КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: 65-46-52 с 10 до 18 часов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: 65-46-52 с 10 до 18 часов

МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

С УВАЖЕНИЕМ к ВАМ              =УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ ИНСТИТУТА=



НОУ ВПО «СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

---------------------------------------------------------------------------

Кафедра ЮРИСПРУДЕНЦИИ

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я  Р А Б О Т А

ПО___________________________________________________

на тему «______________________________________________________»

студента____курса

                                                                ЗАОЧНОГО отделения                                           бакалавриат

________________________

                                                                                                                                                             Ф.И.О.__________________

№ контакт.тел.____________

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ______________________

Регистр.№______________

Дата сдачи работы_______

РЕЦЕНЗИЯ_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                 «______»_________________2011г.                     Подпись_________________________________________

АРХАНГЕЛЬСК 2011 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                        

1……………………………………………………………………………………   1…………………………………………………………………………………….

2…………………………………………………………………………………….

3…………………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                             ……….

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                               ………

 

 

 

3. Основные требования к оформлению контрольных и курсовых работ

На основании ГОСТ 7.32-2001

СТАНДАРТА «ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ - СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ»

введенного в действие непосредственно в качестве государственного стандарта РФ с 1.07.2002 г. ( в редакции от 01.12.2005),

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 1

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

Перед выполнением контрольной работы повторите грамматические разделы: «Порядок слов в немецких предложениях», «Имя существительное. Склонение. Образование множественного числа», «Времена глагола в Aktiv».

 

 

1. Определите порядок слов в предложении. Измените его на соответствующий обратный. Переведите предложения:

 

- Ich fahre nach Hause mit dem Bus.

- Ich lade alle Zeugen vor.

- Diese neue Methode empfehlen wir unseren Kollegen.

- Die Diebe stehlen ein Auto.

- In der Deutschstunde spreche ich nur Deutsch.

 

 

2. Составьте из данных слов словосочетания в родительном падеже. Переведите их:

 

- Die Arbeit; der Student;

- die Organisation, die Interpol;

- das Verhör, der Zeuge;

- der Beruf, der Untersuchungsrichter;

- der Tatort, das Verbrechen;

- die Meldung, der Richter

 

3. Поставьте существительные в соответствующем падеже. Переведите предложения:

 

- Die Eltern sorgen für die Erziehung (die Kinder).

- Sie wissen etwas von (der Vorfall).

- Ich nehme an (die Aufklärung) dieses Vorfalls teil.

- Er weiß (die Geschichte) (die Stadt) sehr gut.

- Wir kennen ihn von (die Schule).

- Ich lege diese Dokumente in (die Aktentasche).

- Der Angeklagte sitzt vor (der Richter) (der Anwalt).

 

 

4. Поставьте в словосочетаниях существительные во множественное число. Переведите их:

- Das Lehrbuch des Jurastudenten;

- Der Kriminalist der Stadt;

- Der Vorfall im Land;

- Das Gespräch mit dem Angeklagten;

- Der Richter des Bezirks;

- Der Umstand des Verbrechens;

- Die Sorge für die Ordnung;

- Die Aufklärung der Rechtsverletzung;

- Die Verurteilung des Beschuldigten.

 

5. Поставьте глаголы haben, sein и werden в соответствующем лице и указанном времени. Переведите предложения:

 

- Sie ___ Probleme im Studium (Präsens).

- Wir ___ Studenten der Hochschule (Präsens).

- Welchen Beruf ___ dein Vater (Präsens)?

- Was ___ dein Vater (Präteritum)?

- Er ___ sehr müde (Präsens).

- Der Täter ___ hier (Präteritum).

- Es ___ dunkel (Präteritum).

 

6. Поставьте в предложениях данные в скобках глаголы в указанных временных формах. Переведите предложения:

- Er ___ mit dem Zeugen ___ (sprechen, Perfekt).

- Der Geschädigte ___ den Dieb nicht sofort ___ (erkennen, Plusquamperfekt).

- ___ sie am Tatort ___ (sein, Perfekt)?

- Er ___ Kriminalbeamter ___ (werden, Perfekt).

- Der Prozess ___ morgen ___ (stattfinden, Futurum).

- Sie ___ die Miliz sofort ___ (anrufen, Perfekt).

- Er ___ diesen Text ohne Fehler (lesen, Präsens).

- Das Gericht ___ ihn ___ (freisprechen, Perfekt).

- ___ du zum Bahnhof mit dem Taxi (fahren, Präsens)?

 

 

7. Перепишите текст и переведите его письменно. Ответьте письменно на вопросы к тексту:

СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

(заочная форма обучения)

Преподаватель: Фомина Валентина Спартаковна

1. Сгруппируйте слова по их суффиксам. Укажите часть речи, переведите на русский   

язык :

airy, consultation, relatively, possibility, special, wordy, sufficiently, preparation, humanity, official, hearty, protection, ability, professional, actively

 

2. Образуйте слова при помощи суффиксов и переведите их на русский язык:

- ion to construct, to legislate, to produce, to consume

- ful  to use, to hope, beauty, wonder, skill

- ly    necessary, regularly, clear, easy, cold

- ive  to construct, to support, to inform, attention

 

3. Найдите соответствующий перевод слов, данных в скобках:

1. (Это) is a promising company.                                         1. this

2. He doesn't work at (том) department.                               2. these

3. (Этот) manager is a representative of our firm.                3. that

4. I don't know (тех) students.                                              4. those

5. He lives at (том) hostel.

6. (Это) is an interesting article.

7. (Это) are my relatives.

8. (То) is a computer-class.

9. (Эти) girls are very jolly.

10. (Эта) old woman is a famous lawyer.

 

4. Вставьте неопределенные местоимения some , any , no:

1. There are … new scientific societies at our Institute.

2. You can take … bus to get to the railway station.

3. Are there … questions to me?

4. Will you miss … lectures on Monday?

5. He has … problems with his parents.

6. … student can study well if he wants.

7. Did she study … legal subjects last year?

8. I gave him … money yesterday.

9. There will be … lectures on the 1st of January.

10. He has … experience in the field of law. He is a first-year student.

 

5. Замените подчеркнутые слова или словосочетания личными

местоимениями в объектном падеже:

1. The teacher asked my brother a question.                        1. you

2. Yesterday I read an interesting story.                               2. her

3. We saw your sister last week.                                           3. him

4. We invite our friends to live with us.                               4. it

5. You must pay attention to your Grammar.                       5. us

6. Spend more time with your parents.                                 6. them

7. I'll show you and your husband our new flat.

8. He met his children at the railway station.

9. Your uncle knows me and my parents well.

 

 

6. Замените личные местоимения притяжательными:

1. (You) proposal is quite interesting.                              1. my

2. I always walk to (I) office.                                            2. your

3. Mr. Brown wrote the letter, typed it and sent it to (he) partner.     3. his

4. He met (they) guests at the entrance to the firm.                    4. her

5. (She) favourite subject at the Institute was Economics.         5. our

6. (We) new sales manager is very energetic.                    6. they

 

7. Из слов, данных ниже, выберите нужные по смыслу:

1. There are many … among the teachers. (woman, women)

2. The … of great scientists are very interesting. (lives, life)

3. Her … is 3 years old. (children, child)

4. Our …at the Institute last for 6 years. (studies, study)

5. There are many … on Politics at our library. (book, books)

 

8. Вставьте much или many :

1. There were … new details in the contract.

2. Peter spent … time to study the proposal.

3. We know very … about this firm.

4. We signed … contracts last week.

5. Don't put … sugar in my coffee, please.

 

9. Поставьте прилагательные в нужной степени сравнения:

1. I want to achieve … results in the second term than in the first one.

(good, better, the best)

2. To translate this text from English into Russian is as … as to read it in English.

(difficult, more difficult, the most difficult)

3. His answer at the exam was … than his friend's answer.

(bad, worse, the worst)

4. I'm getting … and … .

(old and old; elder and elder; eldest and eldest)

5. Moscow is the … city in Russia.

(large, larger, the largest)

6. Dorothy is the … in her family.

(young, younger, the youngest)

7. Where is the … bus-stop?

(near, nearer, the nearest)

8. Public transport in London is the … in Europe.

(expensive, more expensive, the most expensive)

9. This problem was … than we expected.

(serious, more serious, the most serious)

10. To study at the college is not so … as at the Institute.

( difficult, more difficult, the most difficult)

 

10. Поставьте глаголы to be и to have в нужной форме:

1. Yesterday our group … two practical classes. (has, had, will have)

2. There … some books on Marketing on the table. (is, are, was)

3. Our assistant's experiments … successful. (am, was, were)

4. There … a lecture on Philosophy tomorrow. (is, was, will be)

5. She … 3 exams in winter session. (has, had, will have)

6. My brother … great abilities for English. (has, had, will have)

7. We …good specialists in four years. (are, shall be, will be)

8. It … time to begin our laboratory work. (is, am, are)

9. There … a hostel near our house. (was, are, were)

10. They … practical classes in many theoretical subjects last year. (has, had, will have)

11. Вставьте подходящие по смыслу модальные глаголы:

1. He … not come today. He is ill.                                                       A. must

2. They … be at home now.                                                                  B. can

3. We … attend lectures regularly.                                                     C. may

4. … come in?

5. Students … work hard during the whole term .

6. … I speak to Jane, please?

7. Children … come home in time.

8. I … not carry out this experiment. I am tired.

 

12. Прочитайте и письменно переведите текст:

 

TYPES OF LEGAL PROFESSIONS IN GREAT BRITAIN

a) Solicitors.

There are about 50,000 solicitors in England and Wales. They deal with all the day-today work of preparing legal documents for buying and selling houses, making wills, etc. Solicitors also work on court cases for their clients, prepare cases for barristers and may represent their clients only in a Magistrate’s Court.

b) Barristers.

There are about 5,000 barristers who defend or prosecute in the higher courts. Although solicitors and barristers work together on cases, barristers specialize in representing clients in court. In court they wear wigs and gowns in keeping with the extreme formality of the proceedings. The highest level of barristers has the title QC (Queen’s Counselor).

c) Judges.

There are a few hundred judges trained as barristers, who preside in more serious cases. There is no separate training for judges.

d) Jury.

A jury consists of twelve people (“jurors”) who are ordinary people chosen at random from the Electoral Register. They listen to the evidence given in court and decide whether the defendant is guilty or innocent. Jury is rarely used in civil cases.

e) Magistrates.

There are about 30,000 magistrates (Justices of the Peace or JPs) who judge in the lower courts. They are respectable people who are usually unpaid and have no formal legal qualifications.

 

13. Задайте все типы вопросов к предложению:

There are about 50,000 solicitors in England and Wales.

 

14. Выберите юридическую профессию в соответствии с текстом:

1. An officer acting as a judge in the lower courts.

2. An official with authority to listen and decide cases in the court.

3. A group of people who swear to give a true decision in the court.

4. A lawyer who has the right to speak and argue in the higher court.

5. A lawyer who prepares legal documents, advises clients and speak for them in the lower court.

 

15. Переведите однокоренные слова :

- to judge, a judge, judgment, judgment-day

- to defend, defender, defendant, defendant-box, defence, defenceless

- to prosecute, prosecutor, prosecution

- to punish, punishable, punishment

- to execute, executor, execution, executioner, executive

- evidence, evident, evidential, evidently

- to detect, detection, detective, detector

- to elect, election, elective, elector, electoral, electorate

- jury, juror, grand jury, jury-box

Вопросы к экзамену по Теории государства и права

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

- Законодательные акты русского государства, XVI-XVII вв. – Л., 1987

- Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. – М., 1984-1994

- Сборник документов по истории России с древнейших времен до второй четверти XIX в.: Для семинарских и практических занятий – Екатеринбург, 1992

- Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. – М., 1990

- Хрестоматия по истории отечественного государства и права. – М., 1994 (и другие издания).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

- Анисимов Е.В. Россия без Петра: 1725-1740. – СПб., 1994

- Барышников М.Н. История делового мира России. – М.., 1994

- Бушуев СВ., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. В 2-х кн., кн. 1. – М., 1991

- Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 3-е изд. Переработанное и дополненное. – М., 1983

- Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. – М., 1993

- Маньков А.Г. соборное Уложение 1649 г. – Л., 1981

- Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. – М., 1988

- Сироткин В.Г. Вехи отечественной истории. – М., 1991

- Советская историческая энциклопедия. Т. 1-16. М., 1961-1976

- Юридический энциклопедический словарь. Любое издание

           

 

 

СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вопросы к экзамену по дисциплине ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

 

  Преподаватель: Бронникова Евгения Петровна

 

 1. История государства и права России как наука и как учебная дисциплина. Предмет и методология истории государства и права.

 2. Появление и закрепление государственно - политических институтов у восточных славян.

 3. Общественно – политический строй и сословная структура Киевской Руси.

 4. Памятники византийского и русского канонического права в Древней Руси.

 5. Русская Правда.

 6. Удельная система. Причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.

 7. Владимиро – Суздальское и Галицко – Волынское княжества в период раздробленности: сравнительный и исторический анализ двух моделей государственного развития.

 8. Государственное устройство и право Золотой Орды. Влияние Орды на формирование российских государственных институтов.

 9. Государственно – политический строй Новгородской республики. Причины установления республиканского строя. Государственная и судебная системы. Падение независимости.

10. Памятники Средневекового права Северо - Западной Руси: Новгородская и псковская судные грамоты (отличия).

11. Московский и литовский объединительные центры российского государства XIII-XV вв.

12. Памятники средневекового права Великого княжества Литовского: статуты, привилегии, Судебник 1468г., Литовский статут 1529 г.

13. Судебник Ивана III 1497 г.

14. Московское государство на рубеже XV-XVI вв. Оформление приказной системы. Сословная структура русского общества.

15. Реформы «Избранной рады» начала царствования Ивана IV. Борьба абсолютистской и сословно – представительной моделей государственного устройства.

16. Судебник 1550г.

17. Стоглавый Собор и его итоговые документы.

18. Феномен опрично – земского государства Ивана Грозного.      

19. Смута в московском государстве на рубеже XVI-XVII вв.

20. Земские соборы Московской Руси. Проблема сословно-представительной монархии в русской истории XIV-XVII вв.

21. Российское государство при Михаиле Федоровиче Романове. Восстановление управляемости и целостности государства. Расцвет приказной системы.

22. Соборное уложение 1649 г.

23. Абсолютизм Петра Великого. Реформы системы государственного управления.

24. Военная политика и военные реформы Петра Великого.

25. Сословная политика сословное законодательство Петра I.

26. Право и суд эпохи Петра I.

27. Реформаторская и законотворческая деятельность Елизаветы Петровны.

28. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины Великой как государственная политика. Деятельность Уложенной комиссии. Законодательство о положении сословий в Российской империи.

29. Реформирование аппарата управления страной и судебно – следственной системы в царствование Екатерины II.

30. Российское государство в царствование Павла I. Павловское законодательство.

31. Эпоха государственно-правовых реформ Александра I. М.М. Сперанский.

32. Российское государство после войны 1812 г. Декабристы и их конституционные идеи.

33. Российская империя в царствование Николая I.

34. Великая крестьянская реформа Александра II.

35. Александровская судебная и полицейская реформа 60-х годов XIX века.

36. Земская и городовая реформа 60-70-х годов XIX века.

37. Реформы 60-70-х гг. XIX в. в области военной политики, финансов, просвещения. Реакция русского общества на александровские реформы.

38. Эпоха контрреформ и имперской стабилизации Александра III.

39. Экономическое и социально-политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. Причины и ход революции 1905-1907 гг.

40. Формирование основных черт и особенностей «думской монархии»: от «Булыгинской» к I и II Государственным Думам. (партийный состав, партии)

41. Государственно-политический режим Третьиюньской монархии. Деятельность III и IV Государственных Дум. Реформы П.А.Столыпина, его преемников.

42. Политический кризис 1917. Февральская революция. Формирование и деятельность институтов буржуазно-демократической республики. Система двоевластия.

43. Октябрьский государственный переворот 1917 года. II Съезд Советов. Судьба Учредительного Собрания.

44. Формирование советского государственного аппарата. Конституция РСФСР 1918 года.

45. Формирование и деятельность государственно-репрессивной системы 30-60-х гг. XX в.

46. Реформирование государственно-правовой системы в 1990-е годы.

 

ТЕСТ 2 ВАРИАНТ 1

1. Назовите причины Английской революции:

А. Сдерживающее влияние абсолютизма на развитие на развитие экономики;

Б. Торговля монополиями.

В. Крепостнические порядки в английской деревне;

Г. Распространение пуританизма в Англии;

Д. Неудачные войны с Францией;

Е. Поддержка королем католиков;

Ж. Введение королем произвольных налогов;

З. Объявление англиканской церкви независимой от папской власти;

И. Стремление джентри получить землю в полную собственность;

 

2. Почему у населения английских колоний вызвал недовольство Акт о гербовом сборе?

А. Он разорял почти всех торговцев;

Б. Он блокировал торговлю в портах колоний;

В. Он вводил налоги без представительства колоний в парламентах;

Г. Он запрещал занимать фермерам новые земли;

Д. Он ограничивал производство товаров в колониях;

Е. Он свидетельствовал о политическом бесправии колоний.

 

3. Восстановите хронологическую последовательность событий:

А. Штурм Бастилии;

Б. провозглашение Национального собрания;

В. вареннский кризис;

Г. поход на Версаль;

Д. принятие Декларации прав человека и гражданина;

Е. Расстрел на Марсовом поле;

Ж. Клятва депутатов Национального собрания в зале для игры в мяч в Версале.

 

4. Отметьте черты и мероприятия политики термидорианского режима:

А. Отмена максимумов цен и зарплаты;

Б. Уничтожение республики;

В. Восстановление католической церкви;

Г. Отмена декрета о «подозрительных»;

Д. усиление революционного террора;

Е. Реставрация в области нравов;

Ж. Роспуск Якобинского клуба;

З. Ограничения свободы торговли;

И. Защита интересов буржуазии;

К. Введение новой Конституции.

 

5. В чем сущность парламентской реформы 1832 г. в Англии:

А. Введение тайного голосования в парламенте;

Б. Снижение имущественного ценза на выборах;

В. Увеличение количества депутатских мест от крупных промышленных городов;

Г. Введение всеобщего избирательного права;

Д. Предоставление части голосов избирателям Шотландии и Ирландии;

Е. Введение платы за работу в парламенте.

 

6. Тред-юниоизм – это:

А. Политика, основной целью которой является борьба за разрешение деятельности профсоюзов;

Б. Политика защиты экономических интересов членов своего профсоюза, соглашения между предпринимателями и рабочими;

В. Политика активной борьбы рабочих за свои права, использующая все методы, включая стачки и восстания;

Г. Политика, основной целью которой является борьба за завоевание пролетариатом политической власти в стране.

 

Бисмарк знаменит тем, что

А. Был первым в истории канцлером Германской империи;

Б. Смог провести объединение Германии, практически избежав кровопролития;

В. был президентом Пруссии;

Г. был президентом Германии;

Д. Успешно реализовал политику объединения Германии «сверху»;

Е. Успешно реализовал политику объединения Германии «железом и кровью».

 

8. Основными программными требования политических партий в США в 1850-е гг. были:

1. республиканской партии

2. демократической партии

А. Отмена рабства;

Б. Запрет на распространение рабства на западные земли;

В. Свобода распространения рабства на западные земли;

Г. Низкие таможенные пошлины на ввоз зарубежных промышленных товаров;

Д. Высокие таможенные пошлины на ввоз зарубежных промышленных товаров;

Е. Бесплатная раздача земель всем желающим.

 

9. Отметьте антикризисные меры, проводимые в США правительствами:

1. Г . Гувера    2. Ф. Рузвельта

А. Банковская реформа;

Б. Скупка излишков сельскохозяйственной продукции;

В. Установление госконтроля за выпуском ценных бумаг частными корпорациями:

Г. Выплата премий фермерам за сокращение производства;

Д. Создание системы социального обеспечения;

Е. Призывы к расширению частной благотворительности для помощи нуждающимся;

Ж. Созыв конференций представителей деловых кругов и профсоюзов для обеспечения

Социального перемирия;

З. Создание государственной системы регулирования отношений между рабочими и

Предпринимателями;

И. Сохранение жесткого золотого стандарта доллара;

К. Отказ от золотого стандарта доллара и инфляционные инвестиции в экономику.

 

ТЕСТ 2. ВАРИАНТ 2.

 

1. Военная реформа Кромвеля включала в себя:

А. Систематическое обучение солдат;

Б. Сотрудничество с представителями королевской армии

В. Насильственный призыв молодых мужчин;

Г. Предоставление права выходцам из нижних сословий занимать высокие чины;

Д. Набор глубоко религиозных пуритан;

Е. Установление жестокой дисциплины;

Ж. Переход к партизанской войне;

З. Применение тяжелого вооружения (лат, мечей).

 

2. Восстановите хронологическую последовательность событий в США:

А. Сражение у Конкорда;

Б. «Бостонское чаепитие»;

В. Решение Континентального конгресса объявить войну Англии;

Г. Акт о гербовом сборе;

Д. Провозглашение Декларации независимости.

 

3. Отметьте цифрой 1 положения Конституции Франции 1791 г., 2 – Конституции США 1787 г. (некоторые положения вообще не должны быть отмечены):

А. Страна является республикой;

Б. Вводится всеобщее избирательное право;

В. Законодательный орган состоит из двух палат;

Г. Главой государства является король;

Д. Страна представляет собой унитарное государство;

Е. Страна представляет собой федерацию;

Ж. Глава государства избирается народом;

З. Законодательный орган состоит из одной палаты.

 

4. Отметьте мероприятия Наполеона:

А. Отмена максимумов цен и зарплаты;

Б. Закрепление перераспределения собственности, произведенного в годы революции;

В. Создание новой финансовой системы;

Г. Введение революционного террора;

Д. Строительство дорог, каналов, портов;

Е. Введение в действие Конституции 1793 г.

Ж. Развитие системы политического сыска;

З. Установление культа Наполеона;

И. Восстановление католической церкви;

К. Провозглашение себя императором;

Л. Ликвидация выборности законодательной власти;

М. Принятие Гражданского кодекса;

Н. Реставрация династии Бурбонов.

 

5. В чем заключались требования чартистов?

А. Ежегодное избрание членов парламента;

Б. Установление минимума заработной платы;

В. Ограничение права частной собственности;

Г. Отмена имущественного ценза на выборах;

Д. Всеобщее избирательное право для мужчин и женщин в 21 года;

Е. Провозглашение республики;

Ж. Оплата работы членов парламента;

З. Введение тайного голосования в парламенте.

 

6. Основными политическими партиями в Англии в 1850-1860-е гг. были:

А. Лейбористы

Б. Либералы

В. Консерваторы

Г. Республиканцы

Д. Социал-демократы

 

7. Соотнесите дату и событие:

1. Провозглашение республики во Франции А. 18 января 1871 г.
2. Объявление Францией войны Пруссии Б. 28 февраля 1871 г.
3. седанская катастрофа В. 19 июля 1870 г.
4. провозглашение создания Германской империи Г. 4 сентября 1870 г.
5. подписание франко-германского мира Д. 2 сентября 1870 г.

 

8. Основными программными требованиями политических партий в США в 1850-е гг. были:

1. республиканской партии

2. демократической партии

А. Отмена рабства;

Б. Запрет на распространение рабства на западные земли;

В. Свобода распространения рабства на западные земли;

Г. Низкие таможенные пошлины на ввоз зарубежных промышленных товаров;

Д. Высокие таможенные пошлины на ввоз зарубежных промышленных товаров;

Е. Бесплатная раздача земель всем желающим.

 

9. Основными положениями политики «нового курса» были:

А. Стабилизация банковской системы;

Б. Отказ от золотого стандарта доллара и инфляционные инвестиции в экономику;

В. Вмешательство государства в определение объемов производства частных предприятий;

Г. Поощрение увеличения объемов сельскохозяйственного производства;

Д. Установление максимальной продолжительности рабочей недели;

Е. Признание прав профсоюзов;

Ж. Повышение налоговых ставок на сверхдоходы, наследства и дарения;

З. Организация общественных работ;

И. Прекращение денежной эмиссии;

К. Выплата премий фермеров за сокращение производства;

Л. Установление минимума зарплаты.

 

ТЕСТ 2. ВАРИАНТ 3.

 

1. Отметьте основные черты режима и политики протектората:

А. Диктаторская власть О. Кромвеля;

Б. Укрепление положения католической церкви;

В. Усиление крепостнических отношений в деревне;

Г. Поощрение огораживаний;

Д. Гонения на участников революции;

Е. Подавление всех форм недовольства;

Ж. Ограничение частной собственности на землю;

З. Активная внешняя политика;

И. Высокая роль армии в государстве;

К. Расширение автономии Ирландии и Шотландии;

Л. Запрет массовых увеселений.

 

2. Отметьте основные идеи Декларации независимости США:

А. Все люди сотворены равными;

Б. Частная собственность представляет несомненное зло;

В. Власть правительства основана на согласии управляемых;

Г. Народ имеет право свергнуть правительство, посягающее на права людей;

Д. Английская нация является низшей по сравнению с американской;

Е. Английский король облагал налогами колонии без их согласия;

Ж. Английский король препятствовал торговле колоний с другими странами;

З. Английский король систематически истреблял американских колонистов;

И. Английский король стремился установить свою тиранию в колониях.

 

3. Соотнесите понятия и определения:

1. высший законодательный орган А). Революционный трибунал
2. ограничение цен и зарплаты Б). секции
3. высший суд В). Национальный конвент
4. революционное правительство Г). максимумы
5. орган революционного политического сыска Д). Комитет общественного спасения
6. органы местного управления Е). Комитет общей безопасности
7. органы самоуправления в Париже Ж). муниципалитеты

 

 

4. Отметьте черты политической ситуации весны 1793 г. во Франции:

А. Борьба Горы и Жиронды;

Б. Падение популярности Мирабо;

В. Восстания на местах;

Г. Захват роялистами власти в Париже;

Д. Военные неудачи во Франции;

Е. Недовольство населения изменнической политики короля.

 

5. Чем Хартия 1830 г. отличалась от Конституции 1814 г. во Франции:

А. Были снижены возрастной и имущественный цензы;

Б. Власть короля становилась выборной;

В. Однопалатный парламент был заменен двухпалатным;

Г. Был увеличен имущественный ценз;

Д. Двухпалатный парламент был заменен однопалатным;

Е. Провозглашались политические свободы.

 

6. Основными положениями избирательной реформы 1867 г. в Англии были:

А. Введение всеобщего избирательного права для мужчин;

Б. Предоставление избирательных прав женщинам;

В. Снижение имущественного ценза;

Г. Ликвидация «гнилых местечек»;

Д. Увеличение представительства крупных городов в парламенте;

Е. Введение выборности членов палаты лордов палатой общин;

Ж. Предоставление избирательных прав жителям колоний английского происхождения.

 

Бисмарк знаменит тем, что

А. Был первым в истории канцлером Германской империи;

Б. Смог провести объединение Германии, практически избежав кровопролития;

В. был президентом Пруссии;

Г. был президентом Германии;

Д. Успешно реализовал политику объединения Германии «сверху»;

Е. Успешно реализовал политику объединения Германии «железом и кровью».

 

 

8. Основными положениями акта о гомстедах были:

А. Продажа свободных земель на Западе крупными участками всем желающим;

Б. Аукционная продажа западных земель мелкими участками;

В. Сдача государством в аренду западных земель;

Г. Раздача государством земли участками по 160 акров всем желающим за символическую плату;

Д. Предоставление неграм небольших земельных участков из фонда земель, образовавшихся в результате конфискации имущества мятежников-южан.

 

9. Отметьте мероприятия финансовой реформы Ф. Рузвельта:

А. Разрешение на свободное пользование иностранных валют в розничной торговле США;

Б. Прекращение денежной эмиссии;

В. Отказ от золотого стандарта доллара и выпуск не обеспеченных товарами и золотым запасом денег;

Г. Установление твердого золотого содержания золота;

Д. Запрет на функционирование частных банков в стране;

Е. Закрытие всех банков в стране и последующая выдача разрешения на открытие лишь устойчивым

Банкам;

Ж. Установление государственного контроля над Федеральной резервной системой и превращение ее в

Своеобразный центральный банк США.

 

 

ТЕСТ 2. ВАРИАНТ 4.

 

1. Соотнесите события и даты:

1. начало правления Карла 1 А). 1640 г.
2. начало Тридцатилетней войны Б). 1648 г.
3. «прайдова чистка» В). 1688 г.
4. созыв Долгого парламента Г). 1625 г.
5. начало гражданских войн в Англии Д). 1618 г.
6. «Славная революция» Е). 1642 г.

 

ТЕСТ 2. ВАРИАНТ 5.

 

1. Чем объясняется возникновение в Англии широкого слоя джентри:

А). Слабостью английской буржуазии;

Б). Спецификой феодального землевладения в Англии;

В). Результатами географических открытий для Англии;
Г). Направленной на это политикой Тюдоров;

Д). Наличием с давних пор наемной армии в Англии;

Е). Быстро проведенной Реформацией в Англии.

 

2. Восстановите хронологическую последовательность событий:

А). Битва у Саратоги;

Б). Принятие «Билля о правах»;

В). Провозглашение Декларации независимости;

Г). «Бостонское чаепитие»;
Д). Битва у Йорктауна;

Е). Принятие Конституции США;

Ж). Заключение мирного договора между Англией и США.

 

3. Отметьте вопросы, обсуждавшиеся в Конвенте в августе 1792 – июне 1793 гг.

А). Участь короля;

Б). Введение революционного террора;

В). Отмена крепостного права;

Г). Неприкосновенность частной собственности;

Д). Объявление революционного набора в армию.

Е). Введение максимумов цен.

 

4. Что являлось основой политики якобинцев:

А). Предоставление исключительных привилегий дворянству;

Б). Введение широких демократических свобод;

В). Революционный террор;

Г). Предоставление права автономного управления местным органам власти;

Д). Жесткая централизация управления.

 

5. Отметьте причины кризиса Июльской монархии во Франции в конце 1840-х гг.:

А). Социальная напряженность в стране;

Б). Стремление Луи Филиппа компенсировать все потери бывшим эмигрантам;

В). Недовольство французов высоким имущественным цензом;

Г). Попытка установить в стране политический террор;

Д). Непопулярность правительства Гизо;

Е). Денежные скандалы, связанные с ближайшим окружением короля:

Ж). Реставрация феодальных порядков в деревне;

З). Рост республиканского оппозиционного движения.

 

6. Основными политическими партиями в Англии в 1850-1860-е гг. были:

А). Лейбористы;

Б). Либералы;

В). Консерваторы;

Г). Республиканцы;

Д). Социал-демократы

 

7. Бисмарк знаменит тем, что:

А. Был первым в истории канцлером Германской империи;

Б. Смог провести объединение Германии, практически избежав кровопролития;

В. был президентом Пруссии;

Г. был президентом Германии;

Д. Успешно реализовал политику объединения Германии «сверху»;

Е. Успешно реализовал политику объединения Германии «железом и кровью».

 

8. Восстановите хронологическую последовательность событий:

А. Создание Южной конфедерации;

Б. Избрание Линкольна президентом США;

В. Захват южанами форта Самтер;

Г. Окружение г. Ричмонда;

Д. Рейды южан на Вашингтон;

Е. Отмена рабства;

Ж. Принятие закона о гомстедах;

З. Рейд генерала Шермана;

И. Гражданская война в Канзасе;

К. капитуляция южан.

 

9. Основными положениями политики «нового курса» были:

А. Сохранение жесткого золотого стандарта доллара;

Б. Отказ государства от вмешательства в экономику;

В. Сокращение социальных выплат с целью сэкономить государственные средства для вложения в

промышленность;

Г. Создание государственной системы регулирования отношений между рабочими и предпринимателями;

Д. введение одинаковых для всех процентных ставок налогового обложения;

Е. Отмена торговых пошлин на ввоз промышленных товаров;

Ж. Введение пособий по безработице;

З. Введение пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вопросы к экзамену по курсу «История государства и права зарубежных стран»

                                  

Преподаватель: Бронникова Евгения Петровна

 

1. История государства и права зарубежных стран как наука. Предмет, цель,

задачи, методология.

2. Законы Хаммурапи – памятник древневавилонского права.

3. Законы Ману – памятник древнеиндийского права.

4. Государственный и общественный строй Афин.

5. Становление государства в Спарте. Реформы Ликурга.

6. Римское государство и право в период ранней республики. Законы XII таблиц.

7. Государство и право Византии.

8. «Салическая правда» как памятник права раннефеодального периода средневековья.

9. Образование и развитие английского парламента. Особенности английского абсолютизма.

10. Развитие парламентской монархии в Англии в Новое время. (XVII-XX вв.)

11. Становление и развитие абсолютизма во Франции. (XVII-XVIII вв.)

12. Великая французская революция: конституционный период (1789-1792 гг.)

13. Якобинская диктатура. Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г.

14. Государственный переворот Бонапарта. Конституционные акты Консульства и Первой империи.

15. Третья республика во Франции. Парижская коммуна 1871 г. и Конституция.

16.  Политическое развитие Германии в XIII-XV вв. «Каролина» - судебник «Священной Римской империи германской нации».

17. Объединение Германии и Конституция Германской империи 1871 г.

18. Американская революция, ее особенности и возникновение независимых государств в бывших английских колониях.

19. Конституционное развитие штатов. Билль о правах и Конституция США.

20. Образование и функционирование двухпартийной системы в США.

21. Антитрестовское законодательство США на рубеже XIX-XX вв.

22. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта.

23. Государственный строй Веймарской республики по Конституции 1919 г.

24. Механизм фашистской диктатуры в Германии.

25. Образование ФРГ. Основные черты Боннской Конституции 1949 г. Партийная система ФРГ.

26. Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 г. и последующие реформы.

27. Генерал де Голль и создание Пятой республики во Франции.

28. Основные изменения в политической системе и государственном устройстве Великобритании в XX в. Демократизация избирательного права.

 



СОЦИОЛОГИЯ

Темы контрольных работ

Вариант 1

1. Социология как наука

2. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки

3. Социологическое исследование: понятие, классификация, этапы организации и функции

Вариант 2

1. Общество как объект социологического познания

2. О.Конт и формирование позитивистской традиции в социологии

3. Программа социологического исследования

Вариант 3

1. Социальные общности и их типы

2. Органическая теория Г. Спенсера

3. Инновационный характер прикладного социологического исследования

Вариант 4

1. Основные теории социальной стратификации и социальной мобильности

2. «Однофакторные» социологические школы

3. Общенаучная методология прикладного социологического исследования

Вариант 5

1. Социальные организации и институты

2. Социологическая теория В. Парето

3. Понятие социальной проблемы.

Вариант 6

1. Социальный статус и социальная роль

2. Классическая немецкая социология Ф. Тённес и Г. Зиммель

3. Формулировка цели и задач исследования, виды гипотез в социологии.

Вариант 7

1. Функции социологии и значение социологии в обществе

2. Американская школа: У. Самнер, А. Смолл, У. Мак-Дугалл.

3. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации

Вариант 8

1. Социальная деятельность и социальное действие

2. Марксизм как социальная теория

3. Выборочный метод в социологии

Вариант 9

1. Девиантное поведение подростков

2. Макс Вебер и социологический антинатурализм

3. Выборка в социологическом исследовании

Вариант 10

1. Феномен виртуализации общества

2. Социальный реализм Э. Дюркгейма

3. Количественные и качественные методы сбора социологической информации

Вариант 11

1. Политическая социология: этапы становления, категории, проблемы, функции

2. Чикагская школа и её роль в развитии американской социологии

3. Интервью как метод сбора социологической информации

Вариант 12

1. Социология и её связь с другими науками

2. Теории социального конфликта

3. Анализ документов в социологическом исследовании

Вариант 13

1. Этническая интеграция и этнические конфликты

2. Символический интеракционизм: истоки и общая характеристика

3. Социологическое наблюдение: виды и правила проведения

Вариант 14

1. Социальные процессы и их классификация

2. Новейшие социальные теории современности (Э. Гидденс, П. Бурдье, П. Штомпка)

3. Социометрический опрос: технология проведения и специфика анализа результатов

Вариант 15

1. Социальная коммуникация

2. Социология Франкфуртской школы

3. Оперативное социологическое исследование: сущность и функции

Вариант 16

1. Социология гендера

2. Интегральная социология П.А. Сорокина

3. Итоговые документы социологического исследования

 

Вариант 17

1. Влияние глобализации на нашу жизнь

2. Субъективное направление социологической мысли России (Н.К. Михайловский, П.И. Новгородцев, А.С. Лаппо-Данилевский)

3. Профессиональная этика социолога

Вариант 18

1. Социология тела: здоровье, болезнь и тело

2. Концепции позитивистской социологии в России (Е.В. де Роберти, М.М. Ковалевский)

3. Социологические учреждения и профессиональные объединения социологов в России

Вариант 19

1. Жестокость и насилие в семейной жизни

2. Социологические идеи А.И. Стронина и П.Ф. Лилиенфельда

3. Социологический эксперимент

Вариант 20

1. Тюрьма как социальная санкция

2. Советская и российская социология.

3.Характерные ошибки социологического исследования

 

 

Вопросы к экзамену

1. Социология как наука и учебная дисциплина

2. Социология в системе общественных и гуманитарных наук

3. Элементы и уровни социологического знания

4. О.Конт и Г.Спенсер – основоположники социологии как самостоятельной науки об обществе

5. Э.Дюркгейм и М.Вебер – классики социологии конца XIX – начала XX в

6. Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса

7. Возникновение и развитие социологии в России в XIX – начала XX в.: основные этапы, школы, особенности.

8 Психологическое направление в социологии России конца XIX – начала XX века (Е.де Роберти, Н.Кареев).

9. Вклад М.М.Ковалевского в развитие русской социологии

10. Русский период научной деятельности П.А.Сорокина

11. Субъективная школа в русской социологии (П.Л.Лавров, Н.К. Михайловский)

12. Общая характеристика развития социологии в СССР в 1930-1991гг.

13. Современная западная социология: структура, основные направления и этапы в развитии

14. Характеристика школы структурно-функционального анализа Т.Парсонса и Р.Мертона

15. Современные концепции социального конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф и др.)

16. Феноменологическая социология и символический интеракционизм (А.Шюц, Дж. Мид и др.)

17. Этнометодология и теория действия (обмена) Дж.Хоманса

18. Общество как социальная система, его признаки и типы. Теории происхождения общества.

19. Современные процессы глобализации и место России в мировом сообществе

20. Социальная структура общества. Социальная стратификация и социальная мобильность

21. Социально-классовая структура современного общества и ее особенности в России.

22. Социальные институты, социальные организации и их функции в обществе

23. Социальные конфликты: типология, причины, динамика

24. Культура в общественной системе, ее элементы, виды и функции

25. Личность как социальный тип и деятельный субъект

26. Социализация личности. Социальный контроль и девиация

27. Социальные группы и общности. Общность и личность.

28. Виды и программа социологического исследования

29. Методы сбора социологического информации

30. Способы анализа и интерпретации социологической информации

31. Семья как малая группа и социальный институт. Проблемы стабильности семьи

32. Социальные движения и социальные изменения. Теории и типы социальных изменений.

33. Этническая социология. Проблемы национальных отношений в современной России

34. Социология права: объект, предмет, основные проблемы.

35. Политическая социология: объект, предмет, основные проблемы.

36. Развитие современного российского общества: особенности, проблемы и перспективы

    37. Социологическое исследование: понятие, классификация, этапы организации и функции

38. Программа социологического исследования: понятие, классификация, этапы организации и функции

39. Выборочный метод сбора информации в социологическом исследовании. Ошибка выборки

40. Методы сбора социологической информации. Количественный и качественный метод

41. Анкетный опрос, общая характеристика и особенности применения в социологическом исследовании

42. Использование метода интервью для сбора социологической информации

43. Анализ документов в социологическом исследовании. Виды анализа документов

44. Социологическое наблюдение: виды и правила проведения

45. Социологический эксперимент: условия применения, виды, особенности организации и проведения

46. Профессиональная этика социолога

47. Социологические учреждения и профессиональные объединения социологов в мире и России

48. Социология в Архангельской области

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ануфриев Е.А. Субъективные основы и субъекты политики //Социально-политический журнал. 1996. N 4.

2. Волков Н.Н. Политика и ее роль в жизни общества //Полис. 1998. N 5.

3. Делкен Ж.М. Политическая наука. М., 1993.

4. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми. М., 1995.

5. Мясников О.Г. Субъекты политики //Социально-политический журнал. 1993 . N 5-6.

6. Политическая стабильность: модели и российская действительность //Кентавр. 1994. N 3.

7. Современная политическая мифология. Содержание и механизмы функционирования. М., 1995.

 

Тема 2. ВЛАСТЬ И МАССЫ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амелин В.Н. Власть как общественное явление //Социально-политические науки. 1991. N

2. Демидов Л.А. Власть в единстве и многообразии ее измерений //Государство и право. 1995. N 11.

3. Капетти Э. Масса и власть. М., 1997.

4. Медведев Н. Народ и власть //Свободная мысль. 1998.N 4.

5. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми. М., 1995.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Березовский В., Червеков В. Современная политическая элита России //Свободная мысль. 1993. N 1-2.

2. Гаман О. Региональные элиты современной России: штрихи к портрету //Диалог. 1996. N 8.

3. Глазьев С.Ю. Полтора года в Думе. М., 1995.

4. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. Л., 1991.

5. Мясников С.Н. Смена правящих элит: консолидация или вечная схватка? //Полис. 1993. N 1.

6. На путях политической трансформации: политические партии и политические элиты постсоветского периода /Под ред. Ю.А.Абрамова. М., 1997.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   

1. Ашин Г.Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль //Общественные науки и современность. 1993. N 2.

2. Ашин Г.Г. Правящая элита и общество //Свободная мысль. 1993. N 7.

3. Власов Ю.П. Русь без вождя, Воронеж, 1995.

4. Кьеза Дж. «Всенародно избранный» //Свободная мысль. 1997. N 5.

5. Херман М. Дж. Стили лидерства в формировании внешней политики //Полис. 1991. N 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Денчев К. Восточная Европа после социализма: поиск новых парадигм. Габрово, 1997.

2. Еськов Г. Социальные доктрины политических партий России начала ХХ века //Обозреватель. 1996. N 8.

3. Современная социал-демократия. Воронеж, 1993.

4. Салмин А.М. Современная демократия: очерки становления. М., 1997.

5. Современные социально-политические теории. М., 1991.

6. Ястржембский С.В. Социал-демократия в современном мире. М., 1991.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Когановский И. Будущее либеральной демократии в России //Общественные науки и современность. 1995. N 2.

2. Кара-Мурза А.А. Либерализм против хаоса //Полис. 1994. N 3.

3. Марченко М.Н. Политические теории и политическая практика в развитых капиталистических странах. М., 1992.

4. Чечерин Б. Различные виды либерализма //Общественные науки и современность. 1993. N 3.

5. Штурман Д. Размышления о либерализме //Новейший мир. 1995. N 4.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гарбузов В.Н. Консерватизм как течение общественной мысли //Полис. 1995. N 4.

2. Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология //Полис. 1995. N 4.

3. Гусев В.А. Консервативная идеология //Социс. 1994. N 11

4. Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития //Полис. 1995. N 4.

5. О перспективах консервативной партийной политики в России //Социс. 1993. N4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Белокриницкий В. Геополитическая вертикаль в сердце Азии //Про эт Контра. 1997. Т. 2. N 2.

2. Геополитические и геоэкономические проблемы России. СПб., 1995.

3. Глазьев С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. М., 1997.

4. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997.

5. Солженицин А.И. Россия в обвале. М., 1998.

6. Цымбурский В. Народы между цивилизациями: к вопросу о переустройстве мирового порядка в канун ХХ1 века //Про эт Контра. 1997. Т. 2. N 3.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гордон Л.А. Особенности массового сознания в переходный период //Полис. 1996. N 1.

2. Гусейнов А.А. 198 методов ненасильственных действий //Философские науки. 1991. N 12.

3. Ильин М. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997.

4. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

5. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в экономике. М., 1995.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в РФ: политико-правовые и технологические аспекты //Государство и право. 1997. N 8.

2. Власов А.И. Политическая манипуляция: история, практика СМИ. М., 1993.

3. Гельман В. Избирательная кампания в России: испытания электоральной формулы //Полис. 1996. N 2.

4. Грязные предвыборные технологии //Новая газета. 1998. 15-21 декабря.

5. Мерло П. Избирательные кампании в проблемы их подготовки //Полис. 1995. N 4.   6. Мерло П. Электоральная политика: права человека и общественное доверие к демократической системе //Полис. 1995. N 4.

                                                  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Баринова В. Консенсус как одно из главных условий разрешения политических конфликтов //Социально-политический журнал. 1995. N 4.

2. Волков В. Общественность: забытая практика гражданского общества //Про эт Контра. 1998. Т.2. N 4.

3. Иордан М. Наука национального примирения //Общественные науки и современность.1992.N 4.

4. Осавелюк А.М. Современный механизм системы сдержек и противовесов в зарубежных государствах //Государство и право. 1993. N 2.

5. Шарафетдинов Н.Ф. Из хроники политических компромиссов в эпоху современных реформ //Пульс реформ. М., 1989.

Вопросы

К экзамену по философии

1. Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира.

2. Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

3. Диалектика и метафизика как противоположные методы философии.

4. Структура и функции философии.

5. Философия Древней Греции.

6. Средневековая философия.

7. Философия Возрождения.

8. Философия Нового времени.

9. Философия Просвещения.

10. Немецкая классическая философия.

11. Русская философия.

12. Современная западная философия.

13. Развитие взглядов на материю. Определение материи.

14. Движение как способ существования материи.

15. Пространство и время как формы существования материи.

16. Развитие Вселенной и проблема единства мира.

17. Основные подходы к пониманию сознания.

18. Отражение как всеобщее свойство материи.

19. Сущность диалектико-материалистического учения о сознании.

20. Сознание и бессознательное.

21. Сущность философского понимания познания.

22. Ступени и формы в познании человеком мира.

23. Проблема истины в теории познания.

24. Предмет социальной философии.

25. Основные подходы к изучению общества.

26. Сущность материалистического понимания истории.

27. Единство и различие природы и общества.

28. Географический и демографический факторы в развитии общества.

29. Понятие материальной жизни общества. Способ производства и его структура.

30. Этническая структура общества.

31. Классовая структура общества.

32. Понятие политической жизни общества.

33. Государство как ядро политической системы общества.

34. Государство и гражданское общество.

35. Понятие духовной жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание.

36. Структура общественного сознания.

37. Философская антропология.

38. Философия науки.

39. Философия истории.

40. Философия культуры.

41. Философия права.

42. Глобальные проблемы современности.

 

ФИЛОСОФИЯ

Тематика

контрольных работ по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

Тема 1

План

1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

2. Предмет философии. Религиозная, философская и научная картины мира.

3. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

4. Основные функции философии и значение философского образования для современного человека.

 

Литература

Берлин И. Назначение философии. – Вопросы философии. -1999. - № 5. С. 103-117.

Библер B.C. Что есть философия? - Вопросы философии. 1994. - №12. С. 159.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М., 1979.

Волков Г. Сова Минервы. - М., 1985.

Левин Г.Д. К вопросу об основном вопросе философии. – Вопросы философии. – 2002.- № 10. С. 105-112.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.

Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. - Ч.1. - М., 1991..

Чанышев А.Н. Начало философии. Гл. Философия и мировоззрение. - М., 1982.

Тема 2

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Античная философия существовала более тысячи лет (с VI в. до н. э. по VI в. н. э.). Она явилась исторически первой формой европейской философии и включала в себя все первоначальные знания о мире, из которых впоследствии выросло древо современной философии и науки.

Для античной философии характерно наличие множества различных школ и направлений. В античности складываются два основных философских направления: материалистическое (линия Демокрита) и идеалистическое (линия Платона), борьба между которыми становится одним из внутренних источников развития философии.

В античной философии зарождается учение о развитии - диалектика, в ее первой, стихийной форме. Уже в ней выделяется объективная диалектика (Гераклит) и субъективная (Сократ).

Античная философия сыграла огромную роль в духовном развитии человечества, заложив основы и определив пути последующего движения всей европейской и мировой философии.

План

1. Общая характеристика античной философии.

2. Античный материализм: Фалес, Гераклит, Демокрит.

3. Античный идеализм: Пифагор, Сократ, Платон.

4. Историческое значение античной философии.

 

Литература

Антология мировой философии.- М., 1969 -Т. 1.

Асмус В. Ф. История античной философии.- М., 1976.

Богомолов А.С. Античная философия. - М, 1965.

     Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. – Ростов на Дону, 1987.

История философии в кратком изложении. - М, 1995.

Лосев А.Ф. Словарь античной философии. – М., 1995.

Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. - Ч. L - М,, 1991..

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии, - М., 1989.

Тема 3

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средние века - это историческая эпоха, продолжавшаяся с VI по ХIV век. Господствующей формой общественного сознания в этот период становится религия. Она стремилась поставить философию в подчиненное, и даже обслуживающее положение по отношению к богословию. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не науке. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм – обращение к богу, как первопричине и первооснове мира. Ее главной задачей становится теоретическое обоснование религиозных догм, что и предопределило ее схоластический метод, оторванный от действительности.

План

1. Основные черты западноевропейской средневековой философии.

2. Проблема добра и зла в философии Августина Аврелия.

3. Проблема разума и веры в средневековой философии (П. Абеляр, Ф. Аквинский).

4. Спор об универсалиях (о природе общих понятий). Реализм и номинализм.

 

Литература

Антология мировой философии. - М,, 1970 - Т.2.

История философии в кратком изложении.- Пер. с чеш. Богута И.И.- М, 1991.

История философии: Запад – Россия – Восток. Под ред. В.Н.Мотрошиловой. В 2-х кн. Кн. 1.- М., 1996.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. -М., 1979.         

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

 

Тема 4

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Философия эпохи Возрождения зарождается в Италии в XIV веке и, распространяясь в Западной Европе, охватывает собой период по ХVI век включительно. В данной теме необходимо показать, что развитие философской мысли этого времени было вызвано прогрессивными явлениями общественной жизни. Возрождаются все основные философские учения античности, которые были утрачены в средневековье. Философия начинает освобождаться от религии (деизм, пантеизм, концепция "двух истин").

Философия эпохи Возрождения носит антропоцентрический характер, т.е. в центр философских исследований ставится человек. Формируется течение гуманизма, пронизанное верой в человека, в его право на земные радости и счастье.

Философия опирается на бурное развитие естествознания. Возникают натурфилософские учения, которые, не отрицая прямо существование бога, отождествляли его с природой.

План

1. Основные черты философии эпохи Возрождения.

2. Формы освобождения философии и науки от религии (деизм, пантеизм, концепция "двух истин").

3. Натурфилософские учения Дж. Бруно, Г. Галилея, Н. Коперника.                        

4. Социальная философия эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли).

Литература

Баткик Л.М. Итальянские гуманисты : стиль жизни, стиль мышления. - М, 1978.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

Горфункель В.Х. Философия эпохи Возрождения - М., 1980.

История философии в кратком изложении -Пер. с чеш. И.И. Богута - М., 1991.

Кампанелла Т. Город Солнца. - М., 1954.

Макиавелли Н. Государь. - М., 1990.

Матросова Н.К. Философия эпохи Возрождения. Текст лекций. – CПб., 1998.

Мор Т. Утопия - М., 1953.

Рожицын B.C. Джордано Бруно и инквизиция.- М., 1955.

Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУП веков.- М., 1984.

Тема 5

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

В данной теме необходимо раскрыть следующие положения: ХVII-ХVIII века в Европе стали временем становления промышленного производства, науки в ее современном понимании, подъема нового общественного класса - буржуазии, обострения ее борьбы с феодализмом, что и предопределило характер философии Нового времени.

В работе следует подчеркнуть, что между философией и естествознанием устанавливается связь, давшая основание для материалистического мировоззрения, представители которого критиковали средневековую схоластику за оторванность от практики, за догматизм и идеализм. В центре философии Нового времени становятся проблемы методологии научного познания и материальной основы (субстанции) мира.

 

План

1. Особенности философии Нового времени.

2. Основные заслуги и недостатки материализма ХVП-ХVШ веков.

3. Проблема метода познания в философии (Ф.Бэкон, Р. Декарт).

4. Проблема бытия и субстанции в философии Нового времени.

 

Литература

Бэкон Ф. Новый органон. - М., 1977.

Декарт Р. Избранные произведения. - М, 1950.

История философии в кратком изложении,- пер.с чеш. Богута И.И. - М., 1991.

Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия ХVIII в. - М, 1986.

Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. - М, 1987.

Матвиевская Г.П. Рене Декарт. - М, 1976.

Момджян Х.Н. Французские просветители ХVIII в. - М., 1983.

Нарский И. С. Западноевропейская философия ХVП века. Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М., 1984.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVП в.в. - М., 1984.

Соколов В.В. Спиноза. - М., 1977.

Тема 6

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

В ХVIII веке во Франции складывается движение, получившее название «Просвещение». Оно было направлено против идеологии феодального общества. Мыслители эпохи Просвещения выступили за свободу научной и философской мысли, против средневековой схоластики.

В работе надо отметить, что главными объектами исследования в эту эпоху становятся общество и человек. Просветители считали, что существующее общество несовершенно и должно быть изменено. Лучшим средством изменения общества они считали распространение передовых научных идей, поэтому главной своей задачей видели пропаганду и распространение всего лучшего, что создало человечество.

В философии ХVIII века значительное развитие получает материалистическое объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имели материалистические воззрения Ж. Ламетри, К. Гельвеция и П. Гольбаха.

 

План

1. Основные черты философии эпохи Просвещения.

2. Французский материализм ХVIII века (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах).

3. Проблемы человека и общества в философии Просвещения (Вольтер, Ж.Ж.Руссо).

 

Литература

Антология мировой философии.- М., 1970.

Вольтер. Философские сочинения.- M., 1988.

Гельвеции К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. - М., 1938.

Гольбах П. Избранные произведения. В 2-х т. - М., 1963.

Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия ХVШ в.- М.,1986.

Момджян Х.Н. Французские просветители ХVШ в.- М.Д983.

Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVШ в. Учебное пособие. - М„ 1974.

Философия. Учебное пособие. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1996. Гл. У.

 

Тема 7

Тема 8

Тема 9

План

1. Общая характеристика философского иррационализма XIX в.

2. Философский пессимизм А. Шопенгауэра.

3. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке.

 

Литература

Гулыга А.В. Шопенгауэр. – М., 2003.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия сер. XIX – н. XX вв. – М., 1988.

Левит К. От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении XIX в. – СПб., 2002.

Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т.- М., 1998.

Ницше и современная западная мысль: сб. ст. – СПб., 2003.

Радугин А.А. Философия. – М., 1997.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 2001.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992.

 

Тема 10

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: 65-46-52 с 10 до 18 часов

МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

С УВАЖЕНИЕМ к ВАМ              =УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ ИНСТИТУТА=



Дата: 2019-12-10, просмотров: 266.