Составить отчет по лабораторной работе, и защитить его у преподавателя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Поиск

 

Лабораторная работа №4 (4 часа). Исследование методов линейного и бинарного поиска

Цель работы:

 - изучить методы линейного, бинарного и идексно-последовательного поиска.

 - овладеть навыками написания программ для методов линейного, бинарного и индексно-последовательного поиска на языке программирования С++.

Порядок выполнения работы

 - ознакомиться с краткой теорией и примерами решения задач, относящихся к исследованию методов линейного, бинарного и индексно-последовательного поиска;

 - ответить на контрольные вопросы и получить оценку по знанию теории;

 - получить задание на выполнение конкретного варианта лабораторной работы и выполнить его;

 - написать и отладить программу решения задачи на языке С++;

 - составить отчет по лабораторной работе и защитить его у преподавателя.

Содержание отчета по ЛР

- наименование ЛР и ее цель;

 - задание на ЛР согласно варианту;

 - листинг приложения, обеспечивающей успешное решение студентом полученного варианта задачи;

 - результаты работы программы.

 

Краткая теория

Поиск – это действие наиболее часто встречающееся в программировании. Он же представляет собой идеальную задачу, на которой можно испытывать различные структуры данных по мере их появления. Существует несколько основных "вариаций этой темы", и для них создано много различных алгоритмов. При дальнейшем рассмотрении мы исходим из такого принципиального допущения: группа данных, в которой необходимо отыскать заданный элемент, фиксирована. Будем считать, что множество из N элементов задано, скажем, в виде такого массива

a: ARRAY[0..N-1] OF item

Обычно тип item описывает запись с некоторым полем, выполняющим роль ключа. Задача заключается в поиске элемента, ключ которого равен заданному "аргументу поиска" x. Полученный в результате индекс i, удовлетворяющий условию a[i].key=x, обеспечивает доступ к другим полям обнаруженного элемента. Так как нас интересует в первую очередь сам процесс поиска, а не обнаруженные данные, то мы будем считать, что тип item включает только ключ, т.е. он есть ключ (key).

 

Алгоритмы

Линейный поиск

Если нет никакой дополнительной информации о разыскиваемых данных, то очевидный подход - простой последовательный просмотр массива с увеличением шаг за шагом той его части, где желаемого элемента не обнаружено. Такой метод называется линейным поиском. Условия окончания поиска таковы:

1. Элемент найден, т.е. a[i] = x.

2. Весь массив просмотрен и совпадения не обнаружено.

Это дает нам линейный алгоритм:

i := 0;

WHILE (i < N) AND (a[i] <> x) DO

i := i+1 ;

END;

Обратите внимание, что порядок элементов в логическом выражении имеет существенное значение. Инвариант цикла, т.е. условие, выполняющееся перед каждым увеличением индекса i, выглядит так:

(0 £ i < N) AND (Ak : 0 £ k < i : ak ¹ x)

Он говорит, что для всех значений k, меньших чем i, совпадения не было. Отсюда и из того факта, что поиск заканчивается только в случае ложности условия в заголовке цикла, можно вывести окончательное условие его окончания:

((i = N) OR (ai = x)) AND (Ak : 0 £ k < i : ak ¹ x)

Это условие не только указывает на желаемый результат, но из него же следует, что если элемент найден, то он найден вместе с минимально возможным индексом, т.е. это первый из таких элементов. Равенство i = N свидетельствует, что совпадения не существует.

Совершенно очевидно, что окончание цикла гарантировано, поскольку на каждом шаге значение i увеличивается, и, следовательно, оно, конечно же, достигнет за конечное число шагов предела N; фактически же, если совпадения не было, это произойдет после N шагов.

Ясно, что на каждом шаге требуется увеличивать индекс и вычислять логическое выражение. А можно ли эту работу упростить и таким образом убыстрить поиск ?

Единственная возможность - попытаться упростить само логическое выражение, ведь оно состоит из двух членов. Следовательно, единственный шанс на пути к более простому решению - сформулировать простое условие, эквивалентное нашему сложному. Это можно сделать, если мы гарантируем, что совпадение всегда произойдет. Для этого достаточно в конец массива поместить дополнительный элемент со значением x. Назовем такой вспомогательный элемент "барьером", ведь он охраняет нас от перехода за пределы массива. Теперь массив будет описан так:

a: ARRAY[0..N] OF INTEGER

и алгоритм линейного поиска с барьером выглядит следующим образом:

a[N] := x;

i := 0;

WHILE a[i] <> x DO

i := i+1;

END;

Результирующее условие, выведенное из того же инварианта, что и прежде:

(ai=x) AND (Ak : 0 £ k < i : ak ¹ x)

Ясно, что равенство i = N свидетельствует о том, что совпадения (если не считать совпадения с барьером) не было.

Поиск делением пополам (двоичный поиск).

Совершенно очевидно, что других способов убыстрения поиска не существует, если, конечно, нет еще какой-либо информации о данных, среди которых идет поиск. Хорошо известно, что поиск можно сделать значительно более эффективным, если данные будут упорядочены. Вообразите себе телефонный справочник, в котором фамилии не будут расположены по порядку. Это нечто совершенно бесполезное! Поэтому мы приводим алгоритм, основанный на знании того, что массив а упорядочен, т.е. удовлетворяет условию

Ak : 1 £ k < N : ak-1 ¹ ak

Основная идея - выбрать случайно некоторый элемент, предположим a[m], и сравнить его с аргументом поиска x. Если он равен x, то поиск заканчивается, если он меньше x, то мы заключаем, что все элементы с индексами, меньшими или равными m, можно исключить из дальнейшего поиска; если же он больше x, то исключаются индексы больше и равные m. Это соображение приводит нас к следующему алгоритму (он называется "поиском делением пополам"). Здесь две индексные переменные L и R отмечают соответственно левый и правый конец секции массива а, где еще может быть обнаружен требуемый элемент.

L := 0;

R := N-1;

found := FALSE;

WHILE (L < R) AND NOT found DO

m := любое значение между L и R;

IF a[m] = x THEN found := TRUE;

IF a[m] < x THEN L := m+1

ELSE R := m-1;

ENDIF;

ENDWHILE;

Инвариант цикла, т.е. условие, выполняющееся перед каждым шагом, таков:

(L £ R) AND (Ak : 0 £ k < L : ak < x) AND (Ak : R < k < N : ak > x)

из чего выводится результат

found OR ((L > R) AND (Ak : 0 £ k < L : ak < x) AND (Ak : R < k < N : ak > x))

откуда следует

(am = x) OR (Ak : 0 £ k < N : ak ¹ x)

Выбор m совершенно произволен в том смысле, что корректность алгоритма от него не зависит. Однако на его эффективность выбор влияет. Ясно, что наша задача - исключить на каждом шагу из дальнейшего поиска, каким бы ни был результат сравнения, как можно больше элементов. Оптимальным решением будет выбор среднего элемента, так как при этом в любом случае будет исключаться половина массива. В результате максимальное число сравнений равно log N, округленному до ближайшего целого. Таким образом, приведенный алгоритм существенно выигрывает по сравнению с линейным поиском, ведь там ожидаемое число сравнений - N/2.

Эффективность можно несколько улучшить, поменяв местами заголовки условных операторов. Проверку на равенство можно выполнять во вторую очередь, так как она встречается лишь единожды и приводит к окончанию работы. Но более существенно следующее соображение: нельзя ли, как и при линейном поиске, отыскать такое решение, которое опять бы упростило условие окончания. И мы действительно находим такой быстрый алгоритм, как только отказываемся от наивного желания закончить поиск при фиксации совпадения. На первый взгляд это кажется странным, однако при внимательном рассмотрении обнаруживается, что выигрыш в эффективности на каждом шаге превосходит потери от сравнения с несколькими дополнительными элементами. Напомним, что число шагов в худшем случае - log N. Быстрый алгоритм основан на следующем инварианте:

(Ak : 0 £ k < L : ak < x) AND (Ak : R £ k < N : ak ³ x)

причем поиск продолжается до тех пор, пока обе секции не "накроют" массив целиком.

L := 0;

R := N;

WHILE L < R DO

m := (L+R) DIV 2;

IF a[m] < x THEN L := m+1

ELSE R := m ;

END

END

Условие окончания - L < R, но достижимо ли оно? Для доказательства этого нам необходимо показать, что при всех обстоятельствах разность R-L на каждом шаге убывает. В начале каждого шага L < R. Для среднего арифметического m справедливо условие L < m < R. Следовательно, разность действительно убывает, ведь либо L увеличивается при присваивании ему значения m+1, либо R уменьшается при присваивании значения m. При L = R повторение цикла заканчивается. Однако наш инвариант и условие L = R еще не свидетельствуют о совпадении. Конечно, при R = N никаких совпадений нет. В других же случаях мы должны учитывать, что элемент а[R] в сравнениях никогда не участвует. Следовательно, необходима дополнительная проверка на равенство а[R] = x. В отличие от первого нашего решения приведенный алгоритм, как и в случае линейного поиска, находит совпадающий элемент с наименьшим индексом.

Еще одним вариантом убыстрения поиска в случае упорядоченности данных является индексно-последовательный поиск. При таком поиске организуется две таблицы: таблица данных со своими ключами - упорядоченных по возрастанию, и таблица индексов, которая тоже состоит из ключей данных, но эти ключи взяты из основной таблицы через определенный интервал. Другими словами, при прохождении упорядоченной таблицы мы сравниваем с ключом элементы не последовательно, а через определенный интервал, то есть задаем некоторый шаг поиска. Когда на очередном шаге поиска предыдущий элемент меньше значения ключа, а следующий элемент больше значения ключа, то устанавливаются соответственно нижняя low (kind<key) и верхняя hi (kind>key) границы в основной таблице. Между этими границами по основной таблице будет соответственно произвен уже обычный последовательный поиск.

Таблицы индексно-последовательного поиска

 

   В псевдокоде алгоритм индексно-последовательного поиска следующий:

i = 1

while (i <= m) and (kind(i) <= key) do

i=i+1

endwhile

if i = 1 then low = 1

    else low = pind(i-1)

endif

if i = m+1 then hi = n

            else hi = pind(i)-1

endif

for j = low to hi

if key = k(j) then

                   search = j

                return

endif

next j

search = 0

return

Эффективность данного вида поиска величина O( ). Данный вид поиска, также как и бинарный, может давать значительный эффект при больших размерах таблиц поиска. Рекомендованный шаг для n элементов таблице – приблизительно   . В принципе, для достижения наибольшей эффективности поиска при решении конкретных задач пользователь может задавать какой угодно шаг.

4.5. Контрольные вопросы по теории (линейного и бинарного поиска)

1. Где эффективен линейный поиск?

 - в списке;

 - в массиве;

 - в массиве и в списке.

2. Какой поиск эффективнее?

 - линейный;

 - бинарный;

 - без разницы.

3. В чём суть бинарного поиска ?

 - нахождение элемента массива x путём деления массива пополам каждый раз, пока элемент не найден;

 - нахождение элемента x путём обхода массива;

 - нахождение элемента массива х путём деления массива.

4. Как расположены элементы в массиве бинарного поиска ?

 - по возрастанию;

 - хаотично;

 - по убыванию.

5. В чём суть линейного поиска?

 - производится последовательный просмотр от начала до конца и обратно через 2 элемента;

 - производится последовательный просмотр элементов от середины таблицы;

 - производится последовательный просмотр каждого элемента.

Примеры алгоритмов конкретных задач

Теперь рассмотрим листинги программ на языке С++, реализующие рассмотренные выше виды поиска.

   В примерах таблицы поиска содержат только целочисленный ключ, а поля данных отсутствуют. Таблицы поиска задаются в виде одномерных массивов целых чисел (ключей записей).

   Функция поиска для элемента по совпадению в неупорядоченной таблице возвращает индекс элемента либо -1 в случае отсутствия искомого элемента и имеет следующий вид:

 

int poisk1(int A[],int n,int key)

{ int j = 0;

 while (A[j] != key && j < n-1)

j++;

 return (A[j] == key) ? j : -1;

}

 

По данному алгоритму на каждом выполняется 2 сравнения.

   Пример программы с использованием данной функции будет следующий:

/* ПОИСК ПО СОВПАДЕНИЮ КЛЮЧА    */

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#define m 10

int poisk1(int A[],int n,int key);

/* ======================================== */

int main()

{

int i,key,ind, A[m];

printf(" Поиск по совпадению ключа ");

printf("\n Введите %d целых чисел \n",m);

for (i=0; i<m; i++)

scanf("%d",&A[i]);

printf("\n Введите значение искомого ключа =>");

scanf("%d",&key);

printf("\n Поиск элемента по совпадению ");

printf("\n Исходный массив:\n");

for(i=0; i<m; i++)

printf("%5d",A[i]);

ind= poisk1(A,m,key);

if (ind == -1)

printf("\n Элемент %d не найден \n",key);

else printf("\n Элемент %d имеет индекс %d\n",key,ind);

getch(); return 0;

}

/* ========================================== */

/* ФУНКЦИЯ ПОИСКА ЭЛЕМЕНТА ПО СОВПАДЕНИЮ */

int poisk1(int A[],int n,int key)

{ int j = 0;

while (A[j] != key && j < n-1)

j++;

return (A[j] == key) ? j : -1;

}

/* *************************************************** */

Как было сказано выше, для улучшения алгоритма поиска можно использовать заграждающий элемент или барьер. В этом случае последняя запись таблицы запоминается, а после завершения поиска восстанавливается в таблице. В последний элемент массива заносится ключ поиска, и образуется так называемый заграждающий элемент.

Теперь на каждом шаге поиска осуществляется только одно сравнение, а сам поиск продолжается до нахождения элемента с заданным ключом. Если искомого элемента в исходной таблице не было, поиск закончится на барьере. Таким образом, использование барьера в случае числовых ключей существенно сокращает число сравнений. Если ключом поиска является символьная строка, то использование заграждающего элемента вряд ли оправдано.

Приведем пример программы последовательного поиска на С++ с использованием барьера.     

/* ************************************************* */

/* ПОИСК ПО СОВПАДЕНИЮ КЛЮЧА - ЗАГРАЖДАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ */

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#define m 10

int poisk2(int A[],int n,int key);

main()

{

 int i,key,ind, A[m];

 printf (" Поиск по совпадению ключа ");

printf ("\ n Введите % d целых чисел \ n ", m );

for (i=0; i<m; i++)

scanf("%d",&A[i]);

 printf ("\ n Введите значение искомого ключа =>");

scanf ("% d ",& key );

printf ("\ n Поиск элемента по совпадению ");

printf ("\ n Исходный массив:\ n ");

for(i=0; i<m; i++)

printf("%5d",A[i]);

ind= poisk2(A,m,key);

if (ind == -1)

printf("\nЭлемент %d не найден\n",key);

else printf("\n Элемент %d имеет индекс %d\n",key,ind);

getch (); return 0;

}

/* ======================================= */

 /* ПОИСК ЭЛЕМЕНТА ПО СОВПАДЕНИЮ С ЗАГРАЖДАЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ */

int poisk2(int A[],int n,int k)

{ int i = 0;

A[n] = k;

 while (A[i] != k )

i++;

 return (i == n) ? -1 : i;

}

/* ****************************************************** */

   Как было сказано выше, в случае, если последовательность упорядочена по возрастанию (убыванию), можно использовать более эффективные методы поиска. Приведем листинг примера программы, которая осуществляет бинарный поиск в упорядоченной по возрастанию последовательности чисел.

/* ****************************************************** */

/* БИНАРНЫЙ ПОИСК В УПОРЯДОЧЕННОЙ ТАБЛИЦЕ */

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#define m 10

int bisearch(int A[],int n,int key);

int bisearch1(int A[],int n,int key);

/* ======================================== */

/* ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ */

main()

{ int i,key, A[m];

printf(" Бинарный поиск в упорядоченной таблице ");

 printf("\n Введите %d целых чисел в возрастающем порядке\n",m);

for (i=0; i<m; i++)

scanf("%d",&A[i]);

printf("\n Введите значение искомого ключа =>");

scanf("%d",&key);

 i = bisearch1(A,m,key);

 if (i == -1)

   printf(" Ключ %d не найден ",key);

 else

   printf(" %d- й элемент имеет ключ = %d \n",i,A[i]);

getch();

 return 0;

}

/* ========================================= */

/* ФУНКЦИЯ БИНАРНОГО ПОИСКА В УПОРЯДОЧЕННОЙ ТАБЛИЦЕ Вариант 1 */

int bisearch1(int A[],int n,int key)

{ int li,rj,k;

li=0; rj=n-1;

while ( li <= rj )

{ k = (li+rj)/2;

    if (key > A[k])

   li = k+1;

    else

   if (key < A[k])

           rj = k-1;

    else return k;

   printf(" li=%d, rj=%d, k=%d ",li,rj,k);/* отладочная печать */

   }

 return -1;

}

/* ========================================== */

/* ФУНКЦИЯ БИНАРНОГО ПОИСКА Вариант 2,

   оба варианта равноценны */

int bisearch(int A[],int n,int key)

{ int li,rj,k;

li=0; rj=n-1; k = li;

while ( li <= rj && A[k] != key )

{ k = (li+rj)/2;

    if (key > A[k])

   li = k+1;

    else

   if (key < A[k])

           rj = k-1;

   }

 return (A[k] == key) ? k : -1;

}

/* ************************************************* */

 

   Еще одним эффективным методом поиска в упорядоченной таблице данных является индексно-последовательный поиск. Рассмотрим листинг программы, реализующей данный вид поиска в упорядоченной таблице данных.

 

/*ИНДЕКСНО-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОИСК*/

# include < iostream . h >

#include <conio.h>

struct index

{

int kind ; int pind ;

};

int poisk ( int * mas ) /*Функция индексно-последовательного поиска*/

{

const int n = 10;

int step, m;

cout <<"\ n Введите шаг поиска \ n ";

cin>>step;

m = n/step;

int key ;

cout<<"Введите ключ поиска"<<endl;

cin>>key;

index* masindex = new index [m];

int i =0;

int j =step-1;

int search;

while ((i<m)&&(mas[j]<=key)&&(j<n))

   {

    /*masindex[i].idx=i;*/

    masindex[i].kind=mas[j]; masindex[i].pind=j;

    if (masindex[i].kind == key)

           {

           search = j; delete mas; return search;

           }

    j=j+step; i++;

    }

 int hi, low;

if (i==0)

   low = 0;

else

   low = masindex[i-1].pind;

if (i == m)

   hi =n-1;

else

   hi = j - 1;

   cout<<" Значение LOW = "<<low<<endl;

   cout<<" Значение HIGH = "<<hi<<endl;

for (int z = low;z<=hi; z++)

{

   if(key == mas[z])

   {

           search =z;

           delete mas;

           return search;

   }

}

search=-1;

delete mas;

return search;

}

void main()

{

clrscr();

const int n = 10;

int mas[n];

cout <<" ----Ввод элементов массива в возрастающем порядке-----"<<endl;

for(int j = 0; j<n;j++)

{cout <<" Введите элемент массива с идексом "<<j<<endl; cin>>mas[j];}

int result;

result = poisk(mas);

if ( result == -1)

   cout <<"\ n Таких элементов нет!\ n ";

else

   cout<<"Найденный элемент имеет индекс = "<<result<<endl;

getch();

}

   Следует обратить внимание, что в данном листинге для обеспечения ввода шага поиска пользователем используется динамический массив.

Задания

1. Найти наименьший элемент в упорядоченном массиве А с помощью линейного поиска. Найти данный элемент с помощью  бинарного и индексно-последовательного поиска.

2. Найти элементы в упорядоченном массиве А, которые больше 30, с помощью линейного поиска. Найти данные элементы с помощью  бинарного и индексно-последовательного поиска.

3. Вывести на экран все числа массива А кратные 3 (3,6,9,...) с помощью линейного поиска. Найти данные элементы с помощью бинарного и индексно-последовательного поиска.

4. Найти все элементы, модуль которых больше 20 и меньше 50 в упорядоченной таблице, с помощью с помощью линейного поиска. Найти данные элементы с помощью бинарного и индексно-последовательного поиска.

5. Вывести на экран все числа упорядоченного массива А кратные 4 (4,8,...) с помощью помощью линейного поиска. Найти данные элементы с помощью бинарного и индексно-последовательного поиска.

6. Вывести на экран сообщение, каких чисел больше относительно 50 в упорядоченной таблице с помощью линейного поиска. Найти числа, большие 50 с помощью бинарного и индексно-последовательного поиска.

7. Найти элемент в упорядоченном массиве А и найти число сравнений помощью линейного, бинарного и индексно-последовательного поиска.

8. Поиск элементов случайным образом помощью линейного, бинарного и индексно-последовательного поиска.

9. Дан список номеров машин (345, 368, 876, 945, 564, 387, 230), найти, на каком месте стоит машина с заданным номером, с помощью линейного поиска. Расположить данные номера в порядке возрастания и решить предыдущую задачу с помощью  бинарный и индексно-последовательного поиска.

10. Поиск каждого кратного двум элемента в упорядоченном массиве помощью линейного поиска. Найти данные элементы с помощью бинарного и индексно-последовательного поиска.

11. Найти элемент с ключом, равным сумме индексов упорядоченного массива А с помощью линейного, бинарного и индексно-последовательного поиска.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 516.