Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Северо-Западный институт (филиал) Университета

 имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)

«СУДОУСТРОЙСТВО И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

ОП ВО по направлению подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

(уровень бакалавриата)

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная форма ускоренного обучения

 

 

Вологда

2019

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 г. № 1511, в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

 

Рабочая программа составлена для обучающихся (очной, очно-заочной, заочной формы ускоренного обучения) 2019 года набора.

 

УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики протокол № 6 от "23" 01.2019г.

 

Заведующий кафедрой уголовного

процесса и криминалистики

к.ю.н., доцент                     ____________   Валеев А.Т.         _________

                          

                                                                 подпись                       расшифровка подписи              дата

Исполнители:

Доцент кафедры уголовного

процесса и криминалистики

к.ю.н., доцент                   ____________     Лютынский А.М. ________

                                                                                                   подпись                      расшифровка подписи              дата

Преподаватель кафедры уголовного

процесса и криминалистики ____________  Смирнова Г.Н. ________

  

                                                                                            подпись                       расшифровка подписи                      дата

Рецензенты:

Доцент кафедры уголовного процесса,

криминалистики и оперативно-

розыскной деятельности ВИПЭ ФСИН России

к.ю.н.                                      _______________ Морозов Р.М. ________

           должность                                                                   подпись                       расшифровка подписи              дата

Начальник отдела государственной службы,

кадров и противодействия

коррупции управления Судебного

департамента при Верховном Суде

в Вологодской области ______________  Солдатов Д.Н. __ _________

                      должность                                                         подпись                    расшифровка подписи              дата

 

Заведующий библиотекой ____________ Жихарева Н.В.____________                                              

                       должность                                                         подпись                    расшифровка подписи              дата   

 

 

© Северо-Западный институт (филиал)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2019

Содержание

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины (модуля) 5
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО 6
1.2.1. Требования к уровню подготовки обучающегося (входные знания), предшествующие дисциплины   6
1.2.2. Взаимосвязь с последующими дисциплинами 7
1.3. Перечень формируемых компетенций 7
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) «Судоустройство и правоохранительные органы», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы высшего образования (далее ОП ВО)     7
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)   12
2.1. Объем учебной дисциплины (модуля)«Судоустройство и правоохранительные органы» в зачетных единицах и академических часах, объем контактной работы обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы     12
2.2. Содержание дисциплины (модуля) (программа курса) 19
2.2.1. Занятия лекционного типа (лекции) 22
2.2.2. Занятия семинарского типа (практические занятия) 27
2.2.3. Самостоятельная работа обучающихся 41
 III. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ   49
 IV. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ     50
4.1. Перечень формируемых компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины   51
4.2. Описание показателей и критериев оценивания сформированности компетенций на этапах текущей аттестации   51
4.2.1. Оценка работы обучающихся по балльно-рейтинговой системе БаРС   55
4.2.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций, для текущей аттестации   57
4.2.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций для текущей аттестации   59
Задания для рубежного контроля по дисциплине 59
Текущая аттестация знаний и умений обучающихся по дисциплине   68
Типовые контрольные задания, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующие этапы формирования компетенций, для рубежного контроля     76
4.3. Описание показателей и критериев оценивания сформированности компетенций на этапе промежуточной аттестации, описание шкал оценивания     78
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций   83
Задания для осуществления промежуточной аттестации   84
Контрольные вопросы для подготовки к экзамену 84
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ   88
5.1. Перечень нормативных актов, основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины   88
5.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины     94
5.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем   95
5.3.1. Лицензионное программное обеспечение 95
5.3.2. Перечень электронно-библиотечных систем (ЭБС) 95
 VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ     95

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины[1]

 

В ходе изучения дисциплины «Судоустройство и правоохранительные органы» предполагается выполнение требований квалификационной характеристики, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), формы обучения: очная, очно-заочная, заочная форма ускоренного обучения.

Целью освоения учебной дисциплины «Судоустройство и правоохранительные органы» является формирование знаний, умений и навыков, связанных с теорией и практикой организации судебной власти в Российской Федерации в объёме, необходимом для успешного выполнения задач, стоящих перед дознавателем, следователем, судьей, защитником (адвокатом) в уголовном процессе или представителем в гражданском процессе, по делам об административных правонарушениях, при производстве первоначальных и иных следственных действий и судебного следствия; формирование целостного представления о системе, полномочиях, функциях и структуре правоохранительных органов Российской Федерации, институтах адвокатуры и нотариата и связанных с этим компетенций, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность юриста, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

Предметом учебной дисциплины «Судоустройство и правоохранительные органы» является изучение:

во-первых, российской судебной системы, принципов ее организации и функционирования, отдельных подсистем и элементов;

во-вторых, изучение функционально-организационных основ правоохранительных органов – прокуратуры, органов предварительного расследования, органов юстиции;

в-третьих, основные вопросы организации и функционирования адвокатуры и нотариата, так как их деятельность непосредственно связана с правосудием и способствует его справедливому осуществлению.

В основном содержание дисциплины посвящено изучению основ судебной власти, принципов правосудия, судебной системы. Другие государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, рассматриваются через взаимоотношения с судебной властью, как властью, имеющей исключительное право окончательного разрешения различных правовых конфликтов.

Изучение дисциплины «Судоустройство и правоохранительные органы» позволяет обучающимся сформировать общее представление о судебной системе и отдельных ее звеньях, о содержании функций суда и правоохранительных органов. Без этих знаний невозможно полноценно изучить отраслевые юридические дисциплины.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка. В ходе изучения дисциплины обучающийся готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

правоприменительная;

правоохранительная.

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится обучающийся, усвоивший дисциплину «Судоустройство и правоохранительные органы»:

в правоприменительной деятельности:

· обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

· составление юридических документов;

в правоохранительной деятельности:

· обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

· охрана общественного порядка;

· предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

· защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО

 

Учебная дисциплина «Судоустройство и правоохранительные органы» входит в Блок 1, базовую часть (Б1.Б.28). Она изучается в самом начале обучения в институте, предваряя изучение отраслевых юридических дисциплин.

 

1.2.1. Требования к уровню подготовки обучающегося (входные знания)

 

Необходимые входные знания соответствуют знанию учебных дисциплин, изученных в ходе получения общего образования (история, обществознание).

1.2.2. Взаимосвязь с последующими дисциплинами:

Б1.Б.7 Теория государства и права
Б1.Б.2 История государства и права России
Б1.Б.8 Конституционное право
Б1.Б.15 Уголовный процесс
Б1.Б.11 Гражданский процесс
Б1.Б.12 Арбитражный процесс
Б1.В.ОД.5 Административное судопроизводство

 

Итого

14 30 64

Итого по дисциплине

108

Тематический план для обучающихся очно-заочной формы обучения

(общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 ак. часов, включая 27 часов экзамен).

              №

п/п

 

Тема

учебной

дисциплины

Триместр

Виды учебных занятий и трудоемкость (в часах)

Инновационные формы проведения учебных занятий

Формы текущего контроля

Занятия лекционного типа (лекции)     Занятия семинарского типа (практические занятия)   СРО

Модуль 1. «Судебная власть»

           
1 Тема 1. Основные понятия, предмет и система курса «Судоустройство и правоохранительные органы». 1 2   6 Проблемная лекция  
2 Тема 2. Судебная власть. Понятие и характеристика. 1

 

 

2

 

 

2

8   устный опрос  
3 Тема 3. Принципы правосудия. 1 8 творческое задание (таблица) устный опрос  
4 Тема 4. Современная судебная система Российской Федерации: общие положения. Верховный Суд РФ. 1   2 8 творческое задание (разработка схемы судебной системы РФ) устный опрос  
5 Тема 5. Суды общей юрисдикции. 1   2 4 творческое задание устный опрос, тестирование  
6 Тема 6. Арбитражные суды и иные арбитражные органы. 1     6    
7 Тема 7. Конституционный суд РФ. 1   2 2    
8 Тема 8. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. 1     2    
9 Тема 9. Органы судейского сообщества. 1     2    
10 Тема 10. Организационное обеспечение деятельности судов в Российской Федерации 1     4    

Модуль 2. «Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата»

1          
11 Тема 11. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации. 1   2 6 творческое задание   устный опрос  
12 Тема 12. Организация выявления и расследования преступлений. Органы предварительного расследования. 1   2 4   устный опрос  
13 Тема 13. Адвокатура в Российской Федерации. 1     3   устный опрос  
14 Тема 14. Нотариат. 1     2    

Контроль

27 Подготовка к экзамену

Итого

4 12 92

Итого по дисциплине

108

Тематический план для обучающихся заочной формы ускоренного обучения

(общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 ак. часов: включая 9 часов на экзамен).

 

Тема

учебной

дисциплины

Семестр

Виды учебных занятий и трудоемкость (в часах)

Инновационные формы проведения учебных занятий

Формы текущего контроля

Занятия лекционного типа (лекции)     Занятия семинарского типа (практические занятия)   СРО

Модуль 1 «Судебная власть»

 

           

Тема 1. Основные понятия, предмет и система курса «Судоустройство и правоохранительные органы».

1 2   34 лекция – беседа    
Тема 2. Судебная власть. Понятие и характеристика.

2

 

 

2

2   устный опрос  
Тема 3. Принципы правосудия.

2

  2 творческое задание (таблица) устный опрос  
Тема 4. Современная судебная система Российской Федерации: общие положения. Верховный Суд РФ.

2

 

 

 

2

4 творческое задание (разработка схемы судебной системы РФ) устный опрос  
Тема 5. Суды общей юрисдикции.

2

  2   устный опрос  
Тема 6. Арбитражные суды и иные арбитражные органы.

2

  2    
Тема 7. Конституционный суд РФ.

2

  4    
Тема 8. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.

2

    4    
Тема 9. Органы судейского сообщества.

 

    2    
Тема 10. Организационное обеспечение деятельности судов в Российской Федерации

2

    4    
Модуль 2. «Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата»

2

         
Тема 11. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации.

2

 

 

 

2

9 творческое задание   устный опрос  
Тема 12. Организация выявления и расследования преступлений. Органы предварительного расследования.

2

  10 творческое задание устный опрос  
Тема 13. Адвокатура в Российской Федерации.

2

    8    
Тема 14. Нотариат.

2

    4    
Контроль

 

9
Итого 2 6 100
Итого по дисциплине

108

               

 

2.2. Содержание дисциплины (программа курса)

 

Модуль 1. «Судебная власть»

Тема 1. Основные понятия, предмет и система и курса «Судоустройство и правоохранительные органы»

Правоохранительная деятельность, ее основные признаки, понятие и задачи.

Основные направления правоохранительной деятельности. Общая характеристика правоохранительных органов РФ.

Предмет и система учебной дисциплины «Судоустройство и правоохранительные органы», ее соотношение с другими юридическими дисциплинами. 

Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих организацию судебной власти и правоохранительных органов. Классификация нормативно-правовых актов о правоохранительных органах по содержанию и юридической силе. Правовое значение Постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ.

 

Тема 3. Принципы правосудия

Принципы правосудия, их понятие и значение.

Классификация принципов правосудия.

Содержание отдельных принципов правосудия (презумпция невиновности, законность, равенство граждан перед судом, право на защиту, право на справедливое судебное разбирательство и др.)

Тема 4. Современная судебная система Российской Федерации: общие положения. Верховный Суд РФ

Понятие и структура судебной системы в РФ. Основные черты судебной системы РФ. Звено судебной системы. Судебная инстанция.

Верховный Суд РФ, его место в судебной системе России. Компетенция, структура и организация деятельности.

Тема 14. Нотариат

Нотариат в РФ: понятие, назначение. Правовой статус нотариуса. государственные нотариальные конторы. Нотариусы, занимающиеся частной практикой. Должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия.

Нотариальные палаты. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность нотариуса. Полномочия государственных органов по контролю за деятельностью нотариусов.

2.2.1. Занятия лекционного типа (лекции)

Лекции для очной формы обучения (14 ак. часов)

 

Модуль 1. «Судебная власть»

Тема лекции «Основные понятия, предмет, система курса «Судоустройство и правоохранительные органы» (2 часа).

 

Вопросы лекции:

1. Предмет курса, понятие, задачи, функции.

2. Общая характеристика нормативных источников по курсу.

3. Система курса: последовательность изучения вопросов.

4. Соотношение курса с другими учебными дисциплинами и отраслями права.

5. Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих организацию судебной власти и правоохранительных органов (система, иерархия, классификация, основные проблемы).

6. Понятие и признаки судебной власти, ее функции и соотношение с другими ветвями власти.

 

Задания для подготовки к лекции:

Перед лекцией по указанной теме необходимо изучить основные федеральные законы и иные нормативные акты о судебной системе и правоохранительных органах России:

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г., и Протоколы №№1, 4, 6 и 7 к ней.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.

 

Тема лекции «Принципы правосудия» (2 часа).

 

Вопросы лекции:

1. Принципы правосудия, их понятие и значение.

2. Классификация принципов правосудия.

3. Содержание отдельных принципов правосудия (презумпция невиновности, законность, равенство граждан перед судом, право на защиту, право на справедливое судебное разбирательство и др.)

 

Задания для подготовки к лекции:

Перед лекцией по указанной теме необходимо изучить следующие основные нормативные акты:

Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г., и Протоколы №№1, 4, 6 и 7 к ней;

Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.;

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.

 

Тема лекции «Общая характеристика судебной системы РФ: история, современное состояние, тенденции развития» (4 часа)

 

Вопросы лекции:

1. Понятие, черты и структура судебной системы в РФ. Уровни судебной системы.

2. Звено судебной системы.

3. Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

4. Судебные инстанции. Составы суда.

 

Задания для подготовки к лекции:

Перед лекцией по указанной теме необходимо изучить следующие основные нормативные акты:

Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. №1801-1;

Федеральный конституционный закон от 05 февраля 2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ; Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.

Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.

 

Модуль 1. «Судебная власть»

Тема лекции «Основные понятия, предмет и система курса «Судоустройство и правоохранительные органы» (2 часа).

 

Вопросы лекции:

1. Предмет курса, понятие, задачи, функции.

2. Общая характеристика нормативных источников по курсу.

3. Система курса: последовательность изучения вопросов.

4. Соотношение курса с другими учебными дисциплинами и отраслями права.

5. Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих организацию судебной власти и правоохранительных органов (система, иерархия, классификация, основные проблемы).

 

Задания для подготовки к лекции:

Перед лекцией по указанной теме необходимо изучить основные федеральные законы и иные нормативные акты о судебной системе и правоохранительных органах России:

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г., и Протоколы №№1, 4, 6 и 7 к ней.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.

Тема лекции «Судебная власть и принципы правосудия» (2 часа).

Вопросы лекции:

1. Понятие и признаки судебной власти, ее функции и соотношение с другими ветвями власти.

2. Понятие и принципы правосудия, их система и характеристика.

 

Задания для подготовки к лекции:

Перед лекцией по указанной теме необходимо изучить следующие основные нормативные акты:

Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г., и Протоколы №№1, 4, 6 и 7 к ней;

Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.;

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по теме занятия.

 

Лекции для заочной формы ускоренного обучения (2 ак. часа)

 

Модуль 1. «Судебная власть»

Тема лекции «Судебная власть и принципы правосудия» (2 часа).

Вопросы лекции:

1. Понятие и признаки судебной власти, ее функции и соотношение с другими ветвями власти.

2. Принципы правосудия, их понятие и значение.

3. Классификация принципов правосудия.

4. Содержание отдельных принципов правосудия (презумпция невиновности, законность, равенство граждан перед судом, право на защиту, право на справедливое судебное разбирательство и др.)

 

Задания для подготовки к лекции:

Перед лекцией по указанной теме необходимо изучить следующие основные нормативные акты:

Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г., и Протоколы №№1, 4, 6 и 7 к ней;

Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.;

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по теме занятия.

 

2.2.2. Занятия семинарского типа (практические занятия)

Практические занятия для обучающихся очной формы обучения

(30 ак. часов)

Модуль 1. «Судебная власть»

Тема практического занятия «Основные понятия, предмет и система курса «Судоустройство и правоохранительные органы»

(2 часа).

 

1. Общая характеристика дисциплины «Судоустройство и правоохранительные органы». Предмет и система курса.

2. Понятие, признаки и назначение судебной власти как ветви государственной власти.

3. Судьи и состав суда как носители судебной власти и государственный орган, осуществляющий судебную власть.

4. Суды, составляющие судебную систему РФ. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.

5. Правосудие как содержание осуществления судебной власти: понятие, признаки, отличительные черты.

6. Источники по дисциплине: общая характеристика.

 

К занятию необходимо:

1. Изучить нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.

2. Ознакомиться с рекомендованной основной учебной и дополнительной литературой (соответствующие разделы).

 

Тема практического занятия «Принципы правосудия» (2 часа).

 

1. Соотношение понятий судопроизводства и правосудия.

2. Принципы правосудия, их понятие и значение.

3. Классификация принципов правосудия.

4. Содержание отдельных принципов правосудия (презумпция невиновности, законность, равенство граждан перед судом, право на защиту, право на справедливое судебное разбирательство и др.)

 

К занятию необходимо:

1.Изучить нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.

2. Ознакомиться с рекомендованной основной учебной и дополнительной литературой (соответствующие разделы).

 

Тема практического занятия «Современная судебная система Российской Федерации: общие положения. Верховный Суд РФ»

(2 часа)

 

1. Основные черты судебной системы РФ.

2. Верховный Суд РФ – высший орган системы судов общей юрисдикции, полномочия и его структура.

3. Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Полномочия, состав и порядок формирования. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ.

4. Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

5. Президиум Верховного Суда РФ. Полномочия и его состав, порядок формирования.

6. Пленум Верховного Суда РФ, полномочия и его состав. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, их значение.

7. Председатель Верховного Суда РФ, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.

 

К занятию необходимо:

1.Изучить нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

2. Ознакомиться с рекомендованной основной учебной и дополнительной литературой (соответствующие разделы).

 

Тема практического занятия «Суды общей юрисдикции» (2 часа)

1. Система судов общей юрисдикции: общая характеристика.

2. Мировые судьи: понятие, полномочия, порядок назначения (избрания).

3. Районный (городской) суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его полномочия, порядок образования и деятельности.

4. Председатель, заместитель председателя районного суда. Замещение временно отсутствующего председателя районного суда или судей этого суда.

5. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: состав, структура, полномочия.

6. Апелляционный суд общей юрисдикции: состав, структура, полномочия.

7. Кассационный суд общей юрисдикции: состав, структура, полномочия.

8. Военные суды: понятие, полномочия, система, соотношение с иными судами общей юрисдикции.

 

К занятиям необходимо:

1.Изучить нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ; УПК РФ; ГПК РФ; Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ; Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. №345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов»;

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ;

Закон Вологодской области от 23 июля 2000 г. № 537-ОЗ «О судебных участках и должностях мировых судей в Вологодской области».

2. Ознакомиться с рекомендованной основной учебной и дополнительной литературой (соответствующие разделы).

 

Тема практического занятия «Арбитражные суды и иные арбитражные органы» (2 часа).

 

1. Арбитражные суды в РФ: правовые основы организации и деятельности, система, задачи.

2. Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ): полномочия, порядок образования и деятельности.

3. Арбитражные апелляционные суды: полномочия, порядок образования и деятельности.

4. Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): полномочия, порядок образования и деятельности.

5. Специализированные арбитражные суды.

6. Роль третейских судов в защите гражданских прав. Арбитраж (третейское разбирательство). Соотношение третейских и арбитражных судов.

 

К занятию необходимо:

1.Изучить нормативно-правовые акты:

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ;

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ; АПК РФ;

Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г. №70-ФЗ;

Регламент арбитражных судов Российской Федерации, утв. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. №7.

2. Ознакомиться с рекомендованной основной учебной и дополнительной литературой (соответствующие разделы).

 

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.

Самостоятельная работа может включать следующие виды:

изучение учебной литературы, рекомендованной обучающемуся на­стоящей программой;

изучение действующего законодательства по отдельным раз­делам и темам курса;

изучение актуальной судебной и правоприменительной прак­тики (в том числе практики Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека) по отдельным разделам и темам курса;

подготовка докладов, презентаций;

анализ проблемных ситуаций и образцов процессуальных документов;

решение казусов, предложенных преподавателем при подготовке к практическому занятию;

составление конспектов, выполнение письменных и иных заданий к практическим занятиям;

подготовка к сдаче экзамена и др.

При самостоятельной работе обучающийся может использовать указанные в разд. «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» настоящей рабочей программы перечень основной и дополнительной учебной литературы, нормативно-правовых актов, ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Модель (особенности) самостоятельной работы обучающихся по отдельным темам курса

Очная форма обучения

Тема учебной дисциплины Семестр Часы, отведенные на самостоятельное изучение темы Вид самостоятельной работы
  Модуль 1 «Судебная власть»      
1 Тема 1. Основные понятия, предмет и система курса «Судоустройство и правоохранительные органы». 1 2 Изучение основных нормативно-правовых актов о судебной системе, правосудии, анализ учебной и научной литературы
2 Тема 2. Судебная власть. Понятие и характеристика. 1 2 Изучение основных нормативно-правовых актов о судебной системе, правосудии, анализ учебной и научной литературы
3 Тема 3. Принципы правосудия. 1 2 Изучение системы нормативно-правовых актов о принципах правосудия, составление конспекта, выполнение письменного задания (таблица)
4 Тема 4. Современная судебная система Российской Федерации: общие положения. Верховный Суд РФ. 1 2 Написание докладов, подготовка схем
5 Тема 5. Суды общей юрисдикции. 1 2 Подготовка презентаций для выступлений на практических занятиях, анализ веб-сайтов, решение казусов, написание эссе
6 Тема 6. Арбитражные суды и иные арбитражные органы. 1 2 Самостоятельное выполнение заданий, поиск и анализ примеров из практики, решение казусов
7 Тема 7. Конституционный суд РФ. 1 2 Самостоятельное выполнение заданий, поиск и анализ примеров из практики
8 Тема 8. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. 1 2 Изучение законодательства о статусе судей, самостоятельное выполнение заданий, поиск и анализ примеров из практики
9 Тема 9. Органы судейского сообщества. 1 2 Анализ нормативных актов, литературы по теме, изучение интернет-страниц органов судейского сообщества, подготовка к рубежному контролю
10 Тема 10. Организационное обеспечение деятельности судов в Российской Федерации 1 2 Изучение законодательства о Судебном департаменте при ВС РФ, подготовка к рубежному контролю
  Модуль 2. «Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата»      
11 Тема 11. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации. 1 2 Анализ Закона РФ «О прокуратуре», изучение практики прокурорского надзора
12 Тема 12. Организация выявления и расследования преступлений. Органы предварительного расследования. 1 2 Изучение комплекса нормативных актов, процессуального законодательства
13 Тема 13. Адвокатура в Российской Федерации. 1 2 Изучение организации адвокатуры (нормативные акты), анализ учебных и научных публикаций в периодике, составление сравнительной таблицы, подготовка к рубежному контролю
14 Тема 14. Нотариат. 1 2 Изучение основных нормативно-правовых актов, анализ учебной и научной литературы, подготовка к рубежному контролю и промежуточной аттестации
  Контроль   36 Подготовка к промежуточной аттестации (экзамен)
  Итого   64  

 

Очно-заочная форма обучения

Тема учебной дисциплины Триместр Часы, отведенные на самостоятельное изучение темы Вид самостоятельной работы
  Модуль 1 «Судебная власть»      
1 Тема 1. Основные понятия, предмет и система курса «Судоустройство и правоохранительные органы». 1 6 Изучение основных нормативно-правовых актов о судебной системе, правосудии; анализ учебной и научной литературы, подготовка к промежуточной аттестации
2 Тема 2. Судебная власть. Понятие и характеристика. 1 8 Изучение основных нормативно-правовых актов о судебной системе, правосудии; анализ учебной и научной литературы
3 Тема 3. Принципы правосудия. 1 8 Изучение системы нормативно-правовых актов о принципах правосудия, выполнение письменного задания (таблица)
4 Тема 4. Современная судебная система Российской Федерации: общие положения. Верховный Суд РФ. 1 8 Изучение основных нормативно-правовых актов о судебной системе, подготовка схем
5 Тема 5. Суды общей юрисдикции. 1 4 Изучение основных нормативно-правовых актов о системе судов общей юрисдикции, анализ веб-сайтов, решение казусов
6 Тема 6. Арбитражные суды и иные арбитражные органы. 1 6 Изучение основных нормативно-правовых актов, анализ учебной и научной литературы
7 Тема 7. Конституционный суд РФ. 1 2 Изучение основных нормативно-правовых актов, анализ учебной и научной литературы
8 Тема 8. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. 1 2 Изучение законодательства о статусе судей, самостоятельное выполнение заданий, поиск и анализ примеров из практики
9 Тема 9. Органы судейского сообщества. 1 2 Анализ нормативных актов, литературы по теме, изучение интернет-страниц органов судейского сообщества
10 Тема 10. Организационное обеспечение деятельности судов в Российской Федерации 1 4 Изучение законодательства о Судебном департаменте при ВС РФ
  Модуль 2. «Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата»      
11 Тема 11. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации. 1 6 Анализ Закона РФ «О прокуратуре», изучение практики прокурорского надзора
12 Тема 12. Организация выявления и расследования преступлений. Органы предварительного расследования. 1 4 Изучение комплекса нормативных актов по теме, процессуального законодательства, подготовка конспектов
13 Тема 13. Адвокатура в Российской Федерации. 1 3 Изучение организации адвокатуры (нормативные акты), анализ учебных и научных публикаций в периодике
14 Тема 14. Нотариат. 1 2 Изучение основных нормативно-правовых актов, анализ учебной и научной литературы, подготовка к промежуточной аттестации
  Контроль   27 Подготовка к промежуточной аттестации (экзамен)
  Итого   92  

 

Заочная форма ускоренного обучения

Тема учебной дисциплины Семестр Часы, отведенные на самостоятельное изучение темы Вид самостоятельной работы
  Модуль 1 «Судебная власть»      
1 Тема 1. Основные понятия, предмет и система курса «Судоустройство и правоохранительные органы». 1 34 Изучение основных нормативно-правовых актов о судебной системе, правосудии, анализ учебной и научной литературы, подготовка к промежуточной аттестации
2 Тема 2. Судебная власть. Понятие и характеристика. 2 2 Изучение основных нормативно-правовых актов о судебной системе, правосудии, анализ учебной и научной литературы
3 Тема 3. Принципы правосудия. 2 2 Изучение системы нормативно-правовых актов о принципах правосудия, составление конспекта, выполнение письменного задания (таблица)
4 Тема 4. Современная судебная система Российской Федерации: общие положения. Верховный Суд РФ. 2 4 Изучение основных нормативно-правовых актов о судебной системе, подготовка схем
5 Тема 5. Суды общей юрисдикции. 2 2 Изучение основных нормативно-правовых актов о системе судов общей юрисдикции, решение казусов
6 Тема 6. Арбитражные суды и иные арбитражные органы. 2 2 Изучение основных нормативно-правовых актов об арбитражных судах, поиск и анализ примеров из практики, решение казусов
7 Тема 7. Конституционный суд РФ. 2 4 Самостоятельное выполнение заданий, поиск и анализ примеров из практики
8 Тема 8. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. 2 4 Изучение законодательства о статусе судей, самостоятельное выполнение заданий, поиск и анализ примеров из практики
9 Тема 9. Органы судейского сообщества. 2 2 Анализ нормативных актов, литературы по теме
10 Тема 10. Организационное обеспечение деятельности судов в Российской Федерации 2 4 Изучение законодательства о Судебном департаменте при ВС РФ.
  Модуль 2. «Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата»      
11 Тема 11. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации. 2 9 Анализ Закона РФ «О прокуратуре», изучение практики прокурорского надзора
12 Тема 12. Организация выявления и расследования преступлений. Органы предварительного расследования. 2 10 Изучение комплекса нормативных актов по теме, процессуального законодательства, подготовка конспектов
13 Тема 13. Адвокатура в Российской Федерации. 2 8 Изучение организации адвокатуры (нормативные акты), анализ учебных и научных публикаций в периодике
14 Тема 14. Нотариат. 2 4 Изучение основных нормативно-правовых актов; анализ учебной и научной литературы
  Контроль   9 Подготовка к промежуточной аттестации (экзамен)
  Итого   100  

 

 

III. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Очная форма обучения

Семестр Вид занятия   Используемые интерактивные образовательные технологии Кол-во часов

1

Лекции

Лекция – беседа по теме 1 Основные понятия, предмет, система курса «Судоустройство и правоохранительные органы» 2
Лекция – презентация по теме 3 «Принципы правосудия 2
Лекция – презентация по теме 5 «Суды общей юрисдикции» 2
Лекция – презентация по теме 11 «Прокуратура России» 2
Лекция – презентация по теме 12 «Организация выявления и расследования преступлений. Органы предварительного расследования» 2
Лекция – презентация по теме 13 «Адвокатура в Российской Федерации» 2

Практические занятия

Творческое задание по теме 3 «Принципы правосудия» 2
Творческое задание по теме 4 «Современная судебная система Российской Федерации: общие положения. Верховный Суд РФ» 2
Творческое задание по теме 5 «Суды общей юрисдикции» 2
Дискуссия по теме 6 «Арбитражные суды и иные арбитражные органы» 2
Творческое задание по теме 7 «Конституционный Суд РФ» 2
Творческое задание по теме 8 «Статус судей» 2
Творческое задание по теме 9 «Органы судейского сообщества» 2
Творческое задание по теме 11 «Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации» 2
Творческое задание по теме 12 «Организация выявления и расследования преступлений» 2
Деловая игра по теме 13 «Адвокатура в Российской Федерации» 2

Итого:

32

Очно-заочная форма обучения

Триместр Вид занятия   Используемые интерактивные образовательные технологии Кол-во часов

1

 

Лекции Проблемная лекция по теме 1 «Основные понятия, предмет и система курса «Судоустройство и правоохранительные органы» 2

Практические занятия

Творческое задание по теме 3 «Принципы правосудия» 2
Творческое задание по теме 4 «Современная судебная система Российской Федерации: общие положения. Верховный Суд РФ» 2
Творческое задание по теме 5 «Суды общей юрисдикции» 2
Творческое задание по теме 11 «Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации» 2

Итого:

10

Компетенции

Этапы формирования компетенций

(наименование разделов, тем, модулей)

Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 Тема 10 Тема 11 Тема 12 Тема 13 Тема 14 ОПК-1 + + +                         ПК-2 + + + + + + + + + + + + + +   ПК-8 + + + + + + + + + + + + + +  

Уметь:

давать характеристику каждому из направлений правоохранительной деятельности, определить их главные задачи; раскрывать правовой статус, задачи и функции каждого правоохранительного органа;

владеть:

навыками определения компетенции отдельных правоохранительных органов.

Устный или письменный опрос, тестирование, разрешение проблемных ситуаций и решение задач

12 Тема 12. Организация выявления и расследования преступлений. Органы предварительного расследования. ПК-2, ПК-8 13 Тема 13. Адвокатура в Российской Федерации. ПК-2, ПК-8

знать:

сущность и задачи адвокатской деятельности и нотариата, организацию адвокатуры и нотариата, формы адвокатских образований;

уметь:

определить требования к желающим приобрести статус адвоката и нотариуса;

владеть:

навыками оценки компетенции адвоката и его возможностей при оказании правовой помощи.

Устный или письменный опрос

14 Тема 14. Нотариат. ПК-2, ПК-8

 

ОПК-1

(способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации).

Пороговый знает: основные принципы организации судебной власти и правоохранительной деятельности РФ; умеет: оперировать юридическими понятиями и категориями, касающимися судоустройства; правильно толковать реализуемые нормы права; правильно определять сферу действия нормативного правового акта; владеет: навыками анализа правовых норм и общественных отношений, связанных с функционированием судебной системы и правоохранительных органов; навыками использования, исполнения, соблюдения и применения правовых норм в типичных ситуациях, возникающих в ходе реализации правосудия и правоохранительной деятельности.

Экзамен

 

 

Теоретические вопросы

 

Удовлетворительно /низкий уровень освоения компетенции Достаточный знает: практические аспекты реализации норм о судоустройстве, правоохранительных органах и адвокатуре; общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся правосудия; умеет: ссылаться на нормативные правовые акты в правовой документации; определять границы правомерного поведения в своей профессиональной деятельности и в деятельности прочих участников правоохранительной и судебной деятельности; владеет: навыками использования, исполнения, соблюдения и применения правовых норм в нестандартных ситуациях, возникающих в ходе реализации правосудия. Хорошо /повышенный уровень освоения компетенции Повышенный знает: механизмы комплексной реализации норм права, касающихся правосудия и правоохранительной деятельности; умеет: оценивать возможность и необходимость применения норм, касающихся судоустройства и правоохранительной деятельности для решения конкретных ситуаций; владеет: навыками использования, исполнения, соблюдения и применения правовых норм в ситуациях, требующих высокого уровня интерпретации, возникающих в ходе реализации судебной власти и правоохранительной деятельности. Отлично /высокий уровень освоения компетенции

ПК-2

(способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры).

Пороговый знает: основные способы и направления использования, исполнения, соблюдения и применения норм права участниками правоотношений в связи с функционированием судебной власти и правоохранительных органов; умеет: оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно толковать реализуемые нормы права; отбирать нормы, необходимые для установления компетенции отдельных судебных и правоохранительных органов; владеет:  навыками использования, исполнения, соблюдения и применения правовых норм в нестандартных ситуациях, возникающих в ходе реализации правосудия.

Экзамен

 

 

Теоретические вопросы

 

Удовлетворительно /низкий уровень освоения компетенции Достаточный знает: практические аспекты реализации норм о судоустройстве, правоохранительных органах и адвокатуре; общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся правосудия; умеет: ссылаться на нормативные правовые акты в правовой документации; определять границы правомерного поведения в своей профессиональной деятельности и в деятельности прочих участников правоохранительной и судебной деятельности; владеет: навыками использования, исполнения, соблюдения и применения правовых норм в нестандартных ситуациях, возникающих в ходе реализации правосудия. Хорошо /повышенный уровень освоения компетенции Повышенный знает: особенности и проблемы восполнения правовых пробелов и разрешения юридических коллизий при реализации норм материального и процессуального права в деятельности судебных и правоохранительных органов; умеет: оценивать возможность и необходимость применения норм права, принципиальных организационно-правовых положений о судебной власти в профессиональной деятельности для решения конкретных ситуаций; владеет: навыками использования, исполнения, соблюдения и применения правовых норм о судоустройстве в ситуациях, требующих высокого уровня интерпретационной техники. Отлично /высокий уровень освоения компетенции

ПК-8

(готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства).

Пороговый знает: общие положения о функциях отдельных видов судопроизводства; компетенцию правоохранительных органов. умеет: анализировать простые конкретные ситуации и определять компетенцию отдельных органов и должностных лиц; владеет: базовыми навыками принятия правовых решений в сфере охраны права.

Экзамен

 

 

Теоретические вопросы

 

Удовлетворительно /низкий уровень освоения компетенции Достаточный знает: компетенцию отдельных звеньев судебной системы в ходе осуществления судебной власти; компетенцию территориальных органов изученных правоохранительных органов; умеет: анализировать конкретные коллизионные ситуации, определять механизм разрешения ситуации с помощью конкретных правоохранительных органов; владеет: базовыми навыками определения подсудности и подследственности. Хорошо /повышенный уровень освоения компетенции Повышенный знает: проблемные вопросы организации судебной и правоохранительной системы; умеет: анализировать конкретные ситуации со сложной коллизией и определять правовой механизм, необходимый для разрешения; владеет: навыками объяснения механизма реализации судебной власти и применения принципов правосудия в конкретной ситуации. Отлично /высокий уровень освоения компетенции

Перечень критериев для оценки учебных достижений обучающегося

при проведении промежуточной аттестации:

Критерий оценки Оценка
· отсутствует понимание вопросов экзаменационного билета; · имеются минимальные, поверхностные знания по вопросам экзаменационного билета; · допущены принципиальные ошибки при ответе на вопросы экзаменационного билета; · не дан ответ не на один вопрос в билете; · обучающийся, показал  знание учебного материала по программе, но не дал ответ на один из вопросов экзаменационного билета. Неудовлетворительно
· имеется знание учебного материала по программе, но дан неполный ответ на один из вопросов экзаменационного билета; · имеется знание учебного материала по программе, дан полный ответ на вопрос экзаменационного билета, но допущены принципиальные ошибки при ответе на дополнительные вопросы экзаменатора Удовлетворительно
· имеются теоретическое знание и практические навыки, дан ответ на вопросы экзаменационного билета, но имеющий пробелы в знаниях при ответе; Хорошо
· демонстрируется всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала по каждому вопросу экзаменационного билета, даются полные безошибочные ответы на все дополнительные вопросы экзаменатора, последовательно, грамотно и исчерпывающе излагается учебный материал, свободно решаются задачи и практические задания Отлично

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Процедура промежуточной аттестации проходит в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Экзамен является заключительным этапом изучения дисциплины и имеет целью проверить теоретические знания обучающихся, их навыки и умения применять полученные знания при решении практических задач, навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, уровень сформированности компетенций.

Экзамены проводятся в объеме рабочей программы учебной дисциплины. Форма проведения – устный экзамен по билетам, включающим два теоретических вопроса. 

Обучающийся предъявляет экзаменатору свою зачетную книжку, после чего лично берет билет, называет его номер, получает чистые листы бумаги для записей ответов и приступает к подготовке ответа. В аудитории могут одновременно находиться не более шести экзаменующихся.

После подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени обучающийся докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы.

По окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.

После ответа на все вопросы обучающийся докладывает об этом преподавателю, принимающему экзамен, сдает билет и конспект (тезисы) ответа.

Если обучающийся отказался от ответа на вопрос, ему выставляется неудовлетворительная оценка.

Оценка по результатам экзамена объявляется обучающемуся сразу после ответа, заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационной ведомости (в зачетные книжки не заносятся).

 

Задания для осуществления промежуточной аттестации

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Предмет и система курса «Судоустройство и правоохранительные органы».

2. Соотношение курса «Судоустройство и правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами.

3. Законодательство о судоустройстве и правоохранительных органах: общая характеристика.

4. Конституция Российской Федерации о судебной власти.

5. Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти.

6. Формы реализации (функции) судебной власти.

7. Суд как орган судебной власти.

8. Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм государственной деятельности.

9. Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство».

10. Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система.

11. Законность как принцип правосудия.

12. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.

13. Осуществление правосудия только судом.

14. Обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда.

15. Участие граждан в отправлении правосудия.

16. Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.

17. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

18. Обеспечение каждому права на судебную защиту.

19. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

20. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.

21. Презумпция невиновности.

22. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии реализации.

23. Открытость (гласность) судебного разбирательства.

24. Судебная система Российской Федерации, ее структура и признаки.

25. Единство судебной системы.

26. Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, их соотношение.

27. Система судов общей юрисдикции (общая характеристика).

28. Понятие судебных инстанций.

29. Понятие суда первой инстанции. Суды первой инстанции.

30. Понятие апелляционной инстанции. Суды апелляционной инстанции.

31. Понятие кассационной инстанции. Суды кассационной инстанции.

32. Понятие надзорной инстанции. Суды надзорной инстанции.

33. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».

34. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

35. Районный суд. Состав, полномочия.

36. Председатель районного суда, его права и обязанности.

37. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: состав, структура, полномочия.

38. Президиум Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок его образования и работы, полномочия.  

39. Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, его полномочия.

40. Судебные коллегии Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок их образования, полномочия.

41. Апелляционный суд общей юрисдикции: состав, структура, полномочия.

42. Кассационный суд общей юрисдикции: состав, структура, полномочия.

43. Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.

44. Окружной (флотский) военный суд. Состав, структура, полномочия.

45. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Состав, порядок формирования, полномочия.

46. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, их юридическое значение.

47. Арбитражные суды. Система, задачи, полномочия. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда.

48. Недопустимость вмешательства в деятельность суда.

49. Приостановление полномочий судьи.

50. Прекращение полномочий судьи.

51. Отставка судей.

52. Генеральный прокурор Российской Федерации, порядок его назначения, полномочия.

53. Нотариат, функции, полномочия. Система органов нотариата.

54. Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Состав и полномочия. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, их значение.

55. Принципы правосудия: понятие, значение, общая характеристика.

56. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Оказание адвокатами юридической помощи бесплатно.

57. Приостановление и прекращение статуса адвоката. Основания, порядок.

58. Статус адвоката, его приобретение.

59. Права и обязанности адвоката.

60. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.

61. Конституционный Суд Российской Федерации. Место в судебной системе РФ. Состав суда. Полномочия.

62. Верховный Суд Российской Федерации. Структура и полномочия.

63. Система и структура органов прокуратуры (основные положения).

64. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.

65. Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Состав, порядок формирования, полномочия.

66. Назначение прокуроров на должность, их подотчетность. Основания освобождения прокуроров от должности.

67. Прокуратура Российской Федерации: понятие, задачи, функции. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры Российской Федерации.

68. Военные суды. Понятие, система, полномочия.

69. Мировые судьи. Понятие, порядок назначения (избрания) и полномочия.

70. Органы предварительного следствия. Их задачи, система, полномочия.

71. Органы предварительного расследования, понятие и виды.

72. Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.

73. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Система и полномочия.

74. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Органы и полномочия.

75. Порядок назначения судей.

76. Коллегия в органах прокуратуры.

77. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ.

78. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.

79. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.

80. Статус судей в Российской Федерации. Общая характеристика.

81. Организационное строение адвокатуры.

82. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.

83. Федеральная палата адвокатов РФ, ее органы.

84. Следственный Комитет РФ. Структура и полномочия.

85. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

86. Органы адвокатского самоуправления. Адвокатская палата субъекта Федерации, ее органы.

87. Формы адвокатских образований.

88. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД). Понятие, задачи, органы ее осуществляющие.

89. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.

90. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия.

91. Единство и централизация органов прокуратуры.

92. Принцип независимости прокуратуры.

93. Гласность в деятельности прокуратуры.

94. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.

95. Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав и полномочия.

96. Прокуратура субъекта РФ и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.

97. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Состав и структура.

98. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

99. Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, местах содержания задержанных и заключенных под стражу.

100. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Перечень нормативных актов, основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Нормативно-правовые акты

 (международные нормативно-правовые акты, российское законодательство)

1. Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г., и Протоколы №№1, 4, 6 и 7 к ней.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., и Факультативный протокол к нему.

4. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 10 декабря 1984 г.

5. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, принятая Советом Европы 26 ноября 1987 г.

6. Европейская хартия о законе о статусе судей, принятая на многосторонней встрече, организованной Советом Европы и состоявшейся в Страсбурге 8-10 июля 1998 г.

7. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

8. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

9. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

10. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

11. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

12. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

13. Федеральный конституционный закон от 05 февраля 2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

14. Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

15. Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

16. Закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

17. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 N 4462-1.

18. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

19. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

20. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

21. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

22. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ».

23. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах».

24. Федеральный закон от 8 января 1998 г. №7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

25. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

26. Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ
«Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».

27. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации».

28. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. №70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».

29. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 № 64-ФЗ.

30. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г №174-ФЗ.

31. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

32. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

33. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ.

34. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 N 138-ФЗ.

35. Федеральный Закон от 14 марта 2002 г. №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

36. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

37. Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

38. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ
«О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

39. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

40. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. №345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов».

41. Федеральный закон от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

42. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

43. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

44. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

45. Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. №1801-1.

 



Северо-Западный институт (филиал) Университета

 имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)

«СУДОУСТРОЙСТВО И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

ОП ВО по направлению подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

(уровень бакалавриата)

Дата: 2019-12-10, просмотров: 203.