Мероприятия в процессе занятия спортом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

                                                                         Физическая активность переживает бум. Доказательства повсюду. На улицах городов и проселочных дорог мелькают бегуны и занимающиеся спортивной ходьбой. Полки магазинов ломятся от публикаций, посвященных спорту и оздоровительным тренировкам. Списки клубов здоровья и студий аэробики занимают в наших телефонных справочниках десятки страниц.     

Взрыв популярности занятий спортом для отдыха и восстановления сил, для обеспечения хорошей физической формы и состояния здоровья за последнюю четверть века совершенно справедливо рассматривается как революция в образе жизни. Спорт и физическая активность принесли удовольствие и огромную пользу здоровью миллионам людей. Но было бы неблагоразумно игнорировать серьезный негативный аспект расцвета спорта и физической активности, а именно травмы.

       Специалисты в области спортивной медицины отреагировали на рост числа повреждений уделением большего внимания вопросам предупреждения травм, созданием новых методов диагностики и лечения, оказанием содействия развитию реабилитации как незаменимой помощи при полном восстановлении после повреждений.

       Конечно, если увеличивается число участников в активности, потенциально способной привести в травме, число повреждений неизбежно должно увеличиться. Вместе с бумом популярности физических упражнений драматически выросло число «традиционных» спортивных травм: растяжений, ушибов, переломов. Показательно, что если оценивать относительную встречаемость острых повреждений, то она уменьшается. Это связано с возросшим уровнем надзора, тренерской работы, введением правил, улучшением снаряжения. Например, по данным Национальной ассоциации мест катания на лыжах, травмы в горнолыжном спорте снизились с 6 повреждений на 1000 визитов лыжников до 2,5-3 на 1000 визитов лыжников. Это сокращение, приписываемое главным образом улучшению снаряжения и поведения лыжников, представляет собой 50% уменьшение по сравнению с началом восьмидесятых годов.[1]

       Итак, начнем с того, что профилактика спортивного травматизма – это комплекс организационно-методических мероприятий, направленный на постоянное совершенствование материально-технического обеспечения, улучшение условий проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований, постоянное повышение квалификации тренерско-преподавательского состава. В соответствии с различными причинами возникновения травм при занятии спортом выделяют следующие особенности профилактики:

       - строжайшее выполнение всех требований общей методики занятий физическими упражнениями;

       - составление планов и выбор методики занятий в соответствии не только с программами, но и с состоянием здоровья, с уровнем физического развития и тренированности занимающихся;

   - обеспечение полноценной разминки и исключение острой перегрузки на занятиях;

       - обеспечение страховки, взаимостраховки и самостраховки;

       - правильное размещение занимающихся в спортивном зале, на площадке, стадионе;

       - строгое выполнение инструкций и правил безопасности;

     - применение «опасных» упражнений в форме учебных схваток, игр;

       - контроль за состоянием и строительством спортивных сооружений и других мест занятий;

       - систематический контроль за спортивным оборудованием, снаряжением, одеждой; систематическое проведение инструктажа работников спортивных сооружений и занимающихся.

- строгое выполнение врачебных рекомендаций, повышение уровня медицинской грамотности преподавателей, тренеров и спортсменов, хороший контакт в их работе с врачом.[2]

         Представление о том, что лечение и реабилитация представляют две различные фазы при ведении спортивной травмы, является устаревшим. Лечение и реабилитация должны происходить одновременно. То, насколько рано в настоящее время спортивные врачи начинают реабилитацию у спортсменов, представляет только один пример того, какого развития достигла эта область. В самом деле, достижения в области реабилитации выделяются, как ни в какой другой сфере спортивной медицины.

       Восстановление (реабилитация) представляет собой процесс, при котором, используя упражнения, мануальную терапию (массаж и манипуляции), терапевтические факторы, такие, как ультразвук и электростимуляция, спортсмена возвращают в состояние готовности к занятиям спортом. Реабилитация обычно происходит под надзором физиотерапевта, который в настоящее время является незаменимым членом спортивных команд.

       Спортсмены и обычные любители спорта, которые не занимаются реабилитацией после травмы, навряд ли смогут восстановить функционирование поврежденных частей организма, помимо этого, у них велика вероятность повторных повреждений. Основной фактор, предвещающий травму – это наличие предыдущего повреждения.  Восстановление может разрушить порочный круг повреждение/повторное повреждение, при условии соответствия реабилитации характеру повреждения, и если программа упражнений направлена на восстановление спортивной готовности, а не на простое облегчение симптомов. К сожалению, некоторые врачи пренебрегают реабилитацией при лечении спортивных травм и пытаются только снять симптомы.

       Наряду с необходимой квалификацией для восстановления полной физической функции, спортивные врачи и физиотерапевты наблюдают и за тревожными признаками плохой адаптации к травме.

       К основным принципам реабилитации относятся:

- возможно раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия, дополнять их.

- непрерывность реабилитации как основа ее эффективности.

- комплексный характер реабилитационных мероприятий. В реабилитации должны участвовать не только медицинские работники, но и другие специалисты: психолог, социолог и др. реабилитационные мероприятия должны обязательно проводиться под руководством врача.

- индивидуальность системы реабилитационных мероприятий. Учитывается течение процесса заболевания, характер людей в различных условиях их жизни и трудовой деятельности, что требует строго индивидуального составления реабилитационных программ для каждого больного. [3]

     Очень важна в восстановлении после травм лечебная физкультура. Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

       Различают общую и частную методики ЛФК. Общая методика ЛФК предусматривает правила проведения занятий (процедур), классификацию физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного занятия (процедуры), формы применения ЛФК, схемы режимов движения. Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, возраста, физической подготовленности больного. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими, что обеспечивает общую и специальную тренировки. [4]

       С первых дней занятий больного следует обучать правильному дыханию и умению расслаблять мышцы. Расслабление легче достигается после энергичного мышечного напряжения. Музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность.

       Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы природы. Физических упражнений много, и они по-разному влияют на организм. Однако же все они применяются для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания.   

        В заключении хотелось бы отметить, что в большинстве случаев при занятии спортом многое зависит от самих занимающихся. Очень важно каждому ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Также большое внимание стоит уделять технике безопасности и условиям проведения занятий. Именно так можно будет избежать многих травм и вытекающих из этого малоприятных последствий.

Литература

1.Энциклопедия спортивной медицины. Л.Майкели, М.Дженкинс. С.-П. Лань, 2002, [1] Стр.9 

2. Учебник под ред. В.Л.Карпмана «Спортивная медицина». М.: Физкультура и спорт, 1997, Стр.251

3. Травматология и ортопедия. Учебник, Г.С.Юмашев, С.З. Горшков. М.: Медицина, 1990, Стр.174

4. Лечебная физкультура и массаж: Учебно-методическое пособие для мед. Работников. М.: Советский спорт, 2001. Стр.32

 

Круговая тренировка в системе подготовки баскетболистов

                                                                 

       Суть кругового метода проведения заключается в том, что упражнение выполняется последовательно с запрограммированным количеством и интенсивностью повторений каждого из них. При этом характер движений, интенсивность и объем упражнений определяется в зависимости от задач занятий, К выполнению упражнений по круговому методу приступают после предварительного изучения заданий с учетом уровня возможностей занимающихся и обязательно после разминки.

       Эффективность этого метода тренировки значительно повышается с включением элемента соревнований, когда занимающийся в тренировках по этому способу, соревнуется со своими предшествующими временными и количественными показателями.

Круговая тренировка используется как комплексная тренировка тактических действий, техники игры и как метод развития физических качеств и специальной работоспособности, необходимых баскетболисту для осуществления эффективной игровой деятельности.

Упражнения подбираются так, чтобы обеспечить последовательное воздействие на все основные мышечные группы, одновременно дать достаточную нагрузку на деятельность функциональных систем организма.

       Направленность, комплекс упражнений, дозирование нагрузки и другие составляющие данной методики определяются задачами тренировки, возрастом, полом, уровнем подготовленности занимающихся. Методическую основу круговой тренировки составляет многократное выполнение предлагаемых упражнений, действий в условиях точного дозирования. Можно использовать и приблизительное регулирование нагрузки, но при сохранении последовательности выполнения упражнений (прохождения т.н. станций).

Варианты круговой тренировки различаются по характеру нагрузки, т.е. может иметь непрерывный характер или прерываться интервалами отдыха.

       Для проведения тренировки с использованием кругового метода заранее составляется комплекс упражнений с определением на площадке места их выполнения («станции»). Дозировка определяется после тестирования на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения, а также устанавливается система повышения нагрузки. После каждого этапа подготовки игроков с использованием кругового метода, рекомендуется проводить тестирование по каждому упражнению (МТ) и сравнить его результаты с исходными. Под максимальным тестом подразумевают максимальные двигательные возможности баскетболиста в упражнении. Максимальный тест проводится в форме соревнований. Его показатели: максимальное повторение упражнений или максимальное гремя выполнения упражнения. Полученные данные используются для определения индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий.

       Максимальный тест должен систематически замеряться через определенные промежутки времени (4-8 недель) и быть физиологически обоснован. Строго индивидуальная дозировка нагрузки - главная особенность кругового метода. Оценка достижений по максимальному тесту, прироста нагрузки, учет результатов и карточка достижений спортсменов - все это дает наглядное представление о развитии работоспособности по ее количественным показателям (общему количеству повторений упражнений, времени прохождения каждого круга, «станции» и т.д.). Сравнение же реакции ЧСС на очередную нагрузку в кругах позволяет сулить о том, насколько успешно адаптируется организм к нагрузке.

       При проведении круговой тренировки нормирование нагрузки осуществляется по принципу единства общего и индивидуального подхода, все занимающиеся получают одинаковые задания и в то же время, индивидуальные возможности каждого не нивелируются. В итоге повышается интерес к занятиям. Успешность решения задач круговой тренировки зависит от того, насколько хорошо подобраны и разучены упражнения, которые составляют круговую тренировку, от правильности методики повышения нагрузки, т.е. насколько они соответствуют индивидуальным показателям максимального теста, выполненного баскетболистом.

       Станции могут быть оснащены различным специальным оборудованием, тренажерами и приспособлениями, диагностике - управляющими -симплексами, предназначенными для решения разнообразных задач, возникающих в процессе спортивной тренировки.

Круговая тренировка в некоторых упрощенных ее вариантах, может быть использована для индивидуальных самостоятельных занятий и как комплекс упражнений для домашних заданий.

Например, комплекс общеразвивающих упражнений для самостоятельных заданий, который направлен на развитее основных мышечных групп и построен по принципу «сокращенного круга» тренировки, рис. 1.

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, носки ног на повышенной опоре (стул).

2. Сед углом (опираясь только на ягодицы):

а). Разведение ног в стороны и сведение;

б). Сгибание ног, подтягивая колени к груди и выпрямление;

в), разведение и сведение ног со скрещиванием.

3. Приседания на одной ноге.

4. Из основной стойки - наклоны туловища с поворотами (при выпрямлении - мах ногой назад, попеременно).

             Рис.1 

       В баскетболе успешное выполнение технических специфических действий игроками, а также реализация тактических замыслов команды во многом зависит от функциональной подготовленности организма спортсменов, которая определяется уровнем аэробных и анаэробных возможностей. Недостаточное их развитие, является одним из фактов лимитирующих эффективность соревновательной деятельности баскетболистов.

В определенных игровых ситуациях (проведение быстрого прорыва, длительного прессинга или его применение в конце игры, ускорение темпа игры, вхождение игрока в игру при заменах и т.д), требующих от игрока высоких уровней функционирования за короткое время - скорость развертывания функциональных и метаболических реакций, а также анаэробные лактатные возможности организма, позволяют игрокам действовать с высокой интенсивностью.

       В практике подготовки баскетболистов надо учитывать, что ограниченные аэробные возможности организма спортсменов не создают предпосылок для развития других сторон энергообеспечения, в частности, анаэробных лактатных возможностей.

Поэтому тренировочные занятия или его отдельные части, построенные по принципу круговой тренировки различной направленности, в сочетании с другими формами построения тренировочного процесса, способствуют развитию специальной работоспособности, за счет аэробных возможностей организма, экономичности функционирования систем и реализации аэробного потенциала организма.

Аэробная производительность - верхний предел скорости потребления кислорода или максимальное потребление его (МПО2). Аэробная производительность определяет величину работы, которая может быть выполнена человеком при интенсивной физической нагрузке за 10-30 минут - работа большой мощности по классификации Фарфеля B.C. (Ткачук В. Г. в соавт., 1991).

Интегральным показателем аэробной производительности, является максимальное количество кислорода, которое человек способен потреблять в течение одной минуты.

Аэробные возможности проявляются в упражнениях большой и умеренной интенсивности, где в процессе работы можно полностью покрыть кислородный запрос. Р таких условиях при нагрузках равномерной интенсивности обычно длительно сохраняется устойчивое состояние в потреблении кислорода. В кратковременных упражнениях высокой интенсивности, когда невозможно доставить необходимое количество кислорода к работающим мышцам и во внутренней среде организма наступают выраженные сдвиги, имеет значение так называемая анаэробная производительность.

Аэробная производительность - верхний предел скорости потребления кислорода или максимальное потребление его (МПО2). Аэробная производительность определяет величину работы, которая может быть выполнена человеком при интенсивной физической нагрузке за 10-30 минут - работа большой мощности по классификации Фарфеля B.C. (Ткачук В. Г. в соавт., 1991).

       Интегральным показателем аэробной производительности, является максимальное количество кислорода, которое человек способен потреблять в течение одной минуты.

Аэробные возможности проявляются в упражнениях большой и умеренной интенсивности, где в процессе работы можно полностью покрыть кислородный запрос. В таких условиях при нагрузках равномерной интенсивности обычно длительно сохраняется устойчивое состояние в потреблении кислорода. В кратковременных упражнениях высокой интенсивности, когда невозможно доставить необходимое количество кислорода к работающим мышцам и во внутренней среде организма наступают выраженные сдвиги, имеет значение так называемая анаэробная производительность.

       Поскольку аэробные и анаэробные процессы в мышцах имеют ограничения и протекают одновременно, максимальная производительность индивидуума определяется суммой аэробной и анаэробной производительности.

Анаэробная производительность - способность к освобождению энергии в мышцах (выполнению работы) за счет анаэробных процессов. Анаэробное энергообразование в мышцах имеет жизненно важное значение, поскольку дает возможность освобождать энергию в условиях недостаточного кислородного снабжения мышечной ткани. Аэробную производительность определяют: мощность внутриклеточных анаэробных ферментативных систем, запасы энергетических веществ, служащих субстратом анаэробных превращений в мышцах, степень совершенства компенсаторных механизмов обеспечивающих поддержание внутреннего гомсостаза в анаэробных условиях мышечной деятельности, уровень развития тканевых адаптации, позволяющих выполнить напряженную работу при резко выраженных изменениях внутренней среды организма. В анаэробных условиях большое значение имеет психическое состояние человека и его мотивация, от которой зависит способность сопротивляться утомлению.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.