Методика работы с кинофильмом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Активное и уместное применение телевидения в значительной мере способствует оптимизации управления содержанием и процессом обучения. Ис­пользование телевидения в обучении устной иноязыч­ной речи представляется возможным и целесообраз­ным для активизации речевой деятельности студен­тов, создания объемных ситуаций стимулирования их иноязычного общения и совершенствования конт­роля усвоения студентами иностранного языка как основного коммуникативного средства в предлагае­мых обстоятельствах.

В значительной степени работа с использованием телевидения строится по принципам программирова­ния с той разницей, что в данном случае появляются новые дополнительные возможности для создания объемных программ гибкого (творческого) управ­ления процессом обучения устной иноязычной речи на занятиях в аудитории. В учебной работе могут применяться следующие методические приемы:

— демонстрация иноязычного речевого образца в виде диалога, монологического высказывания, от­дельных реплик, цельного коммуникативного сю­жета;

— аудиовизуальная программа управления ус­воением иноязычных речевых образцов;

— устноречевое взаимодействие в системе «дик­тор — обучаемый»;

— аудиовизуальная иллюстрация содержания речевых высказываний и отдельных образцов;

— создание тематической и другой наглядности для стимулирования иноязычных высказываний обу­чаемых;

— создание проблемных ситуаций и постановка задач;

— изображение предлагаемых обстоятельств;

— создание помех в иноязычной речи диктора(отключение звука, введение шума);

— иллюстрированное обучение свободным и ус­тойчивым словесным выражениям с целью развития образно-стилистического иноязычного мышления обучаемых;

— упражнения на ритмику для управления раз­ витием иноязычной внутренней речи через внутрен­нее проговаривание;

— упражнения для усвоения функциональной грамматики иностранного языка;

— профессионально-деловые и социально-быто­вые игры;

— речедеятельностные (психолингвистические) игры;

— упражнения для усвоения реалий данного языка;

— упражнения для ознакомления обучаемых с иноязычным речевым этикетом и особенностями речевого и паралингвистического поведения носите­лей изучаемого языка;

— тесты для определения уровней овладения и владения иностранным языком как средством общения и деятельности.

Телевидение предоставляет широкие возможности для создания практически любой нагляд­ности, которая стимулировала бы иноязычные высказывания обучаемых.

Кинофильм в преподавании иностранного языка используется для обучения аудированию, создания динамической наглядности в процессе обучения и практики иноязычного общения, создания ситуации такого общения на учебном занятии и формирования аудиовизуальной сферы изучения иностранного языка.

Работа с кинофильмом включает три этапа, преддемонстрационный, демонстрационный и после-демонстрационный.

Преддемонстрационный этап

На этом этапе снимаются языковые трудности восприятия текста к кинофильму и трудности пони­мания его содержания, вводятся и закрепляются новые слова, анализируются функциональные типы используемых в тексте высказываний, осуществляется проверка понимания ранее изученного лексического и грамматического материала, анализируются непривычные для обучаемых аутентичные разговорные формулы, лингвострановедческие реалии, формируется социально-психологический фон и содержательные ориентиры для дальнейшего восприятия формы и содержания кинофильма. Здесь также снимаются возможные трудности понимания путем применения приемов отработки техники чтения и выборочного аудирования отдельных фрагментов звукового сопровождения фильма.Перед непосредственным показом фильма обучаемым предлагаются предфильмовые ориентиры - вопросы по содержанию, вопросы и варианты ответов к ним для выбора обучаемыми, задания, связанные с последующим пересказом содержания, задания на определение последовательности и динамики пове­дения и взаимодействия персонажей, задания на оценку и характеристику содержащейся в фильме информации.

Демонстрационный этап

Демонстрация фильма должна сопровождаться активной учебной деятельностью зрителей-обучае-мых. Им можно предложить программу управления восприятием фильма в форме аннотации, схемы сце­нария, тезисов, плана, опорных слов и фраз. (Ра­бочие места обучаемых должны быть оборудованы специальной подсветкой.) Обучаемые могут также делать записи в опорном конспекте к тексту фильма. Вместе с тем им можно рекомендовать задания на установление характера сочетания звукового и зри­тельного ряда: определить, например, какие выска­зывания звучат на фоне демонстрации тех или иных событий в кадре; отметить демонстрируемые в филь­ме реалии и соответствующие им речевые выска­зывания.

Последемонстрационный этап

На данном этапе проверяется эффективность ис­пользования в процессе просмотра фильма предло­женных на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма обучаемыми, осуществляется контроль понимания содержания и использованных в фильме языковых и речевых средств. Особое вни­мание следует уделить различным видам пересказа (сжатого, избирательного, дифференцированного, пословного, коммуникативно ориентированного). Це­лесообразно также использовать вопросно-ответную работу, драматизацию, ролевое воспроизведение текста (особенно диалогов), последующее озвучива­ние фильма, воспроизведение и реализацию показан­ных в фильме ситуаций общения, их расширение, дополнение, перенос на ситуации обыденной жизни обучаемых.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 261.