Раздел «Грамматика и лексика»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  Задачей экзаменационного теста 2009г. в разделе «Грамматика и лексика» являлась проверка уровня сформированности навыков экзаменуемых использовать грамматические и лексические средства в текстах с коммуникативной направленностью.

  С целью выполнения поставленной задачи в раздел были включены три составных тестовых задания:

1) проверяющие грамматические навыки задания базового уровня (B 4- B 10), состоящие из 7 вопросов;

2) проверяющие словообразовательные навыки задания повышенного уровня (B 11- B 16), состоящие из 6 вопросов;

3) проверяющие лексические навыки задания высокого уровня (A 22- A 28), включающие 7 вопросов.

В таблице 5 представлена информация о контролируемых навыках, типах заданий, жанрах и типах текстов, с помощью которых осуществлялась проверка.



Таблица 5

Характеристика заданий раздела «Грамматика и лексика»

Задание Кол-во вопросов Проверяемые умения Тип/жанр текста Тип задания
B4-B10 Базовый уровень 7 Владение видовременными формами глагола, личными и неличными формами глаголов; формами местоимений; формами степеней сравнения прилагательных и т.д. Связный отрывок из повествовательного текста   Задание с кратким ответом
B11-B16 Базовый уровень 6 Владение способами словообразования Связный отрывок из повествовательного текста Задание с кратким ответом
A22-A28 Повышенный уровень 7 Употребление лексических единиц с учетом сочетаемости слов в соответствии с коммуникативным намерением Связный отрывок из публицистического текста Задание с множественным выбором

 

Задания В4–В10 базового уровня предполагали заполнение пропусков в предложениях грамматическими формами, образованными от приведенных слов. Задания В11–В16 базового уровня предполагали заполнение пропусков в предложениях однокоренными (родственными) словами, образованными от приведенных слов. Задание повышенного уровня предполагало выбор правильного ответа из 4-х предложенных вариантов.

За каждый правильный ответ в разделе «Грамматика и лексика» экзаменуемый получал по одному баллу. Ответы, содержащие орфографические или грамматические ошибки, считались неверными.

В таблице 6 представлены данные по количеству экзаменуемых, получивших максимальный балл за выполнение заданий (в %).

 

Таблица 6

 Количество экзаменуемых, получивших максимальный балл

за выполнение заданий (в %)

 

Задание Уровень сложности Вариант 1 Вариант 2
В4 Базовый 40,6 73,2
В5 Базовый 26,9 47,1
В6 Базовый 81,9 46,4
В7 Базовый 7,0 5,7
В8 Базовый 9,7 16,9
В9 Базовый 51,3 6,7
В10 Базовый 34,3 18,1
В11 Базовый 32,5 59,5
В12 Базовый 17,4 23,1
В13 Базовый 52,3 4,2
В14 Базовый 23,9 36,3
В15 Базовый 56,3 8,2
В16 Базовый 5,5 21,1
А22 Повышенный 40,2 64,2
А23 Повышенный 4,8 31,2
А24 Повышенный 30,4 37,2
А25 Повышенный 32,1 30,3
А26 Повышенный 58,1 24,8
А27 Повышенный 80,6 59,8
А28 Повышенный 81,1 51,8

Анализ ответов, которые дали экзаменуемые в каждом из вариантов, позволяет выявить типичные ошибки.

Наиболее трудными для учащихся являются видовременные личные формы глаголов (особенно Present Perfect и Past Continuous): многие учащиеся не умеют анализировать контекст для определения времени, в котором происходит действие, последовательности описываемых действий и их характера. Также трудность для учащихся представляет форма страдательного залога в Past и Present Indefinite. Типичной ошибкой было использование активной формы Past и Present Indefinite вместо пассивной формы (surprised вместо was surprised).

Обращают на себя внимание ошибки, вызванные непониманием того, какое лицо совершает действие. Такие ошибки свидетельствуют о неумении внимательно вчитываться в контекст и о нарушении технологии выполнения задания – заполнения пропусков, которое требует предварительного прочтения всего текста с целью понимания его общего содержания.

Для вариантов, включавших тестовые вопросы, контролирующие навык употребления форм глаголов группы Perfect, типичной ошибкой было неправильное употребление Present Perfect. Наибольшее количество ошибок связано с использованием вместо Present Perfect – Present и Past Indefinite.

Некоторые ошибки обусловлены неправильным выбором формы вспомогательного глагола (has dropped вместо have dropped) из-за неумения согласовать подлежащее со сказуемым.

Затруднения в использовании степеней сравнения прилагательных возникли только у некоторых экзаменуемых. Основной ошибкой являлось заполнение пропуска другой степенью сравнения (faster вместо fastest), что противоречит инструкции к выполнению задания.

Анализ уровня сформированности навыка употребления средств словообразования позволяет сделать следующие выводы:

· наибольшую трудность для экзаменуемых представляет употребление суффиксов -er, -ly, -ent, -ion, а также префиксов in- и il-;

· типичными ошибками в данном задании являются:

- образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту (вместо attention – attentive);

- заполнение пропуска опорным словом без изменения его;

- употребление несуществующих слов (researchment вместо researchers);

- вместо заполнения пропуска словом с отрицательным префиксом употребление или опорного слова без изменения, или слова, образованного с помощью суффикса (dependent вместо independent);

- неправильное написание слов (differend, incouraged).

 

Раздел «Письмо»

 

Задачей экзаменационного теста в разделе «Письмо» являлась проверка уровня сформированности умений экзаменуемых использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. Раздел «Письмо» КИМ репетиционного экзамена 2009 г. состоял из двух заданий: С1 – Письмо личного характера (критерии оценки которого относились к базовому уровню) и C 2Письменное высказывание с элементами рассуждения (критерии оценивания которого относились к высокому уровню).

Стимулом для высказывания в задании С1 был отрывок из письма друга по переписке, в котором сообщалось о событиях в жизни друга и задавались вопросы.

Стимулом для высказывания в задании С2 было утверждение, с которым тестируемый мог согласиться или не согласиться, выразить свое мнение по поводу этого утверждения, приведя аргументы и доказательства.

Рекомендуемое время выполнения заданий данного раздела составляло 60 минут.

В таблице 7 представлена информация о типах заданий, уровне сложности, объеме, продолжительности выполнения заданий контрольных измерительных материалов в разделе «Письмо».

Таблица 7

Структура и содержание раздела «Письмо»

Задание Тип задания Проверяемые умения (основные блоки) Требуемый объем Время выполнения
С1 Базовый Письмо личного характера - Дать развернутое сообщение - Запросить информацию - Использовать неофициальный стиль - Соблюдать формат неофициального письма 100-140 слов 20 мин.
С2 Высокий Письменное высказывание с элементами рассуждения - Высказать свое мнение и привести аргументы, доказательства, примеры - Сделать вывод. Последовательно и логически правильно строить высказывание - Использовать соответствующие средства логической связи - Правильно оформить стилистически в соответствии с поставленной задачей 200-250 слов 40 мин.

 

При выполнении задания С1 (Письмо личного характера) большинство экзаменуемых правильно выбрали элементы неофициального стиля. Практически все испытуемые соблюдали нормы вежливости, начиная письмо с благодарности за полученное письмо, подавляющее большинство употребляли соответствующую завершающую фразу и ставили правильно подпись в конце письма. В ряде случаев отсутствовали адрес и дата. Более трудным оказалось выполнение коммуникативной задачи. Многие экзаменуемые не смогли представить полный ответ на запрашиваемую в письме информацию. Например:

 

Пример 6.

С1.You have 20 minutes to do this task.

 

Your English-speaking pen friend Simon is coming to visit you next month and he writes

 

I am really looking forward to this trip, but you know me, I like to plan everything well! I would very much like to go and see as much music as possible, without spending too much money, and also visit a few museums. Have you had any thoughts about how we could make the most of this week? What kind of clothes should I bring along with me? What’s the weather like in this time of year? I have travelled much, but this is the first time I’m going to visit your country….

 

Write a letter to Simon.

In your letter

- answer his questions

- ask three questions about Simon’s traveling experience

 

Write 100-140 words.

Remember the rules of letter writing.

 

    При выполнении этого задания многие экзаменуемые игнорировали высказанное в нем пожелании «I would very much like to go and see as much music as possible, without spending too much money» и ограничивались в ответе лишь планами о посещении музеев. Кроме того, было допущено много ошибок при составлении вопросов на указанную в задании тему (Simon’s traveling experience). Большая часть экзаменуемых составила вопросы по другой теме, а именно, о предстоящей поездке Саймона, а не прошлых путешествиях.

 

При выполнении задания С2 (Высказывание с элементами рассуждения) экзаменуемые также затруднялись с решением коммуникативной задачи в полном объеме. Тем не менее, значительная часть выпускников смогла представить высказывание требуемого объема, продемонстрировали умение сформулировать собственное мнение и увидеть другие возможные точки зрения.

    Трудной оказалась задача сформулировать проблему в начале высказывания, не повторяя формулировку задания, а используя синонимические средства и синтаксический перифраз. Что касается организации текста, то у некоторой части экзаменуемых вызвала затруднение проблема деления текста на абзацы и использования средств логической связи.

 

Пример 7.

C2.You have 40 minutes to do this task.

Comment on the following statement.

Some people think that music brings only benefits to individuals and societies; others believe it can have a negative influence on both.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 226.