Сравнительный анализ государственного регулирования экономики в России и США.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Начиная сравнительный анализ систем государственного регулирования экономики в США и России, прежде всего, необходимо отметить существенные разницу в количестве времени, в течение которого формировалась эта сложная система. Если в США развитие экономики происходило по рыночному пути с самого появления государства, то Россия встает на путь рыночного развития впервые за всю историю своего существования, за неучетом некоторых попыток исключения подавляющей роли государства из экономики, закончившихся неудачей. Тем не менее система государственного регулирования экономики в России уже складывается и обретает свои особенности и отличия . Однако она все - таки имеет временный, переходный характер, и поэтому включает в себя некоторые чрезвычайные меры.

    В чем же схожи и различны системы государственного регулирования США и Российской Федерации? Рассмотрим некоторые существенные различия в формах, методах и объемах государственного вмешательства в экономику в обеих странах.

    В сфере основных задач государственной экономической политики с первого взгляда видна стабильность американской экономики и пока лишь стремление к этому необходимому условию экономического роста экономики российской. Главной задачей государства в экономической сфере в США является сокращение государственного долга, достигшего астрономической суммы. Основной задачей российского правительства остается подавление инфляции. Однако общей для обоих стран первостепенной задачей является сокращение дефицита федерального бюджета. Однако к решению этой проблемы правительства стран подошли по-разному. Если в США сокращение дефицита достигается за счет уменьшения расходов федерального правительства (в основном за счет свертывания некоторых социальных программ), то в России изыскиваются дополнительные источники финансирования, такие как займы, у населения (яркий пример - ГКО - государственные краткосрочные обязательства) и улучшение собираемости налогов.

    Интересным является различие между законодательными основами государственного регулирования. В США законы, относящиеся к этой сфере, как правило, приняты до 70-х годов и мало корректировались в дальнейшем. Поэтому нередка очень туманная постановка основных проблем, оставляющая простор для двоякого толкования (в качестве примера в части, посвященной государственному регулированию экономики в США приводились противоположные решения суда по антитрестовскому законодательству в аналогичных ситуациях). В законодательстве России (в частности, в антимонопольном законодательстве) вопросы поставлены более четко и ясно, однако отсюда возникает необходимость постоянного их корректирования. Тем не менее, и в своде российских антимонопольных законов наблюдается некоторая туманность в толковании тех или иных понятий.

    В разделении сфер экономического вмешательства между федеральным и местным уровнем власти наблюдается довольно резкое различие: государственные закупки в США сосредоточены на местном уровне власти, т. е. в руках правительств отдельных штатов, в России же большинство закупок государства осуществляется на федеральном уровне. Это объясняется жесткой подчиненностью правящих органов субъектов федерации федеральному правительству в целях проведения единой стабилизирующей политики в России и довольно свободной позицией органов самоуправления штатов, заложенной в законодательство США.

Таблица 2.4 - Основные показатели инвестиционной деятельности.

  2008 г. 2007 г.
Финансовые вложения организаций (без субъектов малого предпринимательства), млрд.рублей 9884,6   7329,7  
в том числе: долгосрочные 1659,9   1921,5  
в % к общему объему финансовых вложений 16,8   26,2  
краткосрочные 98,8   5408,2  
в % к общему объему финансовых вложений 83,2   73,8  
Инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности), млрд.рублей 2232,9   98,8  
в том числе в основной капитал 2205,8   1666,4  
в % к объему инвестиций в нефинансовые активы 8224,7   1686,5

Источник: Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Заметна разница и в инвестировании отдельных отраслей народного хозяйства. Показатели инвестиционной политики мы можем наблюдать в таблице 2.4.

России осуществляется крупномасштабная поддержка сельского хозяйства, льготное кредитование и создание условий экономического благоприятствования для отдельных крупных предприятий, эти меры необходимы, чтобы поддержать оказавшихся под давлением импортеров товаропроизводителей, помочь им выдержать конкуренцию и перестроиться под рыночные условия.

Рисунок 2.1- Финансовая помощь правительства компаниям и банкам, млрд. руб.

Источник: htt//www.rbk.ru

Механизм господдержки финансовых рынков России мы наблюдаем на рисунке 2.1

 В США проводится крупномасштабная политика существенного сокращения бюджетного финансирования отстающих отраслей, планируется сведение их к абсолютному минимуму. Субсидирование же отдельных предприятий в хозяйственной практике американского правительства не используется совсем, либо используется в крайних случаях, например, при угрозе потери в случае банкротства рабочих мест огромным количеством людей. Однако надо заметить, что и в России в последнее время производится некоторое ужесточение условий льготного кредитования и субсидирования.

    Сравнение государственной экономической политики в области регулирования цен указывает на интересную особенность: нынешней российской экономике свойственны методы ценового регулирования, применявшиеся американским правительством в середине 70-х годов. Это жесткое установление тарифов и цен на некоторые стратегически важные группы товаров, таких как нефть, газ и т. д. В современной американской практике они не применяются или применяются при наличии на рынке естественной монополии. В случае их применения одновременно устанавливаются и некоторые другие нормы: например, норма прибыли. В России же пока эти методы находят широкое применение. [2]

    Это основные сферы хозяйственной деятельности, государственная политика по отношению к которым обрела в России к нынешнему периоду более или менее сложившиеся формы. По этим сферам и по некоторым закономерностям экономического развития России уже сейчас можно заметить, что государственное регулирование экономики в России будет в ближайшем будущем носить более глубокий характер, чем это сложилось в США. Регулированию будут подвержены некоторые области экономики, принципиально практически нерегулируемые правительством США либо слабо регулируемые только рыночными методами, такие как ценообразование на конкурентных рынках , банкротство предприятий и т. д. Политика российского руководства включает в себя довольно сильный аппарат социальной защиты и перераспределения доходов , тогда как в США вмешательство государства в эти сферы носит довольно поверхностный характер. То есть экономическая политика России направлена на создание рыночного государства с довольно значительным участием государства в смягчении социальных расслоений, неизбежных при капиталистическом способе производства. Для этой экономики будет характерно эффективное государственной регулирование экономическими средствами, становление смешанной экономики и рыночного менталитета, либерализация внешнеэкономических отношений, открытый доступ иностранному капиталу. В то же время необходимо учитывать переходный характер современной российской экономики и возможность существенных изменений в ближайшем будущем . 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии самостоятельно справиться с различными последствиями внешних эффектов. Этих сфер с развитием экономики становится все больше, и тем сложнее становятся формы государственного вмешательства в экономические процессы. Существует ряд сфер, в которых необходимо вмешательство государства. Это: перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое.

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

 Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям. Таким образом, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. В. Варга, «Роль государства в рыночном хозяйстве», МЭиМО, № 10-11, 2002.

2. В. Максимова, А. Шишов, «Рыночная экономика. Учебник», Москва,   

СОМИНТЕК, 2002.

3. В. Папава, «Роль государства в современной экономической системе», Вопросы экономики, № 11, 2003.

4. Е. Чувилин, В. Дмитриева, «Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах», Москва, «Финансы и статистика», 2005.

5. Заставенко, Райзберг, «Государственные программы и рынок», Экономист, № 3, 2001.

6. И. П. Мерзляков, «О становлении рыночной экономики», Финансы, № 1, 1994.

7. К. Макконнелл, С. Брю, «Экономикс», Таллинн, 1993.

8. Лившиц, «Государство в рыночной экономике», Российский экономический журнал, № 11-12, 1992, №1, 2003.

9. С. Холланд, «Планирование и смешанная экономика», Вопросы экономики, № 1, 1993.

10. Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур. // Российский экономический журнал. – 2007. – №1.

11. Глазьев С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах-97 и сценариях ближайшего будущего. // Российский экономический журнал. – 1998. – №1.

12. Дудкин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. – 2007. –№10.

13. Реформы глазами американских и российских учёных / Общ. ред. О.Т. Богомолова. – М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 2006.

14. Шупыро В. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М., 1997.

 

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 669.