оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний;

в) ориентацию учебного процесса младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;

г) формирование рефлексивной позиции младшего школьника;

д) подготовку педагогических кадров, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника.

4. Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребенка развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и ребенка и детей в коллективе, т. к. очень важно:

- мнение каждого ребенка;

- чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность, что дает ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться, активно действовать.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ануфриева, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриева - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. "Ось-89", 2000.

2. Аристотель. О душе. / Пер. и прим. Г. А. Тароняна. // Вестник древней истории. 1969. № 3.

3. Бабаева, Ю.Д. Тренинговые методы выявления одаренности. / Под ред. В.И. Панова. – М., 1997.

4. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 1989.

5. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М., Просвещение, 1973.

6. Гальперин, П.Я., Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное формирование внимания – М., 1974.

7. Ганелин, Ш. И.,., История педагогики и современность: Учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений. Под ред. Ш. И. Ганелин / Ш.И. Ганелин,  Н. С. Зенченко, Е. Н. Кирпичникова – М.: Издательский центр Академия, 1999.

8. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов / С.И. Гессен – М.: Школа – пресс, 1995.

9. Гольцман, А.М. и др. Роботландия: Экспериментальный учебник для школьников. М., 1989.

10. Груздев, П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения/ П.Н. Грузднев – Под ред. Издательский дом « Питер », 2000.

11. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. – М.: Педагогика, 1982. – С. 10-21.

12. Дуванов, А.А. Азы информатики //Информатика. 2002. № 5-8.

13. Зубрилин, А.А. игровой компонент в обучении информатике / А. А. Зубрилин // Приложение к журналу Инфо – 2001. - № 3.

14. Зинченко, В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика, 2001. – № 6. – С. 9-17.

15. Кант, И. Лекции по этике. – М., 2000.

16. Коменский, Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произвдения. В 2-х т. - М., Педагогика, 1982 - Т.1.

17. Красновский, Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. – 1989. – №5. – С. 10-14.

18. Коляда, А. Г. и др. окно в удивительный мир информатики / А. Г. Коляда – Донецк, изд. Сталкер, 1997.

19. Клевцук, С. В., Мациевский С. В., Ишанов С. А. Информатика: Учебное пособие / Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 140 с.

20. Ламберг, Р.Г. О самостоятельной работе учащихся. / Сов. педагогика – 1962. – №2. – с. 16-27.

21. Лапчик, М. П., Семакин И. Г.,Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под общей ред. М.П. Лапчика / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер – М.: Издательский центр Академия, 2005.

22. Локк, Д. Мысли о воспитании. / Пед. наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., Педагогика, 1989.

23. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей педагогической психологии. – М., 1991.

24. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990.

25. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – №6. – с. 29-33.

26. Малясова, С. В. Деловая игра «Профессии компьютера ». / С. В. Малясова Инфо. - 2004. - № 6.

27. Панов, В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологич. наука и образование, 1998. – №3-4. – с. 38-46.

28. Первин, Ю. А. За мной, компьютер 2—4 классы: Учебное пособие: общеобр. учр. М.: Дрофа, 1997.

29. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов / ,И.П. Подласый в 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС 1999,-кн. 1: общие основы. Процесс обучения.

30. Платон,  Сочинения. Т. 1-3. – М., 1968-1972.

31. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

32. Рубинштейн, С.Л Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн – Под ред. Издательский дом "Питер", 2000.

33. Рубцов, В.В. Психологическая поддержка современ. образования // Известия Российской академии образования. – М., 1999.

34. Руссо, Ж. - Ж.Педагогические сочинения: В 2-х т./ Ж. Руссо – М.: Педагогика, 1981.

35. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1998.

36. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.

37. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997.

38. Трифонова, Е. Е. Информатика и образование / Под ред. Иванова Т. В. М.: – 2003.

39. Урнов, В. А., Климов Д. Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе: Кн. для учителя: Из опыта / В. А. Урнов, Д. Ю. Климов - М.: Просвящение, 1990.

40. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 10 – М., АМП, 1950.

41. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании". – М.: Издательство "Ось-89", 1997.

42. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 1983.

43. Шкаев, А.В. Руководство по работе на персональном компьютере. Спра-вочник. М.: Радио и связь, 1994 г.

44. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М., Просвещение, 1979.

45. Эльконин, Д. Б., Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.

46. Эльконин , Д.Б. Избранные педагогич. труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М., 1989.

47. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.,2000.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тема урока: «Информация и ее виды».

Цель урока: знакомство учащихся с понятием «информации» и видами информации.

Задачи урока:

1) знакомство учащихся с понятием информации и видами информации (по способу ее восприятия);

2) развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к предмету «Информатика»;

3) работа над повышением грамотности устной речи учащихся; достижение сознательного усвоения материала учащимися.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Возраст учащихся: II класс.

Оборудование урока:

• карточки с сеткой кроссворда;

• карточки с названиями, видов информации;

• круглые карточки-семафоры красного и зеленого цветов.

Структура урока.

1. Организационный момент (1 мин.).

2. Актуализация опорных знаний (2 мин.).

3. Проверка домашнего задания (3 мин.).

4. Изучение нового материала (12 мин.).

5. Физкультминутка (2 мин.). 

6. Закрепление изученного материала (10 мин.).

7. Работа с карточками (5 мин.).

8. Подведение итогов урока (2 мин.).

9. Домашнее задание (3 мин.).

Ход урока

 

Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Информация. Виды информации». Сегодня на уроке мы с помощью кроссворда проверим, насколько усвоен вами изученный на прошлом уроке материал и познакомимся с понятием «информация».     (Здороваются и слушают учителя)

2. Актуализация опорных знаний.

(Ребятам выдаются карточки с сеткой кроссворда, кроссворд см. в примечании). Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили материал предыдущего урока, разгадаем кроссворд. Я буду читать вам загадки, а вы в своих карточках должны записать отгадки. 1. Словно смелый капитан, А на нем горит экран. Яркой радугой он дышит, И на нем компьютер пишет И рисует без запинки Всевозможные картинки. На верху машины всей Размещается... 2. Для чего же этот ящик? Он в себя бумагу тащит, И сейчас же буквы, точки, Запятые – строчка - к строчке Напечатает картинку Ловкий мастер — Струйный... 3. Этот урок все обожают. На этом уроке часто играют. Не может уже без него математика, Он называется... 4. А теперь, друзья, загадка! Что такое: рукоятка, Кнопки две, курок и хвостик? Ну конечно, это... 5. По клавишам прыг да скок — Бе-ре-га но-го-ток! Раз-два, и готово — Отстукали слово! Вот где пальцам физкультура! Это вот... 6. Скромный серый колобок, Длинный тонкий проводок, Ну а на коробке —  Две или три кнопки.  В зоопарке есть зайчишка,  У компьютера есть... 7. В ней записаны программы И для папы и для мамы! В упаковке, как конфета, Быстро вертится... 7. Он живет в системном блоке, Не работает без тока, Очень умный — как профессор. Называется... 9. Окно дисплея — главный блок: Там бежит электроток К самым важным микросхемам. Этот блок зовут... 10. Как ее мы все не любим, Ею мы компьютер губим. Крошки, пыль, вода и мазь, Одним словом, это... Какое слово получилось в выделенном столбике? Правильно! Молодцы!     (Слушают задание учителя и записывают отгаданные слова в кроссворд)     дисплей     Принтер   информатика   джойстик   Клавиатура   Мышка   дискета   процессор   системный   грязь Информация

3. Проверка домашнего задания.

4. Изучение нового материала.

«Информация» — это тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради и запишите тему урока. (Учитель записывает тему на доске).     Что означает это слово? (Учитель выслушивает ответы учеников и делает обобщение.) Молодцы! Правильно говорите. Информация — это знания, сообщения, сведения, новости, которые мы получаем. Информацию можно получать разными способами. В получении информации нам помогают органы чувств. Чтобы понять, как человек получает информацию, послушайте: (Далее следует рассказ учителя. По ходу рассказа учитель задает наводящие вопросы.) В некотором царстве, тридесятом государстве жила-была царица наук — Математика. И были у нее две сестры — принцессы Физика и Информатика. Дружными были, друг без друга не могли прожить ни дня. Вместе правили, советовались друг с другом. Самой младшей и самой любимой сестрой Математики была Информатика. А назвали ее так за то, что сама все знала и другим объясняла, из всего извлекала информацию. Вставала принцесса рано. Выглядывала в окно и получала информацию о том, какая погода на улице, а потом быстро всем рассказывала. Сразу интересовалась, как она выглядит. Ребята, а как принцесса получала информацию? С помощью чего? Правильно! Выйдет принцесса из дворца прогуляться, а когда вернется — приносит много новой информации — новостей. Ребята, а как можно узнать новости на улице? С помощью какого органа? В темноте принцесса могла найти дорогу к дому. Не глядя, отличала розу от тюльпана. А вы можете, закрыв глаза, отличить эти цветы? Как, чем? Дворцовые повара охотно брали принцессу с собой на рынок. Она всегда могла выбрать самый свежий хлеб, самые сладкие фрукты. Ее приглашали торговцы, чтобы она определила самую теплую ткань для накидок своих сестер и самые нежные ткани для их платьев. Ребята, а вы умеете выбирать свежий хлеб, молоко, нежную ткань? Каким образом? Какие органы вам в этом помогают? Еще не спустившись к обеду, принцесса знала, что приготовлено. Выходила на улицу прогуляться и, не заходя к соседям, уже знала, что у них на завтрак. А как она узнавала это? Какой орган в этом помогает? Свои цветы принцесса поливала только теплой водой. И, не заходя в речку, определяла, можно ли уже купаться. Как она это определяла, с помощью чего? Принцесса узнавала о разных странах, морях, океанах. Откуда? С помощью чего? Вот такая умная была принцесса. (ученики открывают тетради и записывают тему урока) Информация – это то, что нам дают в школе. Информация – сведения, которые мы получаем из телевизора, радио.   С помощью органов зрения.     С помощью глаз.   Да, можем – с помощью запаха.   Да, можем, при помощи органов осязания.   Ей помогает в этом орган обоняния – нос. С помощью зрения. С помощью органа слуха из книг, рассказов друзей.

5. Физкультминутка

 

6. Закрепление изученного материала.

Ребята, понравилась вам сказка? Итак, что вы узнали из этой сказки?     Вы тоже ребята умные и, наверное, тоже умеете получать информацию? Что такое информация? Как ее получают? С помощью каких органов чувств? Молодцы! Информация бывает разная. Как можно получить информацию о погоде на улице, о том, какое у принцессы платье? Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): зрительная - глаза. А как можно узнать последние новости, начался ли урок, красивая ли звучит музыка? Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): звуковая - уши. Какой орган дает нам информацию о том, что какое-то кушанье готовится на кухне, что где-то недалеко горит костер, что у мамы хорошие духи? Чувство, которое позволяет нам распознать запахи — обоняние. Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): обонятельная — нос. Что нам помогает узнать, хорош ли пирог, свежий ли хлеб, не скисло ли молоко? Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): вкусовая — рот, язык. А как можно узнать, можно ли купаться в речке, согрелся ли чайник, не колючая ли ткань? Эту информацию дает кожа. Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): осязательная — кожа. Скажите, ребята, а могу ли я передать информацию с помощью жестов? (Учитель прикладывает указательный палец к губам.) Какую информацию я хотела вам передать? Правильно, я передала вам: «Сидите тихо». Теперь покажите, как вы умеете передавать информацию жестами. (Учитель называет действие, которое надо выполнить). Встаньте, ребята. Покажите мне, как высоко вы хотите вырасти. Покажите, что идет солдат. Покажите, какой большой арбуз вы хотите купить. Покажите, как птица летает. Вы — молодцы! По вашим жестам понятно, что вы хотите мне сказать. А теперь поиграем в другую игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная — закрываем глаза, звуковая — прикрываем ладошками ушки, если информацию получают в виде запаха — закрываем нос, определяют на вкус — рот, распознают кожей — хлопаем в ладоши. Звонок, горячо, дым, сладко, музыка, колется, жарко, мокрый, горький, зеленый, шершавый, радио, липкий, бензин, лимонад, мороз.Молодцы! Садитесь! Да, понравилась! Что жили три сестры-принцессы: Математика, Физика и Информатика. Математика была умная и все знала. Да! Информация – это знания, новости, которые мы получаем при помощи зрения, слуха, вкуса и ощущений. Глазами   Ушами     Нос   Рот, язык   Рукой, ногой, щекой     Да   Тишина должна быть     (Ученики жестами демонстрируют то, что задает учитель.)   (Ребята выполняют задание учителя, показывая жестами)

7. Работа с карточками.

Скажите ребята, а почему, когда я назвала слово «дым», одна часть ребят выбрала глаза, а другая — нос? Кто здесь не прав? Оказывается, правы все: дым можно узнать и с помощью зрения — увидев его, и с помощью обоняния — почувствовав запах. Теперь мы посмотрим, для какой профессии, какой вид информации нужен. Я раздала вам карточки. В них указаны виды информации. Я буду называть профессию человека, а вы будете выбирать, информацией каких видов пользуется этот человек, и поднимать соответствующую карточку. • Водитель: (Один из учеников поясняет, почему он выбрал именно эти виды. Остальные «семафорят»: показывают зеленый круг, если согласны, и красный, если не согласны.)     • Врач: Повар: Музыкант: Ученик.     Правильно, ребята! Молодцы!   (Ребята выполняют задание при помощи поднятия карточек)   — звуковая — по звуку можно определить, всели в порядке с машиной; — зрительная — можно видеть дорогу и светофор; — обонятельная — можно чувствовать запах бензина и гари. — звуковая — прослушивает легкие и сердце; — зрительная — проверяет рану, осязательная — чувствует шишку на лбу. — обонятельная — проверяет, не подгорела ли еда; — вкусовая — солит, перчит, потом пробует; — зрительная — определяет готовность кекса по его цвету; — осязательная — щупает, мягкое ли тесто. — звуковая — слушает музыку, — осязательная — нащупывает струны или клавиши; — зрительная — смотрит в ноты. Ему необходимо пользоваться всеми видами информации: слышать звонок, догадываться о меню, слушать учителя, пробовать вкусности, не сесть на мокрое.

8. Подведение итогов урока.

А теперь я предлагаю вам поиграть в мяч. (Учитель кидает мяч любому ученику и называет вид информации, например «звуковая», ученик ловит мяч и называет один из источников этой информации, например телефон, радио и т. д.)     Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали?   Помогает нам в жизни информация?   Какие виды информации мы изучили?   Правильно, ребята! Вы хорошо усвоили, изученное на сегодняшнем уроке! (Учитель кидает мяч любому ученику и называет вид информации, например «звуковая», ученик ловит мяч и называет один из источников этой информации, например телефон, радио и т. д.) Мы узнали, что такое информация. Да, она помогает нам узнать много нового и интересного. Звуковая, зрительная, обонятельная, осязательная, вкусовая.

9. Домашнее задание.

Итак, ребята, наш урок подошол к концу. Откройте дневники и запишем домашнее задание: 1. Повторить виды информации, изученные на уроке. 2. Придумать примеры на каждый вид информации и записать их в тетрадь. Спасибо за урок! Можете быть свободны! До свидания! (Открывают дневники и записывают домашнее задание)   До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тема урока: «Виды информации. Способы передачи и получения информации».

Цели урока:

• повторить материал по теме «Что такое информация»;

• познакомить учащихся с многообразием видов информации, которую воспринимает человек с помощью органов чувств (на основе анализа примеров).

Задачи урока:

закрепление представления учащихся о понятии «информация»;

• формирование знаний и умений учащихся по определению видов информации (на основе анализа);

• развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания;

• развитие познавательного интереса учеников;

формирование активности и самостоятельности учащихся;

• повышение мотивации учащихся за счет игровых технологий;

• воспитание у ребят чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки

Тип урока: комбинированный урок.

Возраст учащихся: II класс.

Вид урока: урок-игра. Перед учащимися ставится задача — «определить название темы урока». Эту задачу они решают в различных игровых моментах, используя исследовательский метод. В итоге определяют название темы урока — «Виды представления и восприятия информации» и делают самостоятельные выводы.

Оборудование урока:

• компьютер учителя,

• мультимедийный проектор;

• компьютеры учеников;

• презентация, подготовленная в MS PowerPoint;

• графический редактор Paint;

• тренажер из программного комплекса «Наставник. 2 класс» («ACT-ПРЕСС ШКОЛА»);

• карточки с загадками (текстовой, числовой, графической информацией);

• предметы для определения формы, вкуса, поверхности, запаха;

• информационное лото;

• карточки для установки соответствия;

• карточки для работы на компьютере в графическом редакторе Paint.

Структура урока.

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Актуализация опорных знаний  (9 мин.).

3. Проверка домашнего задания ( 2 мин.).

4. Изучение нового материала ( 13 мин.).

5. Физкультминутка (1 мин.).

6. Закрепление изученного материала ( 10 мин.).

7. Подведение итогов урока ( 2 мин.).

8. Домашнее задание (1 мин.)



Ход урока

 Деятельность учителя  Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, назови фамилии ребят отсутствующих на уроке (данные заносятся в журнал). Напомните мне, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Итак, что же такое информация? Правильно. Молодцы! Сегодня мы продолжим изучение раздела «Информация вокруг нас», и следующая тема этого раздела называется,…а впрочем, сами сможете определить это название после некоторого исследования, которое мы проведем в форме игры. Прежде всего, разделитесь на две команды. Я раздам карточки, и те, кому достанется карточка с текстом, составят одну команду, а те, кто получит карточку с рисунком, станут членами второй команды.   Дежурный называет фамилии отсутствующих.     «Что такое информация». Информация – это знания, сообщения, сведения, новости, которые мы получаем.   Ученики делятся на две команды.
2. Актуализация опорных знаний. В процессе всей игры вы должны внимательно следить за тем, что происходит, что вы делаете. Это позволит вам сделать выводы и определить тему сегодняшнего урока. Примеры загадок с текстовой информацией. Задание 1. Разминка. Каждая команда получает карточки с загадками, причем загадки составлены в разной форме — числовой, текстовой, графической. Отгадайте загадки: • «Не дирижер, а во фраке, птица, а не летает». «Легкий, воздушный, ветру послушный. Не пускай его в полет — лопнет, хлопнет, пропадет!» • «Что есть у слона и нет у других животных?» «Летела стая совсем небольшая. Сколько птиц летело и каких?» «Курица весит на одной ноге пять килограммов. Сколько она будет весить на двух ногах?» Примеры загадок с числовой информацией. Определите, что означает запись: • 22.10.06; • 8.03; • 72-9; • 23x2; • 12 + 34 - 5; • 45:5. Примеры загадок с графической информацией. Найдите отличия.         Соедините правильно половинки. Молодцы! Отложите карточки на край парты, они нам еще понадобятся. Задание 2. Угадай-ка. 1. К столу учителя подходят по одному представителю от каждой команды. Перед ними на столе расположены два предмета, надо рассказать про каждый предмет, не прикасаясь к нему, помочь своей команде собрать как можно больше информации о каждом предмете. Команда 1. На столе лежат мяч и часы. Команда 2. На столе лежат скакалка и книга   2. Одному человеку от каждой команды завязывают глаза, и он определяет по вкусу еду и напитки, которые ему дают попробовать. Могут быть лимон, киви, апельсин, сахар, соленый огурец, горчица, кисель, кофе, какао, кетчуп. 3. Одному человеку от каждой команды завязывают глаза, он берет в руки различные предметы и отгадывает, что ему дали, одновременно определяя поверхность предмета. Можно использовать такие предметы: бархатную бумагу, наждачную бумагу, мяч, лимон, лист бумаги, терку, яблоко, лист от цветка, бумажный пакет из-под сока и т. д.. 4. Одному человеку от каждой команды завязывают глаза, и он по запаху определяет предмет, который к нему подносят. Можно использовать следующие предметы: зубную пасту, духи, лак, зубной порошок, цветок, землю, мыло и т. д.. Задание 3. Лучик внимания. А теперь закройте глазки» сядьте поудобнее и расслабьтесь. Внимательно послушаем, какие звуки живут в данный момент рядом с нами. Скажите, какие звуки вы слышали? Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями. А теперь скажите, чем же мы с вами занимались, исследуя все предметы и вещества? Правильно! Сколько чувств у человека вы знаете? Одинакова та информация, которую мы воспринимали, используя пять чувств? Все верно.   3. Проверка домашнего задания.     Ученики слушают правила.     Пингвин.   Воздушный шарик.     Слонята.   Семь сов.   Пять килограммов.   Число, месяц, год. Число, месяц. Пример на вычитание. Пример на умножение. Пример на сложение и вычитание. Пример на деление.     Ученики называют отличия.     Ученики говорят, как следует соединить.   Учащиеся определяют название предмета, его назначение, говорить форму. Ученик, у которого завязаны глаза называет признак, по которому он смог распознать предложенную еду: кислый, сладкий, соленый, горький, невкусный, вкусный и т. д. Ученик должен назвать признак, по которому он определил, что у него в руках: бархатная, шершавая, гладкая, выпуклая, жесткая, неровная и т. д. Ученик должен определить предмет и назвать аромат, запах Скрипнула дверь, кто-то прошел по коридору, проехала машина, прожужжала муха, работает телевизор в соседнем кабинете, зазвонил телефон в учительской и т.д. Мы собирали информацию, используя органы чувств. Пять разных чувств: обоняние, зрение, слух, осязание, вкус.  
4. Изучении е нового материала. Ребята, кто-нибудь догадался, как называется тема нашего урока? Демонстрируется слайд (см. приложение). Молодцы, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Возьмите карточки с загадками и еще раз взгляните на них: чем эти карточки отличаются друг от друга? Какой можно сделать вывод? Демонстрируется слайд (см. приложение). Вспомните, с помощью какого чувства мы получали информацию о предмете, расположенном на столе. Правильно, мы использовали зрение. Информация, которую человек получает с помощью зрения, называется визуальной. Демонстрируется слайд (см. приложение). Приведите примеры, когда человек получает визуальную информацию. Какое чувство помогло нам определить вкус еды или напитка? Правильно. Это вкус. Какой вкус мы можем чувствовать? Демонстрируется слайд (см. приложение). Информацию, которую мы получаем с помощью языка, когда что-нибудь едим или пьем, называют вкусовой. Приведите примеры вкусовой информации. Правильно. С каким еще видом информации мы встретились? Какой орган нам в этом помог? С помощью слуха мы определили звуки, получили звуковую информацию. Демонстрируется слайд (см. приложение). Приведите примеры звуковой информации. Информацию, которую мы собирали о предмете с помощью пальцев рук, мы воспринимали кожей — это тактильная информация. Демонстрируется слайд (см. приложение). Итак, что мы можем ощущать как тактильную информацию? Дайте самостоятельно определение последнему виду информации. С помощью носа мы воспринимаем запахи и получаем обонятельную информацию. Демонстрируется слайд (см. приложение). Запишите в тетради примеры. А теперь немного отдохнем. Физкультминутка Встанем, дети. Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять (шагают). Приподнялись (поднимаются на носочках), Чуть присели (приседают) И соседа не задели (садятся). А теперь придется встать (встают, потягиваются), Тихо сесть (ровно садятся), Писать начать (готовятся работать дальше). Виды информации.     Ученики выполняют.     В них содержится различная информация: текстовая, числовая, графическая. Информация по форме представления может быть текстовой, числовой, графической. С помощью зрения.     Читаем книгу, смотрим друг на друга, рассматриваем график или рисунок, смотрим телевизор, рассматриваем картину. Вкусовые ощущения.   Кислый, горький, вкусный, сладкий, мятный, соленый, пряный. Вкусный ли пирог, сладкий ли чай, кислое ли яблоко и т.д. Звуковая. Орган слуха. Скрип двери, шум дождя, включенный телевизор и т.д. Горячее, холодное, шершавое, неровное, гладкое, ровное, бархатное, жесткое, твердое, мягкое и т. д. Ученики формулируют определение. Ученики записывают. Ребята встают.
5. Физкультминутка. 6. Закрепление изученного материала. Закрепление изученного материала проводится в форме индивидуальной работы по карточкам. Задание 1. Информационное лото. Каждому учащемуся выдается конверт с карточками информационного лото: таблица 1 находится в нем в целом виде, таблица 2 разрезана на отдельные карточки. Необходимо установить соответствие.   Таблица 1.
Кислый Белый Шелест
Твердый Красивый Резкий
Круглый Крик Шершавый
Звонкий Ароматный Горький

 

Таблица 2.

Лимон Снег Лист
Камень Подарок Краска
Мяч Ворона Наждачная бумага
Голос Духи Шоколад

 

На обороте карточек, вырезанных из таблицы 2, записаны буквы, и если задание выполняется правильно, то из этих букв складывается, например, слово «Умница» (карточки кладутся на таблицу 1 картинкой или словом вниз). По получившейся (или не получившейся) надписи учитель определяет правильность выполнения задания.

Задание 2. Установи соответствие. Это задание можно дать слабым ученикам. Какие органы чувств позволяют нам различить информацию? Установите соответствие.

    Глаза  Уши Язык Руки Нос   Сладость Цвет Звонкость Тишина Холодный Форма Звучание Горечь Бархатность Приятный аромат  

Задание 3. Практическая работа на компьютере.

Ученики первой группы выполняют задание в графическом редакторе Paint.

Нарисуйте:

1. Красный круг внутри синего круга.

2. Фиолетовый квадрат, содержащий бирюзовый круг.

3. Красный круг, вложенный в зеленый квадрат. Пример рисунка:

Синий квадрат внутри красного круга.

 

 

Скажите, какой вид информации представлен на карточке?

  Ученики выполняют задание.   Ученики выполняют задание.     Ученики выполняют задание.   Смесь графической и текстовой информации. Ученики второй группы отрабатывают навыки работы с мышью в тренажере «Наставник»: выполняют простейшие графические операции — раскраску рисунка по образцу.
7. Подведение итогов урока. 1. С какими видами информации мы познакомились? 2. Чем отличается визуальная информация от тактильной?   3. Чем отличается числовая информация от текстовой?     4. В каком виде представлена информация в следующих примерах: концерт симфонического оркестра, радиопередача, желтый цвет? Правильно!   1. Звуковая, графическая, числовая, текстовая, визуальная, вкусовая, тактильная, обонятельная. 2. Визуальная - информация, которую человек получает с помощью зрения, называется визуальной. Тактильная - информация, которую человек получает с помощью пальцев рук. 3. Числовая – информация, которую можно получить при решении примеров. Текстовая – информация, получаемая при чтении. 4. Зрительная и слуховая, слуховая, зрительная.
8. Домашнее задание. Придумать примеры информации различных видов. Спасибо за урок. До свидания. До свидания.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 7

1.1. Проблема развития познавательной активности                                                                  в научно-педагогической литературе. 7

1.2. Сущность понятия « познавательная активность ». 10

1.3. Влияние психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника. 15

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.. 20

2.1. Принципы организации уроков информатики. 20

2.2. Условия, способствующие развитию познавательной активности. 22

2.3. Способы и приемы развития познавательной активности на уроках информатики. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 33

Приложение 1. 33

Приложение 2. 44


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Процесс становления школьной информатики с момента введения в 1985 году в общеобразовательные школы курса «Основы информатики и вычислительной техники» характеризуется постоянным изменением концепций, образовательных стандартов, программ, что обусловлено совершенствованием материально-технической базы и изменением общественных потребностей.

Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования – развитии познавательной активности, формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся, в том числе и младших школьников.

Проблема развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время находила отражение в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского [16], Ж.Ж. Руссо [34], К.Д. Ушинского [40] и др.

В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов [11], В.П. Зинченко [14], Н.Ф. Талызина [36,], И.С. Якиманская [47] и др.). Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым [11,], Л.В.Занковым, Н.Б.Истоминой, Л.Г. Петерсон, Д.Б. Элькониным [46] и др.

Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А.Данилова,Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого,З.Ф.Чехловой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире, стать основой интеграции предметов начальной школы. Однако, несмотря на накопленный опыт обучения информатике в начальной школе, вопросы, связанные с влиянием информатики на учебный процесс в целом, и вытекающие отсюда проблемы отбора содержания обучения и методов формирования учебно-познавательной деятельности на уроках информатики остаются недостаточно исследованными. Массовый переход к обучению информатике в младшей школе происходит без достаточного методического обеспечения.

Значительный вклад в разработку вопросов становления информатики на начальном уровне внесли С.А. Бешенков, В.И. Варченко, Ю.М. Горвиц, А.В. Горячев, Е.Н. Зворыгина, А.Л. Камбурова, А.Ю. Кравцова, Я. Б. и др.

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.

Объект – процесс обучения младших школьников.

Предмет – эффективность развития познавательной активности младших школьников на уроках информатики.

Цель работы – показать роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников, направленных на повышение эффективности учебного процесса в начальной школе.

В соответствии с целью в ходе работы решались следующие задачи:

• анализ современного состояния проблемы развития познавательной активности в научно- педагогической литературе;

• определение сущности понятия познавательная активности младшего школьника;

• формулирование основ принципов организации уроков информатики;

• выявить совокупность педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности младших школьников;

• сформулировать приемы и способы развития познавательной активности на уроках информатики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: современные философские, педагогические, психологические и социологические концепции, раскрывающие закономерности активизации познавательной деятельности; историко-логический, системный, комплексный, синергетический, личностно-ориентированный подходы к процессу становления личности младшего школьника, теории личности, деятельности, общения, познания и творчества, саморегуляции и самореализации личности в процессе деятельности. В частности, идеи об интегральных характеристиках личности ( Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович ),  о необходимости формирования ориентировочной основы деятельности (Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), о значении формирования в процессе обучения особых познавательных структур - обобщенных схем мышления (П.Я. Гальперин), об особенностях и этапах творческой деятельности (Я.А. Пономарев, П.Я. Лернер, Л.Л. Гурова и др.).                             Использованы теоретические положения о психолого-педагогических особенностях детей младшего школьного возраста (А.А. Люблинская,          М.В. Матюхина, О.С. Газман, Ю.М. Горвиц и др.). В ходе работы применялись теоретико-методологический анализ литературных источников.

Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы состоит из 47 источников. Курсовая  работа включает в себя 54 страницы.

Во введении обоснована актуальность темы работы, определены объект, предмет, цель, задачи, и методология.

В первой главе «Развитие познавательной активности младшего школьника как научно-педагогическая проблема» проводится анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе, уточняется сущность понятия «познавательная активность», обсуждается ее содержание, анализируется влияние некоторых психических процессов, таких как память, внимание, мышление на развитие познавательной активности младшего школьника

Во второй главе «Реализация методов познавательной активности младших школьников на уроках информатики» рассматриваются условия, способы и приемы, способствующие развитию познавательной активности младших школьников на уроках информатики, выделяются принципы организации уроков.

В заключении обобщены результаты работы, изложены его основные выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.

В приложении содержатся материалы вспомогательного характера: разработки уроков для 2 класса.

 


Глава 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.