Соображения, касающиеся наук
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В начале первой части Декарт говорит, что здравомыслие в людях распределено примерно справедливо, и каждый может отделять истину от заблуждений. Различие людей состоит в том, как они направляют свои мысли.

«Однако не побоюсь сказать, что, по моему мнению, я имел счастье в юности ступить на такие пути, которые привели меня к соображениям и правилам, позволившим мне составить метод, с помощью которого я могу, как мне кажется, постепенно усовершенствовать мои знания и довести их мало-помалу до высшей степени, которой позволяет достигнуть посредственность моего ума и краткий срок жизни» - говорит Декарт о методе, который он открыл, находясь в Германии. Однако Декарт не намеревается научить кого-либо своему методу, а лишь показывает, каким образом он направляет свой собственный разум. Он предлагает читателю называть «Рассуждения о методе» рассказом, и если угодно, вымыслом, но при этом надеется, что для кого-нибудь эта работа окажется полезной.

Рассказывая о своем образовании, Декарт признается в своей любви к математике: «Особенно мне нравилась математика из-за достоверности и очевидности своих доводов». В других науках Декарт не видит этой достоверности и очевидности. «О философии скажу одно: видя, что в течение многих веков она разрабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров».

А так как все остальные науки того времени базировались на философии, то, по мнению Декарта, на столь слабых основаниях нельзя построить ничего прочного. Тем не менее, он не отрицает всего того, что было достигнуто в науке до него, он лишь предлагает отделить истинное от ложного. Этой цели и служит метод, изобретенный Декартом.

 

Основные правила метода

Декарт начинает своё повествование очень последовательно. Так, чтобы каждый читатель мог проследить, как изменялось и преобразовывалось его мнение, как он приходил к тому, или иному выводу. Читателю становится понятно, почему Декарт решил стать своим собственным руководителем. Так он начинает своё рассуждение с тезиса о том, что творение, которое составлено из многих частей и сделано руками многих мастеров, менее совершенно, чем творение, над которым трудился один человек. Этот тезис Декарт закрепляет примером, заключающемся в том, что «здания, задуманные и исполненные одним архитектором, обыкновенно красивее и лучше устроены, чем те, в переделке которых принимали участие многие, пользуясь старыми стенами, построенными для других целей».

Именно поэтому он принимает решение, избавится от взглядов и мнений, которые когда-либо воспринимал, чтобы заменить их потом лучшими или теми же, но согласованными с требованиями разума. Меня не устаёт поражать осторожность и сдержанность, присущая Декарту: он не желал сразу полностью отказываться ни от одного из мнений, до тех пор, пока не посвятит достаточно времени составлению «плана предпринимаемой работы и разысканию истинного метода для познания всего того, к чему способен его ум». С другой стороны, восхищает его решительность – далеко не каждый способен отказаться от тех аксиом и убеждений, которые раньше даже не подвергались сомнению.

И, потратив достаточно много времени, Декарт составляет этот план, состоящий из четырёх правил, которых после он придерживался всю свою жизнь.

Первое правило, которому после было присвоено название - правило очевидности, Декарт формулирует следующим образом: «Никогда не принимать за истинное ничего, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению». Говорить о ясных и отчетливых идеях и говорить об идеях очевидных - одно и то же. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность - интуитивное действие, или интуиция. Со слов Декарта, это не вера в шаткое свидетельство человеческих чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, а прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция. Итак, речь идет о действии, которое служит себе и основой, и подтверждением, так как оно опирается ни на что иное, как на взаимную прозрачность интуитивного действия. Достичь этой взаимной прозрачности - цель трех других правил.

Второе правило: «Делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить». Это защита аналитического метода, который только и может привести к очевидности, так как, расчленяя сложное на простое, светом разума изгоняется двусмысленность. Не могу с этим не согласиться, ведь если для определенности необходима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного «на элементарные части до пределов возможного». Большие завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом.

Однако разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, а не прочную связь, создающее из них сложное целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез. Таким образом, цель третьего правила, которое формулирует Декарт, определяется так: «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

И, наконец, чтобы избежать спешки, следует контролировать отдельные этапы работы. Поэтому Декарт формулирует последнее четвертое правило: «Делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». Перечень контролирует полноту анализа, а обзор - корректность синтеза.

На мой взгляд, выше изложенные правила достаточно просты. Они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которое распадается любое строгое исследование. Они являются моделью знания именно потому, что ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 391.