Понятие, сущность внешнеторговой политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   Под внешнеторговой политикой обычно понимается деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых от­ношений с другим странами. Осуществление внешнеторговой полити­ки предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечиваю­щих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии дос­тигнутых результатов. Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеторговой политики позволя­ет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеторговую политику других государств.

В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеторговой политики является создание благоприятных внешне­торговых условий для расширенного воспроизводства внутри страны. Указанная задача характерна для внешнеторговой политики большинст­ва государств мира. Существуют и другие общие черты, обусловленные общностью объективных процессов, происходящих в мировой экономи­ке и международных экономических отношениях, прежде всего быстрой интернационализацией производства и капитала, развивающейся под влиянием НТР и на основе углубления МРТ. Эти процессы находят отра­жение в дальнейшем расширении торгово-экономических связей между государствами, развитии многонационального предпринимательства, в частности в росте числа и резком увеличении сферы деятельности ТНК, в повышении роли внешнеэкономических связей (ВЭС) в воспроизводстве и в конечном итоге, в усилении экономической взаимозависимости государств, росте глобализации экономики. Наряду с этим на формировании внешнеторговой политики различных государств не могли не сказаться такие явления, как обострение конкурентной борьбы на мировой рынке, возросшее неравновесие платежных балансов и т.д. Эти причины порождают постоянное взаимодействие в современной внешнеторговой политике двух тенденций: протекционизма и либерализации. Протекционизм представляет собой такую политику, которая на­правлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции а зачастую и на захват внешних рынков. Протекционизм ограждает внутренний рынок отдельных видов товаров и услуг от чрез­мерной иностранной конкуренции и предусматривает помощь отечественным предприятиям, в том числе финансовую, оказывая им сущест­венную поддержку и тем самым ускоряя развитие экономики. С другой стороны, использование тех же мер может затормозить развитие эконо­мики, если оно поддерживает заведомо неконкурентоспособные и бес­перспективные направления и предприятия. Таким образом, разумный протекционизм должен быть ориентирован на перспективу. В противоположность ему политика либерализации связана со сни­жением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих раз­витию ВЭС. И протекционизм, и либерализация отражают не только специфику внешнеторговой политики тех или иных государств, но и их реакцию на изменения в МРТ, события, происходящие в междуна­родных экономических отношениях.

Государственное регулирование внешней торговли осуществляет­ся с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это прежде всего тем, что по мере расширения ВЭС той пли иной страны требуются все новые инструменты оптимизации ее участия в международной специализации, ограждения национальной экономики от негативного влияния внешних факторов, содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке. Важнейшая особенность развития национальных торгово-политических систем всех стран мира - высокая правовая обеспеченность . Как правило, государственное регулирование внешнеторговой дея­тельности опирается на законы, определяющие пределы действий ис­полнительной власти, а также права и обязанности хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности. Эта особенность современного правового государства обеспечивает необходимую предсказуемость, гласность и стабильность национального правового, экономическою и административного климата в сфере внешней торговли. Другая, не менее важная особенность развития торгово-политического (внешнеторгового) регулирования — это своеобразная унифи­кация правовых, административных, организационно-технических систем регулирования внешней торговли различных государств, меж­дународная совместимость практики и единообразие в понимании и трактовке терминов, относящихся к данной области деятельности и технике подобного регулирования. Интенсивное развитие междуна­родных связей в последние десятилетия стало возможным во многом благодаря тому, что национальные торгово-политические системы за­рубежных стран формировались вокруг близких, во многом общих правовых, административных и организационно-технических прин­ципов, норм и правил при определенном снижении прямых админист­ративных барьеров в торговле. Именно на этой основе сформирова­лась современная система международного регулирования торговли. Внешнеэкономическая политика — это система меро­приятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкурен­ции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достиже­ния определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики го­сударства.

Таким образом, внешнеэкономическая политика имеет две стороны: защитную и наступательную. Она осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут быть подразделены также на защитные и наступательные.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 193.