Регулятивная инфраструктура фондового рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включающая:

- регулятивные органы (государственные органы и саморегулирующиеся организации);

- регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные);

- законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам);

- этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулирующимися организациями);

- традиции и обычаи.

Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.

В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг характер регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или смешанным.

Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России характеризуется:
- смешанной моделью инфраструктуры;
- гипертрофированной ролью государства в регулировании;
- значительными пробелами в законодательстве о ценных бумагах;
- жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнением;
- отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг, формально предназначенных профессиональным сообществом фондового рынка;
- отсутствием традиций и обычаев (в связи с 70-летним перерывом в работе рынка).

 Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это рынок в его цивилизованной безопасной форме.

Основные функции государства в регулирование рынка ценных бумаг: а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее реализации и т.п.;

б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;

в) установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов);

г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
(надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков), использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется тремя причинами:

а.) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный банк и небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций;

б.) активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг приватизационного агенства (Госкомимущества);

в.) Саморегулируемые организации.

Саморегулируемыми организациями признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.

В странах с рыночной экономикой обязательно существует одна или несколько ассоциаций инвестиционных институтов, действующих в национальном масштабе и признанных в этом качестве государством как основных представителей профессионального сообщества в области ценных бумаг. В случае такого признания государство передает часть своих функций по надзору и регулированию рынка.

Саморегулируемые организации обладают следующими основными признаками:

- это добровольное объединение;

- членами являются профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- выполняют функции саморегулирования и установления формальных правил ведения бизнеса;

- выполняют функции, переданные им государством.

Виды саморегулируемых организаций.

Международные организации - Международная организация фондовых бирж.

Национальные организации - обычно в каждой стране существуют организации, претендующие на представительство интересов профессионального рынка ценных бумаг данной страны. В США это Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD), В Японии - Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д.

Региональные организации учреждаются в относительно замкнутых региональных рынках ценных бумаг.

Кроме организаций профессиональных участников бумаг существуют и другие виды организаций участников рынка ценных бумаг. С целью защиты интересов свои организации также создают эмитенты, институциональные и частные инвесторы.

Саморегулируемые организации в России.

По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов или профессиональных общественных организаций.

Функции российских саморегулируемых организаций соответствуют общепринятым в мировой практике:

-саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг,

-поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала,

-развитие инфраструктуры фондового рынка,

-проведение совместных научных разработок,

-коллективное предпринимательство своих интересов и интересов инвесторов.

Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций и контроль за их созданием осуществляется Федеральной Комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам.

 

 

 








Заключение

Отражая накопление и движение денежного капитала, рынок ссудных капиталов органически связан с движением стоимости в ее денежной форме, с образованием и использованием различных денежных фондов в виде кредитных ресурсов и ценных бумаг. Посредством рынка ссудных капиталов как экономической категории можно измерить и определить движение, объем, направление денежных фондов, идущих на развитие капиталистического общественного воспроизводства, установить классовый спектр использования денежного капитала, воздействие его на социально-экономические отношения.

Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.

 

 

Список литературы

1.) Авалян К.Г., Чернущенко Н.М. Оценка стоимости неконтрольного пакета акций. //Инвестиционный эксперт, 2005, №11.

2.) Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг, М., 2006.

3.) Алехин Б. Есть ли в России рынок ценных бумаг? // Рынок ценных бумаг. 2004

4.) Алехин Б. Рынок ценных бумаг – экономическая основа вертикали власти // Рынок ценных бумаг. – 2005.

5.) Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. - М.: Финансы и статистика. 2006.

6.) Алпатов А.А. Эффективное управление долями и акциями. М., 2007.

7.) Андреев В.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Сборник нормативных актов . 2006.

8.) Астахов В.П. Ценные бумаги: выпуск, обращение, погашение, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. – М.: Бухгалтерский учет, 2005.

9.) Базарова Т.П. Чек. М.: Изд-во АО "Консалтбанкир", 2004.

10.) Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. М., 2006.

11.) Балабушкин А.Н. Опционы и фьючерсы. М., 2006.

12.) Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс - новая экономическая (финансовая) категория. // Финансовый бизнес. 2004, № 8.

13.) Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг. – М.: "Экзамен", 2004.

14.) Басов А.И., Галанов В.А. Рынок ценных бумаг. М., 2007.

15.) Белинский А., Горюнов Р. Срочный рынок: мифы и реальность // Рынок ценных бумаг. 2005, № 3. С. 40-43.

16.) Белявский И.К., Коротков А.В. Биржевые индексы – индикаторы рыночной конъюнктуры // Интерлинк, 2004, № 1.

17.) Бергер Ф. Что вам надо узнать об анализе акций. М., 2006.

18.) Бергер Ф., Беер Р. Без страха перед "чёрной пятницей". М., 2005.

19.) Бердникова Т.Б. Оценка ценных бумаг: Учебное пособие. М., 2007.

20.) Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: ИНФРА-М, 2005.

21.) Береснев С. Оценка векселей. М., 2004.

22.) Берзон А.И., Буянова Е.А. Фондовый рынок: учеб. пособ. для вузов экономического профиля. – М.: Вита-пресс, 2006.

23.) Берзон Н.И., Буянова Е.А., Кожевников М.А., Чаленко А.В. Фондовый рынок. М., 2004.

24.) Биржевая деятельность: учебник / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2007.

25.) Биржевое дело: учебник для вузов / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2005.

26.) Бондарь Т. Две цели региональных займов. // Рынок ценных бумаг. 2007,

27.) Буренин А.Н. Рынки производных финансовых инструментов. - М.: ИНФРА-М, 2004

28.) Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2005.

29.) Буренин А.Н. Фьючерсные, форвардные и опционные рынки.– М.: Приво-Ла, 2004.

30.) Вайн С. Опционы. Полный курс для профессионалов. М., 2007.

31.) Вандерфлит Д. Фьючерсы - биржевой вариант … "американских горок". // Рынок ценных бумаг. 2007, №10.

32.) Васильев М. Срочный рынок в России: проблемы и перспективы // Рынок ценных бумаг. 2007, № 3. С. 46-50.

33.) Введенская В.Г. Рынок ценных бумаг. М., 2007.

34.) Волковой В.М., Кукушкина Л.П. Бухгалтерский учет и налогообложение операций с ценными бумагами. – М.: Аудитор, 2004.

35.) Воловик А.М. Биржи и развитие товарных рынков. – М.: Финансы и статистика, 2005.

36.) Все о рынке ценных бумаг. М., 2004.

37.) Галанов В.А., Басов А.И. Биржевое дело. – М.: Финансы и статистика, 2007.

38.) Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг. М., 2007.

39.) Галкин В.В. История биржи в России. Воронеж, 2005.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 231.