Обязанности методического руководителя практики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОМОШНИК УЧАСТКОВОГО

ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА ПОЛИКЛИНИКИ

Учебно-методическое пособие для студентов V курса по летней производственной практике

 

2-ое издание

 

 

Белгород

2010

 


 ПРОГРАММА ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики - ознакомление с организацией терапевтической службы лечебно-профилактических учреждений, освоение принципов и методов работы участкового врача, приобретение студентами практических навыков в диагностике и лечении терапевтических заболеваний, диспансеризации, реабилитации и профилактике в условиях поликлиники.

Задачи практики:

1. Расширение и закрепление знаний, полученных при изучении внутренних болезней и организации здравоохранения.

2. Ознакомление с организацией работы участкового врача, методикой поликлинического приема, оказания помощи на дому.

3. Усвоение навыков ведения основной учетно-отчетной документации участкового врача.

4. Изучение основ медико-социальной экспертизы.

5. Освоение методики диспансеризации.

6. Усвоение навыков первичной и вторичной профилактики.

7. Усвоение навыков реабилитации на амбулаторно-поликлиническом этапе.

8. Ознакомление с порядком лекарственного обеспечения льготных категорий пациентов.

9. Освоение методов определения основных показателей деятельности врачебного участка и амбулаторно-поликлинического учреждения.

10. Привитие студентам навыков учебно-исследовательской работы.

11. Воспитание у студентов трудовой дисциплины и профессиональной ответственности.

12. Подготовка студентов к самостоятельной трудовой деятельности.

Основные положения практики

Организация практики

Производственная практика по внутренним болезням студентов V курса продолжительностью 24 рабочих дня проводится после окончания весенней экзаменационной сессии в июле месяце (X семестр). Студенты работают в амбулаторно-поликлинических учреждениях в качестве помощников участковых врачей под контролем заведующих терапевтическими отделениями поликлиник (общие руководители), под руководством участковых врачей-терапевтов (непосредственные руководители) и ассистентов кафедры (методические руководители).

График работы студента в поликлинике согласовывается с графиком работы прикрепленного участкового врача-терапевта. Вместе с участковым врачом студент ведет прием в поликлинике (3 часа) и обслуживает больных на дому (3 часа). Нормы нагрузки на приеме - 5 больных в час, при обслуживании на дому - 2 больных в час.

В процессе прохождения практики продолжается учебно-воспитательный процесс. При этом уделяется большое внимание этико-деонтологическим аспектам будущей профессии, воспитывается чувство гуманного отношения к пациентам. Студенты во время практики, наблюдая за работой участкового врача поликлиники и участвуя в ней, должны еще раз убедиться в том, какое важное значение в правильной диагностике, лечении и профилактике имеют знания и навыки, полученные на предыдущих курсах.

Во время прохождения практики студенты заполняют дневник установленной формы. Записи в дневнике ежедневно подписываются участковым врачом с его печатью. Качество и регулярность ведения дневника ежедневно контролируется методическим руководителем.

В ходе практики студенты участвуют в учебно-исследовательской работе кафедры (УИРС): выполняют курсовую работу и реферат по одной из прилагаемых тем. По завершению практики организуется студенческая итоговая конференция.

По окончании практики на каждого студента непосредственным руководителем составляется характеристика.

Студенты, успешно выполнившие программу практики, допускаются к зачету, который проводится преподавателями кафедры и общими руководителями.

Места проведения практики: городские и районные поликлиники.

Общее руководство практикой студентов осуществляется кафедрой внутренних болезней №2 медицинского факультета БелГУ. Для этой же цели, из расчета не более 30 студентов на одного преподавателя, выделяются ассистенты.

По окончании практики студенты должны представить на кафедру следующие документы:

1. Дневник практики.

2. Характеристика от непосредственного руководителя.

3. Курсовая работа.

4. Реферат.

5. Замечания и предложения по совершенствованию практики.

В дневнике ежедневно отражается проделанная работа. 

Указывается количество больных, обслуженных на дому, с приведением паспортных данных, номера амбулаторной карты, диагноза, цели посещения (вызов, активное посещение, диспансеризация и т.д.) и его результатов. Затем даётся характеристика всех принятых в поликлинике больных по нозологическим формам. Например: ОРЗ -5 чел., ИБС - 3 чел., хронический бронхит - 2 чел., язвенная болезнь – 1 чел. и т.д.

Здесь же в качестве примера приводятся основные данные на одного из больных: Ф.И.О., возраст, профессия, жалобы, анамнез, объективные данные, полный клинический диагноз, программа лечения и реабилитации.

Например: Иванов П.Т., 56 лет, Место работы: Автоколонна №1234, должность - слесарь по ремонту автомобилей. Амб. карта №302165. Адрес: ул. Курская-98, кв.120.

Жалобы на боли за грудиной при ходьбе по лестнице на 1-2 этажа или на 1 квартал, с иррадиацией в левую лопатку, купирующуюся в покое или после приема 1 таблетки нитроглицерина, одышку при небольшой физической нагрузке, слабость.

Анамнез. Эпизоды повышения АД отмечает с 40 лет. Около 8 лет артериальное давление сохраняется на цифрах 150/90мм Hg. Антигипертензивные препараты принимал эпизодически («боится осложнений на печень»). Боли за грудиной и одышка появились около полугода, неоднократно обследовался в условиях поликлиники и стационара. Постоянно получает антиангинальные препараты, состояние стабилизировалось, находится под постоянным наблюдением врача.

В анамнезе жизни - курит 30 лет до 1 пачки сигарет в день, алкоголь употребляет умеренно. Обратился в связи с очередным диспансерным осмотром.

Объективно: Кожные покровы и слизистые чистые. Лицо одутловато, гиперемировано. Рост -176 см, вес – 98 кг. Над легкими перкуторно - легочный звук с умеренным притуплением в базальных отделах с обеих сторон, аускультативно – дыхание жестковатое, хрипов нет. ЧДД в покое – 20 в 1'.

Относительные границы расширены влево на 1,5-2 см, тоны приглушены, ритм нарушен по типу экстрасистолии. ЧСС – 84 в 1'. АД – 165/95 мм рт. ст.

Живот увеличен в объеме за счет подкожно-жировой клетчатки, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон. Голени пастозны. Стул и диурез без особенностей.

DS : Основное заболевание: ИБС. Стабильная стенокардия напряжения, II функциональный класс. Атеросклероз коронарных артерий, желудочковая экстрасистолия. СН IIА ст., ФК III.

Сопутствующие заболевания: Гипертоническая болезнь II стадия, II степень, риск IV, гипертоническая энцефалопатия, ангиопатия сетчатки.

Хронический бронхит курильщика, фаза ремиссии. Пневмосклероз. Эмфизема легких. ЛН I ст.

Ожирение II степени.

Лечебно-диагностические мероприятия:

1) Анализ крови и мочи клинический.

2) Кровь на сахар.

3) Биохимическое исследование крови: общий белок и фракции, общий холестерин, липопротеиды разной плотности, ЩФ, АЛТ, АСТ, общий билирубин и фракции, мочевина, креатинин, коагулограмма.

4) ЭКГ.

5) ЭхоКС.

6) УЗИ печени, почек.

7) Консультации окулиста (глазное дно), невролога.

8) Назначено:

Rp: Nitrosorbidi 0,01 № 50 in tabl.

DS: no 1 таблетке 4 раза в день после еды.

Rp: Lercamen 0,01 № 50 in tabl.

DS: по 1 таблетке 1 раз в день.

9). Рекомендовано: стол №10 со снижением калорийности пищи, лечебная физкультура.

11) Очередной осмотр – через месяц.

12) Группа диспансерного наблюдения – IIIб.

 

Рекомендуется в качестве примера приводить данные о больных с разными заболеваниями. Запись в дневнике за каждый день подтверждается подписью и печатью участкового врача. Студент должен иметь бланк "Отчёта о практике". В нём студент по завершении практики даёт характеристику лечебного учреждения (согласно имеющимся вопросам), высказывает пожелания, замечания по организации практики, указывает общее количество обслуженных на приёме и на дому больных (отдельно диспансерных) и ставит свою подпись. В отчете участковым врачом пишется характеристика студента, где указывается отношение к работе, дисциплина, деловые качества. Характеристика заверяется подписью и печатью. Здесь же методическим руководителем ставится оценка по практике.

В первые дни практики студенты получают у преподавателя тему учебно-исследовательской работы (УИРС). Работа выполняется самостоятельно под руководством методического руководителя и представляется на проверку за 1 неделю до окончания практики.

Содержание практики

 

Работа на врачебном участке

 

В начале практики студент работает на участке совместно с участковым терапевтом. В дальнейшем целесообразна самостоятельная работа.

Студент должен уметь:

a) Составить паспорт врачебного участка.

b) Оценить экологические, социальные, бытовые условия жизни населения участка.

c) Организовать санитарно-просветительную работу с населением врачебного участка.

d) Осуществить посещение больного с острым заболеванием или обострением хронического заболевания.

e) Осуществить посещение больного диспансерной группы.

f) Осуществить посещение контактных больных в очаге инфекции и организовать карантинные мероприятия.

g) Организовать плановую и ургентную госпитализацию больных.

h) Дифференцировать абсолютные и относительные показания к госпитализации.

i)    Организовать «стационар на дому».

j)    Назначить пациенту, находящемуся в «стационаре на дому», необходимые исследования (анализы крови, мочи, кала, ЭКГ, УЗИ и.т.д.) и лечебно-профилактическую программу.

 

Диспансеризация населения

Студент должен усвоить, что диспансеризация - важнейшее звено в работе участкового врача.

Студент должен знать:

a) Основные нормативные документы Правительства РФ, Минздрава РФ, органов самоуправления субъектов Российской Федерации, определяющие порядок диспансеризации населения.

b) Четыре группы диспансерного наблюдения:

I группа - здоровые люди, не предъявляющие жалоб, не имеющие хронических заболеваний в анамнезе. При обследовании таковых не обнаруживаются изменения со стороны здоровых органов и систем, результаты лабораторных, диагностических исследований без отклонения от нормы. Подлежат обследованию не реже одного раза в год с целью выявления начальных проявлений заболевания.

II группа - лица с факторами риска, предрасположенные к заболеваниям, и отмечающие в анамнезе хроническое заболевание и вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), которые не влияют на трудоспособность и социальную активность, либо имеют факторы риска в отношении заболеваний сердечнососудистых, онкологических, эндокринных, неспецифических заболеваний легких, болезней органов пищеварения и др. Подлежат обследованию не менее двух раз в год с проведением мероприятий оздоровительного характера.

III группа:

а) хронические больные с компенсированным течением заболевания:

б) больные с субъкомпенсированными процессами, дающие частые обострения/часто и длительно болеющие;

в) больные с декомпенсированными заболеваниями, требующие постоянного наблюдения и лечения по показаниям.

IV группа – пациенты, требующие госпитализации, экстренного оперативного лечения.

c) Объемы клинико-лабораторных исследований во время диспансерного наблюдения пациентов с наиболее часто встречающимися заболеваниями внутренних органов.

d) Порядок документирования результатов диспансеризации (ф. 131/у-86,             ф. 030/у).

e) Критерии к определению качества диспансеризации и её эффективности:

1. Перевод больного в 1 группу.

2. Стойкое улучшение состояния здоровья - на протяжении последних лет не отмечалось обострения хронического заболевания, отсутствие выраженных функциональных нарушений, трудоспособность сохранена (перевод во 2 группу).

3. Временное улучшение состояния здоровья - в процессе лечения наступает улучшение, а между курсами лечения отмечается обострение, которое, однако, протекает в более лёгкой форме. Все методы обследования свидетельствуют о положительной динамике. При компенсированном течении болезни возможен перевод больного в 3 группу подгруппу «а».

4. Состояние здоровья больного остаётся без изменений - в клинической картине отсутствуют изменения, лечение даёт кратковременное улучшение.

Данные обследования свидетельствуют об активном течении болезни. Группа диспансерного наблюдения такая же.

5. Ухудшение состояния больного - болезненный процесс постоянно прогрессирует, несмотря на проводимое лечение (подгруппа «б» и «в» 3 группы диспансерного наблюдения).

6. Временная утрата трудоспособности - состояние здоровья ухудшается, больной временно не может выполнять свои служебные обязанности и освобождается от работы, однако есть уверенность в том, что в короткий срок (не более 3 мес.) наступит улучшение или выздоровление (подгруппа «б» 3 группы диспансерного наблюдения).

7. Первичная инвалидность - в связи с ухудшением состояния здоровья больной теряет работоспособность на длительное время (более 6 мес.) и нуждается в переводе на инвалидность 3, 2 или 1 группа (подгруппа «в» 3 группы диспансерного наблюдения.

8. Снятие с учёта по причине смерти.

f) Порядок организации периодических и целевых профосмотров различных групп населения (работников предприятий, работников сельского хозяйства, студентов и учащихся, пенсионеров и др.).

g) Организацию и принципы работы отделения (кабинета), профилактики, его роль в ежегодной диспансеризации населения и профилактике заболеваний.

 

Оформление рецептов

 

Студент должен знать:

a) Основные нормативные документы, определяющие порядок лекарственного обеспечения пациентов (Приказ от 1 августа 2007 N 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.04.2002 г. №425-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», Приказ МЗ РФ 23 августа 1999 г. №328 (в ред. Приказа МЗ РФ от 09.01.2001 №3) «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)»).

b) Формы рецептурных бланков для выписывания обычных лекарственных препаратов (ф. №107/у), препаратов льготным категориям пациентов (ф. №148-1/у-88), наркотических препаратов (Утв. Приказом Минздрава РФ от 23 августа 1999 г. №328).

c) Форму карты учета льготного отпуска лекарств.

d) Основные рецептурные сокращения.

e) Предельно допустимое количество наркотических и сильнодействующих препаратов для выписывания на одном рецепте.

f) Порядок регистрации и учета рецептов на наркотические сильнодействующие и льготные препараты.

 

Студент должен уметь:

a) Выписать больному рецепт на стандартном бланке по всем правилам врачебного искусства, обратив особое внимание на сигнатуру, где должна быть указана разовая, суточная доза препарата, кратность его применения и курсовая доза.

b) Осуществить регистрацию и учет рецептов на наркотические сильнодействующие и льготные препараты.

c) Оформить карту учета льготного отпуска лекарств.

 

Организация оказания

Рекомендации по выполнению курсовой работы

Основные правила выполнения

Примерные темы УИРС

1. Острая пневмония - лечение в амбулаторных условиях, показания к госпитализации, экспертиза трудоспособности, профилактика осложнений, диспансеризация. Возможности этиологической диагностики и антибактериальной терапии в амбулаторных условиях.

2. Дифференциальная диагностика бронхиальной и сердечной астмы в амбулаторных условиях.

3. Лечение бронхиальной астмы в амбулаторных условиях. Помощь и тактика при некупирующемся приступе. Половозрастной состав группы больных бронхиальной астмой на участке. Анализ лечения с позиций клинической фармакологии.

4. Клинические маски рака и туберкулеза легких.

5. Диагностика и лечение легочного сердца в амбулаторных условиях.

6. Диспансеризация больных ХОБЛ: организация на участке, описание группы больных, оценка эффективности и качества диспансеризации.

7. Дифференциальная диагностика гипертонической болезни и симптоматических гипертоний (атеросклеротическая гипертензия, НЦД, ренальные, гемодинамические, эндокринные гипертензии) в условиях поликлиники.

8. Неотложная помощь при гипертоническом кризе в условиях поликлиники. Дифференцированный подход к выбору препаратов.

9. Амбулаторное лечение больных хроническими формами ИБС. Изучение наиболее распространенных в настоящее время антиангинальных препаратов, их эффективность.

10. Нестабильные стенокардии в амбулаторной практике (клинические примеры).

11. Клиническая и ЭКГ-диагностика острого инфаркта миокарда (ОИМ) в амбулаторных условиях. Неотложная помощь (примеры из практики врача, в т.ч. - ретроспективные).

12. Диагноз, дифференциальный диагноз и неотложная помощь при сердечной астме.

13. Амбулаторный этап реабилитации больных, перенесших ОИМ, медико-социальная экспертиза при ИМ. Опыт и результаты реабилитации в данном ЛПУ. Динамическое изучение удельного веса больных ИМ данного участка, признаваемых инвалидами.

14. Медико-социальная экспертиза при гипертонической болезни и хронических формах ИБС. Изучение удельного веса больных с полиморбидными состояниями.

15. Хронический гастрит и язвенная болезнь: диагностика, амбулаторное лечение, особенности терапии у пожилых, показания к госпитализации. Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности.

16. Показания к оперативному лечению больных язвенной болезнью. Неотложная помощь при желудочном кровотечении. Удельный вес пациентов, наблюдающихся в данном ЛПУ, перенесших оперативное вмешательство в связи с осложнениями язвенной болезни. Постгастрорезекционный синдром.

17. Неотложная помощь, показания к госпитализации и хирургическому лечению больных с патологией желчевыводящих путей. Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности. Удельный вес больных желчекаменной болезнью, подвергнувшихся оперативному лечению. Постхолецистэктомический синдром.

18. Диагностика, амбулаторное лечение, диспансеризация при хронических гепатитах и циррозах печени. Показания к госпитализации. Трудоспособность. Возможности этиологической диагностики хронических гепатитов.

19. Хронический холецистит, дискинезии желчных путей, постхолецистэктомический синдром, желчнокаменная болезнь: диагноз, дифференциальный диагноз, амбулаторное лечение, особенности терапии у пожилых.

20. Остеоартроз: диагностика, лечение, МСЭ, диспансеризация. Скорость развития нарушения функции суставов в зависимости от основных этиологических факторов (избыточная масса тела, длительные нагрузки на суставы и др.).

21. Ревматоидный артрит: диагностика, классификация, установление характера течения, степени активности, степени нарушения функции суставов, лечение, медико-социальная экспертиза, диспансеризация.

22. Важнейшие осложнения стероидной терапии, пути их предупреждения.

23. Подагра: диагностика, медико-социальная экспертиза, диспансеризация. Эффективность современных препаратов.

24. Аллергологические заболевания в практике врача-терапевта. Структура группы больных по нозологическим формам, возможности этиологической диагностики, проблемы лечения.

25. Соматические маски депрессии. Проблемы диагностики соматической патологии у пациентов с депрессией.

26. Организация и структура поликлиники. Основные показатели ее деятельности в динамике за 5 лет (паспорт поликлиники).

27. Стационарзамещающие формы оказания первичной медико-социальной помощи в поликлинике. Анализ темпов развития и эффективности.

28. Структура временной нетрудоспособности по нозологическим формам, поло-возрастному составу больных, их социальному положению, средним срокам, сезонности.

29. Современные проблемы лекарственного обеспечения граждан. Структура и категории пациентов, нуждающихся в льготном обеспечении лекарствами. Анализ наиболее часто назначаемых препаратов при отдельных нозологических формах.

30. Анализ диспансерной работы на участке. Структура группы диспансерных больных, эффективность диспансеризации.

31. Формы и методы реабилитации больных в базовой поликлинике. Оценка ее эффективности.

 

Образец оформления титульного листа курсовой работы приводится ниже.

Курсовая работа должна быть напечатана на принтере или пишущей машинке с интервалом 1,5. Размер шрифта 12-14 п. Поля: сверху и снизу – 2 см, слева -3 см, справа – 1 см. Готовая работа переплетается.

 


 

 

Образец оформления титульного листа курсовой работы

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Медицинский факультет     Кафедра внутренних болезней №2 Зав. кафедрой: ________________   КУРСОВАЯ РАБОТА «СЕЗОННАЯ ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №4  г. БЕЛГОРОДА»   Выполнил студент 951 гр. Петров И.Н. Науч. рук.: ________________________ Дата защиты «___»__________201_г. Оценка ____«_________»   Белгород, 201_г.

 


5. Планы семинаров (2 часа)

 



Тема №1. Вопросы амбулаторного наблюдения при заболеваниях легких.

1. Диагностика, лечение и профилактика острых пневмоний в условиях поликлиники.

2. Диагностика, лечение и профилактика ХОБЛ в условиях поликлиники

3. Диагностика лечение и профилактика бронхиальной астмы в условиях поликлиники.

4. Особенности течения и терапия болезней легких у пожилых.

5. Лечение легочного сердца в амбулаторных условиях.

6 Временная нетрудоспособность у пульмонологических больных. Средние сроки освобождения от работы.

7. Стойкая нетрудоспособность у пульмонологических больных.

8. Диспансеризация пульмонологических больных.

 

Тема №2. Вопросы амбулаторного наблюдения при ИБС и артериальных гипертензиях.

1. Амбулаторное лечение больных гипертонической болезнью и атеросклеротической гипертензией. Особенности терапии у пожилых.

2. Дифференциальная диагностика НЦД и гипертонической болезни в условиях поликлиники,

3. Диагноз, дифференциальный диагноз и неотложная помощь при сердечной астме. Показания к стационарному лечению.

4. Хроническая сердечная недостаточность. Лечение в условиях поликлиники. Особенности терапии у пожилых.

5. Клиника и ЭКГ-диагностика острого инфаркта миокарда (ОИМ) в амбулаторных условиях. Неотложная помощь.

6. Амбулаторный этап реабилитации больных, перенесших ОИМ. ВТЭ при инфаркте миокарда.

7. Медико-социальная экспертиза при гипертонической болезни, НЦД и хронических формах ИБС.

 

Тема №3. Вопросы амбулаторного наблюдения при заболеваниях органов пищеварения.

1. Методы исследования при желудочно-кишечной патологии в условиях поликлиники.

2. Диагностика, лечение и профилактика язвенной болезни в амбулаторных условиях. МСЭ.

3. Методы исследования при патологии печени и желчевыводящих путей в амбулаторных условиях.

4. Диагностика, лечение и профилактика заболеваний желчевыводящих путей в амбулаторных условиях. МСЭ.

5. Диагностика, лечение и профилактика хронического панкреатита в амбулаторных условиях.

6. Диагностика, лечение и профилактика хронических заболеваний печени (гепатиты, циррозы) в амбулаторных условиях.

7. Диспансеризация больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Вопросы к собеседованию по итогам практики

1. Принципы работы участкового врача.

2. Структура поликлиники.

3. Основные показатели деятельности поликлиники.

4. Современные стационарзамещающие формы оказания первичной медико-социальной помощи населению и их преимущества.

5. Должностные обязанности участкового врача-терапевта и медицинской сестры врачебного участка.

6. Задачи участкового врача-терапевта.

7. Цели, задачи и методы диспансеризации. Оценка эффективности и качества.

8. Диспансерные группы. Объемы обследования при наиболее часто встречающихся заболеваниях внутренних органов.

9. Принципы и организация медико-социальной экспертизы.

10. Функции МСЭ. Порядок направления на МСЭ.

11. Критерии к определению групп инвалидности.

12. Организация работы участкового врача и основная медицинская учетно-отчетная документация.

13. Объём исследования и лечения больных в поликлинике с заболеваниями лёгких (острые воспалительные заболевания лёгких и бронхов, ХОБЛ, рак лёгкого, плевриты), сердечно-сосудистой системы (ИБС, хроническая ревматическая болезнь, гипертоническая болезнь, симптоматические артериальные гипертензии), желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит, язвенная болезнь, хронический гепатит, цирроз печени, синдром мальабсорбции, опухоли желудка и кишечника) и др.

14. Относительные и абсолютные показания к госпитализации.

15. Тактика врача при неотложных состояниях:

а) острой левожелудочковой недостаточности и отёке лёгких;

б) ангинозном статусе;

в) пароксизмальной тахикардии;

г) кардиогенном шоке;

д) гипертоническом кризе;

е) приступе бронхиальной астмы и астматическом статусе;

ж) остром желудочно-кишечном кровотечении;

з) печёночной и почечной коликах;

и) диабетической коме;

к) анафилактическом шоке;

л) острых отравлениях.

11. Организация лекарственного обеспечения льготных категорий пациентов.

12. Функции листа нетрудоспособности.

13. Порядок выдачи, продления и закрытия листа нетрудоспособности.

14. Врачи и ЛПУ, не имеющие права выдавать листок нетрудоспособности.

15. Особенности выдачи листка нетрудоспособности иногородним.

16. Понятие о медико-социальной реабилитации.

17. Принципы санаторно-курортного отбора.

Ответ оценивается по пятибалльной системе. Оценка вносится преподавателем в ведомость.

 

7. Рекомендуемая литература

 

Основная литература

1. Заболотных И.И., Кантимирова Р.К. Клинико-экспертная диагностика патологии внутренних органов. – СПб:СпецЛит, 2007. – 190с.

2. Аронов Д.М. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца. Клиническая медицина. – 1989. - №3. – С.133-140.

3. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. – М.:ПЕР СЭ, 2002. – 192с.

4. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб.: Гиппократ, 2003. - 320 с.

5. Поликлиническая терапия: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.Я. Барт, В.Ф. Беневская, С.С. Соловьев и др. Под ред. Б.Я. Барта – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 544 с.

6. Внутренние болезни: Учеб. в 2 т / Под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.С. Галявича (отв. ред.) – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. – Т. 1 – 2.

 

Дополнительная

1. Организация экспертизы временной нетрудоспособности определена приказом МЗ Мед. прома №1 от 1995 года.

2. Порядок выдачи документов удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан приказом МЗ Мед. прома №206 и постановлением фонда социального страхования № 21 от 1994 года.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535. "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"

4. Романенко З.В. Артериальные гипертензии: амбулаторно-поликлинические аспекты ведения больных: учеб. – метод. пособие / З.В. Романенко – Мн.: БГМУ, 2006. –32 с.

5. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике: Рук-во для врачей. – СПб.: Гиппократ, 1993. – 320 с.

6. Хурса Р.В. Амбулаторная диагностика и лечение болезней пищевода и желудка: учеб. – метод. пособие. – Мн.: БГМУ, 2002. – 36 с.

7. Хурса Р.В. Организация и содержание работы участкового терапевта: Метод. рекомендации. -- 2-е изд., доп. и перераб. – Мн.: МГМИ, 2000. – 64 с.

8. Яковлева, Е.В., Хурса, Р.В. Оформление медицинской карты амбулаторного больного / Е.В. Яковлева, Р.В. Хурса. – Минск: БГМУ, 2009. – 19 с.

9. Яковлева, Е.В., Хурса, Р.В. Ангина в практике участкового терапевта: методические рекомендации / Е.В. Яковлева, Р.В. Хурса. – Минск: БГМУ, 2009. – 23 с.

Всего осмотрено больных:

Подпись студента

ДНЕВНИК

РАБОТЫ В ПОЛИКЛИНИКЕ

(пример)

 

Дата Объем выполненной работы Подпись и печать врача
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


 

Производственная характеристика студента

V курса медицинского факультета


Всего обслужено больных:

 

Подпись студента

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи практики 2
2. Основные положения практики 2
2.1. Организация практики 2
2.2. Обязанности методического руководителя практики 5
2.3. Обязанности студентов при прохождении практики 6
3. Программа производственной практики 7
3.1. Содержание практики 7
  3.1.1. Задачи участкового терапевта 7
  3.1.2. Врачебный прием в поликлинике 8
  3.1.3. Работа на врачебном участке 9
  3.1.4. Диспансеризация населения 9
  3.1.5. Оформление рецептов 11
  3.1.6. Экспертиза нетрудоспособности 12
  3.1.7. Организация оказания неотложной медицинской помощи в поликлинике 14
  3.1.8. Самостоятельная работа студента в терапевтическом кабинете 14
  3.1.9. Работа студента в специализированных кабинетах 15
  3.1.10. Перечень практических навыков для закрепления в процессе практики 15
  3.1.11. Перечень нозологических форм для освоения студентами на практике 18
4. Рекомендации по выполнению курсовой работы 19
4.1. Основные правила выполнения учебно-исследовательской работы 19
4.2. Примерные темы УИРС 20
5. Планы семинаров 24
6. Вопросы к собеседованию по итогам практики 25
7. Рекомендуемая литература 26
Приложения (образцы оформления дневника прохождения практики) 28
Содержание 37

 


 

 


Учебно-методическое пособие

Ольга Алексеевна Ефремова

Юрий Иванович Журавлев

Светлана Ивановна Логвиненко

Галина Николаевна Совенко

ПОМОЩНИК УЧАСТКОВОГО

ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА ПОЛИКЛИНИКИ

Учебно-методическое пособие для студентов V курса по летней производственной практике

 

 

ПОМОШНИК УЧАСТКОВОГО

ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА ПОЛИКЛИНИКИ

Учебно-методическое пособие для студентов V курса по летней производственной практике

 

2-ое издание

 

 

Белгород

2010

 


 ПРОГРАММА ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики - ознакомление с организацией терапевтической службы лечебно-профилактических учреждений, освоение принципов и методов работы участкового врача, приобретение студентами практических навыков в диагностике и лечении терапевтических заболеваний, диспансеризации, реабилитации и профилактике в условиях поликлиники.

Задачи практики:

1. Расширение и закрепление знаний, полученных при изучении внутренних болезней и организации здравоохранения.

2. Ознакомление с организацией работы участкового врача, методикой поликлинического приема, оказания помощи на дому.

3. Усвоение навыков ведения основной учетно-отчетной документации участкового врача.

4. Изучение основ медико-социальной экспертизы.

5. Освоение методики диспансеризации.

6. Усвоение навыков первичной и вторичной профилактики.

7. Усвоение навыков реабилитации на амбулаторно-поликлиническом этапе.

8. Ознакомление с порядком лекарственного обеспечения льготных категорий пациентов.

9. Освоение методов определения основных показателей деятельности врачебного участка и амбулаторно-поликлинического учреждения.

10. Привитие студентам навыков учебно-исследовательской работы.

11. Воспитание у студентов трудовой дисциплины и профессиональной ответственности.

12. Подготовка студентов к самостоятельной трудовой деятельности.

Основные положения практики

Организация практики

Производственная практика по внутренним болезням студентов V курса продолжительностью 24 рабочих дня проводится после окончания весенней экзаменационной сессии в июле месяце (X семестр). Студенты работают в амбулаторно-поликлинических учреждениях в качестве помощников участковых врачей под контролем заведующих терапевтическими отделениями поликлиник (общие руководители), под руководством участковых врачей-терапевтов (непосредственные руководители) и ассистентов кафедры (методические руководители).

График работы студента в поликлинике согласовывается с графиком работы прикрепленного участкового врача-терапевта. Вместе с участковым врачом студент ведет прием в поликлинике (3 часа) и обслуживает больных на дому (3 часа). Нормы нагрузки на приеме - 5 больных в час, при обслуживании на дому - 2 больных в час.

В процессе прохождения практики продолжается учебно-воспитательный процесс. При этом уделяется большое внимание этико-деонтологическим аспектам будущей профессии, воспитывается чувство гуманного отношения к пациентам. Студенты во время практики, наблюдая за работой участкового врача поликлиники и участвуя в ней, должны еще раз убедиться в том, какое важное значение в правильной диагностике, лечении и профилактике имеют знания и навыки, полученные на предыдущих курсах.

Во время прохождения практики студенты заполняют дневник установленной формы. Записи в дневнике ежедневно подписываются участковым врачом с его печатью. Качество и регулярность ведения дневника ежедневно контролируется методическим руководителем.

В ходе практики студенты участвуют в учебно-исследовательской работе кафедры (УИРС): выполняют курсовую работу и реферат по одной из прилагаемых тем. По завершению практики организуется студенческая итоговая конференция.

По окончании практики на каждого студента непосредственным руководителем составляется характеристика.

Студенты, успешно выполнившие программу практики, допускаются к зачету, который проводится преподавателями кафедры и общими руководителями.

Места проведения практики: городские и районные поликлиники.

Общее руководство практикой студентов осуществляется кафедрой внутренних болезней №2 медицинского факультета БелГУ. Для этой же цели, из расчета не более 30 студентов на одного преподавателя, выделяются ассистенты.

По окончании практики студенты должны представить на кафедру следующие документы:

1. Дневник практики.

2. Характеристика от непосредственного руководителя.

3. Курсовая работа.

4. Реферат.

5. Замечания и предложения по совершенствованию практики.

В дневнике ежедневно отражается проделанная работа. 

Указывается количество больных, обслуженных на дому, с приведением паспортных данных, номера амбулаторной карты, диагноза, цели посещения (вызов, активное посещение, диспансеризация и т.д.) и его результатов. Затем даётся характеристика всех принятых в поликлинике больных по нозологическим формам. Например: ОРЗ -5 чел., ИБС - 3 чел., хронический бронхит - 2 чел., язвенная болезнь – 1 чел. и т.д.

Здесь же в качестве примера приводятся основные данные на одного из больных: Ф.И.О., возраст, профессия, жалобы, анамнез, объективные данные, полный клинический диагноз, программа лечения и реабилитации.

Например: Иванов П.Т., 56 лет, Место работы: Автоколонна №1234, должность - слесарь по ремонту автомобилей. Амб. карта №302165. Адрес: ул. Курская-98, кв.120.

Жалобы на боли за грудиной при ходьбе по лестнице на 1-2 этажа или на 1 квартал, с иррадиацией в левую лопатку, купирующуюся в покое или после приема 1 таблетки нитроглицерина, одышку при небольшой физической нагрузке, слабость.

Анамнез. Эпизоды повышения АД отмечает с 40 лет. Около 8 лет артериальное давление сохраняется на цифрах 150/90мм Hg. Антигипертензивные препараты принимал эпизодически («боится осложнений на печень»). Боли за грудиной и одышка появились около полугода, неоднократно обследовался в условиях поликлиники и стационара. Постоянно получает антиангинальные препараты, состояние стабилизировалось, находится под постоянным наблюдением врача.

В анамнезе жизни - курит 30 лет до 1 пачки сигарет в день, алкоголь употребляет умеренно. Обратился в связи с очередным диспансерным осмотром.

Объективно: Кожные покровы и слизистые чистые. Лицо одутловато, гиперемировано. Рост -176 см, вес – 98 кг. Над легкими перкуторно - легочный звук с умеренным притуплением в базальных отделах с обеих сторон, аускультативно – дыхание жестковатое, хрипов нет. ЧДД в покое – 20 в 1'.

Относительные границы расширены влево на 1,5-2 см, тоны приглушены, ритм нарушен по типу экстрасистолии. ЧСС – 84 в 1'. АД – 165/95 мм рт. ст.

Живот увеличен в объеме за счет подкожно-жировой клетчатки, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон. Голени пастозны. Стул и диурез без особенностей.

DS : Основное заболевание: ИБС. Стабильная стенокардия напряжения, II функциональный класс. Атеросклероз коронарных артерий, желудочковая экстрасистолия. СН IIА ст., ФК III.

Сопутствующие заболевания: Гипертоническая болезнь II стадия, II степень, риск IV, гипертоническая энцефалопатия, ангиопатия сетчатки.

Хронический бронхит курильщика, фаза ремиссии. Пневмосклероз. Эмфизема легких. ЛН I ст.

Ожирение II степени.

Лечебно-диагностические мероприятия:

1) Анализ крови и мочи клинический.

2) Кровь на сахар.

3) Биохимическое исследование крови: общий белок и фракции, общий холестерин, липопротеиды разной плотности, ЩФ, АЛТ, АСТ, общий билирубин и фракции, мочевина, креатинин, коагулограмма.

4) ЭКГ.

5) ЭхоКС.

6) УЗИ печени, почек.

7) Консультации окулиста (глазное дно), невролога.

8) Назначено:

Rp: Nitrosorbidi 0,01 № 50 in tabl.

DS: no 1 таблетке 4 раза в день после еды.

Rp: Lercamen 0,01 № 50 in tabl.

DS: по 1 таблетке 1 раз в день.

9). Рекомендовано: стол №10 со снижением калорийности пищи, лечебная физкультура.

11) Очередной осмотр – через месяц.

12) Группа диспансерного наблюдения – IIIб.

 

Рекомендуется в качестве примера приводить данные о больных с разными заболеваниями. Запись в дневнике за каждый день подтверждается подписью и печатью участкового врача. Студент должен иметь бланк "Отчёта о практике". В нём студент по завершении практики даёт характеристику лечебного учреждения (согласно имеющимся вопросам), высказывает пожелания, замечания по организации практики, указывает общее количество обслуженных на приёме и на дому больных (отдельно диспансерных) и ставит свою подпись. В отчете участковым врачом пишется характеристика студента, где указывается отношение к работе, дисциплина, деловые качества. Характеристика заверяется подписью и печатью. Здесь же методическим руководителем ставится оценка по практике.

В первые дни практики студенты получают у преподавателя тему учебно-исследовательской работы (УИРС). Работа выполняется самостоятельно под руководством методического руководителя и представляется на проверку за 1 неделю до окончания практики.

Обязанности методического руководителя практики

1. В намеченные сроки осуществляет паспортизацию баз по установленной форме, участвует в заключении договоров с руководителями амбулаторно-поликлинических ЛПУ.

2. На иногородних базах участвует в размещении студентов в общежитии, в организации питания.

3. Проводит инструктаж по вопросам производственной практики с участковыми врачами - непосредственными руководителями студентов. Совместно с общими руководителями осуществляет распределение студентов по врачебным участкам.

4. Систематически осуществляет контроль за посещаемостью студентами практики и регистрирует ее в специальном журнале.

5. Распределяет среди студентов темы УИРС. Контролирует ведение дневника студентами.

6. За время практики с каждым студентом 1-2 раза проводит прием больных и оценивает навыки опроса, физикального обследования различных органов, определения объективных симптомов, а также умение формулировать диагноз и назначать адекватные лечебно-профилактические мероприятия.

7. Составляет и согласовывает с заведующим поликлиникой (главным врачом) график работы иностранных студентов в специализированных кабинетах поликлиники (кардиологическом, эндокринологическом, гастроэнтерологическом, пульмонологическом, рентгенологическом, функциональной диагностики) на вторую половину дня.

8. Проводит 2-3 семинарских занятия по основным вопросам поликлинической кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии.

9. Сочетает работу по руководству практикой с лечебной работой и консультациями.

10. По окончании практики организует проведение зачета на базах практики и в 3-х дневный срок представляет в деканат и зав. кафедрой протокол зачета (ведомость) и письменный отчет по установленной форме с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.

11. Принимает oт студентов и сдает в отдел практики следующие документы: дневники практики, характеристики от непосредственных руководителей, курсовые работы, рефераты, замечания и предложения студентов по совершенствованию практики, отчет о прохождении производственной практики.

 

2.3. Обязанности студентов при прохождении практики

 

1. В первый день практики представиться заведующему терапевтическим отделением и определить место своей работы.

2. Являться на практику строго по графику, соблюдать форму одежды (быть в чистом халате, шапочке, сменной обуви, иметь при себе фонендоскоп, марлевую маску и резиновые перчатки).

3. На всех этапах работы строго выполнять принципы профессиональной этики и деонтологии, основанные на чутком, внимательном отношении к больному.

4. Активно и добросовестно выполнять всю плановую работу и задания участкового врача.

5. Изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.

6. Согласовывать свои действия с непосредственным руководителем (участковым врачом-терапевтом) прежде чем дать больному рекомендацию, сделать назначение или запись в медицинских документах.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 226.