Тема 2. Средневековая философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

Задачами самостоятельной работы студентов являются: освоение содержания основных положений учебного курса в процессе подготовки к семинарским, практическим и лабораторным занятиям, выполнения практических заданий; умение использовать материал, освоенный в ходе самостоятельной работы, при подготовке рефератов, курсовых работ, выпускной квалификационной работы, а также для подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации; формирование у студента самостоятельного мышления и стремления к саморазвитию. Основными формами организации самостоятельной работы являются: аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, объемом часов в соответствии с учебным планом по данной дисциплине.

Текущая самостоятельная работа, направленная на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений.

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как самоконтроль и контроль со стороны преподава­теля. Сопровождение самостоятельной работы студентов может быть организовано в следующих формах:

- согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу);

- консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над индивидуальным проектом;

- оценка результатов выполненных заданий;

- изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку.

 

Методическое обеспечение самостоятельной работы преподавателем состоит из:

- определения учебных тем/аспектов/вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

- подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

- поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, при наличии интереса к данной теме;

- определения контрольных вопросов и практических заданий, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

- организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Самостоятельная работа может выполняться обучающимся в читальном зале библиотеки, в компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студентов предусматривает контролируемый доступ к лабораторному оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Предусмотрено получение студентами профессиональных консультаций, контроля и помощи со стороны преподавателя.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная рабо­та, направленная на развитие интеллектуальных умений, повышение творческого потенциала студентов.

Включает следующие виды работ по основным проблемам курса:

- поиск, анализ, структурирование и презентация информации;

- анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме;

- составление глоссария;

- написание эссе.

Контроль самостоятельной работы.

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как самоконтроль и контроль со стороны преподава­теля. Сопровождение самостоятельной работы студентов может быть организовано в следующих формах:

- согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу);

- консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над индивидуальным проектом;

- оценка результатов выполненных заданий.

 

Методические рекомендации по подготовке студентов к занятиям лекционного типа

Лекционное преподавание закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую базу под изучаемую науку, знакомит слушателей с методологией исследования и указывает направления их работы по всем остальным формам и методам учебных занятий.

Лучшему усвоению материала способствует записывание лекции. Дословно следует записывать определения, признаки, выводы, диктуемые лектором. В целом же конспект лекции должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко и сжато.

Конспектируя лекцию, следует обязательно записывать источники, на которые ссылается автор, их можно будет изучить в ходе самостоятельной работы.

В конце конспекта каждой лекции следует оставить одну чистую страницу, чтобы, читая учебник, дополнительную литературу, можно было дополнить текст лекции.

 

Методические рекомендации по подготовке студентов к занятиям семинарского типа (практические занятия)

На практических занятиях углубленно рассматриваются наиболее сложные вопросы учебного курса, обсуждаются материалы лекций и самостоятельной работы. Практические занятия призваны способствовать закреплению и углублению знаний обучающихся.

Практическое занятие начинается вступительным словом преподавателя. Затем заслушиваются доклады по вопросам плана практического занятия, подготовленные студентами. Докладчики назначаются преподавателем по ходу занятия (как правило, из числа желающих). Все студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).

Выступление студента на практическом занятии должно отвечать следующим требованиям: в нём излагается суть, теория рассматриваемого вопроса, даётся анализ исторического и нормативного материала, закономерностей, принципов, законов, категорий на основе достижений современной науки. Выдвинутые положения подкрепляются фактами, аргументами, доказательствами, примерами и иллюстрациями. Ответы должны быть грамотными и в литературном отношении.

Докладчику задаются вопросы, после ответов, на которые все желающие вносят уточнения и дополнения. Преподаватель может вызвать студентов и для ответа на вопросы, не освещённые в ходе доклада.

Обсуждение, как правило, заканчивается заключением преподавателя, которое необходимо внимательно выслушать, усвоить и записать данные им рекомендации, советы.

Часть практических занятий проводится в форме дискуссии – обсуждения сложной проблемы, по которой нет единого мнения среди специалистов, ученых и практических работников.

Цели дискуссии:

1. Поиск новых знаний, расширение и углубление имеющихся знаний за счет обмена информацией между студентами и преподавателями.

2. Развитие навыков коллегиального принятия управленческих решений.

3. Развитие методического мышления, формирование умения публично выступать, отстаивать свою точку зрения.

В вводной части дискуссии преподаватель мотивирует тему, ее проблемность, значимость, необходимость обсуждения и принятия коллегиального решения, сообщает порядок проведения дискуссии, проверяет готовность студентов к занятию.

В основной части дискуссионного занятия выступают студенты либо от своего имени (совещательная дискуссия), либо от группы (панельная дискуссия). После каждого выступления преподаватель или студенты дополняют выступающего сообщением новых сведений.

В заключительной части дискуссии преподаватель дает краткую формулировку выводов (решений) по существу обсуждаемой проблемы с учетом выступлений студентов, мнений специалистов в этой области знаний и обосновывает предпочтительность той или иной точки зрения.

Преподаватель дает оценку заслушанным выступлениям, степени творческой активности и самостоятельности студентов, сообщает проставленные в журнал учебных занятий оценки успеваемости и отвечает на вопросы студентов.

Основу подготовки студентов к любому практическому занятию составляет систематическое, вдумчивое изучение учебной и научной литературы. Особое значение следует обращать на новые термины. Поэтому при подготовке к занятиям следует активно пользоваться справочной литературой, различного рода словарями.

Рекомендуется иметь специальную тетрадь для практических занятий. В неё следует заносить планы ответов на поставленные вопросы, заметки студента в ходе занятия, дополнительные пояснения преподавателя, а также возникающие и требующие дополнительной консультации вопросы.

Методические рекомендации по подготовке к опросу

Практические занятия являются одним из видов занятий при изучении курса дисциплины и включают самостоятельную подготовку студентов по заранее предложенному плану темы, написание эссе, подготовку докладов, решение практических задач и упражнений.

Целью практических занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.

В процессе подготовки к практическим занятиям студент учится:

1) самостоятельно работать с научной, учебной литературой, научными изданиями, справочниками;

2) находить, отбирать и обобщать, анализировать информацию;

3) выступать перед аудиторией;

4) рационально усваивать категориальный аппарат.

 

Для подготовки к устному опросу студент изучает лекции, основную и дополнительную литературу, публикации, информацию из Интернет-ресурсов.

Тема и вопросы к практическим занятиям, вопросы для самоконтроля содержатся в настоящей рабочей программе и доводятся до студентов заранее.

Эффективность подготовки студентов к устному опросу зависит от качества ознакомления с рекомендованной литературой.

Для подготовки к устному опросу студенту необходимо ознакомиться с материалом, посвященным теме практического занятия, в учебнике или другой рекомендованной литературе, записях с лекционных занятий, обратить внимание на усвоение основных понятий дисциплины, выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения, составить тезисы выступления по отдельным проблемным аспектам.

В среднем, подготовка к устному опросу по одному семинарскому занятию занимает от 2 до 4 часов в зависимости от сложности темы и особенностей организации студентом своей самостоятельной работы.

Методические рекомендации по выполнению мини-реферата

Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося. Данный вид работы подразумевает сотрудничество преподавателя и обучающегося. На занятиях по Философии преподаватель вправе дать ряд тем, которые будут являться более глубоким изучением разделов Философии.

На сегодняшний день существует определенная проблема в написании рефератов обучающимися. Это связано с быстро развивающимся техническим прогрессом в обществе. Все больше и больше обучающихся подвержены соблазну воспользоваться возможностями интернета, что снижает их процесс обучения, а именно, снижает способность поиска информации, её структурированию и выявления причинно-следственных связей, что особенно важно на занятиях по истории. Эти последствия связаны с тем, что обучающийся имеет возможность воспользоваться банками рефератов созданных в сети – интернет. Это приводит еще и к тому, что нарушаются авторские права научно-исследовательских работ, что незаконно. По этой причине, мини-реферат является одним из методов решений вышеперечисленных проблем.

Мини-реферат по структуре не отличается от классической формы реферата. В своей структуре он имеет: содержание; введение; несколько мини-глав; заключение; список литературы (или библиографический список).

Требования к мини-реферату: шрифт - 14 кегель, Times New Roman; интервал - 1,5; отличается от классического реферата в объемных составляющих, максимумом является объем в размере до 3-5 страниц.

Сокращение страниц в объеме приводит к тому, что обучающийся уже не может воспользоваться банками рефератов, так как в основном информация находящаяся в данном источнике превышает установленные требования к работе. Таким образом, обучающийся начинает структурировать и обрабатывать информацию, взятую из источников. В результате обучающийся учится анализу, структурированию информации и выявлению причинно-следственных связей.

Текущий контроль знаний студентов может проводиться в форме: устного индивидуального или фронтального опроса.          

Устный опрос наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой.

Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что а активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически взаимосвязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы студентов в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение студентами домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который был только что разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так он позволяет проверить подготовленность студентов к их выполнению.

Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа ("Что произойдет...", "Как изменится..."); на сравнение ("В чем сходство и различие...", "Чем отличается..."); на объяснение причины ("Почему...", "Для чего..."); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений ("Укажите важные свойства...", "В таких случаях...", "Какие условия необходимы..."): на установление значения того или иного явления, процессов ("Какое значение имеет...", "Какое влияние оказывает..."): на обоснование ("Чем объяснить...", "Как обосновать...").

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов. Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед студентами вопросы, требующие развернутого ответа.

Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать студентов логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний студентов.

 

Методические рекомендации по составлению конспекта

Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений. Основное требование к конспекту отражено уже в его опреде­лении — «систематическая, логически связная запись, отража­ющая суть текста». Это одно из основных требований, предъяв­ляемых к конспекту по существу. Поэтому нельзя поставить знак равенства между выписками по изучаемому тексту и его кон­спектом. Конспект - универсальный документ, который должен быть понятен не только его автору, но и другим людям, знакомящимся с ним. Конспект нужен для того, чтобы:

- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;

- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;

- создать модель проблемы (понятийную или структурную);

- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;

- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.

- Примерные тестовые задания по дисциплине

-

- Вариант 1

- Инструкция: «При выполнении тестовых заданий необходимо выбрать один, единственно верный ответ из ряда предложенных.

-

-

- 1. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

-

- а) фантазия

- б) ложь

- в) объяснение

- г) заблуждение

-

-

- 2. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть…

-

- а) предсознание

- б) чувственно-аффективный уровень сознания

- в) ценностно-волевой уровень сознания

- г) абстрактное мышление

-

-

- 3. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется…

-

- а) деятельностью

- б) игрой

- в) поведением

- г) трудом

-

-

- 4. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…

-

- а) Франции

- б) Англии

- в) Германии

- г) Италии

-

-

-

- 5. Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется…

-

- а) томизмом

- б) креационизмом

- в) провиденциализмом

- г) индетерминизмом

-

-

-

- 6. Мысленное объединение частей в единое целое есть...

-

- а) синтез

- б) сравнение

- в) обобщение

- г) анализ

-

-

- 7. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется…

-

- а) плюрализмом

- б) скептицизмом

- в) дуализмом

- г) провиденциализмом

-

-

-

- 8. «Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», «истинно то что полезно» - считают представители…

-

- а) феноменологии

- б) прагматизма

- в) персонализма

- г) герменевтики

-

-

- 9. Как самостоятельное духовно-культурное системное образование, философия возникла в…

-

- а) появлением первых людей

- б) эпоху древнейших цивилизаций

- в) Древнем Риме

- г) Древней Греции

-

-

- 10. Для эпохи Возрождения характерен...

-

- а) культуроцентризм

- б) теоцентризм

- в) антропоцентризм

- г) природоцентризм

-

-

-

- 11. Представителями рационализма в философии XVII века были…

-

- а) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш

- б) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

- в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

- г) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк

-

-

-

- 12. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе…

-

- а) данных научных исследований

- б) философских идей

- в) священного писания

- г) мифологических представлений

-

-

-

- 13. Единство качества и количества есть…

-

- а) мера

- б) граница

- в) норма

- г) время существования

-

-

-

- 14. В регулировании поведения человека мораль опирается на…

-

- а) государственное принуждение

- б) официально принятые письменные установления

- в) общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции

- г) достижения науки и техники

-

-

-

- 15. Вопрос о первоначале мира (архе) был центральным в Античной философии на этапе...

-

- а) эллинизма

- б) поздней классики

- в) средней классики

- г) ранней классики (досократики)

-

-

- 16. К этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» склонялись сторонники...

-

- а) гедонизма

- б) альтруизма

- в) эгоизма

- г) стоицизма

-

-

-

- 17. Представителем философии жизни является...

-

- а) Г. Спенсер

- б) М. Фуко

- в) У. Джемс

- г) С. Кьеркегор

-

-

-

- 18. В политической сфере процессы глобализации выражаются в…

-

- а) создании международных организаций и союзов

- б) появлении суверенных государств

- в) появлении новых демократических государств

- г) росте числа национально-этнических конфликтов

-

-

-

- 19. Авторами книги «Происхождение человека и половой отбор» является…

-

- а) Ч. Дарвин

- б) Т. Гексли

- в) Э. Мах

- г) Ф. Энгельс

-

-

- 20. Формой рационального познания является...

-

- а) восприятие

- б) ощущение

- в) эмоции

- г) понятие

-

1 – б 2 – г 3 – г 4 – г 5 – б 6 – а 7 – а 8 – б 9 – г 10 – в
11 – в 12 – в 13 – а 14 – в 15 – г 16 – а 17 – г 18 – а 19 – а 20 – г

-

-

-

- Вариант 2

- Инструкция: «При выполнении тестовых заданий необходимо выбрать один, единственно верный ответ из ряда предложенных.

-

- 1. «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», - утверждал...

-

- а) О. Конт

- б) К. Маркс

- в) Ф. Ницше

- г) А. Бергсон

-

-

-

- 2. Понимание человека как микрокосма характерна для...

-

- а) средневековой философии

- б) философии Нового времени

- в) современной философии

- г) античной философии

-

- 3. Социальная сфера общества включает в себя...

-

- а) общности людей

- б) средства производства

- в) государственные структуры

- г) транснациональные корпорации

-

-

- 4. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в(во)...

-

- а) II-й половине XX в.

- б) начале XX в.

- в) ХVIIIв.

- г) конце XIX в.

-

-

- 5. Наука есть...

-

- а) совокупность взглядов на мир и место человека в мире

- б) форма культуры, способная объяснить всё, что угодно

- в) совокупность знаний, накопленных человечеством

- г) духовно-практическая деятельность, направленная на познание сущности и законов объективного мира

-

-

- 6. Сторонники аскетизма проповедуют...

-

- а) наслаждение жизнью

- б) извлечение пользы из всего

- в) альтруизм во имя служению идеалов

- г) отречение от мирских соблазнов

-

- 7. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть...

-

- а) мифологема

- б) факт

- в) гипотеза

- г) теория

-

-

-

- 8. Развитие...

-

- а) характерно только для социума

- б) присуще природе, обществу и сознанию

- в) наблюдается только в живых системах

- г) характерно только для материальных систем

-

-

- 9. Первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...

-

- а) И. Кант

- б) Сократ

- в) Ф. Аквинский

- г) Августин

-

- 10. Общество – это…

-

- а) единая личность, чья воля на основании соглашения многих людей, должна стать волею их всех

- б) продукт взаимодействия людей

- в) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания

- г) организованная форма совместной деятельности людей

-

- 11. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли…

-

- а) аксиологии

- б) методологии

- в) гносеологии

- г) мифологии

-

-

-

- 12. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа:

-

- а) «не следует умножать сущности сверх необходимого»

- б) «нет ничего кроме Бога и Бог есть бытие»

-

-  13. Выдающийся мыслитель и учёный Античности, создатель «Ликея» и школы перепотетиков – ...

-

- а) Аристотель

- б) Эпикур

- в) Демокрит

- г) Платон

-

- 14. Глобальная проблема, проявившая себя в XXI в. - это...

-

- а) предотвращение мировой термоядерной войны

- б) угроза пандемии СПИДа

- в) освоение космоса

- г) международный терроризм

-

-

- 15. Философское учение о ценностях и их природе называется…

-

- а) онтологией

- б) гносеологией

- в) теологией

- г) аксиологией

-

-

- 16. Протяженность, трехмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами…

-

- а) пространства

- б) вакуума

- в) мышления

- г) времени

-

- 17. Взгляд личности (докса) на что-либо есть…

-

- а) убеждение

- б) мнение

- в) понятие

- г) истина

-

- 18. Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органом чувств, называется…

-

- а) восприятием

- б) эмоциями

- в) представлением

- г) ощущением

-

- 19. Сценарий «столкновения цивилизаций» в XXI веке был выдвинут…

-

- а) Д. Беллом

- б) С. Лемом

- в) Ф. Фукуямой

- г) С. Хантингтоном

-

- 20. К этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» склонялись сторонники...

-

- а) эгоизма

- б) стоицизма

- в) альтруизма

- г) гедонизма

-

-

1 – в 2 – г 3 – а 4 – а 5 – г 6 – г 7 – г 8 – б 9 – б 10 – г
11 – б 12 – а 13 – а 14 – г 15 – г 16 – а 17 – б 18 – г 19 – г 20 – г

-

Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного и семинарского типов:

Тема 1. Античная философия

1. Возникновение и этапы развития античной философии.

2. Досократическая философия – Милетская школа, Гераклит, элеаты, Пифагор и пифагорейцы, Демокрит.

3. Человек и познание в философии софистов и Сократа.

4. Сократические школы общая характеристика

5. Киники — основатель Антисфен;

6. Киренская школа (Киренаики) — основатель Аристипп из Кирены;

7. Мегарская школа (Мегарики) — основатель Евклид из Мегары;

8. Элидо-Эретрийская школа — основатель Федон из Элиды.

9. Основные идеи философии Платона.

10. Социальная философия Платона.

11. Онтология и гносеология Аристотеля.

12. Этика и полития Аристотеля.

13. Стоицизм.

14. Эпикуризм.

15. Неоплатонизм

16. Иудоэллинизм

Литература:

1. 1. Ивин, А. А. Философия: учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. https://www.biblio-online.ru/book/BAF7B4B4-0190-4CBC-ADFA-04EC087F5776 С.25-55.

2. Философия: учебник /под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.,-6 е издание. -М.,Проспект, 2019.-672с.

 

 

Тема 5. И. Кант

1. Философская система И. Канта.

2. Творчество И. Канта в докритический период.

3. «Критика чистого разума» И. Канта.

4. «Критика практического разума» И. Канта

5. Социально-политические взгляды И. Канта.

 

Литература:

9. 1. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. https://www.biblio-online.ru/book/BAF7B4B4-0190-4CBC-ADFA-04EC087F5776 С.77-115

10. Философия: учебник /под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.,-6 е издание. -М.,Проспект, 2019.-672с.

 

Тема 9. Русская философия

1. Общая характеристика и основные черты русской философии

2. Философия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники

3. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого

4. Философия Вл. Соловьева. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв. (С. Булгаков, П. Флоренский)

5. Философия Н.А. Бердяева.

6. Судьба философии в СССР

Литература:

17. 1. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. https://www.biblio-online.ru/book/BAF7B4B4-0190-4CBC-ADFA-04EC087F5776 С.141-163

18. Философия: учебник /под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.,-6 е издание. -М.,Проспект, 2019.-672с.

 

 

Тема 10. Учение о бытии

1. Понятие бытия. Бытие как всеохватывающая реальность.

2. Бытие как проблема современной западной философии. Концепция бытия М. Хайдеггера.

3. Бытие и ничто. Бытие и мышление: проблемы соотношения. Монистические и плюралистические концепции бытия.

4. Уровни бытия. Понятие материального и идеального. Реальное, воображаемое и символическое.

5. Самоорганизация бытия. Научные, философские и религиозные картины мира.

 

Литература:

19. 1. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. https://www.biblio-online.ru/book/BAF7B4B4-0190-4CBC-ADFA-04EC087F5776 С.171-195

20. Философия: учебник /под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.,-6 е издание. -М.,Проспект, 2019.-672с.

 

 

Тема 11. Основы диалектики

1. Законы диалектики

2. Пространство и время.

3. Движение и развитие. Понятие детерминизма и индетерминизма.

4. Соотношение необходимости и случайности. Порядок и хаос.

Литература:

21. 1. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. https://www.biblio-online.ru/book/BAF7B4B4-0190-4CBC-ADFA-04EC087F5776 С.171-195

22. Философия: учебник /под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.,-6 е издание. -М.,Проспект, 2019.-672с.

 

 

Тема 13. Человек и общество

1. Человек в системе социальных связей. Системный и жизненный миры

2. Общество и его структура.

3. Гражданское общество и государство.

Литература:

25. 1. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. https://www.biblio-online.ru/book/BAF7B4B4-0190-4CBC-ADFA-04EC087F5776 С.230-272

26. Философия: учебник /под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.,-6 е издание. -М.,Проспект, 2019.-672с.

 

Тема 14. Теория познания

1. Общее понятие о познании. Структура познания.

2. Действительность, мышление, логика, язык.

3. Познание, творчество, практика.

4. Соотношение веры и знания в познавательной деятельности. Понимание и объяснение.

Литература:

27. 1. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. https://www.biblio-online.ru/book/BAF7B4B4-0190-4CBC-ADFA-04EC087F5776 С.196-229.

28. Философия: учебник /под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.,-6 е издание. -М.,Проспект, 2019.-672с.

 

Тема 17. Философия науки

1. Научное и вненаучное знание. Роль философии в научном исследовании.

2. Проблема истины. Критерии научности. Научное познание, его методы и формы. Теоретический и эмпирический уровни в науке.

3. Становление научной теории. Природа научных концептов. Методология научного исследования. Рост научного знания. Научные парадигмы. Научные революции и смены типов рациональности.

4. Идеалы науки. Наука и техника. Этика науки. Техника и нравственность. Природа техники. Роль науки и техники в техногенной цивилизации.

5. Проблемы и перспективы техногенной цивилизации.

 

Литература:

33. 1. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. https://www.biblio-online.ru/book/BAF7B4B4-0190-4CBC-ADFA-04EC087F5776 С.365-397

34. Философия: учебник /под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.,-6 е издание. -М.,Проспект, 2019.-672с.

 

Тема 20. Философия науки

Научное и вненаучное знание. Роль философии в научном исследовании. Проблема истины. Критерии научности. Научное познание, его методы и формы. Теоретический и эмпирический уровни в науке. Становление научной теории. Природа научных концептов. Методология научного исследования. Рост научного знания. Научные парадигмы. Научные революции и смены типов рациональности. Идеалы науки. Наука и техника. Этика науки. Техника и нравственность. Природа техники. Роль науки и техники в техногенной цивилизации. Проблемы и перспективы техногенной цивилизации.

Литература:

39. 1. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. https://www.biblio-online.ru/book/BAF7B4B4-0190-4CBC-ADFA-04EC087F5776 С.196-229

40. Философия: учебник /под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.,-6 е издание. -М.,Проспект, 2019.-672с.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

Задачами самостоятельной работы студентов являются: освоение содержания основных положений учебного курса в процессе подготовки к семинарским, практическим и лабораторным занятиям, выполнения практических заданий; умение использовать материал, освоенный в ходе самостоятельной работы, при подготовке рефератов, курсовых работ, выпускной квалификационной работы, а также для подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации; формирование у студента самостоятельного мышления и стремления к саморазвитию. Основными формами организации самостоятельной работы являются: аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, объемом часов в соответствии с учебным планом по данной дисциплине.

Текущая самостоятельная работа, направленная на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений.

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как самоконтроль и контроль со стороны преподава­теля. Сопровождение самостоятельной работы студентов может быть организовано в следующих формах:

- согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу);

- консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над индивидуальным проектом;

- оценка результатов выполненных заданий;

- изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку.

 

Методическое обеспечение самостоятельной работы преподавателем состоит из:

- определения учебных тем/аспектов/вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

- подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

- поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, при наличии интереса к данной теме;

- определения контрольных вопросов и практических заданий, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

- организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Самостоятельная работа может выполняться обучающимся в читальном зале библиотеки, в компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студентов предусматривает контролируемый доступ к лабораторному оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Предусмотрено получение студентами профессиональных консультаций, контроля и помощи со стороны преподавателя.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная рабо­та, направленная на развитие интеллектуальных умений, повышение творческого потенциала студентов.

Включает следующие виды работ по основным проблемам курса:

- поиск, анализ, структурирование и презентация информации;

- анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме;

- составление глоссария;

- написание эссе.

Контроль самостоятельной работы.

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как самоконтроль и контроль со стороны преподава­теля. Сопровождение самостоятельной работы студентов может быть организовано в следующих формах:

- согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу);

- консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над индивидуальным проектом;

- оценка результатов выполненных заданий.

 

Методические рекомендации по подготовке студентов к занятиям лекционного типа

Лекционное преподавание закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую базу под изучаемую науку, знакомит слушателей с методологией исследования и указывает направления их работы по всем остальным формам и методам учебных занятий.

Лучшему усвоению материала способствует записывание лекции. Дословно следует записывать определения, признаки, выводы, диктуемые лектором. В целом же конспект лекции должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко и сжато.

Конспектируя лекцию, следует обязательно записывать источники, на которые ссылается автор, их можно будет изучить в ходе самостоятельной работы.

В конце конспекта каждой лекции следует оставить одну чистую страницу, чтобы, читая учебник, дополнительную литературу, можно было дополнить текст лекции.

 

Методические рекомендации по подготовке студентов к занятиям семинарского типа (практические занятия)

На практических занятиях углубленно рассматриваются наиболее сложные вопросы учебного курса, обсуждаются материалы лекций и самостоятельной работы. Практические занятия призваны способствовать закреплению и углублению знаний обучающихся.

Практическое занятие начинается вступительным словом преподавателя. Затем заслушиваются доклады по вопросам плана практического занятия, подготовленные студентами. Докладчики назначаются преподавателем по ходу занятия (как правило, из числа желающих). Все студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).

Выступление студента на практическом занятии должно отвечать следующим требованиям: в нём излагается суть, теория рассматриваемого вопроса, даётся анализ исторического и нормативного материала, закономерностей, принципов, законов, категорий на основе достижений современной науки. Выдвинутые положения подкрепляются фактами, аргументами, доказательствами, примерами и иллюстрациями. Ответы должны быть грамотными и в литературном отношении.

Докладчику задаются вопросы, после ответов, на которые все желающие вносят уточнения и дополнения. Преподаватель может вызвать студентов и для ответа на вопросы, не освещённые в ходе доклада.

Обсуждение, как правило, заканчивается заключением преподавателя, которое необходимо внимательно выслушать, усвоить и записать данные им рекомендации, советы.

Часть практических занятий проводится в форме дискуссии – обсуждения сложной проблемы, по которой нет единого мнения среди специалистов, ученых и практических работников.

Цели дискуссии:

1. Поиск новых знаний, расширение и углубление имеющихся знаний за счет обмена информацией между студентами и преподавателями.

2. Развитие навыков коллегиального принятия управленческих решений.

3. Развитие методического мышления, формирование умения публично выступать, отстаивать свою точку зрения.

В вводной части дискуссии преподаватель мотивирует тему, ее проблемность, значимость, необходимость обсуждения и принятия коллегиального решения, сообщает порядок проведения дискуссии, проверяет готовность студентов к занятию.

В основной части дискуссионного занятия выступают студенты либо от своего имени (совещательная дискуссия), либо от группы (панельная дискуссия). После каждого выступления преподаватель или студенты дополняют выступающего сообщением новых сведений.

В заключительной части дискуссии преподаватель дает краткую формулировку выводов (решений) по существу обсуждаемой проблемы с учетом выступлений студентов, мнений специалистов в этой области знаний и обосновывает предпочтительность той или иной точки зрения.

Преподаватель дает оценку заслушанным выступлениям, степени творческой активности и самостоятельности студентов, сообщает проставленные в журнал учебных занятий оценки успеваемости и отвечает на вопросы студентов.

Основу подготовки студентов к любому практическому занятию составляет систематическое, вдумчивое изучение учебной и научной литературы. Особое значение следует обращать на новые термины. Поэтому при подготовке к занятиям следует активно пользоваться справочной литературой, различного рода словарями.

Рекомендуется иметь специальную тетрадь для практических занятий. В неё следует заносить планы ответов на поставленные вопросы, заметки студента в ходе занятия, дополнительные пояснения преподавателя, а также возникающие и требующие дополнительной консультации вопросы.

Методические рекомендации по подготовке к опросу

Практические занятия являются одним из видов занятий при изучении курса дисциплины и включают самостоятельную подготовку студентов по заранее предложенному плану темы, написание эссе, подготовку докладов, решение практических задач и упражнений.

Целью практических занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.

В процессе подготовки к практическим занятиям студент учится:

1) самостоятельно работать с научной, учебной литературой, научными изданиями, справочниками;

2) находить, отбирать и обобщать, анализировать информацию;

3) выступать перед аудиторией;

4) рационально усваивать категориальный аппарат.

 

Для подготовки к устному опросу студент изучает лекции, основную и дополнительную литературу, публикации, информацию из Интернет-ресурсов.

Тема и вопросы к практическим занятиям, вопросы для самоконтроля содержатся в настоящей рабочей программе и доводятся до студентов заранее.

Эффективность подготовки студентов к устному опросу зависит от качества ознакомления с рекомендованной литературой.

Для подготовки к устному опросу студенту необходимо ознакомиться с материалом, посвященным теме практического занятия, в учебнике или другой рекомендованной литературе, записях с лекционных занятий, обратить внимание на усвоение основных понятий дисциплины, выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения, составить тезисы выступления по отдельным проблемным аспектам.

В среднем, подготовка к устному опросу по одному семинарскому занятию занимает от 2 до 4 часов в зависимости от сложности темы и особенностей организации студентом своей самостоятельной работы.

Методические рекомендации по выполнению мини-реферата

Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося. Данный вид работы подразумевает сотрудничество преподавателя и обучающегося. На занятиях по Философии преподаватель вправе дать ряд тем, которые будут являться более глубоким изучением разделов Философии.

На сегодняшний день существует определенная проблема в написании рефератов обучающимися. Это связано с быстро развивающимся техническим прогрессом в обществе. Все больше и больше обучающихся подвержены соблазну воспользоваться возможностями интернета, что снижает их процесс обучения, а именно, снижает способность поиска информации, её структурированию и выявления причинно-следственных связей, что особенно важно на занятиях по истории. Эти последствия связаны с тем, что обучающийся имеет возможность воспользоваться банками рефератов созданных в сети – интернет. Это приводит еще и к тому, что нарушаются авторские права научно-исследовательских работ, что незаконно. По этой причине, мини-реферат является одним из методов решений вышеперечисленных проблем.

Мини-реферат по структуре не отличается от классической формы реферата. В своей структуре он имеет: содержание; введение; несколько мини-глав; заключение; список литературы (или библиографический список).

Требования к мини-реферату: шрифт - 14 кегель, Times New Roman; интервал - 1,5; отличается от классического реферата в объемных составляющих, максимумом является объем в размере до 3-5 страниц.

Сокращение страниц в объеме приводит к тому, что обучающийся уже не может воспользоваться банками рефератов, так как в основном информация находящаяся в данном источнике превышает установленные требования к работе. Таким образом, обучающийся начинает структурировать и обрабатывать информацию, взятую из источников. В результате обучающийся учится анализу, структурированию информации и выявлению причинно-следственных связей.

Текущий контроль знаний студентов может проводиться в форме: устного индивидуального или фронтального опроса.          

Устный опрос наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой.

Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что а активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически взаимосвязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы студентов в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение студентами домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который был только что разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так он позволяет проверить подготовленность студентов к их выполнению.

Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа ("Что произойдет...", "Как изменится..."); на сравнение ("В чем сходство и различие...", "Чем отличается..."); на объяснение причины ("Почему...", "Для чего..."); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений ("Укажите важные свойства...", "В таких случаях...", "Какие условия необходимы..."): на установление значения того или иного явления, процессов ("Какое значение имеет...", "Какое влияние оказывает..."): на обоснование ("Чем объяснить...", "Как обосновать...").

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов. Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед студентами вопросы, требующие развернутого ответа.

Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать студентов логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний студентов.

 

Методические рекомендации по составлению конспекта

Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений. Основное требование к конспекту отражено уже в его опреде­лении — «систематическая, логически связная запись, отража­ющая суть текста». Это одно из основных требований, предъяв­ляемых к конспекту по существу. Поэтому нельзя поставить знак равенства между выписками по изучаемому тексту и его кон­спектом. Конспект - универсальный документ, который должен быть понятен не только его автору, но и другим людям, знакомящимся с ним. Конспект нужен для того, чтобы:

- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;

- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;

- создать модель проблемы (понятийную или структурную);

- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;

- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.

- Примерные тестовые задания по дисциплине

-

- Вариант 1

- Инструкция: «При выполнении тестовых заданий необходимо выбрать один, единственно верный ответ из ряда предложенных.

-

-

- 1. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

-

- а) фантазия

- б) ложь

- в) объяснение

- г) заблуждение

-

-

- 2. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть…

-

- а) предсознание

- б) чувственно-аффективный уровень сознания

- в) ценностно-волевой уровень сознания

- г) абстрактное мышление

-

-

- 3. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется…

-

- а) деятельностью

- б) игрой

- в) поведением

- г) трудом

-

-

- 4. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…

-

- а) Франции

- б) Англии

- в) Германии

- г) Италии

-

-

-

- 5. Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется…

-

- а) томизмом

- б) креационизмом

- в) провиденциализмом

- г) индетерминизмом

-

-

-

- 6. Мысленное объединение частей в единое целое есть...

-

- а) синтез

- б) сравнение

- в) обобщение

- г) анализ

-

-

- 7. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется…

-

- а) плюрализмом

- б) скептицизмом

- в) дуализмом

- г) провиденциализмом

-

-

-

- 8. «Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», «истинно то что полезно» - считают представители…

-

- а) феноменологии

- б) прагматизма

- в) персонализма

- г) герменевтики

-

-

- 9. Как самостоятельное духовно-культурное системное образование, философия возникла в…

-

- а) появлением первых людей

- б) эпоху древнейших цивилизаций

- в) Древнем Риме

- г) Древней Греции

-

-

- 10. Для эпохи Возрождения характерен...

-

- а) культуроцентризм

- б) теоцентризм

- в) антропоцентризм

- г) природоцентризм

-

-

-

- 11. Представителями рационализма в философии XVII века были…

-

- а) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш

- б) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

- в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

- г) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк

-

-

-

- 12. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе…

-

- а) данных научных исследований

- б) философских идей

- в) священного писания

- г) мифологических представлений

-

-

-

- 13. Единство качества и количества есть…

-

- а) мера

- б) граница

- в) норма

- г) время существования

-

-

-

- 14. В регулировании поведения человека мораль опирается на…

-

- а) государственное принуждение

- б) официально принятые письменные установления

- в) общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции

- г) достижения науки и техники

-

-

-

- 15. Вопрос о первоначале мира (архе) был центральным в Античной философии на этапе...

-

- а) эллинизма

- б) поздней классики

- в) средней классики

- г) ранней классики (досократики)

-

-

- 16. К этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» склонялись сторонники...

-

- а) гедонизма

- б) альтруизма

- в) эгоизма

- г) стоицизма

-

-

-

- 17. Представителем философии жизни является...

-

- а) Г. Спенсер

- б) М. Фуко

- в) У. Джемс

- г) С. Кьеркегор

-

-

-

- 18. В политической сфере процессы глобализации выражаются в…

-

- а) создании международных организаций и союзов

- б) появлении суверенных государств

- в) появлении новых демократических государств

- г) росте числа национально-этнических конфликтов

-

-

-

- 19. Авторами книги «Происхождение человека и половой отбор» является…

-

- а) Ч. Дарвин

- б) Т. Гексли

- в) Э. Мах

- г) Ф. Энгельс

-

-

- 20. Формой рационального познания является...

-

- а) восприятие

- б) ощущение

- в) эмоции

- г) понятие

-

1 – б 2 – г 3 – г 4 – г 5 – б 6 – а 7 – а 8 – б 9 – г 10 – в
11 – в 12 – в 13 – а 14 – в 15 – г 16 – а 17 – г 18 – а 19 – а 20 – г

-

-

-

- Вариант 2

- Инструкция: «При выполнении тестовых заданий необходимо выбрать один, единственно верный ответ из ряда предложенных.

-

- 1. «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», - утверждал...

-

- а) О. Конт

- б) К. Маркс

- в) Ф. Ницше

- г) А. Бергсон

-

-

-

- 2. Понимание человека как микрокосма характерна для...

-

- а) средневековой философии

- б) философии Нового времени

- в) современной философии

- г) античной философии

-

- 3. Социальная сфера общества включает в себя...

-

- а) общности людей

- б) средства производства

- в) государственные структуры

- г) транснациональные корпорации

-

-

- 4. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в(во)...

-

- а) II-й половине XX в.

- б) начале XX в.

- в) ХVIIIв.

- г) конце XIX в.

-

-

- 5. Наука есть...

-

- а) совокупность взглядов на мир и место человека в мире

- б) форма культуры, способная объяснить всё, что угодно

- в) совокупность знаний, накопленных человечеством

- г) духовно-практическая деятельность, направленная на познание сущности и законов объективного мира

-

-

- 6. Сторонники аскетизма проповедуют...

-

- а) наслаждение жизнью

- б) извлечение пользы из всего

- в) альтруизм во имя служению идеалов

- г) отречение от мирских соблазнов

-

- 7. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть...

-

- а) мифологема

- б) факт

- в) гипотеза

- г) теория

-

-

-

- 8. Развитие...

-

- а) характерно только для социума

- б) присуще природе, обществу и сознанию

- в) наблюдается только в живых системах

- г) характерно только для материальных систем

-

-

- 9. Первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...

-

- а) И. Кант

- б) Сократ

- в) Ф. Аквинский

- г) Августин

-

- 10. Общество – это…

-

- а) единая личность, чья воля на основании соглашения многих людей, должна стать волею их всех

- б) продукт взаимодействия людей

- в) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания

- г) организованная форма совместной деятельности людей

-

- 11. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли…

-

- а) аксиологии

- б) методологии

- в) гносеологии

- г) мифологии

-

-

-

- 12. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа:

-

- а) «не следует умножать сущности сверх необходимого»

- б) «нет ничего кроме Бога и Бог есть бытие»

-

-  13. Выдающийся мыслитель и учёный Античности, создатель «Ликея» и школы перепотетиков – ...

-

- а) Аристотель

- б) Эпикур

- в) Демокрит

- г) Платон

-

- 14. Глобальная проблема, проявившая себя в XXI в. - это...

-

- а) предотвращение мировой термоядерной войны

- б) угроза пандемии СПИДа

- в) освоение космоса

- г) международный терроризм

-

-

- 15. Философское учение о ценностях и их природе называется…

-

- а) онтологией

- б) гносеологией

- в) теологией

- г) аксиологией

-

-

- 16. Протяженность, трехмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами…

-

- а) пространства

- б) вакуума

- в) мышления

- г) времени

-

- 17. Взгляд личности (докса) на что-либо есть…

-

- а) убеждение

- б) мнение

- в) понятие

- г) истина

-

- 18. Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органом чувств, называется…

-

- а) восприятием

- б) эмоциями

- в) представлением

- г) ощущением

-

- 19. Сценарий «столкновения цивилизаций» в XXI веке был выдвинут…

-

- а) Д. Беллом

- б) С. Лемом

- в) Ф. Фукуямой

- г) С. Хантингтоном

-

- 20. К этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» склонялись сторонники...

-

- а) эгоизма

- б) стоицизма

- в) альтруизма

- г) гедонизма

-

-

1 – в 2 – г 3 – а 4 – а 5 – г 6 – г 7 – г 8 – б 9 – б 10 – г
11 – б 12 – а 13 – а 14 – г 15 – г 16 – а 17 – б 18 – г 19 – г 20 – г

-

Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного и семинарского типов:

Тема 1. Античная философия

1. Возникновение и этапы развития античной философии.

2. Досократическая философия – Милетская школа, Гераклит, элеаты, Пифагор и пифагорейцы, Демокрит.

3. Человек и познание в философии софистов и Сократа.

4. Сократические школы общая характеристика

5. Киники — основатель Антисфен;

6. Киренская школа (Киренаики) — основатель Аристипп из Кирены;

7. Мегарская школа (Мегарики) — основатель Евклид из Мегары;

8. Элидо-Эретрийская школа — основатель Федон из Элиды.

9. Основные идеи философии Платона.

10. Социальная философия Платона.

11. Онтология и гносеология Аристотеля.

12. Этика и полития Аристотеля.

13. Стоицизм.

14. Эпикуризм.

15. Неоплатонизм

16. Иудоэллинизм

Литература:

1. 1. Ивин, А. А. Философия: учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. https://www.biblio-online.ru/book/BAF7B4B4-0190-4CBC-ADFA-04EC087F5776 С.25-55.

2. Философия: учебник /под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.,-6 е издание. -М.,Проспект, 2019.-672с.

 

 

Тема 2. Средневековая философия

1. Основные этапы развития средневековой философии и их представители.

2. Восточная и западная патристика общая характеристика.

3. Учение Аврелия Августина.

4. Реализм.

5. Философия Фомы Аквинского.

6. Номинализм.

7. Учение Уильяма Оккама.

8. Вселенские соборы.

9. Арабская средневековая философия.

10. Византийская средневековая философия.

11. Еврейская средневековая философия

Литература:

3. 1. Ивин, А. А. Философия: учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. https://www.biblio-online.ru/book/BAF7B4B4-0190-4CBC-ADFA-04EC087F5776 С.56-67.

4. Философия: учебник /под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.,-6 е издание. -М.,Проспект, 2019.-672с.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 286.