Глава 3. Налоговая политика как основа государственного регулирования экономики и ее особенности в России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С незапамятных времен налоги считались наихудшим из зол, которое только может выпасть на долю человека. Финансовая история во все времена была рельефным проявлением борьбы экономических интересов классов и сословий, которая отражается в финансовой политике государства. В различных странах мира реализуются разные типы налоговой политики, такие как политика максимальных налогов, политика социальной направленности и политика экономического развития. При применении политики максимальных налогов государство вводит большое количество налогов, устанавливает высокие налоговые ставки и сокращает налоговые льготы – в общем, стремится увеличить свои налоговые доходы и изъять из оборота как можно большее количество денежных средств. Подобная налоговая политика применяется, как правило, только в особых случаях, поскольку она не предполагает развития экономики и даже может стать губительной для нее. В этом можно убедиться на примере России, которая с самого начала становления налоговой системы в 90-х гг. избрала именно такой тип налоговой политики, что привело к сокращению производства и многим другим отрицательным последствиям. Политика социальной направленности предполагает установление достаточно высокого уровня налогообложения, но при увеличении государственных гарантий в области социальной защиты. Такой тип налоговой политики, пожалуй, был характерен для советского периода развития государственности. Нельзя не отметить, что в 2000 г. при подготовке части второй НК РФ Правительство РФ заявляло о необходимости использования третьего типа налоговой политики, а именно политики экономического развития. Нужно отметить, что этот тип налоговой политики называют также «политикой разумных налогов». Его реализация сопровождается сокращением общего числа собираемых налогов, введением специальных «упрощенных» налоговых режимов и другими мероприятиями, направленными на снижение налогового пресса. Тем не менее, к какому бы типу налоговая политика не относилась, ее институциональной задачей является проведение работ в целях пополнения бюджета государства. В России с начала 90-х гг. происходил процесс становления и совершенствования налоговой политики России, не свободный от коллизий, ошибок, пробелов, однако постепенно налоговая отрасль приобретала цивилизованную форму. Тем не менее, как отмечают многие авторы, тенденции последних лет в данной сфере трудно назвать прогрессивными. [12]Спецификой российской налоговой политики с момента начала реформ является то, что при ее проведении ставятся задачи, имеющие явный фискальный уклон. Особую актуальность споры о методах и технологиях налоговой политики государства приобретают в условиях нестабильности и усиления влияния финансового кризиса на российскую экономику, когда становится популярным лозунг «Не жили хорошо, и нечего привыкать». Отражением низкого уровня жизни в России являются и те социальные затраты, которые государство закладывает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Российской Федерации. В этом плане в России совокупные расходы на социальную сферу составляют около 18% ВВП, в то время как в развитых рыночных странах их доля составляет около 30% ВВП. [13]Особенно указанная разница велика в абсолютном выражении. Так, если в развитых рыночных странах абсолютный объем колеблется в пределах от 2,5 тыс. долл. до 8 тыс. долл. (например, во Франции) на человека, то в России подобные расходы на порядок ниже - около 400 долл.Все это начисто опровергает рассуждения о некой якобы социальной перегруженности российского бюджета. И если до кризиса опыт развитых рыночных стран свидетельствовал о социальной недогруженности российского бюджета, о грубом нарушении принципа социальной справедливости, то в условиях дефицита бюджета указанные тенденции только усилятся. Главная ставка в законе о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов сделана на улучшение качества жизни людей. Несмотря на то, что российская экономика уже ощущает на себе последствия глобального кризиса, в бюджете сохранены все планировавшиеся социальные обязательства.
При этом одна из основных социальных статей бюджета - это расходы на пенсионное обеспечение. Только в 2009 году они составят более 2,5 миллиарда рублей. В 2009 году в общей сложности почти на 40% будет увеличена базовая часть трудовой пенсии, ее планируют индексировать в марте и в декабре. Кстати, в проекте бюджетной трехлетки, принятой в прошлом году, базовую часть трудовой пенсии собирались проиндексировать на значительно меньшую величину. Средний размер трудовой пенсии в будущем году составит 5859 рублей. Кроме того, будет увеличен с 4135 рублей до 4989 рублей среднегодовой прожиточный минимум. А именно этот показатель служит ориентиром для расчета социальной помощи населению. Планируется индексировать практически все виды социальных пособий. Государство по-прежнему будет поддерживать семьи - размер материнского капитала c 2009 года вырастет с 276 тысяч рублей до 299,7 тысячи. На наш взгляд, возможности государства по увеличению и индексации расходов по социальным статьям бюджета в 2009 году будут связаны с сохранением жизнеспособности построенных бюджетных механизмов. Очевидно, что для объекта, выступающего инвестором, реализация социальной функции цели является расходами, соответственно для возможности несения соответствующих расходов, а тем более их увеличения необходимо иметь значительные финансовые средства – доходы. Бюджет 2009 года будет сбалансирован, если среднегодовая цена на нефть составит 70 долларов за баррель. По заверениям Сотрудников Минфина даже если она упадет до 40 - 50 долларов, то конструкция бюджета не прогнется. Будет задействован Резервный фонд, который и создавался на случай падения мировых цен на нефть. К концу 2009 года объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 триллиона рублей, Фонда национального благосостояния - в 3,3 триллиона рублей.[14] Эти деньги предположительно и обеспечат стабильную устойчивость бюджета. Планируемое снижение налоговой базы во всех отраслях экономики возможно будет частично компенсировано более высоким курсом доллара, что увеличит поступления в бюджет от экспортных пошлин и НДПИ на нефть, который привязан к обменному курсу. Снижение финансирования социальной сферы приведет к ухудшению качества проводимой государственной политики, к усилению диспропорций между потребностями экономики, что внесет свой мультипликационный вклад в кризисное состояние российской экономики. Таким образом, от уровня налоговых платежей сегодня зависит уровень работы неэкономических сфер жизни общества в таких социальных институтах, как здоровье, образование и т.п.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.