Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подростковый и юношеский возраст не прост и противоречив и большинство родителей озабочены поведением подростков в этом сложном возрасте. Тревогу вызывают: повышенная агрессивность; высокая конфликтность как в семье, так и в школе; открытое протестующее поведение подростка; эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость; нежелание мириться с излишней родительской опекой; застенчивость и юношеский максимализм.

Чтобы понять мотивы поведения подростков, необходимо знать его психологические механизмы. Родители должны знать, что достигнув подросткового возраста (11-15 лет) их дети переживают сложный и иногда противоречивый период. Этот период характеризуется возрастными изменениями и кризисами. Переходность данного периода заключается в том, что подросток начинает осознавать себя как личность, как равноправного члена семьи, класса, общества. Это важная психическая особенность молодых людей в этом периоде. Подростки в этом возрасте не только осознают себя в системе общественных отношений, а начинают строить планы своей будущей, взрослой жизни. Эти планы во многом расплывчатые, не реальные (ввиду отсутствия необходимого опыта), в них присутствует ещё детская наивность. Но они очень значимы для подростка, он живёт этими фантазиями и очень ревностно их защищает от посягательств взрослых. Родители, учителя, или же просто значимые для подростка взрослые люди, с высоты своего жизненного опыта, не учитывая эти возрастные особенности, не учитывая мнение самого подростка, зачастую пытаются навязать им своё мнение. Это приводит к потере контакта между взрослыми и подростками, что усугубляет отчуждение между поколениями.

Кризис подросткового возраста заключается в преодолении пути вхождения ребёнка в общество. (Это кризисы общения с товарищами и родителями, кризис самосознания - когда человек начинает приобретать чувство индивидуальности.) Успешность и лёгкость этого пути зависит от того, на сколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, и насколько его личные моральные ценности близки с общественными.

В этом возрасте подросток ещё не взрослый, но и ребёнком быть уже не хочет. Поэтому подростку особенно нужен тесный контакт и взаимопонимание взрослых, они должны готовить ребенка к самостоятельной жизни. Нередко этот процесс завершается «реакцией группирования» с выделением соответствующего лидера, а порой и со стремлением к асоциальности.

Некоторые родители из чувства жалости к своему ребёнку ограждают его от реальных жизненных трудностей, излишне опекают. Но они должны помнить, что трудовое воспитание в семье - это основа формирования у подростка ответственности, самоуважения и гражданской ответственности.

Характерные черты личности подростка в этом периоде:

·эмоциональная неустойчивость;

·застенчивость;

·агрессивность;

·юношеский максимализм;

·отсутствие чувства адекватной реальности;

·повышенная тревожность;

·стремление к самостоятельности, не подкреплённое соответствующими физическими и психологическими способностями.

Основной вид деятельности в этом возрасте - интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому у некоторой части подростков может наблюдаться снижение успеваемости. Становиться очень значимым для ребёнка мнение о нём класса, других значимых людей.

Этот возраст также характеризуется половым созреванием и психическим взрослением, что выражается в таких характерных чертах, как:

·повышенная чувственность;

·плаксивость (особенно у девочек);

·противоречивость в мыслях и поступках;

·бунтарский дух поведения.

В этом периоде могут также проявляться или обостряться унаследованные или приобретенные психические заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатические черты характера и др.).

В 15-17 лет внутренняя психическая работа человека всецело направлена в будущее.

Психологические особенности личности в этот период:

Профессиональное самоопределение:

· желание оценить себя, свои способности и возможности;

· проанализировать опыт родных и значимых людей;

· определение престижности работы;

· оценка финансового положения, что нередко абсолютизируется и противопоставляется духовным ценностям.

Временная перспектива:

· оптимизм и высокая самооценка в старших классах;

· сдержанная самооценка и повышенная тревожность в выпускном классе.

Стабилизация личности:

· высокое самоуважение;

· тенденция к стабилизации настроения и эмоциональности;

· ориентация на собственные взгляды на жизнь.

Самоопределение в мировоззрении:

· кто есть Я в этом мире и на что Я способен;

· уверенность в себе, как части этого мира.

Изменение учебной мотивации:

· профессиональная направленность на предметы обучения;

· значимое отношение к учителям (проявляется не всегда).

 

Какие же причины столь неестественного ухода из жизни подростков? Казалось, природа хорошо позаботилась о продолжении жизни видов, наделив их внутренним инстинктом самосохранения. Какие же внешние или внутренние силы, возникающие при определённых обстоятельствах, преодолевают силу инстинкта самосохранения и приводят к гибели человека?

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 199.