Проблема эффективности лидерства в современной управленческой литературе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопрос, что отличает настоящего лидера от простых людей, волновал человечество с незапамятных времен. В качестве решающих факторов в разные исторические эпохи выступали божественное (Христос) или просто знатное происхождение (Людовик XIV), спущенные с неба особые качества и знания (пророк Мухаммед), высокий рост и неординарная физическая сила (Петр Великий), исключительный интеллект (Ленин) или счастливое стечение обстоятельств (Екатерина Великая).

Российский исследователь Шекшни С. считает, что эффективным лидером является тот, кто имеет последователей и с их помощью достигает неординарных результатов, стабильно превышающих средние (по отрасли, региону, стране), - обеспечивает устойчивый рост доходов и курса акций на протяжении 20 лет (Джек Велш из «Дженерал Электрик»), за 5 лет увеличивает капитализацию зрелой компании в 2 раза (Михаил Ходорковский из «Юкоса»), выигрывает 9 чемпионатов мира подряд (хоккейный тренер Аркадий Чернышев). Причем лидеру совершенно не обязательно сосредотачивать в своих руках административную власть. Иисус Христос, семейство Медичи в средневековой Франции и даже Ден Сяопин в последние годы своей политической карьеры использовали косвенное влияние на ключевых людей и институты и были эффективными лидерами.

Лидер создает образ привлекательного для своих последователей будущего и доводит его до их сознания. Заряжая их созидательной энергией, он формирует у последователей определенные ценности и поведенческие нормы, мотивирует на достижение высоких результатов.

Реализация лидерского виденья требует использования ресурсов и согласованной работы последователей, т.е. создания организации. Лидер разрабатывает и с помощью последователей внедряет основные элементы организации: структуру, культуру, управленческие системы - вознаграждения, отбора, информационного обмена и т.д. В рамках созданной им организации эффективный лидер играет еще одну роль - развития своих последователей, их подготовки к решению более сложных задач.

Для эффективного исполнения лидерской роли требуются специальные навыки и качества, называемые на современном управленческом языке компетенциями. Успешные лидеры отличаются пониманием самих себя, собственных настроений и эмоций, а также способностью их регулировать, направлять в желаемое русло. Они также понимают эмоциональное состояние других и умеют устанавливать и поддерживать отношения с широким кругом людей.

Еще одно качество выделяет лидеров из среды простых смертных - сильная мотивация, несгибаемое стремление добиваться своей цели и исключительный уровень энергии, трансформирующийся в интенсивную социальную деятельность.

Виханский О.С. рассматривает феномен эффективного лидерства с точки зрения использования лидером власти.

Так, экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.

Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков.

Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.

Власть над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел.

Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть, связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Эффективное лидерство формируется в процессе непосредственного руководства людьми. В то же время можно выделить ряд характеристик, которые могут служить ориентиром при формировании эффективного лидерства (рис. 1).

Таким образом, талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Таким образом, важным критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Карпов В. выделяет три формы авторитета руководителя: 1)формальный авторитет; обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, 100% отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального авторитета.

Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется: 1) компетентностью руководителя; 2) его деловыми качествами; 3) его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

Таким образом, не существует определенных критериев определения эффективности лидерства, так же как и нет единого понимания сущности лидерства. Однако данная проблема привлекает большой интерес российских исследователей. Особенно много работ посвящено изучению особенностей лидерства и стилей руководства, вопросов повышения эффективности управления в современных российских организациях в связи с переходом большинства предприятий к новым формам собственности.



Заключение

 

Интерес к философии и практике лидерства в современном мире имеет под собой как социально-психологические, так и политические основания. Вокруг понятия лидерства и проблемы его развития шли и, видимо, будут идти споры. Это связано и с многозначностью, полифоничностью самого явления, и с разнообразием подходов к его природе. Во многом благодаря социобиологическим объяснениям лидера и лидерства в литературе о них сложилось, а в сознании части исследователей закрепилось несколько мифов. Пять из них привели в 1985 г. У. Беннис и Б. Нанус: лидерство - редчайшее умение; лидерами рождаются, а не становятся; лидеры - харизматики; лидерство существует только на верхушке организации; лидеры контролируют, направляют, подгоняют, манипулируют. Эти утверждения не остались в прошлом, а благополучно перенеслись в новое тысячелетие. К ним добавились и новые мифы: лидерство - продукт индивидуализма; лидерству бесполезно учить; лидерство невозможно развивать.

На протяжении многих лет лидерство активно изучалось у нас и за рубежом в различном контексте и на различных теоретических основаниях. В некоторых случаях лидерство описывается как процесс, но в большинстве теорий и исследований рассматривается фигура, завоевавшая понимание.

Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящейся к какой - либо общей для группы цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется тем, что лидерство проявляется всегда и везде, где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства членов группы.

Наиболее заметными лидерские отношения делаются в тех случаях, когда перед группой стоит задача перехода из одного состояния в другое, или когда группа занимается распределением ресурсов.

Большинство авторов сходятся на том, что лидерство - это теория или концепция, в которой, прежде всего, описываются отношения между лидером и последователями или членами группы (команды). Ясно - если есть лидер, то должны быть и последователи.

Лидер занимает свое положение либо в результате более эффективной деятельности, либо он обладает способностью определенным образом влиять на членов группы, благодаря присущим ему личностным качествам или в результате сложившейся ситуации.

Отмечается, что взаимодействие между лидером и другими членами группы возникают ради решения общих проблем или достижения общегрупповых целей. Причем групповая деятельность осуществляется членами группы добровольно, опять же вследствие влияния лидера.

Некоторые исследователи указывают, что эта деятельность ведет к социальным изменениям и, в конечном счете, к развитию общества. Мы же остановимся на том, что лидерство это - реализация оптимальной в некотором смысле системы внутригруппового взаимодействия (взаимодействия между членами группы), направленного на достижение общегрупповых целей. И отметим, что на протекание данной деятельности и ее результат могут оказывать влияние способность лидера решить задачу ситуационного анализа и адекватности его действий в данной ситуации.

В ходе различных исследований был разработан ряд теорий лидерства. Таких как теория личностных качеств, поведенческий подход и ситуационная теория лидерства. Каждая из теорий закрывала некоторую часть проблемы, но не давала целостности. Ни одна из них не была до конца принята и подвергалась критике, но результаты всех так или иначе использовались и используются в практике. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации. Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей. Однако, на сегодняшний день нет единой теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение теоретиками и практиками феномена лидерства и фигуры лидера.

В ходе исследований Далгаарда определились основные ценности лидера: взаимное уважение, доверие, терпимость, любознательность, мужество. В настоящее время лидерство становится полномочием, которое невозможно делегировать. Невозможно делегировать потому, что нельзя быть лидером по назначению, и потому, что лидерство - это, прежде всего, ответственность. Ответственность же, либо берут, либо нет. Даже в тех случаях, когда ответственным назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все превращается в пустую формальность. Ответственность - это то, без чего в принципе не бывает истинного лидерства, но это требование к лидеру далеко не единственное. Остальные требования, которые предъявляются обществом к современному лидеру имеют два аспекта: они определяют его успешность и постоянно изменяются со временем, так как меняется ситуация в мире.

Таким образом, о лидерстве написано много книг, еще больше статей, тема лидерства разрабатывается психологами, социологами, специалистами в области менеджмента и в области качества, но одной признанной и принятой концепции лидерства до сих пор не существует.



Список литературы

1.Адлер Ю.П., Липкина В.В. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности. (http://www.big.spb.ru/publications)

2.Альтманн Г.Х. Звёздные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории. - Пер. с нем. - М.: АО "Интерэкспорт", 1999. - 272 с

3.Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.-264с

4.Ананченко М.Ю. Лидерство и мифы о лидерстве. (http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/23/7/8?page=&print=1)

5.Вересов Н.Н. Эффективное управление: психологические критерии. (www.i-u.ru)

6.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 528 с. В роли лидера успешной команды: Пер. с англ./ Под ред. Моррис С., Уилкокс Г., Нейзел Э. - Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2002.-180с.

7.Джимми Т. Бойетт Существенные характеристики лидеров (http://www.proteu.ru/articles_up.html#10)

8.Джуэлл Лидерство в новую эпоху (http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=8&l=294)Дитлс Р. Парадигма лидерства. (http://hyperity.km.ru/)

9.Евдокимов А. В ожидании лидера. // Управление персоналом. – 2001. - № 11-12. – С. 33-36

10.Иванов Ю. Соционическая типология руководителей. // Управление персоналом. – 2003. - № 10. – С. 59 - 61

11.Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебник -М.: Гардарики, 2003.-582с.

12.Кочеткова А.И. Введение в организационное лидерство (фрагмент из книги). // Управление персоналом. – 2001. - № 11-12. – С. 38-45

13.Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 438 с.

14.Кретов Б.И. Современные западные концепции лидерства // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4. – С. 34-38

15.Лившиц И. Деловой рейтинг руководителя. // Управление персонала. – 2001. - № 11-12. – С. 29-32

16.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.-702с.

18.Минделл А. Лидер как мастер единоборства Ч. 1/ - М.: ОАО «Фриста», 1993. – 284 с.

19.Молоканов М. Лидер: вдохновлять или управлять? // Отдел кадров. – 2001. - № 21 (электронный ресурс: http://www.trainings.ru/articles/258)

20.Определение лидерства российскими учеными (электронный ресурс: http://www.univer.omsk.ru/omsk/socstuds/leadership/opred.htm)

21.Общий и специальный менеджмент: Учебник // Общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 568 с.

22.Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.,1990. (http://defacto.examen.ru/db/ExamineBase/)

23.Пью Д.С., Хиксон Д.Дж. Исследователи об организациях. – М.: МДЦО «ЛИНК», 1999. – 238 с.

24.Социальная психология: Учебное пособие/ Ред. Сластенина В.А.-М.: Academia, 2002.-263с.

25.Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учебное пособие/ Под ред. Каменской В.К.-М.: Академия, 2002.-160 с.

26.Социальная психология на рубеже веков: История, теория, исследования. Ч.1: Учебник / Под ред. Семечкина Н.И. - Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2002.-387с.

27.Савран Р.В. Проблемы лидерства в современном менеджменте (электронный ресурс: http://manag.kneu.kiev.ua/rus/articles/1_6.html)

28.Современная западная социология: Словарь. - М., 1990. (http://defacto.examen.ru/db/ExamineBase/)Тренинг лидерства. / Ред. Кристофер Э., Смит Л.-СПб: Питер, 2001.-320с.

29.Шекшни С. Лидерство в современно бизнесе (фрагмент из книги). // Управление персоналом. – 2003. - № 3. - С. 68-73

30.Шекшни С. Лидерство в современно бизнесе (фрагмент из книги). // Управление персоналом. – 2003. - № 4. – С. 63-667



Приложение 1

Таблица 1.Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План — основа действий Видение — основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем

Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – С. 478

 



Приложение 2

Таблица 2.Семь основных навыков лидера по Барту Нанусу.

Навык Разъяснение
Прозорливость Вы твердо смотрите за линию горизонта, даже если вам приходится отступать.
Искусство осуществления перемен Вы регулируете скорость, направление и ритм перемен в организации таким образом, чтобы ее рост и эволюция соответствовали ходу внешних событий.
Способность к построению организаций Вы - создатель организаций, и ваше наследие - это фирма, способная добиться успеха в реализации видения желаемого будущего.
Способность к опережающему обучению Вы учитесь всю жизнь и преданы делу обучения персонала.
Инициативность Вы демонстрируете способность претворять задуманное в жизнь.
Совершенное понимание взаимозависимости Вы побуждаете других принимать и разделять идеи друг друга, доверять друг другу, доброжелательно и часто общаться, искать такие решения проблем, которые требуют сотрудничества.
Высокая честность и цельность характера Вы справедливы, честны, терпимы, надежны, заботливы, открыты, лояльны и преданы лучшим традициям прошлого.

 

Источник: Джимми Т. Бойетт Существенные характеристики лидеров (http://www.proteu.ru/articles_up.html#10)

 

 



Приложение 3

Таблица 3.Качества лидеров по Джону Гарднеру

Качество Разъяснение
Жизненная сила и неутомимость У вас высокий энергетический уровень, и вы физически выносливы.
Интеллект и способность рассуждать в процессе деятельности Вы способны совмещать проверенные и сомнительные данные и интуитивные догадки и на этой основе приходить к выводу о том, что события будут развиваться в правильном направлении.
Готовность принимать на себя ответственность и обязанности У вас есть импульс к общественной инициативе. Вы выступаете тогда, когда никто на это не решается.
Компетентность в решении задачи Вы понимаете задачу, которую предстоит решить.
Понимание подчиненных, коллег и знание их нужд Вы понимаете различных людей, с которыми работаете.
Навыки работы с людьми Вы способны точно оценить готовность подчиненных двигаться в заданном направлении или их нежелание делать это. Вы извлекаете максимальный эффект из их мотивов и понимаете их чувства.
Потребность в достижении результата Вы испытываете внутреннее побуждение добиваться результата.
Способность мотивировать других Вы способны убеждать людей в процессе общения и подвигать их к действию.
Смелость, решительность, упорство Вы готовы рисковать, никогда не сдаетесь и настойчиво проводите свою линию.
Умение завоевывать и сохранять доверие Вы обладаете необычайной способностью завоевывать доверие людей.
Способность управлять, принимать решения, определять приоритеты Вы очень хорошо выполняете традиционные управленческие задачи: формулируете цели, определяете приоритеты, выстраиваете последовательность действий, выбираете помощников и делегируете полномочия.
Уверенность Вы постоянно берете на себя руководство и всегда уверены, что остальные положительно отнесутся к этому.
Способность к господству, доминированию, самоутверждению У вас есть потребность и склонность главенствовать над другими.
Способность к адаптации, гибкость Вы способны быстро и без колебаний отказаться от бесполезной тактики в пользу других действий, а если и они окажутся неэффективными, то вы продолжите поиски.

Источник: Джимми Т. Бойетт Существенные характеристики лидеров (http://www.proteu.ru/articles_up.html#10)



Приложение 4

Таблица 4Психологические типы руководителей

 

Рациональность

Иррациональность

Экстраверсия Логика деловая Этика эмоций Сенсорика волевая Интуиция возможностей
    Командный Эмоциональный Силовой Находчивый
    Джек Штирлиц Гюго Гамлет Наполеон Жуков Дон Кихот Гексли
Интроверсия Логика отношений Этика отношений Сенсорика ощущений Интуиция времени
  Эксперт Чувствительный Уютный Прогнозист
    Робеспьер Максим Драйзер Достоевский Дюма Габен Бальзак Есенин
Ориентация Деловая область Человеческая область Результат Процесс

Источник: Иванов Ю. Соционическая типология руководителей. // Управление персоналом. – 2003. - № 10. – С. 60

 

Рис. 1. Черты эффективного лидерства

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.