ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ КАК СФЕРА ГЕГЕМОНИИ США
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ КАК СФЕРА ГЕГЕМОНИИ США

(Дипломная работа)

 

Алматы, 2007г.

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….….……3

 

ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ КАК ОБЪЕКТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США

1.1 Внешнеполитическая доктрина США на современном этапе…….….….…..7

1.2 Западное полушарие в геополитической картине мира……………….….…14

1.3 Интересы США в Западном полушарии……………………………….….….21

 

ВЛИЯНИЕ США НА ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЗАПАДНОМ ПОЛУШАРИИ

2.1 Подходы, методы и инструменты внешней политики США в реализации гегемонии в Западном полушарии………………………………………….……..30

2.2 Интеграционные процессы в Латинской Америке: роль и позиция США…37

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГЕГЕМОНИИ США НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Реакция стран Западного полушария на гегемонию США: роль Кубы и Венесуэлы…………………………………………………………………………..43

3.2 Вызовы гегемонии США в Западном полушарии: российский и китайский аспекты……………………………………………………………………………..50

 

Заключение…………………………………………………………….…………..59

Список использованных источников………………………………….……….64



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Глубокие экономические перемены глобального, планетарного масштаба на рубеже двух тысячелетий весьма противоречивы и это отчетливо прослеживается на внешнеэкономических позициях Латинской Америки, ее интересах, региональной интеграции. Рост геостратегической мощи ее северного соседа, расширение объединительных процессов в Европе, традиционно важном торгово-инвестиционном партнере латиноамериканского региона, стремление к сотрудничеству с другими частями планеты меняют расклад мировых сил.

И в центрах, и на периферии наряду с ослаблением национальных границ предпринимаются совместные усилия по их защите, упрочению разрозненного и одновременно однородного потенциала. Подобная контртенденция в значительной мере обусловлена резким обострением в условиях глобализации международной конкуренции, борьбы за стратегические природные ресурсы, кризисом рыночно-либеральной модели в ряде развивающихся стран [1, c. 37].

Неординарное геополитическое положение региона исторически предопределило особую значимость для него интеграционных процессов. Непосредственная близость к главной мирохозяйственной державе не только не создала преимуществ или просто благоприятных условий для формирования своего рода системы «сообщающихся сосудов», но, наоборот, ухудшила возможности развития потенциально богатого континента, превратив его в ресурсно-энергетического сателлита. Подобной ситуации способствовал оправданный веками и используемый сильным соседом древнеримский постулат «разделяй и властвуй». До середины XX в. Латинская Америка - это конгломерат разрозненных, подчас враждующих между собой государств, легко становившихся объектом сырьевой и финансовой эксплуатации северным гигантом, которому не нужна сильная Латинская Америка, способная превратиться в нежелательного конкурента. А та больше не желает оставаться его универсальным амортизатором. Отсюда тяга к объединению усилий, созданию оборонительно-наступательного «единого фронта» [2, c. 95].

В 90-е годы произошла в известной степени маргинализация континента и он оказался вдалеке от основных линий глобального развития. Сейчас можно наблюдать стремительное возвращение стран региона в мировую политику. Это обусловлено разными факторами. Существенно окрепли региональные лидеры, такие как Бразилия, что в будущем теоретически дает ей право претендовать на роль одной из сверхдержав. Одновременно усилился интерес глобальных акторов - США, Китая, Евросоюза - к огромным природным ресурсам континента. Еще один фактор связан с заметным «полевением» политики многих стран континента, хотя степень и политические формы этого процесса в разных государствах существенно отличаются. Что касается причин «полевения», то обычно они выводятся из провалов попыток неолиберальной модернизации 90-х годов прошлого века. Однако более важной представляется проблема, которую предлагаю обсудить сегодня.

Можно ли говорить, что страны континента в начале нынешнего столетия окажутся способными предложить новую редакцию «левой идеи», концепции социализма, которая со временем может получить распространение и в других регионах планеты? Является ли этот «Ренессанс» «левой идеи» всего лишь ситуативным всплеском, обусловленным случайным совпадением разных факторов, или же он представляет собой выражение более общей, глобальной тенденции? Не менее важной видится и другая тема для обсуждения. В какой роли континент возвращается на авансцену глобальной политики - привычного поставщика природных ресурсов или же Латинская Америка будет претендовать на новое место в мировых процессах?

В целом, актуальность данной темы, на мой взгляд, заключается и в том, что современные процессы в странах Западного полушария показывают устойчивые тенденции к снижению влияния гегемонии США, которые происходят по причине внутренних политических изменений в странах региона, а также укрепления позиций других внешних игроков, таких как Россия и КНР. Однако же, как показывает исторический опыт, списывать со счетов США нельзя, так как за многие десятилетия единоличной гегемонии США сильно укрепились в Западном полушарии.

Цель данной работы заключается в исследовании Западного полушария как сферы гегемонии США. Исходя из цели работы поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть внешнеполитическую доктрину США на современном этапе;

2. Изучить интересы США в Западном полушарии;

3. Раскрыть и проанализировать влияние США на политико-экономические процессы в западном полушарии;

4. Рассмотреть и проанализировать роль и позицию США в отношении интеграционных процессов в Латинской Америке;

5. Проанализировать реакцию стран Западного полушария на гегемонию США;

6. Сделать основные выводы по проделанной работе

Объектом исследования настоящей работы является концепция внешней политики США, политических, экономических, военных интересов США.

Предметом исследования являются идеи, теории, нормы, подходы США к реализации своих интересов в Западном полушарии.

    Источниковая база. Источники, которые были использованы для написания данной работы целесообразно разделить на несколько групп:

 - Правовые источники;

 - Выступления политических деятелей;

 - Статистические данные, отчеты, справочники;

 - Материалы периодической печати.

Методология исследования. В ходе выполнения дипломной работы автором были использованы общие методологические принципы, позволившие наиболее полноценно и объективно исследовать Западное полушарие как сферу гегемонии США. При написании настоящей работы автором использовались накопленные в этой области знания, воплощенные, прежде всего в законах, принципах и категориях международного права, во всем его понятийном и познавательном арсенале. Методологическую основу исследования составили принципы и категории диалектики, логический, сравнительный, социологический, статистический и другие методы познания.

В основе исследования лежит системный подход логика применения которого связана с необходимостью учета того, что изучение Западного полушария как сферы гегемонии США обусловлено факторами, находящимися в различных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, идеологической, культурно-цивилизационной.

Для всестороннего исследования проблемы и выполнения целей и задач автором применялись - исторический подход, сравнительный метод, контент-анализ документов и материалов исследования.

Научная и практическая значимость исследования состоят в том, что содержащиеся в нем анализ и выводы могут быть использованы как в общетеоретических исследованиях и разработках в сфере внешнеполитической доктрины США, так и в учебном процессе при преподавании общих и специальных курсов для специалистов-международников в высших учебных заведениях. Предложенные в ней теоретические и практические выводы позволяют глубже понять сущность внешнеполитической линии США в отношении Западного полушария. Имеющиеся в настоящей работе предложения могут быть также учтены при дальнейшем изучении политики США в Западном полушарии, анализе перспектив ее развития, осмыслении геополитической картины мира.

Структура работы. Структура работы отражает цель и задачи исследованияа. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых состоит из подпунктов, заключения, списка использованной литературы, и приложения. Объем работы составляет 67 страниц.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках многообразных изменений, которыми отмечен современный этап мирового развития, одной из центральных тенденций является глубокая эволюция глобальной стратегии США. Она определяется действием по крайней мере двух ключевых факторов. С одной стороны, стремлением США сохранить статус единственной сверхдержавы и вытекающей отсюда необходимости активно бороться за консолидацию своих мировых военно-политических и экономических позиций. С другой стороны, осознанием невозможности решить эти задачи лишь на базе собственных сил и средств и линией на использование в своих интересах набирающих силу процессов развития регионализма, которые позволили бы поставить на службу США объединенный потенциал всего Западного полушария, обеспечить преимущества в противостоянии с другими мегаблоками и создать предпосылки для дальнейшего наращивания политического влияния и экономической мощи. Эта эволюция предопределяет качественное изменение роли Латино-Карибской Америки в глобальной стратегии США.

Необходимость структурных изменений в латиноамериканской экономике и социальных преобразований очевидна для большинства тех левых политических сил, которые сегодня выдвигаются на авансцену континента и пытаются выработать альтернативу неолиберализму. Совершенно ясно, что такая альтернатива предполагает возрастающую роль государства, усиление государственного регулирования в экономике. В связи с этим стоит сослаться на недавнее интервью известного исследователя зависимого развития Освальдо Сункеля одному венесуэльскому теоретическому журналу. Соглашаясь в принципе с идеей государственного регулирования, он задавал вопрос: какое государство и для чего должно регулировать экономику? Ясно, что вернуться к прежнему государственному регулированию, то есть к этатизму, который существовал в годы индустриализации, невозможно. Видимо, государственное регулирование должно сочетаться с возрастанием роли гражданского общества и его институтов в разработке и проведении экономической политики. Но здесь возникает другой вопрос: есть ли в странах Латинской Америки у гражданского общества, подвергающегося эрозии, достаточный потенциал, чтобы стать квалифицированным, компетентным субъектом регулирования рынка, способным со знанием дела противостоять и ТНК, и спекулятивному финансовому капиталу? И если в странах Западной Европы гражданское общество действительно может стать и нередко становится таким субъектом, то в условиях Латинской Америки этот вопрос, полагаю, остается открытым.

Понимая, что необходимо избавиться от нефтяной зависимости, «слезть с нефтяной трубы», сегодня в Венесуэле правительство Уго Чавеса всячески поощряет рост обрабатывающей промышленности и наращивает ускоренными темпами вложения в социальную сферу, в здравоохранение и образование. Однако сама промышленная и социальная политика Чавеса может в перспективе поставить под сомнение все то, что делает он для развития страны.

Во-первых, в ходе диверсификации и усложнения экономики, изменения функций государства неизбежно появление новой бюрократии (номенклатуры). Это - объективная драма всякой, особенно социалистической революции, на что с горечью обращал внимание Эрнесто Че Гевара. Действительно, если революция хочет быть успешной и решить социальные проблемы, вырвать страну из тисков отсталости и преодолеть ее периферийность, она должна созидать. А для этого ей нужны бюрократы и технократы, которые часто далеки от какой-либо революционной романтики. Рано или поздно у них складываются собственные групповые, корпоративные интересы, обусловленные частным характером потребления. Дальнейшее известно по советскому и вообще восточноевропейскому опыту XX в.

Во-вторых, ускоренное и, допускаю, успешное развитие образования приведет к тому, что образованное молодое поколение в конце концов будет требовать, чтобы ему предоставили интересную, содержательную и хорошо оплачиваемую работу. Оно захочет активно включиться в процессы глобализации, и нет никакой уверенности в том, что государство сможет удовлетворить эти требования. А тогда неизбежно будет возрастать социальная напряженность и начнется утечка молодых умов за границу (brain drain).

Вообще судьба нынешнего левого поворота в Латинской Америке будет во многом зависеть от того, смогут ли левые и левоцентристские правительства стран региона возглавить их движение не против глобализации, а к другой глобализации. Тут, однако, таится опасность скатывания к защите «самобытности», то есть автохтонности, которая уже не раз губила левых.

Есть основания полагать, что возникшие сложности не остановят США, ибо поставленные ими задачи носят долговременный характер, а их региональная политика является составной частью глобальной стратегии. Поэтому для определения перспектив дальнейшего развития событий важно видеть основные проблемы и противоречия, с которыми США придется сталкиваться при осуществлении их стратегических планов в Западном полушарии.

Одним из наиболее серьезных препятствий является сохранение комплекса экономических противоречий со странами региона. С особой силой они проявляются в такой важной для многих латиноамериканских стран области, как торговля сельскохозяйственной продукцией. Суть проблемы состоит в том, что в большинстве промышленно развитых стран осуществляется крупномасштабное субсидирование сельскохозяйственного производства, что создает условия для перепроизводства сельскохозяйственной продукции, на мировом рынке искусственно повышает конкурентоспособность производителей в центрах капитализма, затрудняет доступ сельскохозяйственных товаров периферии на рынки последних, приводит к снижению мировых цен.

Следует однако заметить, что США увязывают эти меры со встречными уступками со стороны латиноамериканских и других развивающихся государств в виде снижения таможенных пошлин на промышленную продукцию, либерализацию торговли услугами и др. К тому же реализация предлагаемых мер отнюдь не будет одномоментной: отмена экспортных субсидий может занять период до 2015 г. Так что предстоит острая борьба, где весь комплекс рассматриваемых противоречий будет в значительной мере сохраняться.

Серьезным препятствием на пути осуществления стратегических планов США в Латинской Америки будет оставаться и ожесточенная межмонополистическая борьба в регионе. В 90-е годы североамериканские ТНК столкнулись во многих латиноамериканских странах с заметным усилением западноевропейской конкуренции. Особой активностью отличался испанский капитал. Латиноамериканские страны используют эту конкуренцию для ослабления зависимости от североамериканского капитала и обеспечения большей свободы маневра.

Таковы основные структурные звенья и геополитические композиции системы международных отношений в Западном полушарии, сформировавшиеся к середине первого десятилетия XXI в. Очевидно, что они открывают определенные возможности для продвижения интересов России в данном районе мира. Здесь важно четко определить эти интересы, что на уровне руководства страны неоднократно делалось, однако на практике оставляло, как это бывает, немало резервов.

Латиноамериканский регион, естественно, не относится к разряду приоритетных для США. Вместе с тем, поскольку руководство страны действительно заинтересовано в выстраивании многовекторного, политически и экономически рентабельного курса на международной арене, то латиноамериканские страны могли бы оказаться весьма выгодными партнерами. Расстановка сил в этом регионе для России значительно более благоприятна, чем десятилетие назад, когда там царила эйфория скорого присоединения к североамериканскому полюсу, а наша страна пребывала в состоянии, исключавшем какую-либо внятную внешнюю политику.

В системе организаций ОАГ особое значение приобретает взаимодействие с такими структурами, как Межамериканская комиссия по контролю над злоупотреблением наркотиками (СИКАД), за почти 20-летний период существования накопившей ценный опыт регионального сотрудничества в борьбе с наркотрафиком, который может быть использован на постсоветском пространстве.

 

 



ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ КАК СФЕРА ГЕГЕМОНИИ США

(Дипломная работа)

 

Алматы, 2007г.

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….….……3

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 218.