Миграционные процессы в современной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. "Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? Вы знаете, что в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тысяч человек. Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали.

. Что касается совершенствования миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.

Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи.

Даже наметившийся небольшой рост рождаемости и уменьшение детской смертности - это не столько результат наших целенаправленных усилий в этой сфере, сколько отражение общей позитивной социально-экономической динамики в стране. Тоже неплохо, но недостаточно.

Начав реализацию крупнейших за последние годы социальных проектов, мы заложили с вами неплохую базу, в том числе для решения демографических проблем, однако и это недопустимо мало. Положение в этой сфере критическое.

Если мы действительно хотим сделать для граждан что-то полезное и нужное, предлагаю вам, отодвинув в сторону политические амбиции и не распыляя ресурсы, сосредоточиться на решении важнейших для страны проблем, и одна из них - демографическая, или, как точно выразился Солженицын, это в широком смысле "сбережение народа". Тем более что в обществе есть консенсус в понимании того, что мы должны в первую очередь решить именно эту, ключевую для всей страны проблему". [20]

За пределами России проживают 29 миллионов наших соотечественников, из них почти 26 млн. человек - население целого государства - этнические русские. Защита их прав и законных интересов требует целенаправленных усилий всех институтов государственной власти. Похвастаться здесь до сих пор, увы, было нечем. На фоне масштабных проблем, с которыми сталкиваются соотечественники, все действия органов государственной власти России и субъектов Федерации - это лишь робкие попытки улучшить их положение.

На оказание помощи соотечественникам из федерального бюджета выделяется немногим более 300 млн рублей в год, в 2006 году выделено 360 млн рублей. Если разделить эти деньги только на соотечественников, проживающих в ближнем зарубежье, то получится примерно по 15 рублей в год на человека. Это больше похоже на подачку, а еще точнее - на милостыню от российского правительства. Расходы на прием вынужденных переселенцев составляют такую сумму, что решить их проблемы, к примеру предоставить жилье, государство сможет только через 70 лет. Когда мы предложили в разы увеличить эти расходы, то ни Госдума, ни МИД, ни МВД нас не поддержали, уверяя, что не освоят эти средства.

Еще один яркий пример. Не так давно на заседании правительственной Комиссии по делам соотечественников рассматривался вопрос об их обучении в российских вузах. Как выяснилось, в 2005 году в высших учебных заведениях России бесплатно обучались 2200 студентов и аспирантов из стран СНГ и Балтии, из них всего 480 - соотечественники. США, западные страны тратят миллионы долларов и евро, лишь бы заполучить к себе на обучение молодежь из стран СНГ. А мы обучаем две тысячи - мизер, а своих ближайших родственников еще в пять раз меньше. Отмечу, что, кроме гуманитарного аспекта, эта проблема имеет далеко идущие политические последствия.

Тема соотечественников, совершенствование нормативно-правовой базы по их поддержке - одно из главных направлений деятельности Совета Федерации. На наш взгляд, главным препятствием для реализации президентской программы по переселению соотечественников является неудовлетворительное состояние законодательства, которое не в состоянии обеспечить выполнение основных направлений государственной поддержки соотечественников за рубежом. Поэтому сегодня главная задача - создать нормативную базу для обеспечения президентской программы. Некоторые подвижки в этом направлении есть. Так, на рассмотрении Государственной Думы РФ находятся два законопроекта об упрощении процедуры регистрации и создании механизма трудоустройства граждан из-за рубежа, в том числе соотечественников.

Решить проблемы, накопившиеся в сфере правового регулирования защиты прав соотечественников за рубежом, можно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации. Сегодня остается неиспользованным такой способ решения проблем соотечественников за рубежом, как репатриация. Репатриация становится все более актуальной по мере того, как в стране набирает силу неблагоприятная демографическая ситуация. В то лее время в федеральном законодательстве данная сфера вообще не урегулирована.

"Надеемся, что наша государственная машина повернется лицом к нуждам и проблемам соотечественников, от которых во многом зависит будущее России. Защита их прав и законных интересов требует целенаправленных усилий всех институтов государственной власти"[21].

Федеральная миграционная служба совместно с Федеральной службой статистики и Федеральной службой по труду и занятости провела мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за период 2005-2006 годы. О его результатах рассказывает Сергей Болдырев, руководитель Управления внешней трудовой миграции ФМС России.

В ходе работы были проанализированы процессы привлечения и использования на территории Российской Федерации иностранных работников как из государств - участников СНГ, так и из государств дальнего зарубежья.

На сегодняшний день трудовая миграция является самым массовым и динамичным миграционным потоком в России. Привлечение иностранных работников на законных основаниях в российскую экономику возросло со 129 тыс. человек в 1994 году до 702,5 тыс. человек в 2006 году, то есть в 5,4 раза. За 2006 год численность иностранных граждан, осуществляющих легальную трудовую деятельность на территории Российской Федерации, увеличилась в 1,5 раза. При этом темпы увеличения численности иностранных работников из государств - участников СНГ превышают эти показатели примерно на 50 процентов. В то же время трудовая миграция на законных основаниях, по мнению экспертов, не превышает 10-15 процентов от реального числа работников-мигрантов, находящихся в нашей стране, которое, по разным оценкам, составляет от 7 до 15 млн человек.

Наиболее высокими темпами в 2006 году по сравнению с 2005 годом на российском рынке труда возрастала численность иностранных работников из Туркмении (в 5 раз), Таджикистана (в 2,2 раза), Киргизии и Узбекистана (более чем в 2 раза), Азербайджана (в 1,7 раза). Подавляющее большинство трудовых мигрантов составляют молодые работоспособные мужчины. Почти все они в 2005 году трудились у юридических лиц, лишь 8 процентов были заняты у индивидуальных предпринимателей. Наиболее распространенной формой найма служило подписание трудового договора с работодателем, значительно реже мигранты работали на основе договора-подряда с заказчиком работ (услуг). От 9 до 12 месяцев легально трудились в экономике Российской Федерации почти 90 процентов иностранных работников, доля легальных сезонных работников с продолжительностью работы от 3 до 6 месяцев составляла чуть более 8 процентов[22].

В 2005-2006 годах в Российской Федерации официально работали граждане из 138 иностранных государств. Из государств - участников СНГ прибыло в Россию более 48 процентов всех привлеченных трудовых мигрантов. Однако не отставали от них, а порой и обгоняли некоторые страны, традиционно относимые к дальнему зарубежью. В 2005 году наиболее активно поставляли работников на российский рынок труда Китай (22,9 процента от общей численности привлеченных иностранных работников), Украина (20,2 процента), Турция (10,5 процента), Вьетнам (7,9 процента), Таджикистан (7,5 процента), Узбекистан (7 процентов). На долю указанных государств приходилось три четверти всей легальной иностранной рабочей силы.

Но чтобы сохранить численность населения на нынешнем уровне, страна должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов. Мировая история знает более масштабные миграции. Достаточно сказать, что в наши дни в те же США ежегодно въезжают около 1,5 млн. легальных и нелегальных иммигрантов. Однако, по российским меркам, принимать сотни тысяч человек в год - задача амбициозная. При этом надо понимать, что Россия, будучи по составу населения страной полиэтнической, не обладает историческим опытом массового приема иммигрантов. Масштабная иммиграция, социальная и культурная адаптация к ней станут для нее новым, нестандартным вызовом[23].

Как и везде в мире, в России нелегальный характер иммиграции обостряет проблемы, связанные с использованием иностранной рабочей силы. Но при этом, регулирование иммиграционных потоков только при помощи ужесточения соответствующего законодательства без предоставления приемлемой альтернативы - путь заведомо тупиковый, ведущий лишь к обострению проблемы.

В то же время роль иммиграции в демографическом и, следовательно, экономическом развитии России не должна быть преувеличена.

Иммиграция может лишь сгладить в определенной мере существующий демографический кризис, смягчить отрицательные демографические последствия, в определенной мере решить отдельные региональные демографические проблемы. При этом нельзя забывать, что увеличивающиеся потоки иммигрантов могут отрицательно сказаться не только на криминальной безопасности страны. Глобализационные процессы, проводником которых в России является, в том числе, и иммиграция из "дальнего" зарубежья, могут привести к размыванию культурных и национальных основ России, а, значит, и к постепенной утрате государственной самостоятельности.

Именно поэтому проблемы формирования миграционной политики в России все чаще поднимаются в научных и политических дискуссиях, в средствах массовой информации. Общество, все более остро реагируя на рассматриваемое явление, испытывает потребность в государственной политике, отвечающей потребностям реально складывающейся миграционной ситуации в стране и способной адекватно регулировать все усложняющиеся иммиграционные потоки.

Необходимо признать, что процесс регулирования миграционных потоков проходит медленно и трудно. Это обусловлено тем, что, "начиная с дореволюционной политики России и заканчивая сегодняшним днем, в государстве отсутствует четкая, скоординированная программа действий в области миграционной политики, учитывающей демографические, национальные, социокультурные, экономические интересы. Эффективное государственное управление миграционными процессами возможно только, если в процессе выработки целей миграционной политики участвуют как государство, так и граждане".

Поэтому ряд ученых продолжает считать, что "у российского государства политики нет. Есть масса точек зрения журналистов, ученых, политиков. Взгляды противоположные, и эта каша взглядов по каждой миграционной проблеме приводит иногда к такому принятию решений, когда сегодня делается одно, а завтра совсем другое. Государственной концепции в области миграционной политики не было и нет"[24].

Несмотря на то, что проблема миграции в наиболее общем виде отражает общечеловеческое стремление к объединению и солидарности, поиск путей к более совершенному и благополучному миру, конкретные последствия этого явления куда более прозаичны. Сложность решения проблемы в том, что необходимо учитывать не только интересы государства и соотечественников, но и законные интересы каждого перемещающегося человека, независимо от его национальности, не ослабляя при этом борьбу с криминалом.

Само явление миграции существует очень давно, но лишь в последнее время оно стало рассматриваться как важнейшая проблема внутренней и международной политики, особенно в странах, где все более заметен приток незаконных иммигрантов. Незаконная иммиграция, как и миграция в целом, оказывает на развитые общества неоднозначное воздействие.

Прием иммигрантов, даже незаконных, приносит немалую выгоду экономике развитых стран. Восполняя нехватку рабочей силы, особенно в периоды демографических спадов и усиления структурных диспропорций на рынке труда, выступая производителями и потребителями национальной продукции, иммигранты в какой-то мере способствуют решению экономических задач, стоящих перед принимающими обществами. Применение дешевого малоквалифицированного труда незаконных иммигрантов во всем мире стало важным фактором функционирования ряда отраслей, таких как сельское хозяйство, добывающая промышленность, строительство.

Предпринимательская деятельность иммигрантов - так называемый этнический бизнес, даже "черный" и "серый" - вносит вклад в расширение производства и создание рабочих мест. Однако незаконная иммиграция делает экономику более ориентированной на услуги и трудо-интенсивной и тем самым замедляет процесс механизации, особенно в сельском хозяйстве и сфере переработки его продукции. Иными словами, применение труда незаконных иммигрантов негативно влияет на модернизацию и конкурентоспособность отраслей, в которых он широко используется.

Не менее противоречивый характер имеют и социально-экономические последствия незаконной миграции. С одной стороны, незаконные иммигранты, готовые работать на любых условиях, подрывают социальные гарантии, завоеванные местными тружениками (минимальный уровень заработной платы, максимальная продолжительность рабочего дня и др.). С другой стороны, незаконная иммиграция отнимает у развитых стран немалые финансовые средства. Незаконные иммигранты обладают доступом к государственной системе некоторых социальных услуг, причем даже тогда, когда это не закреплено официально. Хотя в национальном масштабе незаконные иммигранты, не претендующие ни на образование, ни на пенсионное обеспечение, возможно, даже способствуют определенной экономии социальных расходов по сравнению с коренным населением, в районах их сосредоточения на местные бюджеты ложится серьезное бремя.

Незаконная миграция неотделима от преступности. Криминогенный характер незаконной миграции серьезно затрагивает и сферу национальной безопасности.

Как неоднократно отмечалось на различных форумах, посвященных означенной проблеме, массовые стихийные перемещения могут угрожать безопасности не только стран приема и исхода, но даже субрегионов и целых регионов. Рост незаконных перемещений и контрабанда людей, рассматриваемая преступными синдикатами как новый перспективный мировой рынок, ведут к расширению международной преступной деятельности. Незаконная миграция тесно связана с контрабандой наркотиков и оружия, с организованной преступностью и терроризмом.

В то же время незаконные иммигранты в силу своей юридической бесправности нередко сами становятся жертвами преступлений и грубых нарушений прав человека[25].

Незаконная миграция оказывает дестабилизирующее воздействие и на межэтнические отношения. Представленная в основном людьми малообразованными и малоквалифицированными, сопровождающаяся многочисленными негативными явлениями, она дискредитирует образ мигранта в развитом обществе. В результате нынешняя незаконная миграция способствует усилению ксенофобии, распространению расизма и обострению социально-политических конфликтов.

Опыт Франции, ФРГ, США, Израиля и ряда других стран свидетельствует, что различия в подходах к вопросами миграционной политики, отношения к мигрантам могут явиться причиной ожесточенных внутриполитических столкновений, серьезных разногласий и даже конфликтов между государствами. Поэтому, несомненно, осуществление правительствами мер по регулированию, пресечению и предупреждению незаконной международной миграции должно происходить с соблюдением определенных принципов.

Во-первых, любые действия международного сообщества и отдельных стран должны соответствовать принципам и нормам, сформулированным в Уставе ООН и других международных документах, в частности, учитывать суверенное право каждого государства на самостоятельное или в сотрудничестве с другими государствами определение способов решения его внутренних проблем. Вопросы миграционной политики, в том числе в отношении незаконных мигрантов, по существу, входят во внутреннюю компетенцию государств. Роль международного права в таком случае сводится только к закреплению обязанности государств принять согласованные меры в сфере регулирования и контроля миграционных потоков.

Во-вторых, принимаемые меры должны основываться на принципе сочетания защиты прав и законных интересов населения государств-реципиентов и государств транзита, с одной стороны, и прав лиц, вовлеченных в незаконные миграционные потоки, - с другой.

Наконец, является общепризнанным, что решение проблем, представляющих всеобщий интерес, должно осуществляться на основе возможно более представительного участия государств в выработке соответствующих международно-правовых норм. Поэтому регулирование и контроль незаконной миграции в современных условиях невозможны без эффективного сотрудничества широкого круга государств.

"На мой взгляд, именно таким пониманием мы и должны руководствоваться сегодня, говоря о необходимости интеграции в сфере регулирования миграционных процессов и особенно в сфере борьбы с незаконной миграцией. Не вызывает сомнения, что объединение усилий в данной области является важной составляющей успеха борьбы с транснациональной преступностью, эффективным средством и условием недопущения дальнейшего развития криминалитета"[26].

Итак, 15 января 2007 года в России вступил в силу два новых закона - "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ". Первый закон расширил полномочия государства в сфере миграционной политики. Нововведения касаются квотирования разрешений на временное проживание и работу в РФ для иностранных граждан. На 2007 год квота составила 6 миллионов рабочих мест для стран, с которыми у России существует безвизовый режим, и 308 тыс. - для стран, с которыми он установлен. Таджикистан, согласно квоте, может отправить на заработки в Россию не более 600 тыс. человек. Об этом "АП" сообщили в Госмиграционной службе Минтруда и соцзащиты населения РТ. Разрешение будет даваться на работу на территории того региона, где оно было получено. Границы квот зависят от профессии и квалификации прибывающих в Россию мигрантов. Исключение из общего правила по квотам предусмотрено лишь для участников госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников. Им и членам их семей разрешения на временное проживание будут выдавать без учета квот.

Также, в соответствии с Законом о миграционном учете с 15 января 2007 года потенциальный работодатель обязан в течение 10 дней с даты заключения договора с трудовым мигрантом уведомить об этом государство. "Люди будут приезжать в Россию уже на конкретное место, они будут соответствовать тем требованиям, которые нужны работодателю, и биржа будет способствовать этому процессу. У нас будет меньше нелегальных мигрантов, будет больше законных, тех, кто нужен Российской Федерации", - заявил в интервью Вести.ru директор Федеральной миграционной службы (ФМС) Андрей Ромодановский.

С 15 января для иностранных граждан стран, которые имеют безвизовый порядок (фактически, это все страны СНГ, кроме Туркмении и Грузии), прием на работу будет упрощен. По словам главы Госмиграционной службы Минтруда и соцзащиты населения РТ Анвара Бабаева, "для того, чтобы получить разрешение на работу, мигрант должен подать заявление в территориальный орган ФМС. К заявлению необходимо приложить следующие документы: загранпаспорт, миграционную карту, заверенную погранконтролем по месту въезда и миграционным органом по месту проживания, а также квитанцию об оплате госпошлины за выдачу разрешения на работу - 1,5 тыс. российских рублей. После этого в течение 10 дней должно быть выдано разрешение на работу".

По словам директора ФМС РФ К. Ромодановского, работодателям, которые будут использовать труд нелегальных мигрантов, в соответствии с новым законодательством будет грозить штраф до 800 тысяч рублей, а также приостановка деятельности. При этом "наказания будут за каждого нелегально работающего мигранта". По мнению главы ФМС, такое ужесточение законодательства является следствием того, что депортация является не самым эффективным способом борьбы с нелегальными мигрантами из стран СНГ, учитывая недостаточную защищенность российских границ.

Данные изменения коснулись не только трудовой миграции, но и значительно упрощен порядок получения разрешения на временное проживания на территории РФ. В частности набор сдаваемых документов на получение временного проживания сведен до минимуму.

Теперь для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание[27].

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание:

1) документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;

2) свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию[28].

Теперь иностранный гражданин получивший разрешение на временное проживание в России обязан работать и добросовестно платить налоги, а иначе ему грозит выселение и ему запретят въезжать на территорию РФ в течении 5 лет.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.