Социокультурные тенденции эпохи Просвещения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали. В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы — женщины.

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям.

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привёл к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

 

Теория познания И. Канта

 

Иммануил Кант (1724-1804 г.) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Завершил спор эмпириков и рационалистов. Наиболее смелая попытка выйти из спора — надо перейти в новую понятийную сферу.

Содержание знания имеет своим источником опыт чувственный, но это содержание безгранично (нет пределов человеческому опыту). Но формы знания являются априорными. Мы облекаем законы природы в форму. Формы принадлежат человечеству. У нас одинаковые априорные формы познавания деятельности.

Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.

Машина Канта - механизм обработки наших знаний (как работает наше познание).

1) На вход механизма мы подаём "чувственный опыт"(то что увидели, услышали и т.п.).

2) Далее этот опыт пропускаем через "формы чувственного созерцания т.е. структурируем этот опыт по двум направлениям: пространство (где этот опыт был, здесь или там) и время (когда? до или после?).

3) Потом этот структурированный опыт проходит через "рассудок"(рассудок формирует знание, т.е. он облекает опыт в какую-то форму, типа законов природы).

4) И в конце уже сформированное знание попадает в "разум". И тут мы спрашиваем себя: А так ли это? Не ошиблись ли мы? А как на самом деле? Разум - это вечный источник наших ошибок. Он формирует псевдонаучные вопросы.

Это 4 кантовские антиномии разума.

 

Этика и эстетика И. Канта

«Критика практического разума» — основное этическое произведение Канта, непосредственное продолжение «Критики чистого разума».

Императив — правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

 

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели.

Практический разум в учении Канта — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга. В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

В основе этики, согласно Канту, лежит не стремление к счастью (эвдемонизм), а стремление быть достойным счастья. Это осуществляется посредством выполнения долга. Основным атрибутом долга становится бескорыстность.

Долг является именно императивом для свободной воли, то есть общезначимым повелением (в отличие от максимы). Причем долг исходит из самоценности поступка.

Кант предлагает новую модель нравственной морали: категорический императив. Изначально он звучал как

Поступай так, чтобы образ твоей воли смог послужить основой всеобщего законодательства.

Затем был перефразирован:

Дата: 2019-12-10, просмотров: 350.